ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1496/2021 от 25.02.2021 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2 -1496/2021

72RS0013-01-2021-000292-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 25 февраля 2021 года

Калининский районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Заусайловой И.К.,

при секретаре Бойко К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Вера" о взыскании ущерба, причиненного водному объекту,

у с т а н о в и л :

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Вера" о взыскании ущерба, причиненного водному объекту.

Требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в связи с загрязнением реки Чулта в <адрес> Республики Алтай. Проведенной проверкой установлено, что ООО «Вера» осуществляет недропользование на территории <адрес> Республики Алтай на основании лицензии на право пользования недрами <данные изъяты>, которая зарегистрирована в Управлении по недропользованию по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за . Срок действия данной лицензии, на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» продлен на месяцев, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Лицензионный участок расположен в <адрес> Республики Алтай, в северо-восточной низкогорной части Республики Алтай вблизи границы с <адрес>. Россыпное месторождение золота приурочено к долине <адрес>, которая является притоком <адрес> системы <адрес>. Лицензионный участок имеет статус горного отвода общей площадью км. Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром вышеуказанного лицензионного участка установлено, что на нем ООО «Вера» установлен промприбор, а также осуществлялись работы по добыче россыпного золота. В ходе осмотра установлено, что из стенки дамбы отстойника ООО «Вера», расположенного возле промприбора, дренирует вода, которая стекает на прилегающую территорию, после чего вода желто-коричневого цвета напрямую стекает в <адрес>. В ходе осмотра в целях определения качественного состояния воды <адрес> произведен отбор 6 проб, о чем составлен протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ:

1) <данные изъяты>

2) <данные изъяты>

3) в метрах ниже по течению от установленного промприбора (в точке с географическими координатами

4) в метрах ниже по течению от установленного промприбора (в точке с географическими координатами

5) в метрах ниже по течению от установленного промприбора (в точке с географическими координатами

6) в метрах ниже по течению от установленного промприбора (в точке с географическими координатами

Результатами проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» лабораторных исследований установлено, что в пробах воды, отобранных в метре выше по течению <адрес> от промприбора содержание взвешенных веществ составляет мг/куб.дм., массовая концентрация нефтепродуктов мг/куб.дм., напротив установленного промприбора содержание взвешенных веществ составляет мг/куб.дм., массовая концентрация нефтепродуктов мг/куб.дм, в метрах ниже по течению от установленного промприбора содержание взвешенных веществ составляет мг/куб.дм., массовая концентрация нефтепродуктов мг/куб.дм., в метрах ниже по течению от установленного промприбора содержание взвешенных веществ составляет мг/куб.дм., массовая концентрация нефтепродуктов мг/куб.дм., в метрах ниже по течению от установленного промприбора содержание взвешенных веществ составляет мг/куб.дм., массовая концентрация нефтепродуктов мг/куб.дм., в метрах ниже по течению от установленного промприбора содержание взвешенных веществ составляет мг/куб.дм., массовая концентрация нефтепродуктов мг/куб.дм.. Причиной вышеотмеченного загрязнения воды данного водного объекта взвешенными веществами явились проводимые ООО «Вера» на момент проверки работы по добыче россыпного золота. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что деятельность по добыче россыпного золота осуществляется ООО «Вера» с нарушением изложенных требований водного законодательства. За указанные нарушения ООО «Вера» и его генеральный директор постановлениями Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, отдела государственного экологического надзора по <адрес>-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора признаны виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением административных штрафов. Спорные правоотношения возникли вне сферы предпринимательской и иной экономической деятельности ответчика, поскольку предметом настоящего спора является нарушение прав и охраняемых законом интересов, в том числе неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор, реализуя предусмотренные ч. 1 ст. 45 ГПК РФ полномочия, обращается в суд. Учитывая изложенное, прокурор просит взыскать с ООО «Вера» причиненный водному объекту - реке <данные изъяты> вред в размере рублей в пользу Российской Федерации в лице Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора (л.д.4-9).

Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО "Вера" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, Министерство природных ресурсов экологии и туризма Республики Алтай в судебное заседание не явились извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащим удовлетворению.

