ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1493/18 от 16.01.2019 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новокузнецк 16 января 2019 года

Куйбышевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе: председательствующего судьи Иваньковой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Беккер И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Сириус СМИ» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «СИРИУС СМИ» о защите прав потребителей.

В обоснование своих требований указал, что 11.07.2018 между ним и ООО «СИРИУС СМИ» был заключен договор купли-продажи № согласно которому ему был продан пылесос электрический бытовой торговой марки Kirby, модель G10E (серийный номер 2111177428), насадка Zipp-Brush, система влажной уборки Carpet Sham, poo System. Общая стоимость по договору составила 98 000 руб., при этом, он сразу оплатил денежные средства в размере 90 000 руб., а указанный в договоре товар передан ему. Однако кроме самого товара и комплектующих насадок, ни какой технической документации, правил эксплуатации и иных документов, прилагаемых к данному товару и содержащих полную, достоверную и необходимую потребителю информацию, ему ответчиком предоставлено не было, кроме гарантийного талона и сертификата соответствия. Документы, которые были ему переданы вместе с самим договором (гарантийный талон и сертификат соответствия) не содержат полной и необходимой информации об основных характеристиках и потребительских свойствах данного товара (к примеру мощность, вес, шум и др.). Из переданных ответчиком гарантийного талона и сертификата соответствия усматривается, что проданный истцу пылесос ранее был уже кому-то продан до него, так как в талоне дата продажи значится - 11.06.2017 года, когда как с ним договор заключался 11.08.2018 года, при этом продавцом товар позиционировался как новый и не бывший в потреблении и использовании. Согласно гарантийному талону, продавец обеспечивает бесплатное сервисное обслуживание и несет гарантийные обязательства в течение 36 месяцев с даты продажи изделия (п. 3 Условий), при этом в соответствии с п. 1 Условий, услуги по гарантийному обслуживанию предоставляются по предъявлению потребителем договора купли-продажи и гарантийного талона (с указанием даты покупки, серийного номера изделия и наименования дилера). Таким образом, учитывая дату продажи в гарантийном талоне - 11.06.2017 года, вместо полноценных 3-х лет гарантии, на дату заключения договора с ним, срок на гарантийное обслуживание составлял менее 2х лет. К тому же вместо 30 лет срока службы на данную модель, как указано в гарантийном талоне, сертификатом соответствия, переданным ему при продаже пылесоса, в разделе «Дополнительная информация», подтверждены только 10 лет срока службы. Так же после покупки пылесоса им было обнаружено несоответствие информации в представленных документах, так в переданном ему к пылесосу гарантийном талоне в пункте «информация о сертификации» указан сертификат соответствия № серия RU , когда как на руки при продаже был передан другой - № серия RU . Cчитает, что при заключении договора купли продажи пылесоса ему не была предоставлена правдивая и достоверная информация о товаре, не были переданы инструкция или руководство по эксплуатации (обслуживанию) данным пылесосом, а также техническая документация на пылесос, что является существенным нарушением, учитывая, что как указано ответчиком в заключенном договоре, данный пылесос является технически сложным электробытовым прибором, и без специальных познаний или инструкций, пользоваться пылесосом не представляется возможным (невозможно справиться со сложной техникой), что привело к неправильному выбору и покупке пылесоса. Ответчиком нарушено его право потребителя на своевременное получение необходимой, полной и достоверной информации о товаре, предусмотренное пунктами 1, 2, 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». На письменное заявление (претензию) от 18.07.2018г., ответчик в своем письменном ответе отказал в удовлетворении требований, указав, что сделка является совершенной, правовые основания для расторжения отсутствуют. Полагает, в связи с неудовлетворением его требований (отказом от 18.07.2018г.), с ответчика подлежит взысканию неустойка в соответствии со ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», за каждый день просрочки согласно расчету: 90 000 руб. (сумма оплаченная за товар) х 1% = 900 руб. за каждый день просрочки. При этом начиная с 18.07.2018г. по день составления данного искового заявления - 02.11.2018г., срок просрочки составил 108 дней, сумма неустойки составит: 97 200 руб. К тому же согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», считает, что действиями ответчика, ему причинен моральный вред. Из-за сложившейся спорной ситуации он очень сильно переживает, чувствует обиду и досаду. Размер причиненного морального вреда оценивает в сумме 5000 руб.

Просит обязать ответчика расторгнуть заключенный с ним договор купли-продажи № от 11.07.2018г. и возвратить ему уплаченные денежные средства в размере 90 000 руб. Взыскать с ответчика в его пользу неустойку за период с 18.07.2018г. по 02.11.2018г. в размере 97 200 руб., неустойку за каждый день просрочки, начиная с 03.11.2018г. по день вынесения решения, в размере 900 рублей за каждый день, компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В судебном заседании истец ФИО1 доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Истец пояснил, что 11.07.2018 у него дома представитель ООО «Сириус СМИ» ФИО2 проводил демонстрацию работы пылесоса марки Kirby, новый экземпляр которого предлагал приобрести за 156000рублей. Они с женой приняли решение о приобретении пылесоса. Пришли к соглашению с ответчиком, что они приобретут не новый, а демонстрационный экземпляр со скидкой за 98000 руб., т.к. пылесос ранее также использовался для демонстрации. Все поехали в офис ООО «Сириус СМИ», где составили договор купли-продажи на его имя, в договоре жена поставила подписи. За пылесос они передали ответчику 90000 руб., оставшиеся 8000 руб. должны были оплатить позднее. Затем они все вместе вернулись к ним домой, ответчик забрал коробку из-под пылесоса и уехал. Кроме договора купли-продажи, товарного чека, гарантийного талона и сертификата соответствия ответчик ничего им не передал. Поскольку пылесос технически сложная техника, им не понятно, как им пользоваться. Посоветовавшись с женой, они решили вернуть пылесос. Буквально через несколько дней они написали ответчику заявление о том, что желают вернуть пылесос и требуют возврата денег. Ответчик ответил отказом. Просит обязать ответчика расторгнуть договор купли-продажи № от 11.07.2018, заключенный между ним и ООО «Сириус СМИ», возвратить уплаченные денежные средства в размере 90 000 руб.; взыскать с ответчика неустойку за период с 18.07.2018 по 02.11.2018 в размере 97 200 руб.; неустойку за каждый день просрочки, начиная с 03.11.2018 по день вынесения решения, в размере 900 руб. за каждый день; компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.; штраф в размере 50% от суммы присужденной судом.

Третье лицо на стороне истца ФИО3 в судебном заседании пояснила, что истец ее супруг. После демонстрации ответчиком пылесоса у них дома, они с мужем решили его купить, после чего поехали в банк, где сняли денежные средства, после чего поехали в офис ответчика, где заключили договор купли-продажи. Ответчик согласился продать пылесос, который он демонстрировал со скидкой за 98000 руб. В договоре покупателем указан супруг, хотя расписалась в нем она по указанию мужа. После подписания договора втроем они вернулись к ним домой. Ответчик забрал коробку от пылесоса, пояснив, что через 3 года пылесос они возьмут на ревизию и техосмотр, и нужно будет его транспортировать в коробке, которую они будут хранить у себя на складе. Ответчик показал им как пользоваться пылесосом, но с первого раза она не запомнила. Инструкция по эксплуатации не была передана. Позже они с мужем решили, что вернут пылесос, потому что он сложный для них в пользовании. Через неделю в офисе ответчика, они подали заявление, но деньги им не вернули, пылесос забирать отказались.

Представитель истца ФИО4 исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме. Пояснил, что после заключение договора купли-продажи ответчик не передал истцу техническую документацию, правила эксплуатации, прилагаемые к данному товару и содержащие полную, достоверную и необходимую потребителю информацию. Из переданных ответчиком гарантийного талона и сертификата соответствия усматривается, что проданный истцу пылесос ранее был уже кому-то продан, так как в талоне дата продажи значится - 11.06.2017 года. Таким образом, учитывая дату продажи в гарантийном талоне, вместо полноценных 3-х лет гарантии, на дату заключения договора с истцом, срок на гарантийное обслуживание составил менее 2х лет. К тому же вместо 30 лет срока службы на данную модель, как указано в гарантийном талоне, сертификатом соответствия, переданным истцу при продаже пылесоса, в разделе «Дополнительная информация», подтверждены только 10 лет срока службы. Cчитает, что при заключении договора купли продажи пылесоса истцу не была предоставлена правдивая и достоверная информация о товаре, что является существенным нарушением, учитывая, что пылесос является технически сложным электробытовым прибором, и без специальных познаний или инструкции, пользоваться пылесосом не представляется возможным.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился. Пояснил, что 11.07.2018 проводил презентацию пылесоса в доме у истца. В течение часа он показывал, как им пользоваться. Цена пылесоса составляет 156000 руб., на просьбу истца, он предложил купить демонстрационный пылесос как б/у за 98000 руб., при этом пояснял, что пылесос использовал несколько раз для презентаций. По пути в офис они заезжали в банк, где истец снял с карты необходимые денежные средства. В офисе они подписали договор купли-продажи. С экземпляром договора он передал истцу сертификат соответствия, гарантийный талон, инструкцию по эксплуатации, что подтверждают подписи в договоре. Технические характеристики пылесоса указаны, как в гарантийном талоне, так и на самом пылесосе. Срок гарантии составляет 3 года с даты заключения договора 11.07.2018. Затем вернувшись в дом к Ступак, он снова показал, как пользоваться пылесосом, был вписан в договор купли-продажи номер аппарата. Упаковку из-под пылесоса он с разрешения истца забрал с собой, она хранится в офисе. На следующий день его сотрудник ездил к истцу домой, где установил в пылесос мешок для сбора пыли. В гарантийном талоне при заполнении им ошибочно указана дата 11.06.2017 и указаны данные предыдущего сертификата соответствия. Он готов заполнить и выдать новый гарантийный талон, поскольку они не закреплены за конкретным пылесосом. Ранее данный пылесос никому не продавался.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В силу пункта 1 статьи 18 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно пункту 1 статьи 10 указанного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 2 данной нормы следует, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).

Пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" определено, что информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Таким образом, право потребителя на отказ от исполнения договора купли-продажи может быть обусловлен как продажей товара ненадлежащего качества, так и непредставлением ему необходимой, полной и достоверной информации о товаре, позволяющей ему сделать правильный (компетентный) выбор.

Бремя доказывания приведенных выше юридически значимых обстоятельств возложено на истца.

Материалами дела установлено, что 11.07.2018 между ООО «Сириус СМИ» и ФИО1 был заключен договор розничной купли-продажи пылесоса электрического бытового торговой марки "KIRBY", модель G 10E Sentria" с набором стандартных насадок (серийный номер 2111177428), насадка Zipp-Brush, система влажной уборки Carpet Sham, poo System., общей стоимостью 98000 рублей (л.д.6)

Согласно п. 2.1 договора от 11.07.2018 покупателю предоставлена скидка в размере 58000 рублей. Общая цена товара с учетом скидки составила 156000 рублей.

Истцом, факт предоставления скидки в указанном выше размере не оспаривался, что с учетом положения пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о согласовании сторонами условия договора о цене товара в сумме 98000 рублей.

В судебном заседании стороны подтвердили, что цена в размере 98000 руб. на данный пылесос снижена ответчиком в связи с тем, что пылесос является демонстрационным товаром, и использовался ответчиком ранее для его демонстрации покупателям.

18.07.2018 истцом ответчику было подано заявление об отказе от пылесоса в связи с тем, что он не справляется со сложной техникой. ООО «Сириус СМИ» было отказано в принятии пылесоса по причине отсутствия оснований. 24.10.2018 от истца ООО «Сириус СМИ» получена претензия с требованиями расторгнуть договор, возвратить уплаченные по договору деньги, выплатить неустойку и моральный вред. В чем ему ООО «Сириус СМИ также отказано (л.д.10,23).

Пунктами 49-52 Раздела IV Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения «Правил продажи отдельных видов товаров» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55 предусмотрено, что по требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии. Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены. При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы). В случае, предусмотренном пунктом 46 настоящих Правил, вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, содержащий указанные в этом пункте сведения.

Как следует из договора, покупателю к моменту его заключения представлена вся необходимая и достоверная информация о товаре в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", договор составлен в письменной форме.

В силу пункта 4.1 договора продавец обязуется до заключения договора провести презентацию товара в работе, ознакомить покупателя с условиями договора и информационным стендом, проверить качество товара при его передаче покупателю, передать товар надлежащего качества.

Покупатель, согласно пункту 4.2 обязуется принять, тщательно осмотреть товар и комплектующие, внешний вид товара, комплектность и наличие документов, оплатить товар в порядке, сроки и на условиях, установленных договором, соблюдать установленные изготовителем и указанные в документах, прилагаемых к товару, правила пользования, хранения и транспортировки товара. В случае принятия товара претензии по комплектации, упаковке и внешнему виду не принимаются.

Согласно договора покупатель ФИО1 подтверждает, что в его присутствии была проведена проверка качества товара, комплектности, надлежащей упаковки. Товар распакован, осмотрен им, также им проверена комплектность товара, представитель продавца произвел в его присутствии сборку товара и провёл демонстрацию работы товара. Один новый пылесос электрический бытовой торговой марки "KIRBY", модель G 10E Sentria" с набором стандартных насадок в указанной в п. 4.1.2 настоящего договора комплектации с приложением документов, указанных в п. 4.1.4, получил 11.07.2018. Качество товара, комплектность, упаковка и наличие документов проверено лично. Претензий нет, что также удостоверено подписью покупателя.

