ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1495/2017 от 19.02.2018 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2 – 9/2018 ......

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Тельцовой Е.В.

при секретаре Андреевой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Теличука Евгения Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области о включении периодов работы в выслугу лет и назначении доплаты к пенсии.

УСТАНОВИЛ:

Теличук Е.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области (далее УПФР) о назначении доплаты к пенсии. В обоснование иска указал, что 13.11.2013 истец обратился в УПФР с заявлением о назначении доплаты к пенсии, как члену летных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Решением от 24.01.2014 истцу было отказано в назначении доплаты. Считает решение незаконным и необоснованным. Истец работал в различных должностях членов летных экипажей воздушных судов во ...... учебном авиационном центре ДОСААФ с период с 01.01.1975 по 01.12.1991. В спорные периоды работы действовал Воздушный кодекс СССР в редакции 1983 года, который не предусматривал деления авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную, а лишь регулировал вопросы деятельности гражданской авиации. Кроме того, функции государственной авиации по Воздушному кодексу РФ и гражданской авиации по Воздушному кодексу Союза ССР во многом совпадают. В связи с этим периоды работы до 1997 года (до принятия Воздушного кодекса РФ) подлежат зачету в выслугу лет для получения доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом № 155-ФЗ от 27.11.2001, независимо от того, на каких судах – гражданской или государственной авиации истец выполнял полеты на соответствующих должностях.

Истец неоднократно изменял и дополнял заявленные требования, в последней редакции которых от 15.01.2018 просил суд обязать УПФР зачесть Теличуку Е.В. в выслугу лет, дающую право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, периоды работы:

-с 01.01.1975 по 02.01.1979 в должности инструктора - летчика на вертолете Ми-1 во ...... учебно - авиационном центре ДОСААФ;

-с 03.01.1979 по 01.12.1991 в должности командира звена во ...... учебном авиационном центре ДОСААФ.

Исчисление выслуги произвести исходя из налета часов за указанные периоды.

Обязать ответчика назначить истцу доплату к пенсии, как члену летных экипажей гражданской авиации, с 1 ноября 2014 года.

Представитель ответчика Белева О.Ю. (по доверенности) с иском не согласилась, представила мотивированный отзыв. В обоснование своей позиции дополнительно указала, что деятельность ДОСААФ была направлена на выполнение оборонных задач. В соответствии с Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ авиация ДОСААФ относится к государственной авиации, финансирование которой производится за счет средств федерального бюджета. Соответственно при принятии Федерального закона №155-ФЗ от 27.11.2001 работникам данного вида авиации права на назначение дополнительного социального обеспечения не было предусмотрено. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности РФ, в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе, обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения. В соответствии со ст. 4 Воздушного кодекса СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного совета СССР от 11.05.1983 № 9275-Х, гражданская авиация СССР используется для перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты; выполнение авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства; оказание медицинской помощи населению и другие. Ст.12 Воздушного кодекса СССР установлена принадлежность воздушных судов к гражданской авиации. Авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, законодательство никогда не относило к гражданской авиации. Документом, подтверждающим выполнение налетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и налет часов, является летная книжка. Летная книжка истца поименована как летная книжка Военно-воздушных сил и печаталась военным издательством. Страховые взносы, за счет которых выплачивается доплата, организация не уплачивает. Выслуга в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации отсутствует, поэтому истец не имеет права на доплату к пенсии. С учетом заявленных периодов выслуга превысит требуемые законом 25 лет.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно статье 79 Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20 ноября 1990 года, пенсия в связи с работой в летном и летно-испытательном составе устанавливается: мужчинам при выслуге не менее 25 лет, женщинам - не менее 20 лет; при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам при выслуге не менее 20 лет, женщинам - не менее 15 лет.

В соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 04 сентября 1991 года № 459 «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением», в указанные списки включены члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.

В судебном заседании установлено, что Теличук Е.В. является с ... получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ему досрочно в связи с выслугой лет.

