Дело № 2-1494/2019
УИД 27RS0002-01-2019-001992-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2019 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре П.О. Ковалевой, с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальневосточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (правопреемника Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>) к ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о возмещении вреда, причиненного почвам,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> обратилось в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к ФКУ "ОСК ВВО" о возмещении вреда, причиненного почвам, в обоснование иска указав, что в Управление Росприроднадзора по <адрес> из военной прокуратуры Петропавловск-Камчатского гарнизона поступили на рассмотрение материалы административного дела, возбужденного в отношении командира войсковой части № (ФКУ "ОСК ВВО) ФИО3 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона 13.06.2018г. проведена проверка исполнения природоохранного законодательства войсковой части №, (обособленное подразделение, расположенное в <адрес>). На вышеуказанной территории располагается магистральный трубопровод, идущий от топливных резервуаров (резервуары ГСМ в подземном исполнении) к пункту заправки топливом. Согласно материалам проверки военной прокуратуры установлено, что территория хранения горючего обособленного подразделения в <адрес> выявлены два участка, на которых имеются следы нефтепродуктов. Участок № расположен с западной стороны бетонной камеры управления № под запорной арматурой загрязнен нефтепродуктами на площади 5,3 кв.м. (2,3 х 2,3 м). Земля на ощупь маслянистая со специфическим запахом нефтепродуктов. Под запорной арматурой отсутствуют полубочки. Находящиеся там же две 200-литровые разрезанные бочки наполнены водой с радужной пленкой. Участок № расположен в периметре огороженной площадки хранения пустых емкостей на площади 15,9 кв.м. (3,7 х 4,3 м). Земля на ощупь маслянистая со специфическим запахом нефтепродуктов. Факт загрязнения земельного участка нефтепродуктами подтвержден справкой по соблюдении требований природоохранного законодательства РФ войсковой части № от ДАТА с приложением фототаблицы, а также протоколом анализа проб почвы. ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес> проведены отборы проб почвы на содержание нефтепродуктов, а также проведен отбор фоновых проб почв (за пределами загрязненных участков). Согласно результатов анализов проб почвы (протокол результатов анализа почвы от ДАТА№-П-18), отобранных специалистами ЦЛАТИ по <адрес> составило: - Участок №: При глубине отбора 0,05м. содержание нефтепродуктов составило более 50 000 мг/кг, при фоновом содержании 117 мг/кг. Кратность превышения на загрязненном участке относительно фонового содержания по нефтепродуктам составила 427 раз. - Участок №: При глубине отбора 0,05м содержание нефтепродуктов составило 41 000 мг/кг, при фоновом содержании 1 418. Кратность превышения на загрязненном участке относительно фонового содержания нефтепродуктов составила 28,9 раза. Таким образом, при эксплуатации трубопровода войсковой части 25030-5 и попадания нефтепродуктов на почву, привело к порче земли.Вышеуказанные загрязнённые земельные участки входят в границы земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:87.Правообладателем земельного участка на правах постоянного (бессрочного) пользования согласно, выписки из ЕГРН (сведениям о зарегистрированных правах) является ФГКУ "ДТУИО" МО РФ. В адрес ФГКУ "ДТУИО" МО РФ от ДАТА № МГ-06/348 направлена претензия с расчетом размера вреда причинённого почвам, как объекту охраны окружающей среды. Письмом от ДАТА№ ФГКУ "ДТУИО" МО РФ пояснило, что правообладателем здания склада ГСМ в/ч 25030-5, расположенного по адресу: <адрес> года, 22), Учреждение не является. В связи с этим, Управлением сделан запрос о собственнике склада (эксплуатирующей организации) в военную прокуратуру <адрес>, а также в отдел ФСБ в/ч 62188. Ответами отдела ФСБ в/ч 62188 от ДАТА и военной прокуратуры от ДАТА№ установлено, что войсковая часть 25030-5 эксплуатируя здание склада ГСМ в качестве юридического лица не зарегистрировано и является обособленным подразделением ФКУ "ОСК ВВО". Согласно сведениям государственного реестра, содержащимся в п.п.6.2, 6.3 Карты учета опасного производственного объекта, организацией, эксплуатирующей данный опасный объект, является ФКУ «ОСК ВВО» в лице своего структурного подразделения - войсковой части 25030-5, дислоцированной по месту нахождения объекта. Одновременно п.п.6,16, 19 Положения о ФКУ «ОСК ВВО», утвержденного МО РФ ДАТА, закреплено, что Учреждение является юридическим лицом, в структуру которого входят объединения, соединения и воинские части, находящиеся на территории (в границах военного округа как военно-административной единицы) и входящие в состав ВВО, которые являются обособленными структурными подразделениями Учреждения. Таким образом, в нарушение экологических требований ФКУ «ОСК ВВО», являясь организацией эксплуатирующей территорию со складом ГСМ в/ч 25030-5, расположенной по адресу: <адрес> - в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:87 допустило порчу земель нефтепродуктами. Ранее Управление направило в адрес ответчика претензию от ДАТА № НБ-96/1467 с предложением в добровольном порядке оплатить вред в размере 62 010 руб., причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды. ДАТА№ в адрес Управления поступило письмо ФКУ «ОСК ВВО» № о рассмотрении претензии и отказе возместить причиненный ущерб в добровольном порядке. Ссылаясь на п.1 ст.77, п.1 ст.78 Закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.15, 1064, ГК РФ, ч.6 ст.46 БК РФ, просили взыскать с ФКУ «ОСК ВВО» в пользу Управления Росприроднадзора по <адрес> сумму вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в размере 62 010 рублей.
В ходе судебного разбирательства от представителя истца Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора поступило ходатайство о замене стороны истца правопреемником в порядке ст.44 ГПК РФ, поскольку 09.10.2019г. Управление Росприроднадзора по <адрес> в рамках реорганизации прекратило свою деятельность. Правопреемником выступает Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора (ДВМУ Росприроднадзора).
Определением суда от 11.11.2019г. ходатайство представителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о замене стороны истца в спорных правоотношениях удовлетворено. Произведена замена стороны истца - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> на его правопреемника - Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора) в гражданском деле по иску Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> к ФКУ "ОСК ВВО" о возмещении вреда, причиненного почвам.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 заявленный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что позиция ответчика по существу сводится к несогласию с методологией отбора проб почвы на территории войсковой части №, результаты которого положены в основу расчета вреда, причиненного компоненту окружающей среды (почвы). Вместе с тем, необходимо отметить, что отбор проб, их последующий анализ и соответственно оформление результатов анализа в виде экспертного заключения, является специализированной деятельностью, которую в рамках федерального экологического надзора обеспечивает организация - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу" по <адрес>. Сотрудники ЦЛАТИ по <адрес> соответственно имеют специальные познания в данной области и необходимую аккредитацию. Управлением был сделан запрос в ЦЛАТИ по <адрес> (от ДАТА исх.№). 20.11.2019г. получен ответ (исх.№), в соответствии с которым отбор проб был произведен в рамках действующего правового регулирования, доводы ответчика не нашли свое подтверждение, оснований для признания недостоверными полученных результатов не имеется.
Представитель ответчика ФКУ "ОСК ВВО" по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против иска истца, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указала, что согласно п.13 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДАТА№ возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст.1082 ГК РФ, ст.78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п.1, 2 ст.78 Закона об охране окружающей среды, ч.1 ст.196 ГПК РФ, ч.1 ст.168 АПК РФ). Ссылаясь на ст.56 ГПК, ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом. Расчет размера вреда причиненного почвам осуществлен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДАТА№). Однако, существуют замечания к процессу отбора проб, а именно: В соответствии с п.7 (таблица) ГОСТ 17.ДАТА-83 определение в почве химических веществ производится путем исследования не менее одной объединенной пробы. Объединенная проба (Справочное приложение. Термины. ГОСТ 17.ДАТА.83) - смесь не менее двух точечных проб. Согласно п.3.2, п.3.3 ГОСТ 17.ДАТА-84, объединенную пробу составляют путем смешивания точечных проб, отобранных на одной пробной площадке. Для имического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из яти точечных проб, взятых с одной пробной площадки. В протоколе отбора проб от ДАТА№-П экспертами были отобраны всего две точечные пробы вместо десяти - № и № с каждого участка загрязнения (пробы № и № являются фоновыми, для сравнения с незагрязненных мест). 