Дело № 2- 1493\16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2016 года г. Дмитров
Дмитровкой городской суд Московской области в составе судьи Хорькова Л.А., с участием прокурора ФИО., при секретаре судебного заседания Докучаевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Алиса- Д» об исполнении предписаний,
установил:
Дмитровский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Алиса-Д» об исполнении предписаний Департамента Росприроднадзора по ЦФО по факту нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Требования мотивировал тем, что ООО Торговый дом Алиса- Д, осуществляя торговую деятельность на территории <адрес> в соответствии с требованиями ст. 16 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данная обязанность не выполняется.
Департаментом Росприроднадзора по ЦФО Обществу были выданы предписания о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления и предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду с указанием сроков исполнения. При проверке выданного предписания установлено, что выявленные нарушения не устранены, в связи с чем, Департаментом Росприроднадзора были направлены материалы в мировой суд Дмитровского судебного района для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 19,5 КоАП. По результатам привлечения общество привлечено к административной ответственности с назначением штрафа в размере 10000 рублей за каждое невыполненное предписание..
В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление.
Представитель ответчика ООО «ТД «Алиса-Д» возражает в удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица - Дапартамент Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Росприроднадзор как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 1, подпункты 5.1.3, 6.3, и 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400).
Осуществляя правовое регулирование в области охраны окружающей среды, федеральный законодатель определил субъектов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 1 января 2016 г., плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ дополнен статьей 16.1, введенной в действие с 1 января 2016 г.
Согласно указанной норме плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовывались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1).
По смыслу приведенного предписания, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы, за исключением твердых коммунальных отходов; региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по их размещению. При этом от исполнения подобной обязанности освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
ООО «ТД «Алиса-Д» (далее- Общество) осуществляет торговую деятельность на территории Дмитровского муниципального района и в соответствии с требовании ст.16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «об охране окружающей среды» обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Данная обязанность ООО «Торговый дом «Алиса-Д» не выполняется.
Росприроднадзор является администратором доходов - платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Департаментом Росприроднадзора по ЦФО в адрес ООО "ТД Алиса- Д" было выдано предписание
№ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
№ от ДД.ММ.ГГГГ., о предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
№ от ДД.ММ.ГГГГ., о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
№ от ДД.ММ.ГГГГ., о предоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
№ от ДД.ММ.ГГГГ., о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит выводу о том, что «ТД «Алиса-Д» является юридическим лицом и осуществляет деятельность по торговле товаров.
При этом «ТД «Алиса-Д» осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную исключительно с размещением отходов производства, является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду в силу закона, и такая плата является необходимым условием получения им права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
При этом указанные платежи дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе предпринимательской деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Дифференцированный подход ко взысканию названных платежей отражен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", которым установлены базовые нормативы платы по каждому ингредиенту загрязняющих веществ, виду вредного воздействия с учетом степени опасности для окружающей природной среды, а также коэффициенты, учитывающие экологические и прочие факторы.
По смыслу ст. 16 указанного Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Обязанность юридических лиц по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в конечном итоге, направлена на обеспечение конституционного права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, а также на обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности (ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Неуплата названных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Разрешая, при таких обстоятельствах, заявленные исковые требования, суд оценивая представленные сторонами доказательствам, доводам и возражениям стороны, в соответствии с положениями Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632), Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", а также руководствуясь разъяснениями, содержащимися в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П, приходит к выводу об их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Дмитровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать ООО «Алиса –Д» исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ года в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно представить в департамент Росприроднадзора по ЦФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно представить в департамент Росприроднадзора по ЦФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно представить в департамент Росприроднадзора по ЦФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно представить в департамент Росприроднадзора по ЦФО расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления <данные изъяты> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
исполнить предписание Департамента Росприроднадзора по ЦФО № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно представить в департамент Росприроднадзора по ЦФО оспрасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления за ДД.ММ.ГГГГ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья: