ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1497/18 от 24.05.2018 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2-1497/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2018 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Костроминой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», 3-е лицо Министерство социальной политики по Калининградской области о понуждении выплачивать компенсацию транспортных расходов и взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении компенсации стоимости проезда лицам, подвергшимся политическим репрессиям и в последствие реабилитированным, с приложением проездных документов на сумму 9 000 рублей. Однако ответчик отказал в выплате стоимости проезда, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 6 Закона Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» возмещение затрат лицам, подвергшимся политическим репрессиям не предусмотрено, а в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» граждане, имеющие право на льготы, для подтверждения права должны представлять справки о реабилитации, справки о признании пострадавшим от политических репрессий либо свидетельство о праве на льготы, выданное до ДД.ММ.ГГГГ. Считает данный отказ необоснованным и противоречащим требованиям действующего законодательства. В связи с этим просит возложить на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» обязанность выплатить компенсацию транспортных расходов согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство социальной политики по Калининградской области.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Ранее представитель Министерства социальной политики по Калининградской области – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 28 ноября 2017 года ФИО1 обратился в ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» за предоставлением компенсации стоимости проезда, как лицу подвергшемуся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированному.

При обращении были приложены следующие документы: электронные проездные документы на сумму <данные изъяты> рублей (л.д. 32); свидетельство о реабилитации серии В от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством социальной политики (л.д. 8); справка о признании пострадавшим от политических репрессий / от ДД.ММ.ГГГГ, выданная УВД <адрес> (л.д. 9).

Однако решением Калининградского отдела ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № 252 от 20 декабря 2017 года ФИО1 было отказано в предоставлении государственной услуги предоставлении компенсации стоимости проезда лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, поскольку в соответствии со ст. 6 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» возмещение затрат лицам, подвергшимся политическим репрессиям не предусмотрено, а представленное свидетельство о реабилитации серии В № 0109663 от 19 ноября 2012 года, выданное Министерством социальной политики, не может быть принято во внимание при решении вопроса о предоставлении компенсации стоимости проезда.

Тем не менее, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ФИО1 выразил несогласие с решением ответчика об отказе в предоставлении компенсации стоимости проезда, и просил возложить на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» обязанность по выплате компенсации стоимости проезда.

Правовую основу регулирования отношений, связанных с оказанием социальной поддержки жертвам политических репрессий составляет Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Согласно ст. 16 данного Закона в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, лица, пострадавшие от политических репрессий, имели право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания.

В силу ст. 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, на меры социальной поддержки в ст. 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», установил, что указанные меры социальной поддержки обеспечиваются в соответствии с законами субъекта и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, то есть, размер, условия и порядок мер социальной поддержки устанавливаются законодателем субъекта и финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно п. «б» ч. 2 ст. 6 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» лица, повергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные имеют право получать возмещение затрат на проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда.

Таким образом, в соответствии со ст. 6 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» возмещение затрат лицам, подвергшимся политическим репрессиям не предусмотрено.

Приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 31 марта 2016 года № 167 «Об утверждении административных регламентов предоставления отдельных государственных услуг в сфере социальной защиты населения, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Калининградской области» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги предоставления компенсации стоимости проезда лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным.

Согласно п. 16 данного регламента для предоставления данной государственной услуги заявитель предоставляет следующие документы: документы, удостоверяющие личность, - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; справку о реабилитации либо свидетельство, выданное до 23 августа 2005 года лицам, имеющим право на льготы, установленные Законом РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»; проездные документы (билет на бланке строгой отчетности, контрольный (посадочный) купон, маршрутная квитанция, посадочный талон, документ, подтверждающий оплату); в случае проезда не железнодорожным транспортом, а также при выезде за пределы Российской Федерации к проездному билету прилагается справка о стоимости плацкартного проезда до станции назначения или до ближайшей к месту пересечения государственной границы Российской Федерации приграничной станции;

Как усматривается из материалов дела для возмещения стоимости проезда ФИО1 была представлена справка /<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданная УВД <адрес>, на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в соответствии с которой он признается пострадавшим от политических репрессий (л.д. 9); электронные проездные билеты (л.д. 32), подтверждающие, что ФИО1 приобрел железнодорожный билет на ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Калининград - Москва за <данные изъяты> рублей, на ДД.ММ.ГГГГ обратно - Москва – Калининград за <данные изъяты> рублей израсходовав на поездку железнодорожным транспортом в оба конца <данные изъяты> рублей; свидетельство серии В , выданное Министерством социальной политики ДД.ММ.ГГГГ согласно которому имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (л.д. 8).

Соответственно, ФИО1 не были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для возмещения стоимости проезда документы – справка о реабилитации либо свидетельство, выданное до 23 августа 2005 года лицам, имеющим право на льготы, установленные Законом РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Таким образом, принимая во внимание, что ФИО1 было представлено свидетельство серии <данные изъяты>, выданное <данные изъяты> года, на основании которого он не имеет права на реализацию мер социальной поддержки, установленных для реабилитированных лиц, то правовых оснований для возмещения ФИО1 затрат на проезд у ответчика не имелось.

Правовых оснований не согласиться с такой позицией ответчика у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленных законом оснований к удовлетворению исковых требований ФИО1 о возложении на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» обязанности по выплате компенсации транспортных расходов на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, указанные требования удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя истца – ФИО2 о том, что в 2014 году ФИО1 ответчиком была возмещена компенсация 50% стоимости проезда по маршруту Калининград-Челябинск-Калининград, не свидетельствуют о незаконности принятого ответчиком решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку, доказательств нарушения ответчиком каких-либо личных неимущественных прав истца в соответствии со ст. 151 ГК РФ суду не представлено.

В силу положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, понесенные ФИО1 по делу расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», 3-е лицо Министерство социальной политики по Калининградской области о понуждении выплачивать компенсацию транспортных расходов и взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2018 года.

Судья Н.В. Паршукова