ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1499/20 от 13.07.2020 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1499/2020

УИД: 92RS0003-01-2020-002038-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июля 2020 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Фисюк О.И. при секретаре – Мальцевой И.И. с участием истца – ФИО1, представителя истца – Бондаря Е.Н., представителя ответчиков – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), Государственному учреждению - Пенсионному фонду Российской Федерации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

01.06.2020 ФИО1 обратилась в суд с данным иском к ответчикам, просит обязать их назначить ей пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Исковые требования обоснованы тем, что в 2007 г. истец вышла на пенсию, являясь государственным гражданским служащим, на дату увольнения имела 10 ранг госслужащего и стаж госслужбы 21 год. В 2019 г. она обращалась в органы ПФ РФ в г. Севастополе с заявлениями о назначении ей пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, однако получила разъяснение, что разрешение данного вопроса относится к компетенции ПФ РФ, который принимает соответствующее решение на основании представления органов МЮ РФ. Управление МЮ РФ по г. Севастополю, куда истец также обращалась в октябре 2019 г., разъяснило, что не является преемником МЮ Украины и не наделено полномочиями по данному вопросу, в связи с чем истец обратилась в суд.

В судебном заседании истец и ее представитель иск поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков в судебном заседании иск не признала, пояснила, что обращения профильного министерства в ПФ РФ не было, какого-либо решения по вопросу назначения истцу пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих ПФ РФ не принималось, поэтому обращение в суд с данным иском является преждевременным. Также пояснила, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ - ПФ РФ, а не ГУ – УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное), т.к. данный вопрос не относится к компетенции последнего.

Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что иск подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 № 247 «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» функции по назначению федеральным государственным (гражданским) служащим пенсии за выслугу лет и перерасчету ее размера с 1 октября 2003 г. возложены на ПФ РФ.

В соответствии с Правилами выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты, утвержденными во исполнение пункта 3 названного постановления Правительства Российской Федерации приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 № 436н (до 27.05.2017 действовали Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты, утвержденные постановлением Минтруда России от 30.06.2003 № 44), на территориальные органы ПФР возложены функции по выплате назначенных пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим на основании соответствующего поручения.

Таким образом, вопросы назначения пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и определения ее размера в компетенцию территориальных органов системы ПФР, в т.ч. Управления ПФР в г. Севастополе, не входят. Учитывая изложенное, названное Управление не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные гражданские служащие.

Согласно статье 2 Федерального закона № 166-ФЗ к категории федеральных государственных гражданских служащих, имеющих право на пенсию за выслугу лет, относятся лица, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.

Статусом федеральных государственных гражданских служащих обладают граждане, назначенные в порядке, определенном законодательством о государственной службе Российской Федерации, на должности федеральной государственной гражданской службы.

Вышеназванные должности предусмотрены соответствующими Указами Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33, от 03.09.1997 № 981, от 31.12.2005 №1574.

Таким образом, признание гражданина Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим предполагает замещение им должностей (одной из должностей), предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами, после их принятия и вступления в действие.

Как следует из копии трудовой книжки, приложенной к исковому заявлению, ФИО1 до 2007 г. состояла на государственной службе Украины, должностей федеральной государственной гражданкой службы на территории Российской Федерации не замещала.

Таким образом, нормы Федерального закона № 166-ФЗ в части пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих на ФИО1 не распространяются.

Условия, в совокупности определяющие право на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, установлены статьей 7 Федерального закона № 166-ФЗ.

Согласно пунктам 1 и 2 указанной статьи к таким условиям относятся:

соответствующая продолжительность стажа государственной гражданской службы, которая определяется согласно приложению 2 к названному Федеральному закону (в 2019 году - не менее 16 лет 6 месяцев, в 2020 году - не менее 17 лет);

замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;

увольнение с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по определенным основаниям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона № 166-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 7);

наличие страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом пенсия за выслугу лет федеральному государственному гражданскому служащему может быть назначена при одновременном соблюдении всех вышеперечисленных условий.

Статья 14 «Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих» Федерального закона № 166-ФЗ, на которую ссылается ФИО1 в своем исковом заявлении, регулирует вопросы порядка исчисления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, а не условия назначения названной пенсии.

Таким образом, ссылка истца на указанную статью Федерального закона № 166-ФЗ в обоснование своих доводов о праве на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих несостоятельна.

Кроме того, в соответствии с Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, утверждёнными приказом Минтруда России № 436н, гражданин Российской Федерации может обращаться за назначением пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления в федеральный государственный орган или его аппарат, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.

Федеральный орган после регистрации вышеуказанного заявления оформляет представление к назначению пенсии за выслугу лет гражданина Российской Федерации, справку о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления указанной пенсии, справку о размере среднемесячного заработка и с необходимым пакетом документов направляет его в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пояснений представителя ответчика следует, что заявление о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих ФИО1, а также необходимые для назначения указанной пенсии документы из федерального органа в вышеуказанном порядке в адрес ПФР не поступали.

Кроме того, ФИО1 должности федеральной государственной гражданкой службы на территории Российской Федерации не замещала, т.е. на государственной гражданской службе Российской Федерации не состояла.

Таким образом, оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ не имеется.

Ссылка ФИО1 на положения Указа Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 15 «О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации», которым были внесены изменения в Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, является несостоятельной по следующим основаниям.

Указ Президента Российской Федерации № 1141 (в том числе в редакции Указа Президента Российской Федерации № 15) принят в целях реализации статьи 19 Федерального закона № 166-ФЗ, не является самостоятельным нормативным правовым актом, устанавливающим право на пенсию за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, и регулирует только вопросы определения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Так, в соответствии с Перечнем в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет (в его общую продолжительность) наряду с периодами замещения должностей федеральной государственной гражданской службы (пункты 3, 5-6 Перечня) включаются также периоды работы (службы) в иных отдельных должностях (пункты 1-2, 4, 7-20 Перечня). Однако само по себе наличие у гражданина факта работы в таких отдельных должностях не может рассматриваться как замещение должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, т.е. не означает наличие у него статуса федерального государственного гражданского служащего.

Следует различать трудовую деятельность, которая может включаться в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и деятельность, которая непосредственно является федеральной государственной гражданской службой.

Таким образом, наличие у гражданина факта работы в отдельных должностях руководителей, специалистов и служащих, предусмотренных Перечнем, при отсутствии других условий назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, установленных Федеральным законом № 166-ФЗ, не является основанием для предоставления ему права на указанную пенсию.

Также несостоятельным является и ссылка истца на положения Указа Президента Российской Федерации от 19.11.2007 № 1532, которым определён порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, а также определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации. При этом вопросы условий и порядка назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих он не регулирует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что иск ФИО1 заявлен преждевременно, а потому подлежит отклонению, поскольку решения по данному вопросу в отношении нее компетентным органом не принималось, отказа в приеме заявления и документов, необходимых для назначения пенсии, она также не получала, в том числе и от органов МЮ РФ.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное), Государственному учреждению - Пенсионному фонду Российской Федерации о понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 20.07.2020 г.

Судья –