Дело 2-1497/2017 04 декабря 2017 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Карповой О.В.
при секретаре Гавриловой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга о признании решения в части отказа включить в страховой стаж периоды работы незаконным и об обязании включить в страховой стаж периоды работы и произвести перерасчет пенсии
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском и просит признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга от 23.11.2016 года № 18519008 в части отказа включить в страховой стаж периоды работы с 01.01.1991 года по 31.03.2000 года в Латвийской Республике и периода получения пособия по безработице с 12.04.2000 года по 11.01.2001 года, обязать ответчика включить в страховой стаж для расчета размера страховой пенсии следующие периоды:
- с 01.01.1991 года по 23.03.1994 года период работы в проектно-конструкторском отделе инженером конструктором третьей категории Даугапилсском производственном объединении «Химволокно» имени Ленинского комсомола
- с 24.03.1994 года по 10.11.1999 года период работы в государственном акционерном обществе «DAUTEKS» (с 28.05.1998 года в связи с приватизацией новое название «Tolaram Fibers»)
- с 11.11.1999 года по 31.03.2000 гола период работы инженером промышленного проектирования ремонтно-строительной службы Акционерного общества «STALKERS»
- с 12.04.2000 года по 11.01.2001 года – период получения пособия по безработице.
Истец просит обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом включения в ее страховой стаж периодов работы и получения пособия по безработице на территории Латвийской Республики, назначить пенсию в размере 10282 рубля 06 копеек с 01.01.2017 года.
Истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей и расходы по оплате услуг нотариуса в сумме 1340 рублей.
В обоснование своих исковых требований истец указала, что с 06.07.2016 года является получателем пенсии на основании ст. 8 Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом Договора между Российской федерации и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 года. Согласно Решению управления Пенсионного Фонда РФ в Кировском районе Санкт-Петербурга от 23.11.2016 года № 06-02/15927, периоды работы после 01.01.1991 года в Латвийской Республике не были учтены в стаж истца для расчета размера страховой пенсии, ответчиком не были учтены в стаж истца и период получения пособия по безработице в Латвийской Республике для расчета размера страховой пенсии. Истец считает незаконным и необоснованным не включение в ее стаж для расчета размера страховой пенсии вышеуказанных периодов работы и периода получения пособия по безработице. В обоснование своих исковых требований истец сослался на п.1 ст. 10 Договора между Российской Федерации и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 года, вступившим в силу 19.01.2011 года, на ст. 11 Закона «О страховых пенсиях».
Истец в суд явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в суд явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что 14.06.2016 года истец обратилась с заявлением к ответчику о назначении пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В заявлении о назначении пенсии истец просила назначить пенсию с учетом ч. 2 ст. 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007, страховая пенсия назначена бессрочно в размере 7796 рублей 73 копейки (Решение о назначении пенсии от 15.08.2016 года № 519008). Согласно данного решения периоды работы, которые просит зачесть в страховой стаж истица, зачтены Пенсионным Фондом согласно действующему законодательству в период осуществления трудовой деятельности в силу Федерального закона № 340-1 и ст. 98, как работа за границей. Истец, будучи не согласна с размером пенсии обратилась с письмом за разъяснением. Специалистом пенсионного фонда была допущена ошибка при переоценке пенсионных прав и вынесено новое решение от 27.09.2016 года № 519008, согласно которого вышеуказанные периоды были зачтены в страховой стаж как работа на территории РФ, изменился размер пенсии и составил 10095 рублей 68 копеек, пенсия в данном размере выплачивалась истцу с сентября 2016 года по ноябрь 2016 года с доплатой с даты назначения пенсии, в результате чего образовалась переплата в сумме 11123 рубля 95 копеек. 29.11.2016 года было вынесено новое решение № 18519008 (во изменение решения от 27.09.2016 года), которым размер пенсии приведен в соответствии с первоначальным в сумме 7796 рублей 73 копейки и произведена переоценка персональных прав, согласно которой периоды работы в Латвийской Республике вновь зачтены как работа за границей. Истец выразила свое волеизъявление о назначении ей страховой пенсии в соответствии с национальным законодательством Российской федерации без применения положений Договора от 18.12.2007 года. В соответствии со ст. 25 Договора данный выбор истца является окончательным и пересмотру не подлежит. Ответчик указал, что для размера российской страховой (трудовой) пенсии учитывается стаж только на территории Российской федерации после 01.01.1991 года. После 01.01.1991 года согласно пункту 2 ст. 25 Договора – каждое государство учитывает только свой стаж по своему законодательству. При необходимости суммирования стажа для определения права стороны запрашивают друг друга подтверждение периодов страхового трудового стажа. Как указал ответчик, в случае с истицей формуляры в Латвийскую Республику не направлялись, так как в заявлении о назначении пенсии указано желание назначить пенсию по части 2 статьи 25 Договора, без применения Международного Договора между Российской федерацией и Латвийской Республикой, а также право на пенсию в Латвийской Республике возникает по достижении возраста 62 лет и страховом стаже не менее 10 лет. При таких обстоятельствах, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что 14.06.2016 года истец обратилась в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении ей пенсии, в котором она собственноручно указала, что просит назначить ей пенсию с учетом Договора с Латвией в соответствии с ч.2 ст. 25 Договора (л.д. 47-49).
