РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 августа 2017 года город Нижний Тагил Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Горюшкиной Н.В., при секретаре судебного заседания Красноперовой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1493/2017 по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании незаконным отказа в предоставлении выбора на начислению льготы, обязании начислить льготу за проезд, как «Ветерану труда», УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с иском к ТОИОГВ СО – УСП МСП СО по гор. Нижний Тагил и Пригородному району, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в предоставлении выбора по начислению льготы на проезд, начислить льготу на проезд, как «Ветерану труда», обязать оформить льготу на проезд, как «Ветерану труда» с 2015 году, а льготу, как инвалиду третьей группы не платить. В обоснование требований указано, что истец является ветераном труда и инвалидом <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ без срока переосвидетельствования. Как ветеран труда, он получал ежемесячное пособие на проезд в размере 400 рублей, а получив инвалидность ему стали платить ежегодное пособие <...>. Он неоднократно обращался с требованием устранить данное нарушение, на что ему было отказано. Его права нарушены, так как он не давал разрешение уменьшить размер пособия. Из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2016г. явно следует, что социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, то же указано в определениях Конституционного Суда 95-0 от 24.01.2008 №47-0-0, от 19.02.2009 № 159-0-0. Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ- Управление Пенсионного фонда в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области. Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования по доводам иска поддержал и просил удовлетворить. Представитель ответчика ТОИОГВСО – Управление социальной политики МСП СО по городу Нижний Тагил и Пригородному району – ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, также указала, что на доводах письменного отзыва, представленного ранее настаивает, исковые требования просит оставить без удовлетворения. Из письменного отзыва ответчика следует. ФИО1 состоит на учете в Управлении социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району по категориям: «Ветеран труда» (удостоверение серия У № выдано ДД.ММ.ГГГГ) и «инвалид <...> группы» без срока переосвидетельствования, (справка МСЭ-<...>№ выдана ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2008 № 1426-ПП «О размере, порядке и условиях назначения и выплаты ежегодного пособия на проезд по территории <адрес> на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования в пригородном сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации» ФИО1 как инвалиду <...> группы ежегодно выплачивается пособие на проезд, в <...> размер пособия составил <...>. Постановлением Правительства Свердловской области от 19.11.2014 № 1014-ПП «О предоставлении бесплатного проезда по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в междугородном сообщении отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации» инвалидам сохранен бесплатный проезд по территории Свердловской области на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных маршрутов. Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими денежная выплата. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один / раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. ФИО1, как гражданин, имеющий группу инвалидности, включен в федеральный регистр и меры социальной поддержки ему предоставляются в соответствии с законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ. С получением группы инвалидности, истцу назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которая выплачивается через Пенсионный фонд. В состав ЕДВ, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, включены компенсация расходов по оплате за телефон, радио, а также пособия на проезд на всех видах городского транспорта. Согласно статье 31 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по указанному Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по указанному Федеральному закону, либо по другому правовому акту. В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, не могут устанавливаться и финансироваться одновременно за счет средств федерального бюджета (как инвалиду) и областного бюджета (как ветерану труда) меры социальной поддержки. Федеральные законы не предусматривают право ветеранов и инвалидов дублировать аналогичные льготы по разным законам и возможность двойной выплаты на одни и те же услуги из бюджетов разных уровней. Действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза. Таким образом, так как ФИО1 является получателем ЕДВ, предусмотренной Федеральным законом № 181 -ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ему не может быть предоставлена мера социальной поддержки - ежемесячное пособие на проезд в соответствии с Законом Свердловской области». Действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату таким лицам, одновременно, ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалид", и как ветерану труда. В удовлетворении заявленных требований просили отказать. Представитель третьего лица ГУ- Управление Пенсионного фонда в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, направила в суд отзыв на заявленные требования, из которого следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости. С ДД.ММ.ГГГГ к его пенсии выплачивается ежемесячная компенсационная выплата в размере <...> на уход за ним, как за лицом, достигшим возраста <...>. Кроме того ФИО1 является и получателем ежемесячной денежной выплаты, которая установлена на основании ст. 28.1. Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ и на сегодняшний день составляет <...> В соответствии с подп. 8 ст. 6.1. Закона РФ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Перечень социальных услуг, входящих в данный набор социальных услуг, закреплен в статье 6.2. Закона № 178-ФЗ. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ЕДВ. Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью или отказ от получения одной из социальной услуги. На оплату набора социальных услуг ФИО1 направляется, на сегодняшний день, <...> в месяц. Общая сумма, подлежащая выплате инвалидам третьей группы, составляет на сегодняшний день — <...> В УПФР ФИО1 с заявлением об отказе от набора социальных услуг не обращался, поэтому истец получает только сумму ЕДВ в размере <...> Исковые требования истца оставила на усмотрение суда. В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика и третьего лица. Заслушав пояснения истца, огласив отзывы ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 состоит на учете в Управлении социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району по категориям: «Ветеран труда» (удостоверение серия У № выдано ДД.ММ.ГГГГ) и «инвалид <...> группы» без срока переосвидетельствования, (справка МСЭ-2014 № выдана ДД.ММ.ГГГГ). Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району ФИО1 получал ежемесячное пособие на проезд в соответствии с Законом Свердловской области № 190-ОЗ от 25.11.2004 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выплата была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району ФИО1 является получателем ежемесячного пособия на пользование услугами телевещания, ежегодного пособия на проезд. Из отзыва третьего лица следует, что ФИО1 является с ДД.ММ.ГГГГ получателем ежемесячной денежной выплаты, которая установлена на основании ст. 28.1. Федерального Закона от 24.11.1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и на ДД.ММ.ГГГГ /дату составления отзыва/ составляет <...> В УПФР ФИО1 с заявлением об отказе от набора социальных услуг не обращался. Истец получает сумму ЕДВ в размере <...>. Данные изложенные в отзыве третьего лица стороной истца в судебном заседании не оспорены. Считая действия ответчика по прекращению выплаты ежемесячного пособия на проезд незаконными, ФИО1 неоднократно обращался в Управление социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району с заявлениями о предоставлении льготы на проезд, как «Ветерану труда». На обращения истца ответчиком были даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, которыми было отказано в предоставлении льготы, в связи с тем, что истец является получателем меры социальной поддержки - льготы на проезд по основаниям, предусмотренным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Ранее действовавшие ст. ст. 28, 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. до 22 августа 2004 года) предусматривали в качестве льготы, установленной для инвалидов, в частности, бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменен принцип установления системы мер социальной защиты инвалидов - предоставляемое ранее инвалидам право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, заменены на денежную компенсацию, а статьи 28, 30 признаны утратившими силу, в действие введена ст. 28.1. "Ежемесячная денежная выплата инвалидам". Как следует из ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Статьей 31 Федерального закона N 181-ФЗ предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной поддержки по настоящему федеральному закону одновременно по другому правовому акту, мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему закону, либо по другому правовому акту. Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что ежемесячная денежная выплата, введенная Федеральным законом N 122-ФЗ, по своей правовой природе есть элемент механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот, поэтому отмена определенных льгот не может рассматриваться как нарушение социальных прав граждан. (Определения: от 19.02.2009 N 159-0-0. от 22.04.2010 N 513-0-0. от 27.05.2010 N 657-0-0). Следовательно, не могут устанавливаться и финансироваться одновременно за счет средств федерального бюджета (как инвалиду) и областного бюджета (как ветерану труда) меры социальной поддержки. Федеральные законы не предусматривают право ветеранов и инвалидов дублировать аналогичные льготы по разным законам и возможность двойной выплаты на одни и те же услуги из бюджетов разных уровней. ФИО1, как гражданин, имеющий группу инвалидности, включен в федеральный регистр и меры социальной поддержки ему предоставляются в соответствии с законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г. № 181 - ФЗ. С получением группы инвалидности, истцу назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), которая выплачивается через Пенсионный фонд. В состав ЕДВ, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, включены компенсация расходов по оплате за телефон, радио, а также пособия на проезд на всех видах городского транспорта. С учетом того, что ФИО1 является получателем ЕДВ, предусмотренной Федеральным законом № 181 -ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», с заявлением о прекращении выплаты ЕДВ в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Нижнем Тагиле и Пригородном районе истец не обращался, ему не может быть предоставлена мера социальной поддержки - ежемесячное пособие на проезд в соответствии с Законом Свердловской области № 190-ОЗ от 25.11.2004 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». Одновременно необходимо отметить, что при отказе от получения мер социальной поддержки, как инвалиду, у истца возникнет право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты ежемесячного пособия на проезд, как «Ветерану труда» в соответствии с Законом Свердловской области № 190-ОЗ от 25.11.2004 «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». В связи с отсутствием правовых оснований заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320,321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о признании незаконным отказа в предоставлении выбора по начислению льготы на проезд, начислении льготы на проезд, как «Ветерану труда», обязании оформить льготу на проезд, как «Ветерану труда» с 2015 года, а льготу, как инвалиду третьей группы, не платить, отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 11 августа 2017 года. Председательствующий |