ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1493/17 от 09.11.2017 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г.Тулун 09 ноября 2017 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи - Томилко Е.В.,

при секретаре - Беликовой Т.С.,

с участием: помощника Тулунского межрайонного прокурора Городецкой Т.О., служебное удостоверение ТО ***,

истца – ФИО1,

представителя истца ФИО1ФИО2, действующей на основании доверенности ****0 от ......, сроком действия на один год, с запретом на передоверие полномочий,

представителя ответчика Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «****» - ФИО3, действующей на основании доверенности *** от ......, сроком действия до ......,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1493/2017 по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «****» о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «****» с исковым заявлением, о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указав, что с ...... она была переведена с должности специалиста 1 категории отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа МО «****» на должность ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа муниципального образования «****».

Распоряжением мэра городского округа от ...... она была уволена с работы в связи с утратой доверия. Согласно распоряжению она предоставила неполные и недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и детей за 2016 год.

Считает увольнение незаконным, поскольку своевременно и в полном объеме предоставила сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетних детей за 2016 год. Наличие денежных средств на своих счетах и счетах супруга, детей не укрывала. В справке за 2016 год перечислены все счета и верно указан размер денежных средств, находящихся на них. Она лишь некорректно заполнила справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга С. за 2016 год. Данные нарушения выразились в следующем: при заполнении справок на несовершеннолетних детей она допустила ошибку по невнимательности, указала одинаковые даты рождения детей, реквизиты свидетельств о рождении указаны верно; в справке за 2015 год не были указаны расчетные счета супруга открытые с 2005 по 2007 года. По данным счетам операции не производились. О их наличии узнали после подключения программы «мобильный банк», т.е. заведомо укрывать их в 2015 году у нее не было намерения; не указала в справке, что денежные средства, оформленные в качестве депозитного вклада в размере .......... рублей были получены в дар от матери, а также не указала проценты от данного вклада, однако полные сведения об этом в справке указаны; не указала сведения о доходе от депозитного вклада в банке, при этом в справке были отражены полные и достоверные сведения об этом счете, более того денежные средства от указанного вклада находились на депозитных счетах супруга еще с 2014 года. В дальнейшем сумма, оформленная в качестве вклада в связи с истечением действия договора вклада снималась вместе с процентами и ложилась на новый депозитный счет, где также начислялись проценты.

Просит признать незаконным распоряжение ***-к от ...... об увольнении муниципального служащего по ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от ...... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», восстановить на работе в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа муниципального образования «****», взыскать сумму среднего заработка за время вынужденного прогула с ...... по день вынесения решения суда, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что допущенный ею дисциплинарный проступок по тяжести не соответствует, примененному дисциплинарному взысканию в виде увольнения. Считает, что некорректно заполненная справка о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга, не является основанием для применения крайней меры дисциплинарного взыскания. Кроме того, считает, что при привлечении её к ответственности нарушена процедура проведения служебной проверки. Расчет дней вынужденного прогула произведен на основании справки, выданной ей ответчиком. Она ошибочно указала даты рождения детей, о чем ею были даны объяснения. Считает нарушение в части описки в дате рождения детей несущественным.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО2 поддержала требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, поддержала доводы своего доверителя. Дополнительно суду пояснила, что допущенный истцом дисциплинарный проступок по тяжести не соответствует, примененному дисциплинарному взысканию в виде увольнения. Считает, что п. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не императивное, а диспозитивная норма. Считает, что при проведении проверки были нарушены нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». От истца хоть и были отобраны объяснения, однако в нарушение ст. 27.1 доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы в отношении ФИО1 не составлялся, с его результатами её не знакомили. Считает, что ответчик фактически никакой проверки не проводил, не дал оценку предшествующего поведения истца в части соблюдения других ограничений и запретов, не исследовал характер совершенного дисциплинарного проступка. У ответчика отсутствуют доказательства, свидетельствующие об утрате доверия к истцу, в связи с совершенным проступком.

