ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1491 от 20.04.2011 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

                                                                                    Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1491/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2011 года Орджоникидзевский районный суд
г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Поползухиной Л.А., при секретаре Федяковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области от (Дата обезличена) о призыве на военную службу, отмене указанного решения и признании за ним права на отсрочку от призыва, указав, что решением Призывнойкомиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области (далее - Призывной комиссии) от (Дата обезличена) он призван на военную службу.

Данное решение о призыве на военную службу ФИО1 считает незаконным и нарушающим его права.

С (Дата обезличена) по (Дата обезличена) году ФИО1 проходил обучение в ГОУ ВПО «Уральский институт ГПС России», где им было получено среднее специальное образование.

После окончания обучения ФИО1 был принят на службу в государственную противопожарную службу МЧС России в звании лейтенанта внутренней службы на должность преподавателя тактико-технического цикла ГОУ ДО «Екатеринбургский учебный центр ФПС Главного управления МЧС России по Свердловской области.

С (Дата обезличена) и по настоящее время ФИО1 проходит службу в ГУ «Специальное управление ФПС (Номер обезличен) МЧС России».

Как указал ФИО1, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с поступлением на государственную противопожарную службу непосредственно после окончания ГОУ ВПО «Уральский институт ГПС России» и наличии специального звания - на время службы в указанном учреждении.

ФИО1 обратился в суд с заявлением, и просит признать незаконным решение Призывной комиссии от (Дата обезличена) о призыве на военную службу, отменить указанное решение и признать за ним право на отсрочку от призыва.

В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении своих требований.

Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что (Дата обезличена) председателем комиссии по постановке граждан на воинский учет Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга принято решение о постановке заявителя на воинский учет с выдачей удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии суду пояснил, что (Дата обезличена) было принято решение о предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу до (Дата обезличена) - момента окончания заявителем учебного заведения.

Как указал представитель заинтересованного лица Призывной комиссии, (Дата обезличена) заявитель обязан был явиться в военный комиссариат и сообщить об окончании учебного заведения, что им сделано не было.

В связи с указанным, как считает представитель заинтересованного лица Призывной комиссии, заявитель подлежит призыву на военную службу, как не имеющий высшего профессионального образования.

Представитель заинтересованного лица ГУ «Специальное управление ФПС (Номер обезличен) МЧС России» заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что заявитель на момент обучения, а затем и поступления на службу в ГПС МЧС России имел отсрочку от призыва на военную службу на весь срок службы. Следовательно, данная отсрочка должна была быть предоставлена не до (Дата обезличена), а на весь период службы. Таким образом, отсрочка должна действовать и в данное время.

Кроме того, как указала представитель заинтересованного лица ГУ «Специальное управление ФПС (Номер обезличен) МЧС России» предоставление отсрочки носит заявительный характер и для ее предоставления необходимо подать в военный комиссариат соответствующее заявление и предоставить доказательства, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки. Такие доказательства заявителем были предоставлены, поскольку решением призывной комиссии отсрочка была предоставлена (Дата обезличена).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выслушав пояснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до одной тысячи рублей.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона военной службой является особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

В силу статьи 1 названного Федерального закона воинская обязанность предусматривает прохождение военной службы по призыву и пребывание в запасе.

Согласно подпункту «з» пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Статьей 1 Федерального закона от 17.12.2009 № 312-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения в подпункт «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», дополнив его после слов «при наличии у них» словами «высшего профессионального образования».

В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

В силу пунктов 15, 17 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Согласно подпунктам 1, 4, 5 статьи 9 Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт. Институт - высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Материалами дела подтверждается, что в период с (Дата обезличена) по (Дата обезличена) заявитель проходил обучение в ГОУ ВПО «Уральский институт ГПС России» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности (Номер обезличен) от (Дата обезличена), регистрационный номер (Номер обезличен), Свидетельство о государственной аккредитации от (Дата обезличена) (Номер обезличен)). По окончании данного учебного заведения заявителем было получено среднее специальное образование по специальности пожарная безопасность, что подтверждается дипломом № (Номер обезличен) (л.д. 13).

Учетной картой призывника и книгой протоколов заседания призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга подтверждается, что на основании протокола от (Дата обезличена) (Номер обезличен) заявителю была предоставлена отсрочка в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от (Дата обезличена) (Номер обезличен).

Приказом от (Дата обезличена) (Номер обезличен) заявитель, находясь в звании лейтенанта внутренней службы, был назначен на должность (данные изъяты) ГОУ ДО «Екатеринбургский учебный центр ФПС Главного управления МЧС России по Свердловской области (л.д. 7).

На основании приказа от (Дата обезличена) (Номер обезличен) заявитель был откомандирован в распоряжение ГУ «Специальное управление ФПС (Номер обезличен) МЧС России» (л.д. 8), где приказом от (Дата обезличена) (Номер обезличен)л/с с (Дата обезличена) он был назначен на должность (данные изъяты) единой дежурно-диспетчерской службы «Служба спасения 01» службы пожаротушения Специального управления ФПС (Номер обезличен) МЧС России (л.д. 9).

Также с ним был заключен контракт о службе в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от (Дата обезличена) сроком на 5 лет (л.д. 10-12).

Трудовой книжкой заявителя подтверждается, что с (Дата обезличена) по настоящее время заявитель проходит службу в ГПС России (л.д. 36).

Довод представителя заинтересованного лица Призывной комиссии о том, что заявитель подлежит призыву на военную службу, так как он не имеет высшего профессионального образования в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, суд не может признать обоснованным.

Как видно из материалов дела, заявитель проходил обучение в учреждении высшего профессионального образования, по результатам которого получил среднее специальное образование.

Однако, подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, до внесения изменений Федеральным законом «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 17.12.2009 № 312-ФЗ устанавливался не уровень полученного образования, а тип образовательного учреждения - учреждении высшего профессионального образования.

Таким образом, в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона у заявителя возникло право на отсрочку от призыва на военную службу до 01.01.2010, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 17.12.2009 № 312-ФЗ, в связи с чем право на отсрочку сохранилась за ним до истечения срока ее действия или до исчезновения оснований (прекращении службы в ГПС России).

Также, поскольку основания предоставления заявителю отсрочки в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, а именно, прохождение заявителем службы в ГПС России, призывной комиссии были известны еще (Дата обезличена), такая отсрочка должна была быть ему предоставлена.

Согласно части 4 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что действие решения призывной комиссии приостановлено, суд полагает необходимым приостановить действие этого решения до вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194, 198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

заявление ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии удовлетворить.

Признать незаконными решение Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области от (Дата обезличена) о призыве ФИО1 на военную службу.

Отменить решение Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области от (Дата обезличена) о призыве ФИО1 на военную службу.

Признать за ФИО1 право на отсрочку от призыва, предусмотренную подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ до исчезновения ее оснований.

Действие решения Призывной комиссии Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Свердловской области от (Дата обезличена) о призыве ФИО1 на военную службу приостановить до вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Мотивированное решение составлено 20 апреля 2011 года.

Судья Л.А. Поползухина.