ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1498/2013 от 11.10.2013 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2013 года г.Буденновск

Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Каблахов Р.Д.,

с участием

представителя истца прокурора Подберзного Р.И.,

ответчика БМП,

представителей заинтересованных лиц по доверенности Дуплик Н.П. и Воробьева Р.А.,

при секретаре Семашко ЛА

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к БМП о признании размещенной рекламной конструкции не соответствующей действующему федеральному законодательству.

УСТАНОВИЛ:

Буденновский межрайонный прокурор Тыльченко А.М. обратился в суд с иском к БМП в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в котором указал, что прокурорской проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о рекламе выявлен факт нарушения размещения рекламных конструкций на территории Буденновского муниципального района в деятельности БМП

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-Ф; «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) основными задачами закона являются охрана жизни, здоровья, и имущества граждан, защита прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государств; путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

В силу ч.4 ст.19, п.3 ч.4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон № 38-ФЗ) рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента Реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон № 18^-ФЗ) со дня вступления в сил; настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанны: с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, пере возки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми акта ми Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, ее ответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Также, в сфере размещения рекламных конструкций подлежат применении требования «ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарту Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (далее ГОСТ Р 52044-2003), утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст.

Применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы обязательно.

В ходе проверки установлено, что договором аренды от ДД.ММ.ГГГГБМП администрацией <адрес> предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> по смежеству с домом , общей площадью 18,0 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГБМП главой <адрес>Юрченко А.Ю. выдано разрешение на размещение наружной рекламы: рекламного щита на срок 5 лет.

Вышеуказанная рекламная конструкция размещена БМП на расстоянии 1,6 м от бровки земляного полотна автодороги. Фундамент не заглублен, высота 40 см. Средство наружной рекламы не имеет маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Расстояние до ближайшего средства размещения наружной рекламы составляет 62 м.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 5.10, 6.1, 6.7, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона, маркировка должна быть размещена под информационным поле, в населенных пунктах средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы от земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) на расстоянии нее 5 м, при площади рекламного объявления от 6 до 18 кв.м расстояние отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 м, фундаменты размещения стационарных ере. наружной рекламы должны быть заглублены на 15 - 20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем.

Таким образом, то обстоятельство, что вышеуказанная рекламная конструкция БМП размещена в нарушение ч.1 ст.46 Закона № 184-ФЗ. ч. 4 ст. 19 Закона № 38-ФЗ, ст.3 Закона № 196-ФЗ, п.п.5.10, 6.1, 6.7, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003, свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения, а также объективно создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки.

Иск заявлен прокурором в соответствии с требованиями ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц - жителей <адрес> и <адрес>, так как размещение рекламных конструкций с нарушением федерального законодательства может повлечь опасность для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.45, ст.ст.131, 132 ГПК РФ, п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит признать размещение БМП рекламной конструкции, находящейся по адресу <адрес>, по смежеству с жилым домом <адрес> не соответствующей действующему федеральному законодательству; обязать БМП в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить демонтаж рекламной конструкции находящейся по адресу <адрес>, по смежеству с жилым домом <адрес>.

В судебном заседании представитель истца прокурор Подберезный Р.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и просил удовлетворить, также просил предоставить БМП для демонтажа рекламного сооружения месячный срок после вступления решения в законную силу.

Представитель заинтересованного лица Администрации Буденновского района Дуплик Н.П. разрешения данного вопроса оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Администрации Буденновского муниципального района Воробьев Р.А. также поддержал исковые требования.

БМП заявленные требования не признал и пояснил, что рекламные конструкции были установлены в соответствии с законодательством, сейчас законодательство изменилось, решение о применении нового ГОСТа должно быть на добровольной основе.

Выслушав представителя истца, ответчика, представителей заинтересованного лица, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.Судом установлено, что БМП установил стационарное техническое средство наружной рекламы площадью 18 кв.м. по адресу: <адрес>, по смежеству с жилым домом 75 в <адрес> края, разрешение на размещение наружной рекламы от ДД.ММ.ГГГГ выдано администрацией <адрес> сроком на 5 лет.

Между главой администрации <адрес> края и БМП заключен договор на установку и эксплуатацию рекламных носителей на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в собственности Буденновского муниципального района и государственная собственность на которой не разграничена на территории Буденновского муниципального района.

Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 18 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, по смежеству с жилым домом выделен под установку рекламного щита.

Вышеуказанная рекламная конструкция, размещена БМП расстоянии 1,6 м от бровки земляного полотна автодороги. Фундамент не заглублен, высота 40 см. Средство наружной рекламы не имеет маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Расстояние до ближайшего средства размещения наружной рекламы составляет 62 м.

Вместе с тем, в соответствии с п.п. 5.10, 6.1, 6.7, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона, маркировка должна быть размещена под информационным поле, в населенных пунктах средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы от земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) на расстоянии нее 5 м, при площади рекламного объявления от 6 до 18 кв.м расстояние отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы должно быть не менее 100 м, фундаменты размещения стационарных ере. наружной рекламы должны быть заглублены на 15 - 20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем.

В соответствии с частями 1 и 5, подпункта 2 части 20 ст.19 ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

В силу пункта 5 части 3 ст.25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Часть 4 ст.19 ФЗ «О рекламе» определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».

Согласно пункта 5.10 средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.

Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).

Пунктом 6.1 указанного ГОСТа средство наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м в населенных пунктах.

Пунктом 6.2 названного ГОСТа предусмотрено, на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 метров от уровня поверхности участка на котором расположено средство размещения рекламы, а территории городских и сельских поселений на высоте не менее 4,5 метров.

Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» N 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Поскольку требования п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.

В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеприведенных норм следует, что размещение рекламного щита в пределах муниципального образования, а именно, в районах жилой застройки и непосредственно в близости от дорожного полотна, должно соответствовать не только требованиями в области законодательства о рекламе, но и иным инженерным и техническим ГОСТам, а также требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения, поскольку нарушение таковых может повлечь негативные последствия для неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасности дорожного движения.

Государственную пошлину следует взыскать с БМП в счет местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь с.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Буденновского межрайонного прокурора удовлетворить в части.

Признать размещение БМП рекламной конструкции, находящейся по адресу: <адрес> по смежеству с жилым домом <адрес> края не соответствующей действующему федеральному законодательству.

Обязать БМП в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить демонтаж рекламной конструкции, находящейся на пересечении <адрес> и <адрес> напротив торгового центра <адрес>.

Государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей взыскать с БМП в счет местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 30 дней с момента вынесения решения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2013 года.

Судья Р.Д. Каблахов