ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1495/2016 от 16.09.2016 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2- 1495/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2016 года г. Ирбит

Ирбитский районный суд Свердловской области,

в составе председательствующего судьи Гаевой Л.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ТОИОГВ СО Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – ГБУ СО «Многофункциональный центр» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Шеломенцевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» о признании права на звание «Ветеран труда».

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району, ГБУ СО «Многофункциональный центр» о признаии права на звание «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление социальной политики через Многофункциональный центр с заявлением о включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», предоставив необходимый пакет документов. В подтверждение принятия документов ему была выдана расписка-уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. В январе ДД.ММ.ГГГГ его вновь пригласили в отдел МФЦ и сообщили, что документы возвращены на доработку из Управления социальной политики, и необходимо вновь написать заявление для включения с списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». На повторное заявление, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, которым Управление социальной политики ему отказало во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветаран труда» по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ данная мера социальной поддержки на него не распространяется. Считая, что предоставленной услугой по принятию документов нарушены права истца, действующие до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 просил признать незаконными действия ответчиков в приеме, рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным решение об отказе во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на включение в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, считая, что между ответчиками был осуществлен ненадлежащий информационный обмен, чем нарушены требования п.1 ст. 5 Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных услуг» в части своевременности предоставления государственных услуг.

Представитель ответчика Управление социальной политики ФИО2 возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной политики не поступало. На заявление от ДД.ММ.ГГГГ о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» был подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором истец был уведомлен, что в связи с изменениями, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, представленные ведомственные награды не могут учитываться при присвоении звания «Ветеран труда».

Представитель ответчика ГБУ СО «Многофункциональный центр» ФИО3 не согласилась с заявленными требованиями, поскольку вины МФЦ в ненедлежащем качестве предоставления услуг нет. Так в сответствие с п.5.1. Соглашения о взаимодействии заявление ФИО1 о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ было передано для приняти решения специалисту Управления социальной политики. Однако специалист Управления, принявший документы, поставить свою подпись в ведомости приема-передачи документов отказалась, сославшись на необходимость проверки полноты пакета документов и предложила приехать за подписью позднее. В течение двух оставшихся рабочих дней ДД.ММ.ГГГГ ведомость приема-документов специалистом Управления не была подписана. В ДД.ММ.ГГГГ по истечении праздничных дней Управлением были возвращены документы с устными рекомендациями о необходимости оформления справки о трудовом стаже ФИО1 с записью о праве заявителя выхода на пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ. Отдел МФЦ оказывает услуги заявительного характера и не несет ответственности за содержание документов, поступающих от граждан. Экспертизу документов проводит Управление социальной политики, уполномоченный на выполнение перечня государственных услуг, который должен нести ответственность за некачественное предоставление услуги.

Заслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив добытые доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5- ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190 – ОЗ (ред. от 27.02.2013) «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются нормативными правовыми актами Свердловской области, издаваемыми Губернатором Свердловской области.

Согласно п. 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458 – УГ (далее Положение) звание «Ветеран труда» присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Из ч. 2 п. 5 Положения следует, что к ведомственным знакам отличия в труде относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные значки отличия Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министерством или заместителем министра, знак «Победитель социалистического соревнования… года» либо знак «Ударник…пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

При присвоения звания «Ветеран труда» не учитываются награды, в том числе знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Данные изменения в п.6 Положения внесены Указам Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ и вступили в силу с 01.01.2016.

Поскольку заявление ФИО1 о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветаран труда» поступило в Управление социальной политики лишь ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, не было учтено его удостоверение к медали «За отличие в службе III» от ДД.ММ.ГГГГ, «За отличие в службе II» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку является ведомственным знаком отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем, ФИО1 было отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 15-16).

Тем не менее, до ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 распространялась данная мера социальной поддержки, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление социальной политики через отдел МФЦ по месту жительства с соответствующим заявлением, представив полный пакет документов, что подтверждается распиской-уведомлением, регистрационный номер заявителя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определены общие правила и положения предоставления государственных и муниципальных услуг, которые конкретизируются в административных регламентах, применительно к каждой конкретной услуге.

Административный регламент предоставления государственной услуги устанавливает порядок предоставления данной государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий уполномоченного субъекта, а также порядок взаимодействия федеральных и территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по реализации государственной либо муниципальной услуги.

В соответствии с п.10 Административного регламента по предоставлению государтсвенной услуги по включению в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 10.07.2012 № 638 (далее Административный регламент) данная государственная услуга предоставляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области – управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по месту жительства граждан.

Предоставление государственной услуги осуществляется через МФЦ в части приема заявлений и необходимых документов, при условии заключения соглашения о взаимодействии между МФЦ и органами, предоставляющими государственную услугу.

