ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-1491/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе
Председательствующего судьи С.Л. Малахова
При секретаре С.И. Нестерова
С участием
Истца Т.К. Борисовой
Представителя истца В.В. Поручаева
представителя ответчика П.А. Кожухаря
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Т. К. к Главному управлению образования мэрии г. Новосибирска о признании приказа № 000-х от 22.09.2010 г. незаконным, установлении ежемесячных выплат, взыскании недополученной выплаты, компенсации морального вреда, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Борисова Т. К.обратилась в суд с иском к Главному управлению образования мэрии г. Новосибирска, просит признать необоснованным и незаконным Приказ № 000-х от 22.09.2010 г. в части установления ежемесячных выплат в размере 17000 рублей за счет фонда оплаты труда учреждения, направляемого на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента), установить ежемесячные выплаты истцу, начиная с сентября по декабрь 2010 г. в размере 22000 рублей за счет фонда оплаты труда учреждения, направляемого на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента), взыскать с ответчика недополученные ежемесячные выплаты за сентябрь и декабрь 2010 г. в размере 10000 рублей за счет фонда оплаты труда учреждения, направляемого на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента), а также морального вреда и судебных расходов.
В обосновании заявленных требований истец пояснила, что 18.12.2007 г. она и мэрия г. Новосибирска в лице начальника Главного управления образования мэрии г.Новосибирска заключили трудовой договор с руководителем муниципального учреждения по основному месту работы на неопределенный срок началом с 01.07.1998 г. Условиями договора предусмотрены выплаты стимулирующего характера. С 11.01.2010 г. ежемесячные выплаты за счет фонда оплаты труда учреждения, направляемого на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента) установлены в размере 22000 рублей. В период с 06.09.2010 г. по 31.10.2010 г. истец находилась в отпуске. По выходу из отпуска ей стало известно, что 22.09.2010 г. установлены ежемесячные выплаты в размере 17000 рублей за счет фонда оплаты труда учреждения, направляемого на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента). Т.к. при начислении отпускных выплат истцу были выплачены ежемесячные выплаты стимулирующего характера по октябрь включительно из расчета 22000 рублей в месяц, за ноябрь и декабрь недоплата составила по 5000 рублей в месяц, а всего 10000 рублей. Полагая, что действиями ответчика ее права нарушены, Борисова Т. К. обратилась в суд.
В судебном заседании истец и представитель истца Поручаев В. В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
В судебном заседании представитель ответчика Кожухарь П. А., действующий на основании доверенности, иск не признал в полном объеме. Пояснил, что стимулирующая надбавка уменьшена в связи с проведенной проверкой, на основании которой были выявлены нарушения. Довести до истца о принятом решении не было возможности, поскольку она находилась в отпуске. Приказ от 22.09.2010 г. был вручен бухгалтеру организации, более того, им не были изменены существенные условия. Представитель ответчика пояснил, что заседания комиссии проводятся два раза в год. Основанием для снижения стимулирующих выплат стал акт, составленный выездной комиссией о выявленных нарушениях (л.д. 61-64).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 18.12.2007 г. между мэрией г. Новосибирска в лице начальника Главного управления образования мэрии и Борисовой Татьяной Константиновной был заключен трудовой договор, согласно которому последняя назначена на должность директора муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 5 на неопределенный срок. Дата начала работы определена 01.06.1998 г.
В соответствии с пунктом 5.1 указанного трудового договора оплата труда Руководителя состоит из должностного оклада, муниципальной надбавки, надбавки из надтарифного фонда, выплат стимулирующего характера (л.д. 4-7).
Выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением мэра от 29.12.20006 г. № 1417 производятся по приказу начальника Главного управления образования (пункт 5.1.4 договора).
В соответствии с Приказом Главного управления образования мэрии г. Новосибирска № 000-х от 11.01.2010 г. Борисовой Т. К. были установлены ежемесячные выплаты в размере 22 000 рублей за счет части фонда оплаты труда учреждения, направляемого на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента) (л.д. 8).
Приказом Главного управления образования мэрии г. Новосибирска № 000-х от 22.09.2010 г. директору Борисовой Т.К. с 01.09.2010 г. установлен размер ежемесячных выплат 17000 рублей за счет части фонда оплаты труда учреждения, направляемых на стимулирование руководителей (без учета районного коэффициента) (л.д. 10).
Как следует из Акта от 04.06.2010 г. о проведенной 18-19 мая 2010 г. проверке расходования бюджета города Новосибирска Гимназией № 5, были выявлены нарушения Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом от 30.12.2008 г. № 148н, Постановления Губернатора Новосибирской области от 28.01.2008 г. № 20 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Новосибирской области», Постановления Губернатора Новосибирской области от 31.08.2007 г. № 341 «О порядке формирования и расходования фонда оплаты труда работников образовательных учреждений новосибирской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», Постановления мэра г. Новосибирска от 08.09.2008 г. «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений», Инструкции «О порядке финансирования расходов бюджета города и ведения лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств при казначейской системе исполнения бюджета г. Новосибирска» пункта 1.3, Приказа Главного управления образования мэрии от 13.01.2010 г. №6-од «О внесении изменений в порядок расходования фондов оплаты труда муниципальных образовательных учреждений» (л.д. 39-51).
Письмом № 0 от 10.06.2010 г. № 00-0000 Главное управление образования мэрии г.Новосибирска уведомило главу администрации Советского района г. Новосибирска о допущенных нарушениях, выявленных в расходовании бюджета города Гимназией №5.(л.д.38).
