ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1494/20 от 22.09.2020 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2020 года город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Свечниковой А.В.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (2-1494/2020) по исковому заявлению ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского капитала,

у с т а н о в и л :

ФИО3 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области (межрайонное) о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского капитала.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ей выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии .

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Однако решением ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно уведомлению об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в удовлетворении заявления послужили нарушения установленного порядка подачи заявления, а именно:

- не представлен документ, подтверждающий проведение основных работ, в результате которых общая площадь жилого помещения реконструированного объекта увеличивается не менее, чем на 1 учетную норму.

Считает данный отказ необоснованным, поскольку фактически произошло увеличение жилой площади жилого дома, в котором проживает ее семья, в результате произведенной реконструкции не менее, чем на учетную норму жилого помещения.

На основании изложенного просила суд признать незаконным решение ГУ УПФР в г. Туле Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала, обязать ответчика - Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Тульской области направить средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального строительства.

В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке. Ее представитель по доверенности ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области по доверенности ФИО2 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснил суду, что по результатам рассмотрения заявления ФИО3 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления и направлении средств на улучшение жилищных условий, на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта ИЖС, поскольку был нарушен установленный порядок подачи заявления - отсутствовал документ, подтверждающий проведение основных работ по реконструкции, в результате которых произошло увеличение общей площади жилого дома не менее, чем на учетную норму жилого помещения.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, материалы дела в отношении лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, суд приходит к следующему выводу.

В связи с рождением второго ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г. Тула, <адрес>.

Решением ГУ – УПФР в г. Туле Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п.2ч.2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Основанием для отказа в удовлетворении заявления послужили нарушения установленного порядка подачи заявления, а именно:- не представлен акт проведения основных работ по реконструкции.

Однако с данной позицией ответчика суд согласиться не может, по следующим мотивам.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу п. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Конвенцией о правах ребенка, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, предусмотрено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).

Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» раскрыто понятие дополнительных мер поддержки - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 3 приведенного Закона предусматривает, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.7 Закона).

В соответствии с п. 1 ч.3 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям на улучшение жилищных условий.

Согласно подп. 1 п.1 ст. 10 этого же Закона, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе, и на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

В судебном заседании установлено, что в обоснование отказа ответчик в своем решении сослался на пп.2 п.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.

Таким образом, основания для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала содержатся в ст. 8 названного Федерального закона и Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 года № 862.

В силу пп. «а» п.10.1 приведенных Правил средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на осуществляемые гражданами без привлечения строительной организации строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в следующем порядке: первоначально в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления; по истечении 6 месяцев со дня первоначального направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий при соблюдении требования о выполнении основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведении работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пункт 10.4 Правил предусматривает, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 г., или на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, проведенную после 1 января 2007 г., независимо от даты возникновения права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, подвергшийся реконструкции, осуществленные лицом, получившим сертификат, или супругом лица, получившего сертификат, с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке: копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Часть 1 ст. 10 Закона не ограничивает держателя государственного сертификата в выборе способа улучшения жилищных условий.

В соответствии с п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее - супруг лица, получившего сертификат).

Из содержания указанных норм следует, что владелец сертификата вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала (их частью), если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок или строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения. (Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.)

При разрешении спора, касающегося направления гражданами средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством приобретения жилого помещения, необходимо устанавливать, отвечает ли помещение, приобретаемое владельцем сертификата, требованиям, предъявляемым жилищным законодательством к жилым помещениям, а также имеет ли место в указанном случае фактическое улучшение жилищных условий.

Приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.

В силу п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

Решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 N 67/1294 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан, проживающих на территории муниципального образования город Тула, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО6 и ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года заключили брак, после заключения брака жене присвоена фамилия Здор (свидетельство о заключении брака ).

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО9 родились дочери – ФИО4 (свидетельство о рождении ) и ФИО5 (свидетельство о рождении ).

На основании договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принадлежал жилой дом по адресу: г. Тула, <адрес>, площадью <данные изъяты>

На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, супругу истца, принадлежит жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей <данные изъяты> в том числе, подземных <данные изъяты> по адресу: <адрес> и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., также расположенный по указанному адресу (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>)

На основании соглашения о перераспределени земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и ФИО6, последний является собственником земельного участка по адресу: <адрес> площадь. <данные изъяты> кв.м.

Уведомлением об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ исправлены технические ошибки в записях в отношении здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: г. <адрес> сведения ЕГРН о «Наименование» «Договор купли-продажи земельного участка» исправлены на «Договор купли-продажи жилого дома», сведения ЕГРН «Дата документа» «2009-06-16» исправлены на «2007-08-23», сведения ЕГРН «Содержание документа» «Договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.» исправлены на «Договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.».

В соответствии с техническим планом здания, выполненным кадастровым инженером ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, технический план был подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи и изменением сведений в ЕКН о здании с кадастровым номером 71:30:020105:221 на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, а именно: изменением материала наружных стен – каменные и деревянные, площади здания.

Из сравнения представленных стороной истца выписок (справок) из технического паспорта на объект капитального строительства (недвижимого имущества) по состоянию инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание по адресу: <адрес>, представляет собой жилой дом, до реконструкции являвшийся бревенчатым, состоявшим из жилой пристройки А1 и жилой пристройки а, с отдельно расположенной уборной Г1, площадью <данные изъяты> кв.м. В настоящее время указанное строение представляет собой жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., со смешанным материалом стен, в том числе: жилым домом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, жилой пристройки А1, жилой пристройки А2 ДД.ММ.ГГГГ года постройки, оборудованными водопроводом, канализацией, с централизованным отоплением, электроснабжением и газоснабжением по всему периметру дома.

На основании анализа вышеперечисленных документов, с учетом показаний истца, данных в судебном заседании, суд приходит к убеждению, что истцом представлены доказательства увеличения площади жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на <данные изъяты> кв.м. (что больше учетной нормы), соответственно установлен факт улучшения жилищных условий детей. Факт реконструкции названного домостроения подтвержден техническим планом, свидетельством о регистрации права собственности на домостроение.

Изложенное позволяет суду признать, что распоряжение материнским капиталом истицы путем направления его на проведение строительства и реконструкции жилого дома не противоречит положениям п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона и п. 10.4 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862, в то время как отказ в таком распоряжении материнским капиталом по существу приводит к ограничению прав истца улучшить жилищные условия своей семьи, включая малолетних детей, за счет средств материнского капитала.

По указанным мотивам, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий не соответствует целям и задачам ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», а потому является незаконным.

Направление средств материнского капитала на возмещение затрат на реконструкцию жилого помещения, в данном случае, в полной мере соответствует целевому назначению этих средств. Истицей избран предусмотренный законом способ улучшения жилищных условий

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и возложении обязанности по направлению средств материнского капитала – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле Тульской области направить принадлежащие ФИО3 средства материнского (семейного) капитала в размере 466617 рублей 00 коп. на компенсацию затрат, понесенных на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.С. Бездетнова