Представитель ответчика МУ «Администрация городского округа муниципального образования «****» - ФИО3 суду пояснила, что в удовлетворении требований необходимо отказать по основаниям указанным в возражениях (л.д.98-103). Дополнительно пояснила, что истец, как муниципальный служащий обязана была предоставить достоверные и полные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего супруга, данная обязанность регламентирована ст. 25 Федерального закона от ...... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Иного вида дисциплинарного взыскания, кроме увольнения по ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусмотрено. Проверка проведена в полном объеме, в соответствии с представлением, выданным Тулунской межрайонной прокуратурой. Довод представителя истца о несоставлении доклада о результатах проверки не может быть принят, поскольку в данном случае, была составлена справка о проведении анализа представленных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей администрации городского округа муниципального образования – «****» за 2016 год в сравнении с 2015 годом. Истец была надлежащим образом уведомлена о проведении проверки, а также была ознакомлена с результатами проверки. В ходе проведения проверки по представлению прокурора не только у ФИО1 были обнаружены ошибки в указании даты рождения детей, однако в отношении иных лиц были применены иные меры дисциплинарного взыскания.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника Тулунского межрайонного прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

В силу требований ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета вышеуказанных обстоятельств, иск может быть удовлетворен.

В ч. 4 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что для применения такого взыскания как увольнение муниципального служащего по данному основанию необходимо тщательное исследование всех обстоятельств, при которых служащим были допущены нарушения требования законодательства.

Пунктом 3 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены требования к порядку проведения процедуры привлечения муниципальных служащих к ответственности и установлена необходимость наличия следующих документов: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.

Как следует из материалов дела, Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «****» является юридическим лицом (л.д.183-193).

ФИО1...... принята на должность ведущего инженера отдела архитектуры и градостроительства Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа. ...... переведена на должность ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа младшей должности муниципальной службы (л.д.7-13, 104-108).

Как усматривается из представленных в материалы дела справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1, её детей С.П.Е., С.С.Е. и её супруга С., они преставлены истцом .......

В справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 в отношении несовершеннолетних детей С.П.Е., С.С.Е., указан один день рождения - ......, и разные свидетельства о рождении детей (л.д.133-138).

Из пояснений истца ФИО1 следует, что она ошибочно указала даты рождения детей, о чем ею были даны объяснения. Кроме того она считает данное нарушение несущественным, что также подтверждается пояснениями представителя истца ФИО3, которая указала, что в ходе проведения проверки по представлению прокурора не только у ФИО1 были обнаружены такие ошибки, однако в отношении иных лиц были применены иные меры дисциплинарного взыскания.

Как усматривается из справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 поданной в отношении супруга С., ...... года рождения, в разделе «Сведения о доходах» отсутствуют иные доходы: в виде подарка от матери ФИО1 в размере .......... рублей, а также доход от вклада в банках и иных кредитных организациях. В разделе «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» указаны расчетные счета в ПАО «Сбербанк России»: с датой открытия счета ...... с остатком на счете .......... рублей 44 копейки; ...... – 10 рублей 60 копеек; ................ рублей 90 копеек; ................; ................ рублей 13 копеек; ...... – 1 042 рубля; ...... - 27 рублей 26 копеек; ...... – 10 рублей 00 копеек (л.д.129-132).

Из представления об устранении нарушений Земельного кодекса Российской Федерации, законодательства о противодействии коррупции *** от ......, выданного и.о. межрайонного прокурора, поступившего ответчику ...... входящий *** следует, что в нарушение требований ст. 10 Федерального закона от 03.12.2012 № 230 «О контроле за составлением расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц им доходах» анализ представленных сведений кадровым подразделением администрации городского округа не проводится. В ходе изучения личных дел и анализа представленных сведений о доходах установлено, что при предоставлении ведущим специалистом отдела архитектуры ми градостроительства Комитета ЖКХ администрации городского округа сведений на несовершеннолетних детей дата рождения и реквизиты свидетельств о рождении указаны одинаковые.

Из справки на супруга этого же специалиста следует, что размер денежных средств, находящихся на счетах в кредитных учреждениях, значительно превышает годовой доход как за 2016 год, так и за 2015 год.

Однако кадровая служба, приняв сведения о доходах от данного ведущего специалиста, не обратила внимания представителя нанимателя на данный факт, письменную информацию по итогам анализа не подготовила, с инициативным предложением к руководителю органа местного самоуправления о проведении проверки полноты и достоверности, представленных сведений о доходах не вышла. Требует устранить нарушения, допущенные в сфере противодействия коррупции. Рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях к дисциплинарной ответственности. О результатах рассмотрения представления сообщить в Тулунскую межрайонную прокуратуру в установленный законом месячный срок с приложением копии распоряжения о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д.139-143).

Таким образом, судом установлено, что ФИО1, являясь муниципальным служащим, выполнила свою обязанность по предоставлению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок – ....... Однако, в нарушение требований по заполнению справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера истцом не указаны сведения о дате рождения детей, а в справке на супруга С. не отразила сведения о доходах от вклада в банках и иных кредитных организациях и иные доходы в виде подарка от матери ФИО1, однако в полном объеме отражены сведения о имеющихся счетах в ПАО «Сбербанк России».

Указом Губернатора Иркутской **** от ...... N 7-уг утверждены "Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, замещающих указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законодательством" (далее Положение).

Согласно п. 5 Положения проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения (далее - проверка), осуществляется кадровой службой соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области (далее - кадровая служба).

Должностные лица кадровой службы, ответственные за проведение проверки, определяются руководителем соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области (далее - орган местного самоуправления) или уполномоченным им должностным лицом.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения, осуществляется по решению руководителя соответствующего органа местного самоуправления либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего органа местного самоуправления, принятого в течение трех рабочих дней со дня представления ему информации, указанной в пункте 7 настоящего Положения.

Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

Как указано в п. 7 Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что в нарушении требований Положения в течение трех рабочих дней с момента поступления представления Тулунской межрайонной прокуратуры мэром Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «****» не было принято решения о проведении проверки в отношении муниципального служащего ФИО1.

В соответствии с п. 16 Положения руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает: уведомление в письменной форме муниципального служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта 2 настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения; проведение в случае обращения муниципального служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения муниципального служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с муниципальным служащим.

Как указано в п. 17 Положения не позднее трех рабочих дней со дня окончания проверки кадровая служба обязана ознакомить муниципального служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

При этом в соответствии с п. 18 Положения муниципальный служащий вправе: давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 16 настоящего Положения; по результатам проверки; представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме; обращаться в кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 16 настоящего Положения.

В силу п. 19 Положения пояснения и дополнительные материалы, указанные в пункте 18 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.

Пунктом 21 Положения предусмотрено, что по результатам проверки лицу, принявшему решение о проведении проверки, руководителем кадровой службы представляется доклад о ее результатах. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений: об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности; о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности; о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Как установлено судом и материалами дела, ...... от муниципального служащего ФИО1 отобрано объяснение по вопросам предоставления сведений (л.д.144) на основании представленных данных ......***, составлена справка о проведении анализа представленных сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей администрации городского округа муниципального образования – «****» за 2016 год в сравнении с 2015 годом. Из представленной справки усматривается, что она составлена в отношении нескольких муниципальных служащих, в том числе и ФИО1. Из справки следует, что в ходе проверки было выявлено, что у ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 в справке на супруга за 2016 год отражены счета, находящиеся в кредитных учреждениях, открытые ранее 2015 года, но в справке за 2015 год такие счета отсутствуют. Также, учитывая сведения на супруга за 2015 и 2016 год размер денежных средств, находящихся на счетах в кредитных учреждениях превышает его годовой доход, а в справках на несовершеннолетних детей указана одна и та же дата рождения. В связи с этим, вышеперечисленных лиц необходимо рассмотреть на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрацию городского округа (л.д.145).

Постановлением от ......*** «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа» утверждено Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа. Из абз. «в» п.п.3.1.1 п. 3.1 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа следует, что основаниями для проведения заседания комиссии являются: представление мэра городского округа материалов проверки, о предоставлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ...... № 230-ФЗ « О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам».

В соответствии с п.п. «а» п. 3.3 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа председатель комиссии при поступлении информации согласно пункту 3.1 настоящего Положения в 3-х дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации.

Согласно абз. «б» п.3.13 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абз. «в» п.п.3.1.1«в» п.п.3.1.1 п. 3.1 настоящего положения, комиссия принимает решение: признать, что сведения, представленные муниципальным служащим в соответствии с ч. 1ст. 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц их доходам» являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует мэру городского округа применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами в органы прокуратуры и (или) государственные органы в соответствии с компетенцией (л.д.146-148).

Из протокола *** заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа от ...... усматривается, что на заседании комиссии ФИО1 присутствовала, давала пояснения, о том, что даты рождения детей указала не верно из-за торопливости. Денежные средства на счетах супруга получены в подарок от родителей, также им давала деньги сестра. В справке не отразила суммы, так как не считаю это доходом, с методическими рекомендациями по заполнению справок не знакомилась. По первому вопросу комиссия решила: муниципальными служащими Д., Т., Т.Т.В., ФИО1 не соблюдены требования по заполнению сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей. Нарушение является коррупционным. Для вынесения объективного решения, комиссией предлагается муниципальным служащим подтвердить факт отсутствия операций по счету, предоставив справки из Сбербанка об операциях проводимых либо не проводимых по счетам за отчетные периоды, в которых выявлены нарушения. Кроме этого, ФИО1 предлагается подтвердить факты получения денежных средств в подарок от родных, предоставить информацию об операциях по сберегательным счетам супруга, письменное пояснение по указанным фактам. Запросить характеристику на муниципального служащего от непосредственного руководителя (л.д.149-152).

Во исполнение требования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа ФИО1 представлены пояснения по выявленным фактам (л.д.153-154), с предоставлением справки от ...... о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга С., ...... года рождения, в которой в разделе «Сведения о доходах» указан доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере .......... 46 копеек, а также указаны иные доходы, в том числе подарок матери С.В.Н. в размере .......... рублей (л.д.155-158), а также представлены выписки по лицевым счетам С. (л.д.159-170).

Из выписки из протокола *** заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа от ...... усматривается, что на заседании комиссии ФИО1 присутствовала, давала пояснения. В ходе комиссии ею была представлена уточненная справка от ...... о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга С., ...... года рождения.

По результатам рассмотрения вопроса комиссия решила, что выявленные нарушения являются коррупционными. Рекомендовать применить к ФИО1 следующее взыскание – увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия (л.д.171-172).

Протокол *** заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа от ...... направлен ......*** в адрес мэра городского округа (л.д.173-176).

На основании представленного протокола мэром Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «****» издано распоряжение Муниципального образования «****» Администрации городского округа от ......***-к «Об увольнении» ФИО1 – ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа с муниципальной службы ...... в связи с утратой доверия по ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (л.д.109)

Таким образом, судом установлено, что в нарушение п. 3 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" работник кадровой службы не составил доклад о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы в отношении ФИО1. В нарушение требований Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа было проведено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского округа в отсутствие представления мэра городского округа. Кроме того, комиссия признала предоставленные сведения коррупционными, тогда как, должна была дать оценку, что сведения являются недостоверными и (или) неполными.

Довод истца и его представителя о том, что в данном случае проступок является малозначительным судом не принимается, поскольку, согласно п. 3 приложения *** Примерного перечня ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия к "Методическим рекомендациям по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" Письмо Минтруда России от ...... N 18-2/10/П-7073, служащим указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки более 20% от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год).

