№ 2-1494/2019
64RS0045-01-2019-001307-98
Решение
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бивол Е.А.,
при секретаре Гавриловой Т.С.,
с участием помощника прокурора Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пугачевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о понуждении принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту,
установил:
заместитель прокурора Пугачевского района Саратвоской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с уточненным иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») о понуждении принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой района проводилась проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлены следующие обстоятельства.
ФИО1, инвалид 3-й группы, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, просил прокуратуру района провести проверку по факту не проведения работ по капитальному ремонту в его доме.
Законом Саратовской области №103-ЗСО от 27 июня 2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора.
Региональный оператор создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр. Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области. Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши данного многоквартирного дома.
Однако, работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения многоквартирного <адрес>, не начинались до настоящего времени, в том числе, в связи с отсутствием подрядной организации, привлеченной ответчиком для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту.
Не проведение капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, вызывает социальную напряженность в обществе.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора Пугачевского района Саратовской области, действуя в интересах ФИО1, просит суд обязать НО «Фонд капитального ремонта» принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту водоотведения многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес>
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта», извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, по доводам, изложенным в отзыве.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В., действующая по доверенности, уточненную редакцию исковых требований поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату окончания проведения капитального ремонта) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области- регионального оператора.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года №171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Так, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 - 2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения многоквартирного <адрес>.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05 марта 2019 года № 99-р внесены изменения в указанное распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р. Данным распоряжением уточнены сроки проведения капитального ремонта в данном многоквартирном – плановая дата завершения работ 31 декабря 2018 года.
Однако работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения в указанном многоквартирном доме не проведены, что не оспаривается стороной ответчика.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом №44-ФЗ. Запрос предложений - в случае осуществления закупки проектных и изыскательных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (пункт 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе), а также признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (пункт 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе).
Судом установлено, что 22 августа 2018 года НО «Фонд капитального ремонта» объявлен аукцион на площадке РТС-тендер на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта внутридомовых инженерных систем водоотведения многоквартирного <адрес>. На основании протокола от 18 сентября 2018 года с ООО «РУСРЕГИОН» заключен договор № № от 05 октября 2018 года. С учетом разработанного проекта Фондом капитального ремонта определен объем работ, составлено соответствующее техническое задание. 02 апреля 2019 года был объявлен электронный аукцион № № на проведение капитального ремонта многоквартирного <адрес>. Указанный аукцион находится в стадии приема заявок, срок окончания 24 апреля 2019 года.
Кроме того, 05 апреля 2019 года Фондом капитального ремонта» объявлен электронный аукцион по оказанию услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и в том, где проживает ФИО1
Согласно витрине закупок на официальном сайте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» на сайте http://torg.fkr64.ru дата окончания подачи заявок – 08 мая 2019 года.
Таким образом, на момент разрешения спора сведения ответчиком НО «Фонд капитального ремонта» предприняты меры по организации проведения капитального ремонта.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
На основании части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обратиться в суд прокурор.
При этом в силу части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Из системного анализа правовых норм, применительно к спорным правоотношениям, избранный прокурором, выступающего истцом, способ защиты права гражданина должен соответствовать характеру нарушения и в результате его реализации нарушенное право должно быть восстановлено.
Поскольку настоящий спор возник вопросу возложения на регионального оператора обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта крыши многоквартирного <адрес>, судом установлено, что НО «Фонд капитального ремонта» на момент разрешения спора по существу, исходя из заявленных требований, выполняются работы в целях организации проведения капитального ремонта инженерных систем спорного дома, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Пугачевского района Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о понуждении принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья