Дело №2-1498/2013
Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2013 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего В.П. Долженко
при секретаре Т.В. Лангольф
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краф <данные изъяты> к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, 2-ому отделу Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным постановления о включении квартиры в число служебных,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным постановления о включении квартиры в число служебных, указывая на то, что он занимает ведомственное жилое помещение - <адрес> г.Алейска. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ военный городок Алейск-4 был исключен из числа закрытых военных городков, в связи с чем он решил приватизировать занимаемое жилое помещение. Однако из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ № № усматривается, что <адрес> г.Алейска отнесена к числу служебных постановлением администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании ходатайства Алейской КЭЧ. Из ордера на вселение в жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Алейского гарнизона, усматривается, что предоставленное жилое помещение указано как постоянное, ордер не содержит сведений о том, что жилое помещение относится к числу служебных, на нем отсутствует характерная для служебных квартир красная полоса. Считает постановление администрации г. Алейска незаконным и подлежащим отмене в части включения его квартиры в число служебных, поскольку на момент отнесения спорной квартиры к числу служебных, квартиры была заселена его семьей в течение 3,5 лет. Просит признать пункт постановления администрации г.Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения <адрес> г.Алейска в число служебных незаконным и подлежащим отмене.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, указав, что спорная квартира была предоставлена истцу ФИО1 в 2001 года на условиях социального найма, как военнослужащему. После утраты военным городком статуса закрытого военного городка, истец решил приватизировать занимаемое им жилое помещение. В ноябре 2013 года он обратился в администрацию г. Алейска с запросом относительно статуса жилого помещения, в котором он проживает с 2001 года. Только с этого времени ему стало известно о наличии постановления администрации г.Алейска Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении свободных жилых помещений в число служебных» в части включения <адрес> г.Алейска в число «служебных». Отмена незаконного постановления позволит проживать в ней постоянно, на условиях договора социального найма.
Представить ответчика администрации г.Алейска в судебное заседание не явился, согласно сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ просят рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представители ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, Министерства Обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, территориального отдела № Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
От представителя ответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ поступили письменные возражения, согласно которых считают требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду на основании постановления главы администрации г.Алейска № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указаниями Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ изданными во исполнение поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений, запрещено исключать помещения из специализированного жилищного фонда. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя отдела.
От представителя 2-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ поступили письменные возражения относительно исковых требований № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что жилое помещение по адресу: г. Алейск, <адрес> отнесено к специализированному жилищному фонду на основании постановления главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. «О включении свободных жилых помещений в число служебных» (п. 42). На основании ордера№ от ДД.ММ.ГГГГг. жилое помещение было предоставлено военнослужащему ФИО1 на период прохождения военной службы в Алейском гарнизоне. Согласно Книге учета полученных и выданных ГЖС Алейской КЭЧ района ФИО1 получил государственный жилищный сертификат серии В №, выписанный ДД.ММ.ГГГГг. для приобретения жилого помещения на территории Алтайского края с предоставлением за счет средств федерального бюджета социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, на состав семьи в количестве 4 человека (ФИО1, супруга ФИО3, сын ФИО4, 1988г.р., дочь ФИО5, 1993г.р.). С учетом того, что служебное жилье предоставляется не в целях удовлетворения жилищных потребностей гражданина, а в связи с выполнением взятых на себя определённых обязанностей, учитывая потребность в служебном жилье для военнослужащих, проходящих военную службу в войсковых частях г. Алейска, которая составляет 113 военнослужащих, следует признать, что ФИО6 незаконно удерживает служебное жилое помещение, и подлежит выселению. ФИО1 обязанность по сдаче служебного жилого помещения не выполнил. На основании изложенного, просят в исковых требованиях ФИО1 о признании постановления Администрации о включении жилого помещения в число служебных, незаконным и подлежащим отмене, отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из приведенных норм закона следует, что оспариваемое решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в обязательном порядке должно нарушать права и свободы гражданина, создавать препятствия к осуществлению его прав и свобод.
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как военнослужащему, была предоставлена <адрес> г.Алейска, расположенная на территории закрытого военного городка, на состав семьи, состоящий из жены Елены, сына Константина, дочери Яны, что подтверждается ордером № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа.
Согласно лицевого счета нанимателем <адрес> является истец ФИО1
Из выписки из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, его супруга - ФИО3 зарегистрированы в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время.
Согласно архивной справки № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ архивным отделом администрации г.Алейска, в документах архивного фонда администрации <адрес> «Постановления главы администрации города» за 2004 год постановлением главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> по адресу: <адрес> включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ № №.
В соответствии с пунктом № Приложения № к Постановлению Администрации <адрес> Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении свободных жилых помещений в число служебных» свободное жилое помещение по адресу: <адрес> включено в число служебных.
Оспаривая указанное постановление администрации, истец ФИО1 и его представитель утверждают, что решение администрации г. Алейска о придании квартире статуса служебной является препятствием для осуществления приватизации занимаемого жилого помещения, а также препятствием для пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, что является нарушением его прав.
