ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1491/2016 от 13.12.2016 Мончегорского городского суда (Мурманская область)

Дело № 2-1491/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 13 декабря 2016 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пак С.Б.,

при секретаре Чубан Е.В.,

с участием прокурора Ильницкой А.С.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мончегорска к Комитету имущественных отношений администрации города Мончегорска о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества,

установил:

Прокурор г. Мончегорска обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации города Мончегорска (далее – КИО администрации, ответчик) о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

В обоснование требования указал, что в ходе проверки установлено, что КИО администрации не соблюдаются требования законодательства о муниципальной собственности в части принятия надлежащих и своевременных мер, направленных на признание и регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

Проверка показала, что участок тепловых сетей от ТК №.... до теплового пункта в тех.подвале дома №.... по <адрес> в реестре муниципального имущества города Мончегорска до настоящего времени не значатся, в связи с чем отсутствие надлежащего контроля за их техническим состоянием может привести в возникновению чрезвычайной ситуации. Спорный участок тепловых сетей имеет признаки бесхозяйного имущества.

Считая, что непринятие КИО администрации в муниципальную собственность спорного участка тепловых сетей влечет за собой возможность наступления тяжелых последствий (аварии, разрушения), прокурор просит обязать КИО администрации обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участок тепловых сетей от ТК №.... до теплового пункта в тех.подвале дома №.... по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Мончегорска Ильницкая А.С. на иске настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика – КИО администрации г. Мончегорска ФИО1 разрешение дела оставила на усмотрение суда. Пояснила, что в ноябре 2014 года КИО администрации г. Мончегорска стало известно о бесхозных сетях, расположенных в г. Мончегорске. КИО были направлены соответствующие запросы для сбора информации о принадлежности указанных тепловых сетей иным собственникам, но из-за недостаточности денежных средств в 2015-2016 годах не смогли составить технический план на тепловые сети, необходимый для постановки на учет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области. В 2017 году бюджетом предусмотрены денежные средства на указанные цели.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа: организация в границах городского округа электро,- тепло,- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона №131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

По сообщению ОАО «....» от 07.11.2014 (л.д. 6) участок тепловой сети от ТК №.... до теплового пункта в тех. подвале д. №.... по <адрес> является бесхозным.

Из сообщения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (л.д. 8, 15) участок тепловой сети от ТК №.... до теплового пункта в тех. подвале д. №.... по <адрес> по состоянию на 27.11.2014 в реестре федерального имущества не учитывается.

В реестре государственного имущества Мурманской области спорный участок тепловой сети не учитывается (л.д. 11).

Согласно сведениям ООО «....» указанная тепловая сеть в обществе на учете не состоит (л.д. 13).

Таким образом, по результатам рассмотрения дела установлено и сторонами не оспаривается, что указанный выше объект какому-либо собственнику не принадлежит, в оперативное ведение и управление или хозяйственное ведение какому-либо лицу не передан и, соответственно, может относиться к бесхозяйному имуществу.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №....-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимой вещи устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления установленной формы органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно пункту 4 раздела 4 Положения «О Комитете имущественных отношений администрации города Мончегорска» (л.д.24) КИО осуществляет функции по выявлению бесхозяйного имущества на территории города Мончегорска, осуществляет постановку его на учет в Мончегорском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области.

Таким образом, обязанность по постановке бесхозяйного имущества на территории города Мончегорск на учет в регистрационную службу по Мурманской области возложена на ответчика, вследствие чего требования прокурора подлежат удовлетворению.

Представленный представителем ответчика акт от <дд.мм.гггг> о передаче АО «....» бесхозяйных тепловых сетей для обслуживания и эксплуатации не освобождает КИО администрации города Мончегорска об обязанности постановки их на учет в регистрационную службу по Мурманской области.

При определении срока, в течение которого ответчик обязан совершить предписываемые действия, суд руководствуется статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, перечня необходимых действий, направленных на постановку на учет указанного объекта недвижимого имущества, и признает разумным заявленный прокурором срок устранения нарушения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для взыскания с ответчика – КИО администрации г. Мончегорска государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора города Мончегорска к Комитету имущественных отношений администрации города Мончегорска о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – удовлетворить.

Обязать Комитет имущественных отношений администрации города Мончегорска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участок тепловых сетей от ТК №.... до теплового пункта в тех.подвале дома №.... по <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде.

Судья С.Б.Пак