Дело №2-1497/2022 УИД: 65RS0001-01-2021-004497-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2022 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Сим О.Н.,
при секретаре - Сандяевой А.А.,
С участием представителя Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО, представителей ответчика ФИО3, ФИО
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Сахалинэнерго» о возложении обязанности обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и поверхностного водного объекта-участка <данные изъяты>,
у с т а н о в и л :
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Сахалинэнерго» о возложении обязанности обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и поверхностного водного объекта-участка <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком требований экологического законодательства при использовании водных объектов с целью забора (изъятия) водных ресурсов и установлено, что Общество на основании договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ№ использует поверхностный водный объект-участок <данные изъяты>, с целью забора (изъятия) водных ресурсов.
Согласно п.1.6 указанного договора, предоставленный в пользование водный объект имеет рыбохозяйственное значение. По условиям договора, до начала фактического водопользования на Общество возлагалась обязанность согласовать планируемую деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта с органом Росрыболовства. Вместе с тем, проверкой выявлено, что Общество осуществляет деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта-<данные изъяты>, в отсутствие соответствующего согласования со стороны СКТУ ФАР, что может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания. В связи с чем, 30ю08.2021 в адрес Общества внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Прокурор просил суд возложить на публичное акционерное общество «Сахалинэнерго» обязанность обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и поверхностного водного объекта-участка <данные изъяты> и протекающей на территории <адрес>, при наличии согласования с <данные изъяты> территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечено в качестве 3-го лица на стороне ответчика <данные изъяты> территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
В судебном заседании представитель Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора ФИО настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика ПАО «Сахалинэнерго» ФИО, ФИО в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Ссылаясь на положения действующего законодательства, указали о том, что ПАО «Сахалинэнерго» при планировании осуществления своей деятельности на <адрес> исполнило все обязанности, предусмотренные законодательством при заключении договора водопользования. Пояснили, что к <адрес> не применим режим водоохранной зоны. Также, установленные на рассматриваемом участке сооружения осуществляют забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта без возвращения воды в водный объект. Данные сооружения не отвечают ни одному критерию отнесения их к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, так как их назначение заключается исключительно в заборе водных ресурсов из <адрес>.
3-е лицо на стороне ответчика <данные изъяты> территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще о причинах не явки суд не известило.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ
Заслушав прокурора, представителей ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствии деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности юридический индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) одним из принципов, на котором основываются водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических pecурсов как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как объекте права собственности и иных прав.
Частью 1 ст. 11 Водного кодекса РФ определено, что право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 стать 11 настоящего Кодекса.
При этом в силу ч. 2 ст. 61 ВК РФ водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических pecypсов водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатации, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объекта загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 1 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 50 Закона № 166-ФЗ).
Данная правовая норма предписывает обязательное согласование любых работ, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, с органами государственной власти в области рыболовства.
Меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления, определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 № 380 (далее - Положение № 380).
Согласно п. 2 Положения № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе: б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов; д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений; е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых. Расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Из положений пп. «б» п.3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 №384 следует, что территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляет согласование внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора водопользования № находящегося в материалах дела, ответчик использует поверхностный водный объект-участок <адрес>, с целью забора (изъятия) водных ресурсов.
Согласно п.1.6 указанного договора, предоставленный в пользование водный объект имеет рыбохозяйственное значение. По условиям договора, до начала фактического водопользования на Общество возлагалась обязанность согласовать планируемую деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностного водного объекта с органом Росрыболовства.
Ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и их среды обитания должно осуществляться при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству.
Вместе с тем ответчиком не согласованы с <данные изъяты> территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству мероприятия по обеспечению ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и поверхностного водного объекта-участка реки <адрес> и протекающей на территории <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ природоохранной прокуратурой в ПАО «Сахалинэнерго» внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из ответа ПАО «Сахалинэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом <данные изъяты> территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№ о согласовании ПАО «Сахалинэнерго» условий использования участка <данные изъяты>, полагали, что требования об устранении нарушений федерального законодательства исполнены.
Между тем согласование условий водопользования водного объекта и принятие решения Рыболовством о согласовании деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду обитания, являются двумя разными процедурами, наличие которых предусмотрено законодательством. Указанное согласуется с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда №.
Учитывая, что на дату рассмотрения дела требования законодательства ответчиком не выполнены, суд полагает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме и возлагает на ответчика обязанность обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и поверхностного водного объекта-участка <данные изъяты> и протекающей на территории <адрес>, при наличии согласования с <данные изъяты> территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
При этом суд с учетом статьи 206 ГПК РФ полагает необходимым определить срок исполнения решения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу
На основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на публичное акционерное общество «Сахалинэнерго» обязанность обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов и поверхностного водного объекта-участка <данные изъяты> и протекающей на территории <адрес>, при наличии согласования с <данные изъяты> территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Транспортная компания» в доход бюджета Муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Сим О.Н.