13.11.2013 обратился в УПФР с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ. Однако решением УПФР от ...№... Теличуку Е.В. отказано в назначении указанной доплаты в связи с отсутствием требуемой продолжительности выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации.

Как следует из трудовой книжки истец работал с 20.10.1973 во ...... учебно - авиационном центре ДОСААФ, с 01.01.1975 переведен инструктором-летчиком на вертолете МИ-1, 01.07.1975 присвоен 4 класс летчика авиации ДОСААФ, 21.09.1977 – 3 класс, 03.01.1979 переведен на должность командира звена, 13.01.1981 присвоен 2 класс, 01.08.1983 – 1 класс летчика авиации ДОСААФ, 01.12.1991 уволен в связи с уходом на пенсию по выслуге лет.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ) члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).

Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественным должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

Право на установление доплаты определяется с учетом Списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» и Правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 № 155.

В соответствии с пунктами 2, 4 указанных Правил в выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работы которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии Федеральным законом № 155-ФЗ. Периоды выполнявшейся с 01 декабря 1991 года работы в должностях указанных в Списке, засчитываются в выслугу, если такая работа выполнялась воздушных судах гражданской авиации Российской Федерации.

Анализ данных нормативных актов свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается при наличии необходимой выслуги в должностях членов летных экипажей судов гражданской авиации СССР и России.

Воздушный кодекс СССР как в ранее действующих редакциях (1932 года, 1935 года), так и в редакции 1983 года, в период действия которого истец работал в ДОСААФ, не подразделял авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную. Вся авиация (кроме военной) относилась к гражданской авиации.

Так, в соответствии со статьей 3 Воздушного кодекса СССР «Сфера действия Воздушного кодекса СССР» действие Воздушного кодекса СССР распространялось на всю гражданскую авиацию в пределах СССР и на все гражданские воздушные суда СССР во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.

Следовательно, в спорные периоды истец работал во ...... учебно-авиационном центре ДОСААФ, относившемся к гражданской авиации СССР.

Суд принимает во внимание, что как в период работы истца, так и в настоящее время ДОСААФ и его правопреемники, наряду с содействием в выполнении оборонных задач, обеспечивали многочисленные потребности граждан и экономики страны, что даже в соответствии с новым Воздушным кодексом РФ 1997 года относит общество к гражданской, а не государственной авиации.

Доводы УПФР о том, что ДОСААФ в соответствии с Воздушным кодексом РФ от 19.03.1997 относится к государственной авиации, не могут быть признаны судом обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Воздушного кодекса СССР, гражданская авиация СССР используется для перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.); оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий; проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.

В соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ от 01.04.1997:

Статья 20

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Статья 21

1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

2. Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.

3. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Статья 22

1. Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации.

2. Использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Статья 23

1. Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

2.Использование экспериментальной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Таким образом, из анализа приведенного законодательства следует, что виды авиации Воздушным кодексом РФ определяются в зависимости от целей, для которых она используется.

В соответствии с Уставом Негосударственного образовательного учреждения «Владимирский аэроклуб Российской оборонной спортивно-технической организации» (правопреемник ДОСААФ), основными его задачами являются:

- организация занятий авиационными видами спорта, их пропаганда и материальное обеспечение;

- дополнительная образовательная деятельность по подготовке кадров авиационных профессий;

- поддержка деятельности государственных органов и их учреждений в области организации и проведения поисково-спасательных работ, профилактики и ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.

Аэроклуб осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- первоначальная летная подготовка учащихся образовательных школ, кандидатов для поступления в гражданские авиационные училища;

- подготовка спортсменов по авиационным видам спорта;

- обучение, подготовка и переподготовка пилотов-любителей на летательных аппаратах авиации общего назначения с правом самостоятельного управления;

- содержание и техническое обслуживание на базе аэроклуба летательных аппаратов организации и частных лиц;

- изучение конструкции летательных аппаратов, обучение конструированию и постройке авиационных моделей, испытание их в воздухе;

- организация и проведение соревнований по авиационным видам спорта, показательных выступлений и других массовых зрелищных мероприятий;

- оказание авиационных услуг природоохранительным службам, сельскохозяйственным предприятиям, службам метеорологии, гидрологии, картографии, речникам, охотникам, медицинским учреждениям и иным предприятиям.

