ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1498/17 от 26.04.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1498/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2017 года г.Уфа

Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахрисламовой Г.З.,

при секретаре Галимовой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства транспорта <адрес> к Онин А.Е. о возмещении вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта <адрес> обратилось в суд с иском к Онин А.Е., в котором просило суд взыскать с ответчика в доход бюджета <адрес> 96980,78 рублей, в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной(ам) дороге(ам) общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения <адрес> транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза.

В обоснование иска истец указал, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ следовал с грузом (спецтехника) по автомобильной(ым) дорогам общего пользования <адрес> «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», по маршруту: <адрес><адрес><данные изъяты> (государственный регистрационный знак ), с полуприцепом ЧМЗАП 99064 (государственный регистрационный знак ). Собственником указанного транспортного средства являлось ООО «<данные изъяты>», что подтверждено свидетельством о регистрации транспортного средства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между собственником транспортного средства и ответчиком был заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, в соответствии с которым, в момент осуществления перевозки транспортное средство находилось во владении ответчика. Вышеуказанные автомобильные дороги общего пользования являются объектами государственной собственности <адрес> и закреплены на праве оперативного управления за краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог по <адрес>» (КГКУ «<данные изъяты>»). В ходе проведения совместных мероприятий на основании «Соглашения об организации совместно деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения <адрес>», заключенного министерством транспорта <адрес> с ГУВД по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому зафиксировано превышение нагрузок на оси транспортного средства от допустимых, а именно: полная масса составила: 51,10 (предельно допустимая – 40,00), нагрузки на оси: ось – 9,32 (предельно допустимая 7,00), ось – 9,29 (предельно допустимая 7,00), ось – 11,98 (предельно допустимая – 7,50), ось – 11,54 (предельно допустимая – 7,50). Таким образом, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства РФ. Размер причиненного вреда составил 96980,78 рублей.

В судебное заседание представитель истца Министерства транспорта <адрес> не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Онин А.Е. в судебное заседание не явился, извещен по месту регистрации, однако судебная корреспонденция вернулась за истечением срока хранения. Таким образом, судом приняты меры к надлежащему извещению ответчика, вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Министерство транспорта <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, который осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью края в области дорожного хозяйства в соответствии с п. 1.1 «Положения о министерстве транспорта <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-а, а также в соответствии с п. 3.18Положения к его компетенции отнесено осуществление бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете 201 года и плановый период 2015-2016 годов» министерство транспорта <адрес> входит в утвержденный перечень главных администраторов доходов краевого бюджета, в том числе в отношении поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются доходным источником краевого бюджета, согласно утвержденной классификации (строка Приложения 2 к данному закону).

В силу п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет.

Полномочия администратора доходов бюджета в указанной части осуществляет главный администратор доходов краевого бюджета – Министерство транспорта <адрес>, в связи с чем, имеет право на иск данной категории дел.

В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Установлено, что ответчик Онин А.Е.ДД.ММ.ГГГГ следовал с грузом (спецтехника) по автомобильным дорогам общего пользования <адрес> «Богучаны-Манзя», «Канск-Абан-Богучаны», по маршруту: <адрес><адрес> 120ACOLUMBI (государственный регистрационный знак ), с полуприцепом ЧМЗАП 99064 (государственный регистрационный знак ).

Собственником указанного транспортного средства являлось ООО «<данные изъяты>», что подтверждено свидетельством о регистрации транспортного средства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между собственником транспортного средства и ответчиком был заключен договор аренды транспортного средства без экипажа, в соответствии с которым, в момент осуществления перевозки транспортное средство находилось во владении ответчика.Согласно выпискам из реестра государственной собственности <адрес>, автомобильные дороги общего пользования <адрес>: «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» являются объектами государственной собственности <адрес> и закреплены на праве оперативного управления за краевым государственным казенным учреждением «Управление автомобильных дорог по <адрес>» (далее КГКУ «<данные изъяты>»).

Постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п указанные автомобильные дороги включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения <адрес>.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам тяжеловесных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Частями 1, 3 ст. 31 указанного федерального закона установлена обязанность владельцев транспортных средств, при получении специального разрешения согласовать маршрут движения транспортного средства и возместить вред, причиняемый при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.

Предельно допустимые массы транспортных средств предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены в Приложениях 1, 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с «Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», утвержденным приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.2.2.) весовой контроль на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств взвешивание транспортных средств. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Пунктом 2.3.5 Устава КГКУ «<данные изъяты>», утвержденного приказом министерства транспорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, зарегистрированных налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения <адрес>.

Согласно представленным материалам дела, в ходе проведения совестных мероприятий на основании «Соглашения об организации совместно деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения <адрес>», заключенного министерством транспорта <адрес> с ГУВД по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, проведено взвешивание транспортного средства ответчика, по результатам которого составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому зафиксировано превышение нагрузок на оси транспортного средства от допустимых, а именно: полная масса составила: 51,10 (предельно допустимая – 40,00), нагрузки на оси: ось – 9,32 (предельно допустимая 7,00), ось – 9,29 (предельно допустимая 7,00), ось – 11,98 (предельно допустимая – 7,50), ось – 11,54 (предельно допустимая – 7,50).

Таким образом, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства Российской Федерации, указанных выше, а именно: допущено превышение осевых нагрузок автотранспортного средства.

Факт нарушения требований законодательства подтверждается Протоколом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, согласно которому Онин А.Е.ДД.ММ.ГГГГ в 13.20 час. на 320 км автодороги <данные изъяты> управлял транспортным средством Фрейтлайнер 120ACOLUMBI г.р.з. , с полуприцепом ЧМЗАП 99064 г.р.з. , без разрешительных документов на перевозку тяжеловесных грузов и перевозил тяжеловесный груз с превышением разрешенной нагрузки на ось.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены Правила перевозки тяжеловесных грузов. Указанным постановлением введена плата в счет возмещения вреда, а также порядок исчисления и взимания платы.

Согласно п. 2 Правил возмещения вреда вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Согласно п. 2 ч. 9 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ, определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности <адрес>».

Расчет размера вреда, представленный истцом, судом проверен является арифметически верным.

С учетом изложенного, суд взыскивает с ответчика в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения <адрес> транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза денежную сумму в размере 96980,78 рублей.

С ответчика в доход бюджета по правилам ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, в сумме 3109 рублей – за удовлетворенные требования имущественного характера.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые Министерства транспорта <адрес> к Онин А.Е. о возмещении вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования удовлетворить.

Взыскать с Онин А.Е. в пользу Министерства транспорта <адрес> в доход бюджета <адрес> в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения <адрес> транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза денежную сумму в размере 96980 (девяносто шесть тысяч девятьсот восемьдесят) рублей 78 копеек.

Взыскать с Онин А.Е. в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 3109 рублей.

Ответчик вправе подать в Орджоникидзевский районный суд города Уфы заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Г. З. Фахрисламова