Судом установлено следующее.

ООО "Вера" зарегистрировано по адресу: <адрес>. Основным видом деятельности Общества является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра, металлов, платиновой группы) (л.д. 81-92).

В целях добычи россыпного золота Обществом эксплуатируется участок на <адрес>, расположенное в <адрес> Республики Алтай на основании лицензии серии (л.д. 10-17).

Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в связи с загрязнением реки Чулта в <адрес> Республики Алтай.

В результате проведенной проверки установлено, что ООО «Вера» установлен промприбор, а также осуществляется работа по добыче россыпного золота.

Из Акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе осмотра установлено, что из стенки дамбы отстойника ООО «Вера», расположенного возле промприбора, дренирует вода, которая стекает на прилегающую территорию, после чего вода желто-коричневого цвета напрямую стекает в <адрес>. В целях определения качественного состояния воды <адрес> произведен отбор 6 проб, о чем составлен протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19-30).

В соответствии с протоколом лабораторных испытаний и экспертным заключением по результатам лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в пробах воды поверхностного водоема отобранных из <адрес> Республики Алтай определяются в точках , массовая концентрация нефтепродуктов. По течению реки наблюдается ухудшение качества воды поверхностного водоема относительно промбрибора ООО «Вера» по содержанию взвешенных веществ и массовой концентрации нефтепродуктов (л.д. 43-45).

В соответствии с СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 (приложения ), нормирование показателей загрязняющих веществ в воде поверхностного водоема предусмотрено только для объектов питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для водоснабжения пищевых предприятий и для рекреационного водопользования, а также в черте населенных мест.

В связи с чем, оценка превышения (не превышения) гигиенических нормативов по содержанию взвешенных веществ и нефтепродуктов в воде открытых водоемов, неиспользуемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационного водопользования, не предоставляется возможным (л.д. 45).

Постановлением Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № -в от ДД.ММ.ГГГГ года ООО «Вера» привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере рублей. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48-55).

Постановлением Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вера» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере рублей (л.д. 56-62).

Постановлением Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай №ПО-50/20 о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор ООО «Вера» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000,00 рублей (л.д. 63-69).

Постановлением Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор ООО «Вера» ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере рублей (л.д. 71-78).

Частью 2 статьи 69 Водного кодекса РФ определено, что методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Размер причиненного ответчиком вреда водному объекту реки Чулта, рассчитанный Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай на основании методики, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 87 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 13989) причиненного вследствие нарушения водного законодательства, составил рублей (л.д. 47).

Таким образом, установлено, что в ходе деятельности ООО «Вера» нарушены интересы Российской Федерации, выразившиеся в причинении вреда водному объекту реке Чулта в результате его загрязнения, находящегося в собственности Российской Федераций.

Кроме того, действиями ООО «Вера» затронуты права и законные интересы граждан, в связи с тем, что данным экологическим правонарушением нарушено право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, гарантированное им ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9, ст. 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

На основании ст.1 указанного Федерального закона к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В силу с ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно ст. 69 Водного кодекса РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии с ч.3 ст. 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 75 указанного Федерального закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Частью 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Представленный в материалы дела расчет ущерба проверен судом и принят за основу, поскольку произведен Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай на основании Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 87 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 13989).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом доказана совокупность условий, необходимых для взыскания ущерба, а именно: факт причинения вреда, противоправность поведения ответчика, его вина, причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшим вредом.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, а потому исковые требования надлежит удовлетворить в полном объеме.

По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку истец при подаче иска был освобождён от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере рублей.

Руководствуясь ст. ст. 9, 15, 42 Конституции РФ, ст. 1064 ГК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Водного кодекса РФ ст.ст. 12, 56,67, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Вера" о взыскании ущерба, причиненного водному объекту - удовлетворить.

Взыскать с ООО «Вера» причиненный водному объекту - реке Чулте ущерб в размере рублей в пользу Российской Федерации в лице Южно- Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора.

Взыскать с ООО «Вера» в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.

Председательствующий

судья (подпись) Заусайлова И.К.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.