ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1494 от 14.10.2011 Вольского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Вольский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вольский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1494(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 года г.Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Козловой С.В.,

при секретаре Женалеевой Н.Н.,

с участием прокурора , заявителя , представителей заинтересованных лиц  и ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  о признании действий органов местного самоуправления незаконными,

установил:

 обратился в суд с заявлением о признании нормативного акта недействительным и признании действий органов местного самоуправления незаконными. Заявленные требования  обосновал тем, что 05.09.2011 года он обратился к председателю Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района  с заявлением, в котором просил предоставить ему результаты проверок комиссии, которые подлежали опубликованию, но по каким-то причинам опубликованы не были, а именно, акт проверки законности и эффективности использования бюджетных дотаций муниципальным унитарным предприятием «Вольские бани» от 17.06.2009 года и акт проверки эффективности контроля со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами за деятельностью конкурсных управляющих в части конкурсного производства, касающегося реализации муниципального имущества, находящегося в конкурсной массе муниципальных унитарных предприятий, признанных в судебном порядке банкротами в соответствии со ст. 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 09.03.2010 года «О несостоятельности «банкротстве) от 19.03.2010 года (в редакции от 25.07.2010 года). Однако председатель Контрольно-счетной комиссии отказала ему в предоставлении запрашиваемых актов, мотивировав отказ тем, что в данных актах содержится коммерческая тайна и в соответствии с п. 12.1 Положения о Контрольно-счетной комиссии ВМР, утвержденного решением Вольского муниципального Собрания от 25.04.2006 года №3/4-39 (в редакции от 30.07.2010 года № 3/61-782), все данные, факты и документы, полученные либо разработанные комиссией в ходе деятельности являются документами для служебного пользования и не подлежат публикации или разглашению. Заявитель полагает, что указанными действиями Контрольно-счетной комиссии ВМР нарушено его право на получение информации об исполнении местного бюджета, а п. 12.1 Положения о Контрольно-счетной комиссии ВМР должен быть признан недействительным с момента его издания, поскольку противоречит требованиям ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 10 ст. 42 Устава Вольского муниципального района Саратовской области.

Заявитель  в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении, суду пояснил, что вышеназванные акты необходимы ему как доказательства в арбитражном процессе, в котором он принимает участие.

Представитель заинтересованного лица Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района Саратовской области и Вольского муниципального Собрания Вольского муниципального района Саратовской области  в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражал, суду пояснил, что 05 сентября 2011 года в Контрольно-счетную комиссию Вольского муниципального района Саратовской области обратился Вольский городской еженедельник «Дважды да плюс» за подписью учредителя  с требованием предоставить ему акты проверок Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района от 17.06.2009 года и 19.03.2010 года. В предоставлении вышеназванных актов заявителю было отказано. Причиной отказа послужило то, что деятельность Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района Саратовской области, ее полномочия и статус регламентирован нормами статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ, Уставом Вольского муниципального района, соответствующими нормативными правовыми актами, принятыми решениями Вольского муниципального собрания. В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона «Об информатизации, информационных технологиях и защите информации» информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральным законом возложена обязанность по соблюдению конфиденциальности такой информации. По мнению представителя заинтересованного лица, акты проверок Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе и запрашиваемые акты проверок МУП «Вольские бани» содержат информацию об экономической, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и относится к коммерческой тайне хозяйствующих субъектов и поэтому не может быть предоставлена третьим лицам без их согласия. Поскольку , как физическое лицо, в Контрольно-счетную комиссию Вольского муниципального района не обращался, а, истребуемые им акты необходимы ему для предоставления в качестве доказательств в арбитражном процессе, где он является ответчиком по делу как индивидуальный предприниматель, следовательно, его права и законные интересы, как физического лица, нарушены быть не могли. При этом представитель заинтересованного лица считает, что права и законные интересы заявителя на получение информации о деятельности органов местного самоуправления соблюдены, поскольку выводы о проведенной Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района проверке МУП «Вольские бани» опубликованы в муниципальной газете «Вольский деловой вестник» за номером 58(309) от 29 сентября 2011 года. Также, информация о деятельности Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района предоставлена заявителю в электронном виде на его электронную почту 16 сентября 2011 года.

Представитель заинтересованного лица Вольского муниципального Собрания Вольского муниципального района Саратовской области Замчалова Е.М. в судебном заседании против удовлетворения требований заявителя возражала, суду пояснила, что заявителем оспариваются нормы п. 12.1. Положения о Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района, утвержденного решением Вольского муниципального Собрания от 25.04.2006 года № 3/4-39 «Об утверждении Положения о контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района». Однако указанное решение признано утратившим силу с 01.10.2011 года решением Вольского муниципального Собрания от 29.09.2011 года № 4/7-38. Вышеназванным решением утверждено новое Положение о Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района, которое вступает в силу с 01.10.2011 года и опубликовано в официальном печатном издании органа местного самоуправления - газете «Вольский деловой вестник» № 59(310) от 29.09.2011 г. Поскольку  оспаривается недействующий нормативный правовой акт, не порождающий правовых последствий, не влекущий каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц, представитель заинтересованного лица просила производство по делу в этой части прекратить.

Определением Вольского районного суда от 14 октября 2011 года производство по заявлению  в части признания недействительным с момента издания п. 12.1 Положения о Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района, утвержденного решением Вольского муниципального Собрания от 25.04.2006 года №3/4-39 (в редакции от 30.07.2010 года № 3/61-782), было прекращено.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований заявителя следует отказать, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения идействия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно положениям статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст. 3 п. 2 и 3 Федерального закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы).

Согласно ст.4 вышеуказанного закона, деятельность контрольно-счетных органов основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Исходя из положений статьи 4 Регламента назначения, проведения и оформления материалов проверок Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района от 31.12.2009 года, в процессе проведения контрольных мероприятий оформляется акт, в котором указываются все необходимые исходные сведения, перечень используемых руководящих документов, перечень представленных и изученных документов, перечень неполученных документов, перечень выявленных признаков нарушений законодательства в деятельности проверяемого органа местного самоуправления, предприятия или учреждения.

В судебном заседании достоверно было установлено, что Контрольно-счетной комиссией Вольского муниципального района Саратовской области были проведены проверки законности и эффективности использования бюджетных дотаций муниципальным унитарным предприятием «Вольские бани» и проверки эффективности контроля со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами за деятельностью конкурсных управляющих в части конкурсного производства, касающегося реализации муниципального имущества, находящегося в конкурсной массе муниципальных унитарных предприятий, признанных в судебном порядке банкротами. По результатам проведенных проверок Контрольно-счетной комиссией Вольского муниципального района Саратовской области были составлены акты от 17.06.2009 года и от 19.03.2010 года и в редакции от 25.07.2010 года.

В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Пунктом 10 статьи 42 Устава Вольского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что результаты проверок, осуществляемых контрольно-счетной комиссией, подлежат опубликованию в муниципальных средствах массовой информации.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 6-ФЗ от 07.02.2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликовывают в своих официальных изданиях или других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.

Учитывая изложенное, суд считает, что публикации подлежат только выводы, содержащиеся в актах проверки Контрольно-счетной комиссии, в противном бы случае в изложенных нормах права речь бы шла о публикации актов, а не результатов проверки.

В судебном заседании представители Контрольно-счетной комиссией Вольского муниципального района Саратовской области и Вольского муниципального Собрания Вольского муниципального района Саратовской области пояснили, что результаты проведенной Контрольно-счетной комиссией Вольского муниципального района проверки в отношении МУП «Вольские бани», в виде выводов, содержащихся в акте, были опубликованы в муниципальной газете «Вольский деловой вестник» за номером 58(309) от 29 сентября 2011 года. Распоряжением исполняющего обязанности председателя Контрольно-счетной комиссии ВМР № 23 от 03.09.2010 года акт проверки в отношении Комитета по управлению муниципальным и имуществом и природными ресурсами от 19.03.2010 года (в редакции от 25.07.2010 года) был отменен. В подтверждение заявленных доводов представители заинтересованных лиц представили суду вышеуказанные документы.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ если суд признает, что в решении или действии (бездействии) органа местного самоуправления не было нарушения права гражданина, предоставленного ему Конституцией РФ или другим законом, и эти действия полностью соответствуют закону, то он отказывает в удовлетворении заявления.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд считает, что отказ Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района Саратовской области в выдаче  полных текстов вышеуказанных актов проверки был правомерным, в связи с чем, в удовлетворении заявления  следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Заявление  о признании незаконным отказа председателя Контрольно-счетной комиссии Вольского муниципального района Саратовской области  в предоставлении акта проверки законности и эффективности использования бюджетных дотаций муниципальным унитарным предприятием «Вольские бани» от 17.06.2009 года и акта проверки эффективности контроля со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами за деятельностью конкурсных управляющих в части конкурсного производства, касающегося реализации муниципального имущества, находящегося в конкурсной массе муниципальных унитарных предприятий, признанных в судебном порядке банкротами в соответствии со ст. 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 09.03.2010 года «О несостоятельности «банкротстве) от 19.03.2010 года и в редакции от 25.07.2010 года и возложении обязанности по предоставлению заявителю данных актов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд.

Судья С.В.Козлова