С инструкцией по эксплуатации, условиями гарантии, графиком платежей по банковскому договору, сертификатом соответствия, а также с информацией о том, что уровень звука пылесоса электрического бытового торговой марки "KIRBY", модель G 10E Sentria" может превышать нормы, установленные МСанПиН 001-96 «Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях», рекомендациями по поводу использования химической продукции "KIRBY" и с возможностью использования химической продукции других производителей ознакомлен. Инструктаж прошел, с полученной информацией согласен. Данная запись удостоверена подписью покупателя ФИО1 (л.д.6 ).

Истцом исполнена обязанность по оплате товара. В день подписания договора истцом внесена сумма 90000 руб. оставшаяся сумма к выплате составляет 8000 руб. и должна быть уплачена покупателем до 25.08.2018 (п.2.2, 2.3 договора).

11.07.2018 истец принял от продавца пылесос электрический бытовой торговой марки "KIRBY", модель G 10E Sentria" с набором стандартных насадок. Согласно п.1.2.1 договор имеет силу акта приема-передачи товара

В материалах дела имеется товарный чек, который был передан истцу ответчиком вместе с товаром, о чем пояснили стороны в судебном заседании (л.д.7).

Из показаний участников процесса в судебном заседании, указанных выше документов, установлено, что до заключения договора купли-продажи пылесоса представителем ООО «Сириус СМИ» проведена демонстрация пылесоса, вся информация о технических характеристиках и порядке работы с технически сложным товаром-пылесосом доведена до сведения истца. Таким образом, истец мог до подписания договора оценить необходимость покупки товара, изучить все документы и согласиться на сделку.

Подписывая договор купли-продажи, покупатель подтвердил факт осуществления демонстрации качества и свойства приобретенного товара, также подтвердил, что до подписания договора ответчик предоставил все необходимые, достоверные, полные данные о качестве товара, его особенностях, довел до сведения покупателя информацию о свойствах приобретаемого товара, его характеристике, назначении, способе эксплуатации, условиях хранения, передал руководство по эксплуатации данным пылесосом, сертификат соответствия, гарантийный талон, товарный чек, что опровергает доводы истца и его представителя о непредоставлении ответчиком полной, необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре.

Из показаний истца, ответчика, третьего лица в судебном заседании следует, что демонстрация пылесоса производилась и до и после подписания сторонами договора. До заключения договора стороны ездил в банк для снятия наличных средств, затем в офисе ответчика, где был составлен и подписан договор купли-продажи пылесоса. Таким образом, по мнению суда, у истца было достаточно времени для оценки своего финансового состояния в связи с высокой стоимостью товара, и принятия решения о покупке спорного пылесоса.

Данные обстоятельства указывают на соответствие действий продавца требованиям ст.10 Закона.

Доказательств наличия в товаре недостатков в материалы дела не представлено.

Некорректное указание в гарантийном талоне даты продажи и данных сертификата соответствия не является основанием для расторжения заключенного договора купли-продажи, поскольку является технической ошибкой. Доказательств того, что пылесос был ранее продан иному лицу, материалы дела не содержат. Кроме того, в графе покупатель стоит подпись только Ступак. Трехлетний гарантийный срок на бесплатное сервисное обслуживание исчисляется не с даты указанной в гарантийном талоне, а с даты продажи изделия, которая подтверждается как договором купли-продажи от 11.07.2018г., так и товарным чеком. Сертификат соответствия относимый к данному пылесосу был сразу выдан истцу, о чем пояснили стороны в судебном заседании. Согласно данному сертификату срок службы изделия составляет 10 лет. Технические характеристики пылесоса указаны как в гарантийном талоне, так и на самом изделии.

Поскольку факт предоставления неполной и/или недостоверной информации о свойствах и качестве приобретенного истцом товара, и не передача установленных изготовителем товара комплекта принадлежностей и документов (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы), судом не установлены, то отсутствуют основания, при которых возможно удовлетворение требований о расторжении договора и возврате уплаченных денежных средств.

В удовлетворении требований ФИО1 к ООО «Сириус СМИ» о защите прав потребителя, следует отказать.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда и штрафа, как производных требований от основного, также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований к ООО «Сириус СМИ» о защите прав потребителей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Е.Н. Иванькова

Мотивированное решение суда составлено 21.01.2019