Вместе с тем, доводы истца и его представителя о нарушении прав и создании препятствий к осуществлению прав не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Из представленных суду документов следует, что как участнику президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" из федерального бюджета ФИО1 была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения, площадью 72 кв.м., на состав семьи из трех человек (жены – ФИО3, сына – ФИО7, дочери ФИО5) в размере 2 098 800 рублей в Алтайском крае, что подтверждается государственным жилищным сертификатом № от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ государственный жилищный сертификат военнослужащим ФИО1 был реализован ДД.ММ.ГГГГ путем приобретения жилого помещения в <адрес> Алейского района Алтайского края.
То есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи были обеспечены собственным жилым помещением и нуждающимися в улучшении жилищных условий не являлись.
Согласно обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и члены его семьи приняли на себя обязательств, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Алтайского края, об освобождении жилого помещения по <адрес>33 после приобретения ими жилого помещения. Данное обязательство подписано всеми участниками программы ГЖС: ФИО1, ФИО3, ФИО7, ФИО5
Согласно Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 71, основной задачей Программы является финансовая поддержка граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ, путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
На основании раздела 5 Программы, после приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата граждане - участники Программы исключаются из списков очередников на улучшение жилищных условий.
Граждане, уволенные с военной службы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков, имеют право на включение в списки на получение государственного жилищного сертификата как по месту постановки на учет для улучшения жилищных условий, так и в федеральном органе исполнительной власти, в ведении которого находится закрытый или обособленный военный городок. При получении государственного жилищного сертификата они теряют право на его получение в другом месте и исключаются из другой очереди.
Граждане, уволенные с военной службы, переселившиеся из закрытых и обособленных военных городков в результате приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата, обязаны полностью освободить и сдать жилье, занимаемое ими ранее в закрытом или обособленном военном городке.
Изъявив желание участвовать в Программе и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
Соглашаясь на участие в Программе, граждане избирают способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Соглашаясь с условиями Программы, граждане обязаны передать ранее занимаемое жилое помещение в государственную собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.
Таким образом, обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось освобождение ранее занимаемого жилья по договору социального найма, в противном случае предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета исключалось.
В силу изложенных норм закона, ФИО1 и члены его семьи определили судьбу своих прав в отношении спорной квартиры, приняв решение об участии в программе, приобретая квартиру в собственность по жилищному сертификату, они обязаны были освободить спорную квартиру в 2009 году. При этом, подписывая обязательство о сдаче жилого помещения при получении ГЖС, истец ФИО1 и члены его семьи взяли на себя обязанность с момента подписания обязательства не приватизировать указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимися членами его семьи.
То есть, право пользования ранее занимаемым жилым помещением у истца ФИО1 и членов его семьи, участвующих в Программе – Государственные жилищные сертификаты - прекратилось с момента реализация ГЖС. Дальнейшее пользование и проживание в спорном помещении происходило и происходит без законных на то оснований. Ордер, дающий право лишь на вселение в жилое помещение и выданный ДД.ММ.ГГГГ на спорную квартиру, не дает право на пользование спорной квартирой в период, после приобретения иного жилища в рамках реализации права на получение субсидии по ГЖС, и прекратил свое действие.
Требуя отмены постановления администрации г. Алейска о включении квартиры в число служебных, истец фактически просит признать за ним право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
В силу ст. 63 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставление жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
Как было установлено, ФИО1 малоимущим в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма, нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент рассмотрения дела не признавался, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоял, соответствующего решения о предоставлении ему жилого помещения как гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, не принималось. Более того, ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи приобрели в собственность жилое помещение, что лишает их основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу ст. 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Исходя из изложенного, при признании жилого помещения служебным, оно должно быть свободным.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ № судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
В судебном заседании установлено, что на момент включения администрацией г.Алейска спорного жилого помещения в число служебных постановлением администрации г.Алейска Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении свободных жилых помещений в число служебных», оно не являлось свободным и уже было заселено истцом ФИО1 и членами его семьи.
Однако, как было отмечено выше, истец ФИО1 по состоянию на 2009 года улучшил жилищные условия и приобрел в собственность посредством реализации сертификата жилое помещение.
Следовательно, не смотря на то обстоятельство, что статус служебного жилого помещения квартире был присвоен уполномоченным органом спустя три с половиной года после заселения ее семьей истца ФИО8 вопреки требованиям действующего законодательства, само по себе оспариваемое постановлением на момент обращения с иском в суд, не нарушает прав и свобод истца, не создает препятствий к осуществлению указанных прав и свобод, так как с получением жилищного сертификата истцом ФИО1 и приобретением жилья в собственность, у него и членов его семьи возникла обязанность освободить квартиру в 2009 году.
То обстоятельство, что ФИО1 и члены его семьи продолжают проживать в указанной квартире и производят оплату коммунальных услуг, не свидетельствует о том, что они приобрели право пользования спорным жилым помещением в установленном законом порядке. Как было отмечено, необходимым условием для предоставления жилого помещения на условиях социального найма является нуждаемость в жилом помещении, таких доказательств истцом не представлено.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Пунктом 28 данного Постановления предусмотрено, что, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Cуд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требований истца, поскольку по делу не установлено обязательное условие для удовлетворения требований заявителей, предусмотренное частью 2 статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, нарушение оспариваемым постановлением прав ФИО1
На основании изложенного суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Краф <данные изъяты> в признании незаконным постановления главы администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ № о включении квартиры номер 33 по <адрес> Алтайского края в число служебных отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: В.П. Долженко
Решение не вступило в законную силу