Дело №2-1495/2019
64RS0045-01-2019-001309-92
Решение
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Бивол Е.А.
при секретаре Гавриловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о понуждении принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
заместитель Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») о понуждении организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой района по поступившему обращению ФИО1, собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> расположен многоквартирный жилой <адрес>, в котором в 2018 году, помимо иных включенных в программу домов, планировалось проведение капитального ремонта кровли. Законом Саратовской области № 103-ЗСО от 27 июня 2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора. Региональный оператор создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года №171-Пр. Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 № 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области. Краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 год в этом доме включены работы по капитальному ремонту кровли указанного выше многоквартирного дома. Однако по информации управляющей организации ООО «Пугачевжилсервис» работы по капитальному ремонту кровли не начаты до настоящего времени. Дом требует проведение капитального ремонта кровли в кратчайшие сроки. В региональную программу капитального ремонта в части изменения сроков капитального ремонта этого жилого дома в 2018 году изменения не вносились. Таким образом, ответчиком не исполняются обязанности, возложенные на него действующим жилищным законодательством в части организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Таким образом, истец считает, что НО «Фонд капитального ремонта» ненадлежащим образом организована работа по организации и проведению капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес>. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит обязать НО «Фонд капитального ремонта» принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту кровли в <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика НО «Фонд капитального ремонта», извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, по доводам, изложенным в отзыве.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В., действующая по доверенности, уточненную редакцию исковых требований поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дав объяснения, аналогичные описательной части решения.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе путем подачи искового заявления.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ, ч.1 ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч.1 ст.168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч.2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъекта РФ, согласно ч.7 ст.168 ЖК РФ, обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 №800-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.
Исполнителем программы капитального ремонта в Саратовской области и региональным оператором является ответчик по делу НО «Фонд капитального ремонта».
Законом Саратовской области №103-ЗСО от 27.06.2013 «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора.
Фонд создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19.07.2013 № 171-Пр «О создании регионального оператора», как специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме - фонд.
Согласно п.2.1 Устава Фонда, утвержденного распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05.02.2014 № 30/1-р. Фонд образован в целях формирования средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе финансовое обеспечение, формирование средств и имущества для такого ремонта на территории Саратовской области.
Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29.09.2017 №505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 года, в который включены работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в многоквартирном <адрес>.
При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Так, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 - 2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного <адрес>.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05 марта 2019 года № 99-р внесены изменения в указанное распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р.
Данным распоряжением уточнены сроки проведения капитального ремонта в многоквартирном <адрес> – плановая дата завершения работ 31 декабря 2018 года.
Однако работы по капитальному ремонту кровли в указанном многоквартирном доме не проведены, что не оспаривается стороной ответчика.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом №44-ФЗ. Запрос предложений - в случае осуществления закупки проектных и изыскательных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (пункт 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе), а также признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (пункт 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе).
Судом установлено, что 28 июня 2018 года НО «Фонд капитального ремонта» объявлен аукцион на площадке РТС-тендер на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного <адрес>.
На основании протокола от 23 июля 2018 года с ООО «Каркас» заключен договор № № от 09 августа 2018 года. С учетом разработанного проекта Фондом капитального ремонта определен объем работ, составлено соответствующее техническое задание.
08 октября, 09 ноября, 13 декабря 2018 года, 22 января 2019 года ответчиком объявлялись электронные аукционы на проведение капитального ремонта кровли многоквартирного <адрес>. Однако они были признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок.
Вместе с тем, 16 апреля 2019 года Фондом капитального ремонта» объявлен электронный аукцион проведение капитального ремонта кровли многоквартирного дома, в котором ФИО1
Согласно витрине закупок на официальном сайте некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» на сайте http://torg.fkr64.ru дата окончания подачи заявок – 17 мая 2019 года.
Таким образом, на момент разрешения спора сведения ответчиком НО «Фонд капитального ремонта» предприняты меры по организации проведения капитального ремонта.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
На основании части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обратиться в суд прокурор.
При этом в силу части 2 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Из системного анализа правовых норм, применительно к спорным правоотношениям, избранный прокурором, выступающего истцом, способ защиты права гражданина должен соответствовать характеру нарушения и в результате его реализации нарушенное право должно быть восстановлено.
Поскольку настоящий спор возник вопросу возложения на регионального оператора обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта крыши многоквартирного <адрес>, судом установлено, что НО «Фонд капитального ремонта» на момент разрешения спора по существу, исходя из заявленных требований, выполняются работы в целях организации проведения капитального ремонта кровли спорного дома, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о понуждении принять меры к выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья