ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/13 от 07.05.2013 Чухломского районного суда (Костромская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-149/2013

07 мая 2013 года

гор. Солигалич

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедева В.К.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области, выразившегося в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в необходимых объемах водоснабжения населения База Топливной промышленности, и о возложении обязанности организовать водоснабжение населения поселка База Топливной промышленности Солигаличского муниципального района в соответствии с установленными законодательством санитарно-эпидемиологическими требованиями и в объемах, согласно утвержденных нормативов водопотребления,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Установлено, что в поселке База Топливной промышленности Солигаличского сельского поселения расположены 7 домов, в которых постоянно проживают 43 человека. При этом водоснабжение населения поселка органами местного самоуправления не организовано.

В настоящее время единственным источником водоснабжения населения поселка База Топливной промышленности является артезианская скважина , эксплуатируемая ООО «Солигаличский консервный завод», расположенным по адресу: <адрес> (далее - Предприятие).

Обеспечение населения водой осуществляется Предприятием на безвозмездной внедоговорной основе, тарифы по водоснабжению в предусмотренном порядке для него не установлены, следовательно, ресурсоснабжающей организацией ООО «Солигаличский консервный завод» не является.

Основным видом деятельности Предприятия в соответствии с его уставом является переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей. Водоснабжение населения уставным видом деятельности Предприятия не является.

Кроме того, согласно объяснениям генерального директора Предприятия ФИО1 от 02.11.2012 г. добываемая из артезианской скважины вода используется Предприятием для собственных производственных и хозяйственно- бытовых нужд.

Более того, в налоговых декларациях ООО «Солигаличский консервный завод» за 2012 г. указан код цели забора воды - «3» (иные цели, не относящиеся, в частности, к водоснабжению населения) (Приложение № 4 к Порядку заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 2005 г. № 29н).

Эксплуатируемая артезианская скважина передана Предприятию согласно договору аренды № 1 от 15 февраля 2012 г. ее собственником - ООО «Управляющая компания «КаРус-Траст», в ведении которого находится и земельный участок под скважиной.

Вместе с тем, лицензии на право пользования недрами Предприятие не имеет.

Из изложенного следует, что ООО «Солигаличский консервный завод», не являясь ресурсоснабжающей организацией, в силу гарантированной ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 Конституции РФ свободы осуществления предпринимательской деятельности, не несет обязанности по водоснабжению населения питьевой водой, следовательно, правовых гарантий по обеспечению питьевой водой население поселка База Топливной промышленности не имеет.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

Понятие водоснабжения определено п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ и подразумевает подачу поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.19 Закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 водоснабжение является коммунальной услугой, обеспечивающей комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Следовательно, организация предоставления коммунальных услуг гражданам в объемах, необходимых для комфортного проживания граждан в границах поселения, является обязанностью органов местного самоуправления поселения.

Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах, в том числе водоснабжения, устанавливаются органами местного самоуправления по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства жилого дома (п. 8, 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306).

В настоящее время на территории Солигаличского сельского поселения действуют утвержденные решением Совета депутатов Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района № 109 от 28.12.2009 г. нормативы потребления воды, в соответствии с которыми норматив потребления на 1 человека в месяц составляет 0,91 м^3 (0,03 м^3 в сутки).

Вместе с тем, согласно информации ООО «Солигаличский консервный завод» от 26.02.2013 г. исх. № 27/02/2013 водоотбор для населения поселка База Топливной промышленности составляет 0,1 м^3 в сутки (что составляет 0,0023 м^3 в сутки на 1 человека).

Таким образом, органами местного самоуправления Солигаличского сельского поселения водоснабжение поселка База Топливной промышленности не организовано, что является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

В силу ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Уставом муниципального образования Солигаличское сельское поселение Солигаличского муниципального района Костромской области исполнительно-распорядительным органом поселения, обеспечивающим исполнение решений по вопросам местного значения, является администрация Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области (далее - Администрация поселения) (ст.ст. 23, 34 Устава поселения).

Следовательно, Администрация поселения является органом местного самоуправления, ответственным за организацию водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, кроме прочего, посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантированно право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Невыполнение Администрацией поселения возложенной на нее законом обязанности по организации в пос. База Топливной промышленности водоснабжения и недостаток питьевой воды надлежащего качества свидетельствуют о несоблюдении государственных гарантий по обеспечению комфортных и безопасных условий жизнедеятельности человека.

В силу гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, круг лиц, чьи права нарушаются бездействием Администрации поселения и создает угрозу их нарушения, является неопределенным.

Основываясь на положениях ст. 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области, выразившееся в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в необходимых объемах водоснабжения населения База Топливной промышленности и возложении обязанности организовать в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу водоснабжение населения поселка База Топливной промышленности Солигаличского муниципального района в соответствии с установленными законодательством санитарно-эпидемиологическими требованиями и в объемах, согласно утвержденных нормативов водопотребления.

В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Михин А.А. заявленные требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - Глава администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличскогог муниципального района ФИО2 исковые требования признала и пояснила, что в поселке База Топливной промышленности расположены 7 домов, в которых зарегистрированы 43 человека. Водоснабжение населения осуществляется от артезианской скважины, принадлежащей ООО «Солигаличский консервный завод». К поселку проложена отдельная водопроводная линия, на территории поселка оборудована водоразборная колонка. Установленный решением Совета депутатов Солигаличского сельского поселения от 28.12.2009 года № 250/42 норматив потребления воды в размере 0,91 куб.м. на одного человека в месяц, полностью соблюдается. Обустройство дополнительных источников водоснабжения, таких как колодцы, невозможно из-за большой глубины залегания подземных вод. Бурение артезианской скважины и оформление соответствующей проектно-сметной документации требует значительных финансовых вложений, которых бюджет Солигаличской сельской администрации не имеет. Качество подаваемой из вышеуказанной скважины воды отвечает требованиям санитарных норм и правил. Жалоб от населения поселка по вопросам обеспечения водой в администрацию сельского поселения не поступало. С ООО «Солигаличский консервный завод» достигнуто соглашение о том, что после получения предприятием лицензии на право пользования недрами, с жителями поселка будут заключены прямые договора на их обеспечение питьевой водой.

Представитель третьего лица - ООО «Солигаличский консервный завод» ФИО1 (по доверенности) доводы и объяснение представителя ответчика ФИО2 полностью подтвердил и дополнительно пояснил, что в информации ООО «Солигаличский консервный завод» от 26.02.2013 г. (исх. № 27/02/2013) значение водоотбора для населения поселка База Топливной промышленности ошибочно указано 0,1 м^3 в сутки. Действительным следует считать значение - 4,0 м^3 в сутки.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства и документы,суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения.

Понятие водоснабжения определено п. 10 ст. 1 Водного кодекса РФ и подразумевает подачу поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

В силу ч.3 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Таким образом, организация предоставления коммунальных услуг гражданам в объемах, необходимых для комфортного проживания граждан в границах поселения, является обязанностью органов местного самоуправления поселения.

В соответствии с Уставом муниципального образования Солигаличское сельское поселение Солигаличского муниципального района Костромской области исполнительно-распорядительным органом поселения, обеспечивающим исполнение решений по вопросам местного значения, является администрация Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области (далее - Администрация поселения) (ст.ст. 23, 34 Устава поселения).

Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, водоснабжение является коммунальной услугой, обеспечивающей комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых домах, в том числе водоснабжения, устанавливаются органами местного самоуправления по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства жилого дома (п. 8, 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306).

Решением Совета депутатов Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района № 109 от 28.12.2009 г. утверждены нормативы потребления воды, в соответствии с которыми норматив потребления на 1 человека в месяц составляет 0,91 м^3 (0,03 м^3 в сутки).

Согласно информации ООО «Солигаличский консервный завод» от 26.02.2013 г. водоотбор для населения поселка База Топливной промышленности составляет 4, 0 м^3 в сутки.

Из информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области от 18.02.2013 года № 1128-01 следует, что по проекту зоны санитарной охраны на водозабор, эксплуатируемый ООО «Солигаличский консервный завод», в мае 2011 года выдано санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. По результатам лабораторных исследований, качество воды в водоисточнике отвечает требованием санитарных правил и норм, а также нормативам по микробиологическим показателям и химическому составу.

Как следует из обращения жителей пос.База Топливной промышленности к Главе Солигаличского сельского поселения от 17.12.2012 года, сложившийся к настоящему времени порядок обеспечения водой, жителей поселка устраивает.

В то же время, суд учитывает, что водоснабжение населения поселка осуществляется ООО «Солигаличский консервный завод» на внедоговорной и безвозмездной основе, предприятие ресурсоснабжающей организацией не является, лицензии на право пользование недрами в настоящее время предприятие не имеет, поэтому, в случае возникновения в деятельности предприятия негативных обстоятельств (приостановления или прекращения его деятельности), бесперебойная подача воды надлежащего качества в объемах, необходимых населению поселка, не гарантирована. Кроме этого, в силу отсутствия договорных отношений с поставщиком услуг, жителям поселка не гарантирована и надлежащая правовая защита в случае не предоставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества.

При данных обстоятельствах, требования прокурора о возложении на администрацию Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального район обязанности организовать водоснабжение населения поселка База Топливной промышленности в соответствии с установленными законодательством санитарно-эпидемиологическими требованиями и в объемах, согласно утвержденных нормативов водопотребления, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Бездействие администрации Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области, выразившееся в невыполнении возложенных законом обязанностей по организации в необходимых объемах водоснабжения населения База Топливной промышленности, признать незаконным.

Обязать администрацию Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение населения поселка База Топливной промышленности Солигаличского сельского поселения Солигаличского муниципального района Костромской области в соответствии с установленными законодательством санитарно-эпидемиологическими требованиями и в объемах, согласно утвержденных нормативов водопотребления.

Решение может быть обжаловано или на него может быть принесено апелляционное представление в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в гор.Солигаличе в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда.

Судья: Лебедев В.К