Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года г. Нягань
Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Клюсовой А.И.
с участием представителя истца ФИО1 ФИО2
представителя ответчика ФИО3
при секретаре Шихрагимовой Г.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/2021 по иску Коньковой ЕВ к Администрации муниципального образования города Нягани, Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа–Югры о восстановлении нарушенных прав
У С Т А Н О В И Л
Истец после уточнения исковых требований просит признать незаконным постановление Администрации города Нягань от дата№ «Об исключении из списка участников мероприятия», которым она исключена из списка участников мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", восстановить её в списке участников мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" по дате подачи заявления, обязать Департамент строительства ХМАО-Югры включить истца в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в дата Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п "О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", признать за ней право на участие в мероприятии Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие жилищной сферы", за счет бюджетных ассигнований, утвержденных на текущий финансовый дата.
При этом мотивирует тем, что Постановлением Администрации города Нягань от дата№ «Об исключении из списка участников мероприятия» молодая семья истца исключена из списка участников Мероприятия составом семьи четыре человека в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным абзацем 4 пункта 2 Порядка, по статьи 10 Гражданского кодекса РФ, поскольку, по мнению ответчика на момент признания молодой семьи участником Мероприятия она не нуждалась в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что проживала в жилом помещении <адрес>. Полагает, что ответчик, принимая оспариваемое постановление неправомерно ссылался на то, что указанная квартира принадлежала на праве общей долевой собственности (по <данные изъяты> доли в праве) К и его внучке Я. Считает, что ответчиком был сделан неверный вывод, что поскольку в квартире была зарегистрирована Я, которая приходится дочерью К и матерью Я, то каждого члена семьи собственника жилого помещения приходилось по 10,16 кв.м. (50,8 : 5), что более учетной площади жилых помещений, которая применяется в целях определения нуждаемости (не более 9 кв.м, на человека).
Ссылаясь на пункт 2 Порядка реализации Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей полагает, что она имеет право на участие в Мероприятии по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
По мнению истца, поскольку её молодая семья на дату подачи заявления состояла из двух человек - она и её муж К, проживала в квартире <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности К (1/2 доля в праве) и его внучке Я (1/2 доля в праве), то в сложившихся правоотношениях к членам семьи собственника <данные изъяты> доли в праве в квартире К в понятийном смысле подпункта 5 пункта 3 Порядка на день подачи заявления для участия в Мероприятии относились его сын - К, супруга сына - ФИО1 ФИО15 и его дочь - Я. Одновременно Я являлась членом семьи собственника 1/2 доли в праве в квартире Я, которой приходится матерью. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Считает, что с учетом положений статьи 10 ГК РФ поскольку Я приходится матерью одному из сособственников жилого помещения, постольку её отнесение к членам семьи собственника для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий молодой семьи, значило бы злоупотребление правом и уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения должен быть определен в той части жилого помещения, которая приходится на долю собственника жилого помещения.
По мнению истца, поскольку общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в квартире приходится по 25,4 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого из сособственников, то есть на каждого члена молодой семьи приходилось по 8,5 кв.м. (25,4 : 3), что менее учетной нормы на одного человека.
Исключение ответчиком Администрацией города Нягань молодой семьи истца ФИО1 порождает невозможность включения в сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальных выплат в дата, который формирует и утверждает Департамент строительства ХМАО-Югры. В силу пункта 35 Порядка … Департамент строительства автономного округа вправе вносить изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году на основании предложений уполномоченных органов.
В судебное заседание истец и представитель ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры не явились, надлежаще уведомлены судом о дате и месте рассмотрения дела, ранее представитель Департамента строительства ХМАО-Югры просил рассмотреть дело без его участия, просил в иске отказать и полагал Департамент строительства ненадлежащим ответчиком.
Интересы истца по доверенности представляла ФИО2 настаивавшая на исковых требованиях.
Представитель ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на законность принятого решения. Представил письменные возражения на иск, приобщенные к материалам дела.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, истец была признана участником мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» составом семьи 2 человека по дате подачи заявления дата, и включена в Список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 346-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы».
Постановлением Администрации города Нягань от дата№ «Об исключении из списка участников мероприятия» молодая семья истца исключена из списка участников Мероприятия составом семьи четыре человека, в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным абзацем 4 пункта 2 Порядка. По мнению ответчика Администрации г Нягани на момент признания молодой семьи истца участником Мероприятия… она не нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку проживала в жилом помещении <адрес>. Указанная квартира принадлежала на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве) К, и его внучке Я. Кроме того, в квартире была зарегистрирована Я, которая приходится дочерью К, и матерью Я
Согласно информации ответчика в адрес истца на каждого члена семьи собственника жилого помещения приходилось по 10,16 кв.м. (50,8 : 5), что более учетной площади жилых помещений, которая применяется в целях определения нуждаемости (не более 9 кв.м., на человека).