На совещании 21.09.2010 г. по вопросу определения размера выплат из стимулирующих фондов оплаты труда руководителям образовательных учреждений с 01.09.2010 г. было решено за нарушения и упущения в работе, отмеченные в акте от 04.06.2010 г., установить Борисовой Т.К. стимулирующую выплату в размере 17000 рублей (л.д. 52-53).
01.02.2011 г. начальнику Главного управления образования мэрии г. Новосибирска начальником отдела образования Администрации Советского района г. Новосибирска сообщено, что Борисовой Т. К. был снижен размер стимулирующей выплаты с 01.09.2010 г. по 31.12.2010 г. за нарушения и упущения в работе, отмеченные в акте от 04.06.2010 г., и нарушение финансово-хозяйственной деятельности (л.д. 37).
Суд, полагает, что исковые требования Борисовой Т.К. не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 5.1 трудового договора Борисовой Т.К. оплата труда Руководителя состоит из должностного оклада, муниципальной надбавки, надбавки из надтарифного фонда и выплат стимулирующего характера, которые производятся по приказу начальника Главного управления образования (пункт 5.1.4 договора).
Приказом Главного управления образования мэрии г. Новосибирска № 000-хх от 14.09.2010 г. было утверждено Положение о материальном стимулировании руководителей муниципальных бюджетных, автономных образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 1.6 данного Положения начальник Главного управления образования мэрии может принимать решение по увеличению или уменьшению размера стимулирующих надбавок, премий, доплат руководителям учреждений.
Стимулирующие выплаты – это денежные выплаты, осуществляемые за обеспечение высокого уровня качества услуг в Учреждениях.
Согласно пункту 2.2 указанного Положения стимулирующие выплаты устанавливаются на период с 01 января по 31 августа, с 01 сентября по 31 декабря текущего года. Отдел (управление) образования администрации района г. Новосибирска направляет ходатайство в Главное управление образования мэрии об установлении размера стимулирующих выплат, доплат два раза в год – до 31 декабря и до 31 августа.
На основании пункта 2.3 Положения при Главном управлении образования мэрии создается комиссия по оценке деятельности руководителей образовательных учреждений, которая рассматривает ходатайства управлений (отделов) образований администраций районов города об установлении надбавок и доплат, принимает решение путем простого голосования и оформляет протокол.
В соответствии с разделом 4 Положения размер стимулирующих набавок руководителю Учреждения может снижаться до 100 % на основании приказа Главного управления образования мэрии за указанные нарушения, в том числе за нарушение финансово-хозяйственной деятельности, неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств.
Таким образом, из смысла вышеуказанных норм следует, что установление размера стимулирующих выплат работодателем является его правом, а не обязанностью, поскольку это по существу является поощрением работника за труд, а увеличение или уменьшение поощрения зависит от оценки работодателем трудовой деятельности работника.
Вышеуказанные нормы не противоречат трудовому законодательству РФ и поэтому подлежат применению.
Приказами начальника Главного управления образования мэрии г. Новосибирска Директору МБОУ «Гимназия № 5» Борисовой Т.К. стимулирующие выплаты за 2010 г. устанавливались в соответствии с правилами Положения дважды: с 01.01.2010 г. в размере 22000 рублей и с 01.09.2010 г. в размере 17000 рублей, что сторонами в судебном заседании не оспаривается.
Вместе с тем, доводы истца, о том, что порядок установления стимулирующих выплат ответчиком был нарушен, т.к. не было направлено ходатайство отделом образования администрации Советского района г. Новосибирска в ГОУ мэрии суд полагает не обоснованными, поскольку истец не оспаривает, как сказано выше, размер установленной выплаты – 17000 рублей, а оспаривает ее снижение с размера 22000 рублей и соответственно недоплату в размере 5000 рублей.
Снижение размера стимулирующей выплаты было произведено работодателем в соответствии с пунктом 4 Положения на основании Акта от 04.06.2010 г. о проведенной проверке деятельности директора МБОУ Гимназии № 5 Борисовой Т.К., и который в судебном или ином порядке незаконным или отмененным признан не был.
Таким образом, Приказ Главного управления образования мэрии № 000-х от 22.09.2010 г. был вынесен законно и обосновано с соблюдением процедуры, предусмотренной законом. Основанием для вынесения данного приказа явился акт от 04.06.2010 г. по итогам проверки хозяйственной и финансовой деятельности Гимназии № 5. Главное управление образования мэрии уведомило администрацию Советского района г. Новосибирска о допущенных нарушениях. Комиссией по оценке деятельности руководителей образовательных учреждений истцу была установлена стимулирующая выплата в размере 17000 рублей, в подтверждении чего составлен протокол. Как пояснил представитель ответчика, отдел образования района города направляет ходатайство об установлении размера указанных выплат в устной форме, поскольку иной порядок никаким нормативным актом не установлен.
Довод истца о том, что она не была ознакомлена с приказом № 000-х под роспись, судом не может быть принят, поскольку директор Борисова Т. К. на совещании отсутствовала по причине отпуска, и. о. директора МБОУ «Гимназия № 5» Михайлова Е. А. была проинформирована отделом образования администрации Советского района г. Новосибирска о том, что Борисова Т. К. обязана явиться в Главное управление образования мэрии г. Новосибирска для ознакомления с приказом № 000-х после выхода из отпуска. Главному бухгалтеру Колесовой М. В. была выдана копия приказа. Однако Борисова Т. К. для ознакомления с приказом не явилась (л.д. 57).
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку суд полагает, что требования истца о признании неправомерными действия работодателя не подлежат удовлетворению, производные от основного требования истца о компенсации морального вреда подлежат отказу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 98, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Борисовой Т. К. - отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья С.Л. Малахов
Мотивированное решение изготовлено 09.03.2011 г.