Дело № 2-1498/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2015 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи - Маковеевой Г.П.,
при секретаре - Титовой Е.Д.,
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
ФИО1, с учетом уточненных исковых требований, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в <дата> обратился в УПФ РФ в Фокинском районе (ГУ) городского округа города Брянска (далее УПФ РФ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако ему было в этом отказано.
Считает отказ необоснованным, поскольку ответчик не включил в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды его работы в районах Крайнего Севера качестве <...> с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>
Со ссылкой на нормы ст. 39 Конституции РФ, ст.ст. 11,12,30,32,33,34 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, ФЗ РФ №О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. №4520-1-ФЗ; Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г., Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, Постановления Пленума ВС РФ №30 от 11.12.2012 г. ФИО1 просил признать недействительным решение комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по стрости, включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с <дата> исчислять назначенную пенсию с учетом районного коэффициента 1,5; взыскать с ответчика задолженность по пенсионным выплатам со <дата> по настоящее время, расходы на услуги представителя в размере <...> расходы на оформление доверенности - <...> и госпошлину - <...>
В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, доверил представлять свои интересы ФИО2
Представитель ФИО2 исковые требования ФИО1 поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Управления Пенсионного фонда в Фокинском районе городского округа города Брянска (далее Управление), по доверенности ФИО3, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Как указала представитель ответчика, на день обращения в Управление Пенсионного фонда в Фокинском районе городского округа города Брянска, т. е. на <дата>, ФИО1 не имел необходимого 15-ти летнего стажа в районах Крайнего Севераи в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Выслушав представителей сторон и, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п.6 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях " от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ,страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В силу ст.33указанного закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется:
1. При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, даюш,ая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 13 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015г., т.е. до вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях " от 28.12.2013г.№ 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной трудовой деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г.N516 периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации. Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2 и 5 пункта 1 статьи 28 Федерального закона исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке.
В п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При регулировании труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодатель вправе предусмотреть для них соответствующие государственные гарантии и компенсации. Установление для них повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях, не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
На это указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 г.N1-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Как следует из взаимосвязанных положений статей 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", приобретение права на досрочное назначение пенсии по старости связывается законодателем с работой (не менее установленного нормального количества часов), а не с проживанием в неблагоприятных климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: это право получают граждане, достигшие определенного возраста (мужчины - по достижении возраста 55 лет и женщины - по достижении возраста 50 лет) и имеющие страховой (не менее 20 и 25 лет соответственно) и специальный (не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях) стаж работы.
Между тем Трудовой кодекс Российской Федерации (как и ранее Кодекс законов о труде РСФСР) не рассматривает междувахтовый отдых в качестве отдельного вида времени отдыха (статья 107) Междувахтовый отдых фактически представляет собой суммированное время ежедневного иеженедельного отдыха (неиспользованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты.
Порядок учета рабочего времени при вахтовом методе работы определен Основными положениями о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 г. № 794/33-82, действующими в настоящее время.
В соответствии с Основными положениями, указанный расчет рабочего времени производится работодателем, исходя из выработкинормального количества часов, установленного для определенной категории работников, то есть в дополнение к трудовой книжке необходимо предоставление уточняющей справки от организации о выполнении за учетный период нормы рабочего времени.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N555, в случае ликвидации организации - работодателя, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пунктом 4 Правил N516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 300 Трудового кодекса Российской Федерации при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.
Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых, общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного данным Кодексом.
Из этого следует, что если в учетном периоде фактически отработанное количество часов лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, составило не менее нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 91), то время междувахтового отдыха (время переработки в период вахты) не должно исключаться из общего календарного периода, образующего их трудовой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, аналогично тому, как дни отдыха не исключаются из календарного периода, образующего трудовой стаж, для граждан, работающих в любом другом режиме рабочего времени в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно сведений из трудовой книжки ФИО1 и справки, представленной истцом, №-ПР от <дата>, он в период с <дата> по <дата> работал в Производственном объединении «Газэнергоремонт» производственно-техническом предприятии «Брянсгазэнергоремонт».
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета затрахованного лица, а так же трудовой кгижки, в период с <дата> по <дата> истец работал в ОАО «Газпром» дочернее открытое акционерное общество «Центрэнергогаз».
Давая оценку спорному периоду стажа работы истца с <дата> по <дата> в поселке <адрес>, суд исходит из следующего.
На основании Постановления Правительства РФ от 03.03.2012 г. №170 районы <адрес> отнесены к районам Крайнего Северас 01.01.2013г.
Согласно «Обшероссийскому классификатору территорий муниципальных образований», утвержденному Приказом Госстандарта от <дата>№-ст, <адрес> относится к <адрес>.
Как следует из справки от <дата>№ (л.д.46), выданной «Брянскгазэнергосервис», время фактического пребывания ФИО1 на Крайнем Севере <адрес>, составляет 876 дней или 2 года 05 мес. 06 дней.
В данной справке работодатель указывает, что ФИО1, работая <...> в указанный период систематически направлялся и находился на работе компрессорной станции <адрес> для ремонта технологических установок на сроки, установленные Положением о командировках с перерывами между командировками до 10 дней, не включая периоды отпусков.
Согласно ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.При этом, каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При переводе периода стажа работы в районах приравненных к районам Крайнего Севера (МКС) в периоды работы на Крайнем Севере (РКС) 2 года 05. мес.06 дней составят 01 год 09 мес.27 дней. (2 года х 12 мес.+5 мес.=29 мес.х 30 дн.= 870 дн.+ 6 дн.=876 дн. х 9/12=657 дней/30 дн. = 21 мес.27 дней = 1 год 9 мес.27 дней).
В связи с чем, указанный период не может быть зачтен, как период работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с <дата>.
Как следует из выписки индивидуального лицевого счета ФИО1, период его работы с <дата> по <дата> не подтвержден страхователем ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО, как работа в районах Крайнего Севера (стр.2 Выписки из лицевого счета застрахованного лица).
Из представленныхистцом приказа ОАО Газпрома от <дата>№ и расчетных листков за <дата>.следует, что ФИО1 работал вахтовым методом в период с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
В периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> - находился на междувахтовом отдыхе.
В связи с чем, данный период работы ФИО1 с <дата> по <дата> так же правомерно не был зачтен ответчиком в страховой стаж для определения права на досрочную пенсию по старости.
Таким образом, стаж работы ФИО1 в районах Крайнего Севера на день его обращения в Управление пенсионного фонда в Фокинском районе, т. е. на <дата> составил 14 лет 04 мес.23 дня (работа в РКС - 12 лет 06 мес.26 дней; работа в МКС - 01 год 09 мес.27 дней (<дата> переведено в пропорции - 9/12))
Иных доказательств для признания за истцом права на назначение пенсии за работу в районах Крайнего севера на иную дату, судом не добыто, а истцом и его представителем не представлено.
Рассматривая требования истца о начислении страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента 1,5, суд исходит из следующего.
В связи с введением в действие Федерального закона от 17.12.2001 г. №173- ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле указанной в ст.30 настоящего закона.
Статьей 30 вышеназванного закона предусмотрено, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - длл лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 0.01.2002 г.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до <дата>, включаемых в общий трудовой стаж производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Таким образом, у истца на день обращения, т.е. на <дата> отсутствует право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, соответственно применить повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) не представляется возможным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что правовых оснований для включения спорных периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.32 и ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется.
Учитывая, что на день обращения вУправление пенсионного фонда РФ в Фокинском районе городского округа г.Брянска у ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости отсутствует, не подлежат удовлетворению и требования ФИО1 о взыскании с ответчика задолженности по пенсионным выплатам с <дата> по настоящее время, расходов на услуги представителя в размере <...> расходов на оформление доверенности - <...> и госпошлины - <...>
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, начислении страховой пенсии с учетом районного коэффициента, взыскании расходов на оплату услуг представителя, оформление доверенности и расходов по оплате госпошлины - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.П.Маковеева.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2015 года