13.06.2018г. был произведен отбор проб грунта. Грунт (ГОСТ 25100-95) - однородный по составу, строению и свойствам элемент грунтового массива. Грунт - горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие особо многокомпонентную и многообразную геологическую систему и являющиеся объектом инженерно-хозяйственной деятельности человека. Грунты могут служить материалом оснований зданий и сооружений, средой для размещения в них сооружений, материалом самого сооружения. Проба № отобрана в западной стороны камеры управления № - исполненной в заглубленном (подземном) варианте, т.е. в грунте - являющемся средой для размещения в нем сооружений, что соответствует ГОСТ 25100-95. Проба № отобрана на площадке № предназначенной для хранения пустых емкостей (бочек), т.е. площадка выполнена из грунтов, являющихся материалов оснований, что соответствует ГОСТ 25100-95. Определение «почва» закреплено в ГОСТ 27593-88. В материалах дела отсутствуют протоколы, подтверждающие отнесение отобранного субстрата в почвам, показатели исследования которого свидетельствовали бы о его плодородии или иных генетико-морфологических признаках, свойствах, создающих для роста и развития растений соответствующие условия. Согласно п.3.3 ГОСТ 17.ДАТА-84, для контроля загрязнения нефтепродуктов точечные пробы отбирают послойно с глубины 0-5 и 5-20 см. В то же время, согласно протокола отбора проб, расчета размера вреда, причиненного почвам от 27.12.2018г., протокола результатов анализа почвы №-П-18 от 18.06.2018г., письма ФГБУ «ЦЛАТИ» по <адрес> от ДАТА№, пробы были отобраны с глубины 5 см., с поверхности почвы, без перемешивания с менее загрязненным слоем почвы, что искажает результат исследования в сторону увеличения концентрации нефтепродуктов. Таким образом, отбор проб взят с нарушениями, в следствии чего невозможно определить реальный ущерб почвам, а также нанесен ли этот ущерб. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме;
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.
Право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.42).
Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем.
Согласно ст.3 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно п.2 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст.39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. При этом обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом в Управление Росприроднадзора по <адрес> из военной прокуратуры Петропавловск-Камчатского гарнизона поступили на рассмотрение материалы административного дела, возбужденного в отношении командира войсковой части № (ФКУ "ОСК ВВО) ФИО3 по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, что подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.06.2018г.
13.06.2018г. военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона проведена проверка исполнения природоохранного законодательства войсковой части №, (обособленное подразделение, расположенное в <адрес>).
На вышеуказанной территории располагается магистральный трубопровод, идущий от топливных резервуаров (резервуары ГСМ в подземном исполнении) к пункту заправки топливом.
Согласно материалам проверки (справки о соблюдении требований природоохранного законодательства РФ на объекте в/ч 25030-5 от 19.06.2018г.) военной прокуратуры установлено, что территория хранения горючего обособленного подразделения в <адрес> выявлены два участка, на которых имеются следы нефтепродуктов.
Участок № расположен с западной стороны бетонной камеры управления № под запорной арматурой загрязнен нефтепродуктами на площади 5,3 кв.м. (2,3 х 2,3 м). Земля на ощупь маслянистая со специфическим запахом нефтепродуктов. Под запорной арматурой отсутствуют полубочки. Находящиеся там же две 200-литровые разрезанные бочки наполнены водой с радужной пленкой.
Участок № расположен в периметре огороженной площадки хранения пустых емкостей на площади 15,9 кв.м. (3,7 х 4,3 м). Земля на ощупь маслянистая со специфическим запахом нефтепродуктов.
Факт загрязнения земельного участка нефтепродуктами подтвержден приложенной к справке фототаблицы, а также протоколом №-П анализа проб почвы от 13.06.2018г. с 14:00 - 14:30.
Как следует из протокола №-П-18 от 18.06.2018г. результатов анализа почвы проведенного филиалом ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по <адрес>":
- Участок №:При глубине отбора 0,05м. содержание нефтепродуктов составило более 50 000 мг/кг, при фоновом содержании 117 мг/кг. Кратность превышения на загрязненном участке относительно фонового содержания по нефтепродуктам составила 427 раз.
- Участок №: При глубине отбора 0,05м содержание нефтепродуктов составило 41 000 мг/кг, при фоновом содержании 1 418. Кратность превышения на загрязненном участке относительно фонового содержания нефтепродуктов составила 28,9 раза.
Таким образом, поступление в почвы нефтепродуктов при эксплуатации трубопровода (склада ГМС) войсковой части 25030-5 по адресу: <адрес>, привело к порче земли в результате загрязнения нефтепродуктами.
Вышеуказанные загрязнённые земельные участки входят в границы земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:87.
СогласноВыписке из ЕГРНот 12.12.2018г. № КУВИ-001/2018-15422482, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:87 на правах постоянного (бессрочного) пользования является ФГКУ "ДТУИО" МО РФ.
Управлением Росприроднадзоа по <адрес>ДАТА № МГ-06/348 в адрес ФГКУ "ДТУИО" МО РФ была направлена претензия с расчетом размера вреда причинённого почвам, как объекту охраны окружающей среды в сумме 62 010 руб.
Письмом ФГКУ "ДТУИО" МО РФ от ДАТА№ пояснило, что правообладателем здания склада ГСМ в/ч 25030-5, расположенного по адресу: <адрес> года, 22), оно не является.
В связи с этим, Управлением сделан запрос о собственнике склада (эксплуатирующей организации) в военную прокуратуру <адрес>, а также в отдел ФСБ в/ч 62188.
Из ответов отдела ФСБ в/ч 62188 от ДАТА и военной прокуратуры от ДАТА№ установлено, что войсковая часть 25030-5 эксплуатируя здание склада ГСМ в качестве юридического лица не зарегистрировано и является обособленным подразделением ФКУ "ОСК ВВО".
Согласно сведениям государственного реестра, содержащимся в п.п.6.2, 6.3 Карты учета опасного производственного объекта, организацией, эксплуатирующей данный опасный объект, является ФКУ «ОСК ВВО» в лице своего структурного подразделения - войсковой части 25030-5, дислоцированной по месту нахождения объекта.
Одновременно п.п.6,16, 19 Положения о ФКУ «ОСК ВВО», утвержденного МО РФ ДАТА, закреплено, что Учреждение является юридическим лицом, в структуру которого входят объединения, соединения и воинские части, находящиеся на территории (в границах военного округа как военно-административной единицы) и входящие в состав ВВО, которые являются обособленными структурными подразделениями Учреждения.
Данные обстоятельства также подтверждаются Уведомлением о постановке на учет Российской организации в налоговом органе ФКУ "ОСК ВВО" от ДАТА№ (поставлен на учет - 11.08.2015г.).
Таким образом, судом установлено, что в нарушение экологических требований ФКУ «ОСК ВВО», являясь организацией эксплуатирующей территорию со складом ГСМ в/ч 25030-5, расположенной по адресу: <адрес> - в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:87 допустило порчу земель нефтепродуктами.
Согласно имеющейся в материалах дела претензии от 19.04.2019г № НБ-06/1467 истец обратился к ответчику с предложением в добровольном порядке оплатить вред в размере 62 010 руб., причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды.
Ответом ФКУ "ОСК ВВО" от ДАТА№ в адрес истца было указано, что отбор проб произведен с нарушением требований ГОСТ 17.ДАТА-83, ГОСТ 17.ДАТА-84, действовавшим на дату отбора проб. Так, в соответствии с п.7 ГОСТ 17.ДАТА-83 (таблица) определение в почве химических веществ производится путем исследования не менее одной объединенной пробы. Объединенная проба - смесь не менее двух точечных проб. Пунктом 3.2 ГОСТ 17.ДАТА-84 определено, что объединенную пробу составляют путем смешивания точечных проб, отобранных на одной пробной площадке. Для химического анализа объединенную пробу составляют не менее чем из пяти точечных проб, взятых на одной пробной площадке. В нарушение приведенных норм, как следует из протокола отбора проб №-П, экспертами были отобраны две точечные пробы №, № с каждого участка загрязнения (пробы №, № являются фоновыми, для сравнения с незагрязненных участков). Пунктом 3.3 ГОСТ 17.ДАТА-84 установлено, что для контроля загрязнения нефтепродуктов точечные пробы отбирают послойно с глубины 0-5 и 5.20 см. Между тем, из протокола отбора проб №-П, расчета размера вреда, причиненного почвам от 27.12.2018г., протокла результатов анализа почвы от ДАТА№-П-18, письма филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по <адрес>, усматривается, что пробы отобраны с глубины 5 см., с поверхности почвы, без перемешивания с менее грязным слоем почвы, что искажает результат исследования в сторону увеличения концентрации нефтепродуктов. Учитывая изложенное, претензия от ДАТА № НБ-06/1467 о возмещении вреда, причиненного почвам в размере 62 010 руб. подлежит отклонению в полном объеме.
Согласно п.1 ст.77 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
По смыслу указанной нормы вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.78 Закона № 7-ФЗ, компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе почвам как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Законом № - ФЗ.
В соответствии с ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
На основании исследованных материалов дела судом установлен факт причинения вреда окружающей среде (почвам) в результате загрязнения нефтепродуктами при эксплуатации склада ГСМ в/ч 25030-5 по адресу: <адрес>, являющийся обособленным подразделением ФКУ "ОСК ВВО". Кроме того вина ответчика подтверждается материалами прокурорской проверки ФКУ «ОСК ВВО», протоколами результатов анализа почв Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес> и иными документами.
Доводы ответчика по несогласию с методологией отбора проб почвы на территории войсковой части №, результаты которого положены в основу расчета вреда, причиненного компоненту окружающей среды (почве), суд находит несостоятельными, поскольку отбор проб, их последующий анализ и соответственно оформление результатов анализа в виде экспертного заключения, является специализированной деятельностью, которую в рамках федерального экологического надзора обеспечивает организация "Центр лабораторного анализа и технических измерений по ДФО" по <адрес>, сотрудники которого имеют специальные познания в данной области и необходимую аккредитацию.
Данные обстоятельства также подтверждаются свидетельством об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю от 09,10.2015 №, аттестатом аккредитации № RA/RU/515405 выдан 24.08.2016г., а также сообщением ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес> от ДАТА№ в адрес истца, из которого следует, что 13.06.2018г. сотрудниками филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по <адрес> был произведен отбор проб почвы/грунта на территории в/ч 25030-5 по <адрес>. Анализ отобранного объекта исследования, а именно, почва/грунта, производился по "Методике измерений массовой доли нефтепродуктов в пробах почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, отходов производства и потребления гравиметрическим методом" (ПНД Ф16.1:2:2.2:2.3:3.64-10), допущенной для целей государственного экологического контроля. данный документ устанавливает методику измерений нефтепродуктов, как для почв, так и для грунтов, наименование объекта анализа не влияет на результат анализа. На основании п.6.1 ГОСТ 17.ДАТА-2017 "Охрана природы. Почвы, Общие требования к отбору проб" - отбор проб проводится на пробных площадках, закладываемых таким образом, чтобы исключить искажение результатов анализа под влиянием окружающей среды", в связи с чем отобраны точечные пробы, т.к. площади загрязнения участков почвы являлись незначительными и установить пробные площадки для каждого места отбора проб без влияния окружающей среды не представилось возможным. Т.е. увеличение пробной площадки до больших размеров могло существенно повлиять на результаты анализа из-за неоднородности почв/грунтов на этих пробных площадках (влияние автодорог, находящихся в непосредственной близости от мест отбора проб). Отбор указанных проб почв/г8рунта, проводился с глубины 0,05м. Послойно, т.е. с глубины 0,20м. отбор произвести не удалось по причине значительной плотности почв/грунта с содержанием крупных камней и других компонентов геологической среды размером более 100мм. около 80%. В соответствии с п.6.2 ГОСТ 17.ДАТА-2017 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб", при необходимости получения сравнительных результатов пробы незагрязненных и загрязненных почв отбирают в идентичных естественных условиях. Поэтому все пробы отобраны с одной глубины 0,05м. Расчет размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, выполненный Управлением Роспророднадзора по <адрес> 27.12.2018г., рассчитан в зависимости от фактической глубины загрязнения, т.е. 0,05м. (5см.). Утверждение ответчика о том, что загрязненная почва должна смешиваться с незагрязненной также несостоятельная, т.к. нарушается принцип типичности генетического горизонта для отбираемой части почвы п.6.4 ГОСТ 14.ДАТА-2017, пробы отбираются по профилю из почвенных горизонтов или слоев с таким расчетом, чтобы в каждом случае проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев типа почвы.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленное истцом требование в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в пользу Дальневосточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования сумму вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, в размере 62 010 рублей.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.12.2019 года.
Судья Т.В. Брязгунова