Дело № 2-1492/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 марта 2019 года город Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,
при секретаре Фаградян Ж.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Липецкой области и Липецкому областному Совету депутатов о признании срока 32 года 9 месяцев достаточным для исполнения обязанности по предоставлению жилья,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с иском к Администрации Липецкой области и Липецкому областному Совету депутатов о признании срока 32 года 9 месяцев достаточным для исполнения ответчиками обязанности решения вопросов социальной поддержки многодетных семей. В обоснование требований истец указала, что 06.02.1986 года она включена в общую жилищную очередь г. Липецка, 21.02.1987 года на основании ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР переведена в льготную очередь многодетных семей для первоочередного предоставления жилого помещения. С 01.01.2005 года решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом РФ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и осуществляется данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Из-за недопустимого бездействия ответчиков истцу не предоставлено жилье в течение 32 лет 9 месяцев ни бесплатно, ни за доступную плату, что повлекло нарушение права многодетной семьи истца на предоставления жилья в г. Липецке. В связи с изложенными обстоятельствами истец просит суд признать срок 32 года 9 месяцев достаточным для исполнения Администрацией Липецкой области и Липецким областным Советом депутатов обязанности по предоставлению истцу жилья.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Липецкого областного Совета депутатов ФИО2 в судебном заседании иск не признала и полагала требования истца не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором также указала, что ссылка истца на пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» основана на неправильном толковании указанной правовой нормы. В рамках своих полномочий Липецким областным Советом депутатов принят Закон Липецкой области от 27.03.2009 г. № 259-ОЗ, которым установлены меры социальной поддержки многодетных семей (л.д. 17 - 19).
Представитель ответчика Администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменные возражения, в которых полагал иск необоснованным и противоречащим действующему законодательству. В обоснование возражений ссылался, что Администрации Липецкой области является высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ. Истец ФИО1, как принятая на учет нуждающихся до 01.03.2005 года, сохранила право нахождения на учете нуждающихся до получения жилого помещения по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ. Фактически иск сводится к требованию о предоставлении жилья многодетной семье истца, однако истец не привела ни одного нормативного акта, возлагающего на Администрацию Липецкой области полномочия по определению конкретного срока для предоставления жилых помещений по договорам социального найма многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилья (л.д. 14 - 15).
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Истец ФИО1 с 06.02.1986 года состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилом помещении, с составом семьи 4 человека, включая дочь ФИО3 и двух сыновей ФИО4 и ФИО5 21.01.1987 года ФИО1 была включена в списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено. Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Ссылаясь, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, однако ответчики не принимают мер по решению указанных вопросов, чем нарушают право многодетной семьи истца на предоставление жилья, ФИО1 просит в судебном порядке признать срок 32 года 9 месяцев достаточным для исполнения обязанности по предоставлению ей как очереднику жилья по договору социального найма.
Полномочия и деятельность областного Совета основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», иными федеральными законами, ст. 30 Устава Липецкой области, законами области и иными нормативными правовыми актами области.
Согласно ст. 5 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г., законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
б.2) заслушивает ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
б.3) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем субъекте Российской Федерации;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации;
б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп.24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
Из содержания указанной правовой нормы следует, что данным Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.
В данном случае Законом Липецкой области от 27.03.2009 г. № 259-ФЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Законом Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ регламентированы правоотношения по предоставлению жителям Липецкой области социальных выплат на приобретение или строительство жилья.
Исходя из вышеизложенного, Липецкий областной Совет депутатов в качестве законодательного органа власти субъекта Российской Федерации реализовал полномочия, предоставленные ему федеральным законодателем, по принятию нормативных актов по предметам своего ведения.Решение вопросов о предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья не входит в полномочия законодательного органа власти Липецкой области.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
При этом из материалов дела усматривается, что Липецкий областной Совет депутатов ознакомил истца с Законом Липецкой области от 27.12.2007 г. № 120-ОЗ, в письменном ответе № С-149 от 14.03.2017 года предлагал истцу ФИО1 определиться, в рамках какой жилищной подпрограммы многодетная семья готова получить социальную выплату на приобретение жилья и на какие цели, либо разрешить вопрос улучшения жилищных условий путем приобретения жилья через ипотеку (л.д. 20 - 21).
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. и ст. 39 Устава Липецкой области от 09.04.2003 г. № 46-ОЗ, Администрация Липецкой области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 4 Устава Липецкой области Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава области, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области.
Согласно ст. 21 Федерального закона РФ № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
а.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, их языков и культуры;
защите прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации;
б.1) определяет порядок разработки и корректировки документов стратегического планирования, находящихся в ведении высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и утверждает (одобряет) такие документы;
в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ субъекта Российской Федерации, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
г) формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд;
е.1) осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона;
з) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 Устава Липецкой области Администрация области осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, утверждает государственные программы области, реализуемые за счет средств областного бюджета.
Установлено, что на территории муниципального образования г. Липецк, наряду с Жилищным кодексом РФ, действуют государственная программа Липецкой области "Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ" на 2014 -2024 годы, утвержденная Постановлением Администрации Липецкой области от 13 декабря 2013 г. N 588; подпрограмма "Ипотечное жилищное кредитование" и подпрограммы "Свой Дом"; а также нормативные акты, предусматривающие меры социальной поддержки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, такие как Закон Липецкой области от 05.08.2005 года № 207-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде»; Закон Липецкой области от 27.12.2007 года № 120-ОЗ «О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья», которыми предусмотрено оказание мер социальной поддержки жителям г. Липецка, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, доводы истца ФИО1 о незаконном бездействии Липецкого областного Совета депутатов и Администрации Липецкой области, повлекшем нарушение прав истца и членов ее семьи на предоставление жилья, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Ссылка истца в обоснование иска на нарушение Липецким областным Советом депутатов и Администрацией Липецкой области прав ФИО1 и членов ее семьи на предоставление жилья по договору социального найма, является несостоятельной. То обстоятельство, что она с членами семьи состоит на учёте нуждающихся в течение 32 лет 9 месяцев, не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.
Иск является необоснованным, так как действующим жилищным законодательством не предусмотрены сроки предоставления жилья гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в жилом помещении. Жилищный кодекс РФ не связывает порядок обеспечения жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с конкретным сроком, и не содержит положений, возлагающих на законодательный и исполнительный органы субъекта Российской Федерации обязанность решить вопросы предоставления жилья по договору социального найма в определенный срок.
Исходя из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что законных оснований для удовлетворения иска о признании срока 32 года 9 месяцев достаточным для исполнения Липецким областным Советом депутатов и Администрацией Липецкой области обязанности по предоставлению жилья ФИО1, состоящей в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Липецкому областному Совету депутатов и Администрации Липецкой области о признании срока 32 года 9 месяцев достаточным для исполнения обязанности по предоставлению жилья – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Малыхина
Мотивированное решение
составлено 18.03.2019 года.