Решением о назначении пенсии от 15.08.2016 года № 519008 истцу назначена страховая пенсия по старости в размере 7796 рублей 73 копейки.
Решением от 27.09.2016 года № 519008 периоды, указанные в иске, были зачтены в страховой стаж истца как работа на территории РФ, и изменился размер пенсии и составил 10095 рублей 68 копеек, пенсия в данном размере выплачивалась истцу с сентября 2016 года по ноябрь 2016 года с доплатой с даты назначения пенсии, в результате чего образовалась переплата в сумме 11123 рубля 95 копеек.
23.11.2016 года было вынесено решение № 18519008 (во изменение решения от 27.09.2016 года), которым размер пенсии приведен в соответствии с первоначальным в сумме 7796 рублей 73 копейки и произведена переоценка персональных прав, согласно которой периоды работы в Латвийской Республике вновь зачтены как работа за границей.
В соответствии с Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08.02.2017 года № 49 истец является получателем страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, с учетом ч.2 ст. 25 Договора между РФ и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 года. В соответствии с ч.2 ст. 25 указанного Договора по желанию и на основании заявления граждан им может устанавливаться пенсия согласно законодательства Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений Договора. В этом случае пенсия устанавливается по принципу гражданства согласно законодательству Договаривающейся Стороны. При этом такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. Истец изъявила желание назначить ей пенсию с учетом п.2 ст. 25 Договора, согласно которому при определении размера страховой пенсии учитывается стаж только на территории РФ после 01.01.1991 года. Решением 519008 от 15.08.2016 года с 06.07.2016 года назначена страховая пенсия в сумме 7796 рублей 73 копейки. При проведении инвентаризации пенсионных дел оценка пенсионных прав произведена без учета ч.2 ст. 25 Договора, что привело к необоснованному увеличению размера страховой пенсии (Решение 519008 от 27.09.2016 года). По запросу ОПФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Управлением Пенсионного Фона РФ в Кировском районе произведена проверка правильности назначения страховой пенсии и выявлен факт неправильного применения норм Договора. Размер страховой пенсии по старости пересмотрен (Решение 185190008 от 23.11.2016 года) и составил 7796 рублей 73 копейки. В результате образовалась переплата страховой пенсии с 01.11.2016 года по 30.11.2016 года в сумме 11123 рубля 95 копеек. Комиссией рекомендовано отнести переполученную сумму пенсии на забалансированный счет, предложить истцу погасить переплату в размере 11123 рубля 95 копеек.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, чья трудовая деятельность после 01.01.1991 протекала на территории Латвийской Республики, и переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, регулируются Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007, вступившим в силу 19.01.2011. Порядок и условия применения данного Договора установлены Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством благосостояния Латвийской Республики, подписанным 20.12.2010.
Согласно ст. 25 Договора, в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке: 1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 01.01.1991 г. на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором; 2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после 01.01.1991 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с этой даты Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" было предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пункт 3 ст. 2 указанного Федерального закона устанавливает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Аналогичные правила были предусмотрены в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».
Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности - полном разделении ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон. Каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства.
Пункт 8 рекомендаций, содержащихся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", согласно которому для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая, что истец обратилась в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении ей пенсии на основании ч.2 ст. 25 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18.12.2007 года, поэтому оснований включения в трудовой стаж для назначения страховой пенсии периодов работы в спорный период и спорного периода получения пособия по безработице не имеется, доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ от имени истца в период работы в спорный период суду не представлено, поэтому, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе Санкт-Петербурга о признании решения в части отказа включить в страховой стаж периоды работы незаконным и об обязании включить в страховой стаж периоды работы и произвести перерасчет пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга
СУДЬЯ: Карпова О.В.