Порядок реализации Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках указанной государственной программы утвержден Постановлением Правительства ХМАО-Югры от дата№.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка участником Мероприятия является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия Департаментом строительства автономного округа решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, нуждающейся в улучшении жилищных условий, супруги которой (родитель в неполной семье) имеют место жительства на территории автономного округа совокупно каждый не менее 15 лет.
В соответствии с Порядком… нуждающимся в улучшении жилищных условий признается заявитель, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанный органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что молодая семья ФИО1 на дату подачи заявления состояла из двух человек – истец и её супруг К.
При этом семья истца на дату подачи заявления для участия в Мероприятии проживала в квартире <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности К (1/2 доля в праве) и его внучке Я (1/2 доля в праве).
В сложившихся правоотношениях к членам семьи собственника 1/2 доли в праве в квартире К в силу подпункта 5 пункта 3 Порядка…, на день подачи заявления для участия в Мероприятии относились: его сын - К, супруга сына - ФИО1 и его дочь - Я. Одновременно Я являлась членом семьи собственника 1/2 доли в праве в квартире Я, которой приходится матерью.
В соответствии со т. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Суд при вынесении решения находит убедительными доводы истца, что с учетом положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ, поскольку Я приходится матерью одному из сособственников жилого помещения, постольку её отнесение к членам семьи собственника для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий молодой семьи значило бы злоупотребление правом.
При таких обстоятельствах к членам семьи собственника 1/2 доли в праве в квартире К следует отнести его сына - К, и супругу сына - ФИО1.
Соответственно уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения должен быть определен в той части жилого помещения, которая приходится на долю собственника жилого помещения.
Поскольку общая площадь квартиры составляет 50,8 кв.м., соответственно на 1/2 долю в праве общей долевой собственности в квартире приходится по 25,4 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого из сособственников.
Таким образом, на каждого члена молодой семьи приходилось по 8,5 кв.м. (25,4 : 3), что менее учетной нормы на одного человека.
По данному делу подлежат установлению следующие юридически значимые обстоятельства:
- лица, имеющие права на участие мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.10.2018 N 346-п "О государственной программе Ханты- Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы";
- нуждаемость вышеуказанных лиц в улучшении жилищных условий.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО1 с составом семьи - супруг К, была включена в Список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
На момент постановки на учет, она и её супруг проживали в квартире <адрес>, которая принадлежала на праве общей долевой собственности К (1/2 доля в праве) и Я (1/2 доля в праве).
Истец ФИО1 и её супруг К на момент обращения с заявлением об участии в мероприятии, являлись членами семьи собственника К.
Соответственно на собственника и членов его семьи приходилось по 8,5 кв.м., из расчета: 50,8 : 2 доли : 3 человека.
Членами семьи Я ни истец ФИО1, ни её супруг не являлись, поскольку она приходится родной племянницей К (супругу истца).
При таких обстоятельствах ответчик Администрация города Нягань, незаконно исключила молодую семью истца из списка на участие в Мероприятии по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Право на получение социальной выплаты у истца ФИО1 возникло в дата, и могло быть реализовано в случае её участия в Мероприятии.
Незаконное исключение истца из списка участников Мероприятия повлекло дня неё неблагоприятные последствия в виде невозможности получения мер государственной поддержки не только в текущем году, но и в будущем году, поскольку в датаК исполняется 36 лет, что является самостоятельным основанием для исключения молодой семьи из списка участников Мероприятия по правилам пункта 28 Порядка.
Исключение ответчиком Администрацией города Нягань молодой семьи истца ФИО1 порождает невозможность включения в сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальных выплат в дата, который формирует и утверждает Департамент строительства ХМАО-Югры.
В силу пункта 35 Порядка…, Департамент строительства автономного округа вправе вносить изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году на основании предложений уполномоченных органов.
Изменения в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году вносятся в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на текущий финансовый год при условии достижения значения показателя результативности использования средств федерального бюджета и бюджета автономного округа, установленных соглашением, заключенным Правительством автономного округа с Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации на текущий финансовый год.
На основании установленных доказательств, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца и части понуждения ответчика Департамента строительства ХМАО-Югры внести изменения в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в связи с принятием уполномоченным органом Администрацией города Нягань незаконного решения об исключении молодой семьи из списка участников Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Нягань от дата№ «Об исключении из списка участников мероприятия», которым ФИО1 исключена из списка участников мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
Восстановить ФИО1 в списке участников мероприятия Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие жилищной сферы» по дате подачи заявления.
Обязать Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить ФИО1 в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в дата Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы».
Признать за ФИО1 право на участие в мероприятии Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от дата N 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», за счет бюджетных ассигнований, утвержденных на текущий финансовый дата.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Няганский городской суд в течение месяца.
Судья А.И. Клюсова