Дело № 2-1497\2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года г.Арзамас
Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области ИоноваЮ.М.
с участием прокурора Романовой С.А.
представителя ответчика администрации г.Арзамаса Романовой О.Ф., действующей на основании доверенности от Дата обезличена
представителя третьего лица ООО «***» К.., действующей на основании доверенности от дата обезличена г.
при секретаре Буланкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Арзамаса о признании частично недействительным приложения к постановлению администрации г.Арзамаса от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса»,
установил:
Арзамасский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Арзамаса о признании частично недействительным приложения к постановлению администрации г.Арзамаса от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса».
В обоснование своих требований указывая, что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ЗАО «***» на постановление администрации города Арзамаса от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса».
Постановление администрации города Арзамаса от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса» было опубликовано в газете «****» Дата обезличена г. Номер обезличен.
Указанным постановлением администрации города Арзамаса утверждены Условия приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса, которые разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Водным кодексом РФ;
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002
№ 7-ФЗ;
- Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167;
- Методическими рекомендациями по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Пунктом 1.4 Приложения к постановлению администрации города Арзамаса от Дата обезличенаНомер обезличен введено понятие «залповый сброс»- сброс сточных вод с превышением более чем в 100 раз ДК (допустимой концентрации) по любому виду загрязнений, а также сброс агрессивного стока с рН менее 2 или более 12, который ни одним действующим правовым актом Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации не предусмотрен.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
В силу пункта 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 следует, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 4.3 распоряжения Правительства Нижегородской области "Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации" от 28.11.2002 N 615-р залповый или неразрешенный сброс сточных вод оплачивается дополнительно по утвержденному в установленном порядке тарифу за услуги по приему сточных вод, увеличенному в шестикратном размере.
Исходя из данной нормы распоряжения Правительства Нижегородской области от 28.11.2002 N 615-р, пунктами 4.2, 4.3, 4.4. Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса определен порядок оплаты за залповый или неразрешенный сброс сточных вод.
Однако, распоряжение Правительства Нижегородской области от 28.11.2002 N 615-р "Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации" опубликовано не было.
В соответствии с Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 08.05.2009 г. № 281 «Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области», актами Правительства Нижегородской области являются распоряжения и постановления.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 9 и 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2002 года № 615-р "Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации» является нормативным правовым актом, поскольку им установлены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений и он действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им предусмотренные.
Ввиду того, что распоряжение Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2002 года № 615-р "Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации» не опубликовано в установленном порядке, оно не вступило в силу и является недействующим.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Следовательно, принятие, каких-либо нормативных правовых актов, в том числе постановления администрации города Арзамаса от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса», на основании указанного распоряжения Правительства Нижегородской области является неправомерным.
В связи с изложенным указанное постановление администрации города Арзамаса опротестовано Арзамасским городским прокурором. Протест отклонен мэром г. Арзамаса. В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Способом защиты гражданских прав Российской Федерации в данном случае является признание недействительным акта органа местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы иска поддержал.
Представитель ответчика администрации г.Арзамаса исковые требования не признает по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица ООО «***» иск не поддерживает. Возражения против исковых требований указывает в письменном отзыве на иск.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материала дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, которые регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
На момент издания оспариваемого нормативного правового акта администрации города Арзамаса, организацией водопроводно-канализационного хозяйства города Арзамаса являлось общество с ограниченной ответственностью «***». Данная организация обслуживала канализационные сети, переданные ей в пользование администрацией города Арзамаса. Кроме того, данная организация обслуживала городские очистные сооружения и являлась предприятием водопользователем, т.е. имела соответствующее право сброса сточных вод после их очистки в водный объект - реку Тешу.
В соответствии с данными правовыми нормами администрации города Арзамаса предоставлено право, установить абонентам предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую систему канализации. Нормативы концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих в городскую канализационную сеть устанавливаются с учетом вышеназванных условий, в том числе:
- с учетом нормативно-допустимых сбросов сточных вод в реку Тешу, которые установлены водопользователю ООО «***» и которые он сбрасывает после очистки сточных вод поступивших от абонентов в канализационную сеть;
- с учетом мощности и способности очистных сооружений;
- с учетом состояния городской канализационной сети и других факторов.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Устава города Арзамаса правовыми актами администрации города являются постановления и распоряжения. По вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, администрация города издает постановления. Постановления администрации города, носящие нормативный характер, вступают в силу после их официального опубликования в печати, если в них не определено иное.
Пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании данного полномочия и в соответствии с проектом Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий, организаций всех форм собственности, отводимых в систему канализации г.Арзамаса Нижегородской области, произведенным ООО «***» - организацией, имеющей разрешение на производство расчетов загрязняющих веществ, постановлением администрации города Арзамаса от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса», были утверждены Условия приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса. Данное постановление администрации города Арзамаса было опубликовано в газете «***» от Дата обезличенаНомер обезличен.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении вопроса о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части необходимо выяснить:
- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
- форму (вид), в котором орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Постановление администрации города Арзамаса от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса» издано в соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями и в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом города Арзамаса Нижегородской области.
Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации на селенных пунктов» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
На основании вышеназванных постановлений Правительства Российской Федерации Правительством Нижегородской области 28.11.2002 было издано распоряжение № 615-р «Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации». Пунктом 4 Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации устанавливает, что абоненты, осуществляющие сверхнормативный сброс сточных вод, оплачивают услуги канализации по повышенным тарифам. В соответствии с п.4.3. данного Порядка залповый или неразрешенный сброс сточных вод оплачивается дополнительно по утвержденному в установленном порядке тарифу за услуги по приему сточных вод, увеличенному в шестикратном размере.
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 28.10.2002 № 615-р «Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации» было издано в соответствии с действовавшим на момент издания данного распоряжения: Уставом Нижегородской области, принятым постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.04.1995 № 35, Законом Нижегородской области от 09.04.2001 № 176-3 «О Правительстве Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 08.10.2001 № 4 «Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области».
В соответствии со статьей 45 Устава Нижегородской области от 18 апреля 1995 года по вопросам своей компетенции Правительство Нижегородской области издает постановления и распоряжения, имеющие общеобязательный характер.
Статьей 23 Закона Нижегородской области от 09.04.2001 № 176-3 «О Правительстве Нижегородской области» установлено, что Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации, законов области и постановлений Законодательного Собрания, указов и распоряжений Губернатора издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Согласно пункту 3 Регламента Правительства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 08.10.2001 № 4 Правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Нижегородской области, а также принимает акты ненормативного характера.
В соответствии с вышеназванными правовыми актами Нижегородской области только постановления Правительства Нижегородской области подлежали опубликованию в газете «Нижегородские новости» и вступали в силу со дня их официального опубликования (постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина), а также со дня их подписания, если самими постановлениями не был предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Распоряжения Правительства Нижегородской области не подлежали официальному опубликованию и вступали в силу со дня их подписания.
Таким образом, распоряжение Правительства Нижегородской области от 28.10.2002 № 615-р «Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации» было издано в пределах компетенции Правительства Нижегородской области и в соответствии с порядком, установленным действующим на тот момент законодательством.
Таким образом, на основании всех вышеперечисленных нормативных правовых актов, на момент принятия администрацией города Арзамаса постановления от Дата обезличенаНомер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса», распоряжение Правительства Нижегородской области от 28.11.2002 № 615-р «Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации» являлось для администрации города Арзамаса общеобязательным для исполнения, так как оно было не отменено, не изменено и не приостановлено никаким уполномоченным на это органом государственной власти Нижегородской области, а также оно не было обжаловано в судебном порядке.
Судебные органы, а именно арбитражный суд Нижегородской области, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа применяют на практике распоряжение Правительства Нижегородской области от 28.11.2002 № 615-р «Об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод в систему коммунальной канализации» в качестве правового акта при вынесении решений по искам организаций, обслуживающих водопроводно-канализационные сети, о взыскании повышенной платы за залповый (неразрешенный) сброс загрязняющих веществ со сточными водами с организаций, сбрасывающих сточные воды в канализационные сети сверх установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Так, к материалам дела приложены копии решений арбитражного суда Нижегородской области о взыскании с предприятий платы за сверхнормативный сброс сточных вод в канализацию. В том числе и по иску ООО «***» к ОАО «***».
В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из материалов дела усматривается, что Дата обезличена г. ОАО «***» обратился в прокуратуру г.Арзамаса с заявлением об отмене нормативного акта органа местного самоуправления.
Прокурор полагает, что срок для обращения в суд начинает течь с момента получения ответа администрации г.Арзамаса на протест прокурора от Дата обезличена г., следовательно, срок не пропущен.
Суд приходит к выводу, что трехмесячный срок, установленный ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации начинает течь с Дата обезличена г. и, следовательно, заканчивается, Дата обезличена г. С иском в суд Арзамасский городской прокурор обратился Дата обезличена г., то есть с пропуском срока, для обращения в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск срока также является основанием для отказа прокурору в иске.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
В иске Арзамасского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Арзамаса о признании частично недействительным приложения к постановлению администрации г.Арзамаса от Дата обезличена г. Номер обезличен «Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса» отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.М.Ионова