Как усматривается из справки ФИО1 от ...... о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга С., ...... года рождения, в разделе «Сведения о доходах» указан доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях в размере .......... рублей 46 копеек, а также указаны иные доходы в том числе подарок матери С.В.Н. в размере .......... рублей, а всего .......... рублей 46 копеек, что свидетельствует, о недостоверном указании сведений о доходах супруга ФИО1 превышающей общий доход служащего и членов его семьи в год более 20% (доход супруга .......... копеек + .......... рублей 00 копеек о продажи автомобиля + доход ФИО1.......... рублей 30 копеек=.......... рублей 69 копеек).

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив установленные обстоятельства, собранные по делу доказательства, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании материалов дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушен порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем, исковые требования ФИО1 в части признания распоряжения ***-к от ...... об увольнении муниципального служащего по ч.2 ст. 27.1 Федерального закона от ...... № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и восстановлении в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа муниципального образования «****» подлежат удовлетворению.

В исковом заявлении ФИО1 просила также взыскать в её пользу среднюю заработную плату за дни вынужденного прогула с ...... по день восстановления на работе, исходя из стоимости среднего дневного дня равного 2 024 рубля 53 копейки.

На основании ч. 2 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Статьей 234 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного его увольнения.

В силу ч. 1 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат (ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (ч. 4).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 7 ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от ......*** (далее – Положение).

Пунктом 2 указанного Положения закреплено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся: заработная плата; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам); выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчёта среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь), оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3 Положения).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б» п. 5 Положения).

Размер средней заработной платы определяется судом, на основании представленных истцом справках о доходах за 2016 год от ......*** и за 2017 год от ......*** формы 2-НДФЛ.

Сумма заработной платы исчисляется судом за 12 полных месяцев, предшествующих увольнению, то есть за период с сентября 2016 года по август 2017 года.

Коды видов доходов налогоплательщика утверждены приложением *** к приказу ФНС России от ...... № ММВ-7-11/387@. В данном приложении указано, что код 2000 – вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, код 2012 – суммы отпускных выплат, код 2300 – пособие по временной нетрудоспособности, код 2760 – материальная помощь.

С учетом исключения из справок формы 2-НДФЛ доходов по кодам 2300 и 2760, размер суммы заработной платы ФИО1 составит 345 680 рублей 77 копеек. Размер среднего дневного заработка составит .......... рублей 82 копеек (345 680, 77 : 12 : 29,4).

Уволена истец ......, следовательно заработная плата за время вынужденного прогула с ...... по день восстановления на работе составляет .......... рублей 77 копеек (среднедневной заработок) х 40 дней вынужденного прогула (с ...... по ......) = 39 192 рубля 80 копеек, размер среднего заработка за время вынужденного прогула.

Таким образом, исковые требования ФИО1 в данной части подлежат частичному удовлетворению.

В исковом заявлении ФИО1 просит также взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

Абзацем 14 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В обоснование доводов данной части иска ФИО1 указала, что в результате незаконных действий работодателя ей был причинен моральный вред.

Учитывая, что судом установлен факт нарушения работодателем процедуры увольнения истца, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части компенсации морального вреда, определив размер компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей. Принимая во внимание, что тяжких необратимых последствий для истца не наступило, поскольку такие доказательства истцом суду представлены не были, в удовлетворении требований иска о компенсации морального вреда в размере 49 000 рублей необходимо отказать.

Согласно разъяснению Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, пункт 63.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Тулун» о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Признать распоряжение Муниципального образования «город Тулун» Администрации городского округа от ......***-к «Об увольнении» незаконным.

Восстановить ФИО1 на работе в должности ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства Комитета жилищно-коммунального хозяйства Муниципального учреждения «Администрация города Тулуна» с .......

Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «****» в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула за период с ...... по ...... в размере 39 192 (тридцать девять тысяч сто девяносто два) рубля 80 копеек.

Взыскать с Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Тулун» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.

В удовлетворении требований иска о взыскании с Муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Тулун» в пользу ФИО1 заработной платы за время вынужденного прогула в размере 41 788 рублей 40 копеек, о компенсации морального вреда в размере 49 000 рублей, ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

Судья Е.В.Томилко