Таким образом, деятельность ...... учебно-авиационного центра ДОСААФ была направлена, в том числе, на обеспечение потребностей граждан и экономики, поэтому не может быть отнесена исключительно к государственной авиации.

Кроме того, из приказа Федеральной авиационной службы России от ...№... следует, что под наименованием «организации гражданской авиации» следует понимать все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие, обеспечивающие или обслуживающие процесс перевозок пассажиров и грузов, выполнение авиационных работ коммерческой гражданской авиацией и использование гражданской авиации без взимания платы, а также организацию воздушного движения, в том числе: авиапредприятия, аэропорты, государственные унитарные предприятия гражданской авиации по ИВП и УВД, авиакомпании, учебно - тренировочные центры, агентства по продаже авиаперевозок, авиаремонтные заводы, авиационно - технические базы, строительные организации, вычислительные центры, учебные заведения, медицинские и лечебно - профилактические учреждения, проектные и научно - исследовательские учреждения, организации и эксплуатанты авиации общего назначения и другие.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что периоды работы истца с 01.01.1975 по 02.01.1979 в должности инструктора - летчика на вертолете Ми-1 с 03.01.1979 по 01.12.1991 в должности командира звена во ...... учебном авиационном центре ДОСААФ подлежат включению в стаж, дающий право на получение ежемесячной доплаты к пенсии.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ...... учебный авиационный центр ДОСААФ в период работы истца с 1975 по 1991 годы не относился к гражданской авиации, ответчик суду не представил.

Суд также принимает во внимание, что разделение авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную произошло с принятием нового Воздушного кодекса РФ в 1997 году, а на момент работы истца во ...... учебном авиационном центре ДОСААФ указанное общество относилось к гражданской авиации, о чем свидетельствует и назначение истцу досрочной трудовой пенсии как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации; принимая во внимание, что и в настоящее время правопреемник ...... учебного авиационного центра ДОСААФ – НОУ «...... авиационно-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» выполняет ряд задач гражданской авиации, связанных с обеспечением потребностей граждан и экономики (например, переподготовка и повышение квалификации специалистов, в том числе, для экономического сектора региона, ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности, авиационно-монтажные и демонтажные работы, обработка заданных объемов химическими и биологическими препаратами; нерегулярная перевозка пассажиров и грузов – Устав от 2011 года).

При условии включения спорных периодов в стаж, дающий право на доплату к пенсии, специальный стаж истца составит более 25 лет, что дает ему право на доплату к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Исчисление выслуги производить исходя из налета часов за указанные периоды.

Принимая во внимание положения статьи 2 Федерального закона № 155-ФЗ, суд приходит к выводу о возможности назначения Теличуку Е.В. доплаты к пенсии по старости с 01 ноября 2014 года.

В силу статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Теличука Евгения Владимировича удовлетворить.

Включить Теличуку Евгению Владимировичу в стаж, дающий право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» следующие периоды работы:

-с 01 января 1975 года по 02 января 1979 года в должности инструктора - летчика на вертолете Ми-1 во ...... учебном авиационном центре ДОСААФ;

-с 03 января 1979 года по 01 декабря 1991 года в должности командира звена во ...... учебном авиационном центре ДОСААФ.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области назначить Теличуку Евгению Владимировичу ежемесячную доплату к пенсии по старости с 1 ноября 2014 года.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области в пользу Теличука Евгению Владимировичу 300 рублей в возврат уплаченной госпошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья ...... Е.В. Тельцова

......

......

......

......