Согласно п.18 Административного регламента заявитель при обращении в управление социальной политики для получения государственной услуги предоставляет заявление, паспорт, документы о награждении орденами или медалями, а также документы, подтверждающие наличие трудового стажа.

МФЦ обеспечивает передачу принятых от заявителя документов в управление социальной политики в порядке и сроки, установленные соглашением о взаимодействии, но не позднее следующего рабочего дня после принятия заявления (п.36 Административного регламента).

Аналогичные сроки передачи документов предусмотрены п.5.1 Соглашения о взаимодействии между уполномоченным ГБУ СО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» и ТОИОГВ СО – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району от 07.01.2014 № 42/2-СО/25 (л.д.24-27).

Согласно п.29 Административного регламента при направлении заявления и прилагаемых к нему документов через МФЦ датой обращения за предоставлением услуги считается день поступления заявления и документов в управление социальной политики.

Основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в управление социальной политики с документами, указанными в п.18 настоящего Административного регламента, лично, по почте, либо через МФЦ. Должностное лицо, ответственное за выполнение административной процедуры по приему документов устанавливает личность заявителя, проверяет полноту предоставленного пакета документов и соблюдение требований к их оформлению, проверяет соответствие представленных копий документов, в присутствии заявителя регистрирует заявление в Журнале регистрации заявлений, выдает расписку-уведомление о приеме заявления (п.38-42).

Рассмотрение заявления и прилагаемых документов осуществляется в течение 1 рабочего дня. Результатом административной процедуры является передача начальнику управления социальной политики или уполномоченному им лицу проекта решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 44-47).

В силу п.п. 22. 23, 24 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления законодательством Свердловской области не предусмотрено. Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: 1) неполное предоставление заявителем документов, предусмотренных в п.18 Административного регламента; 2) несоответствие представленных документов, требованиям, указанным в п.18 Административного регламента. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги законодательством также не предусмотрено.

Начальник управления социальной политики или уполномоченное им лицо рассматривает документы и в течение 10 календарных дней с даты приема заявления принимает решение о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги (п.50).

Факт передачи ДД.ММ.ГГГГ в Управление социальной политики заявления и прилагаемых документов, предоставленных ФИО1, подтверждается показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, а также показаниями специалиста Управления социальной политики ФИО7

Учитывая, что согласно Административного регламента рассмотрение заявления и прилагаемых документов осуществляется в течение 1 рабочего дня, по истечении ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 подлежало передаче начальнику Управления для принятия решения.

В нарушение условий Административного регламента по истечении 10 календарных дня со дня принятия заявления Управлением социальной политики не было принято соответствующее решение о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с чем, документы, предоставленные ФИО1, в ДД.ММ.ГГГГ были возвращены в МФЦ для переоформления справки о стаже работы с указанием права на пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

Вместе с тем, порядок предоставления государственной услуги не предусматривает возврат документов для переоформления.

При повторном обращении ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной политики было отказано в предоставлении государственной услуги в связи с изменениями в законодательстве с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).

Таким образом, в результате бездействия должностного лица Управления социальной политики, ответственного за выполнение административной процедуры по приему документов, первоначальное заявление ФИО1 от 28.12.2015 о включении в списки в лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконно было возвращено для переоформления справки о стаже работы, в связи с чем, было нарушено право заявителя на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления публичных услуг, предусмотренное ст. 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ имелись установленные законодательством Российской Федерации и Свердловской области основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда» и, соответственно, для включения его в соответствующий список, но в результате незаконных действий сотрудников Управления социальной политики ему было отказано, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования в части признания за истцом права на включение в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Суд не находит оснований для удовлетворения требований к ГБУ СО «Многофункциональный центр», поскольку в силу п.1 ст. 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ обеспечивает передачу принятых от заявителя документов в государственные органы и выдает результат государственной услуги. Проведение экспертизы документов не входит в компетенцию отдела МФЦ. Нарушения сроков передачи заявления ФИО1 в Управление социальной политики судом не установлено.

Наряду с этим суд считает необходимым отреагировать частным определением ввиду отсутствия надлежащего взаимодействия между МФЦ и Управлением социальной политики при передаче заявлений граждан.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

удовлетворить исковые требования ФИО1 к территориальному отраслевому органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району о признании права на звание «Ветеран труда».

Признать за ФИО1 право на включение в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать территориальный отраслевой орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району включить ФИО1 в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В иске ФИО1 к государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.

Председательствующий /подпись/

Решение принято в окончательной форме 21сентября 2016 года

Решение суда вступило в законную силу 22.10.2016 года..

Судья Л.В.Гаева

<данные изъяты>

<данные изъяты>