ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/14 от 31.01.2014 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

 Дело № 2-149/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 гор. Дальнереченск                             31 января 2014 года

     Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Тур И. А., при секретаре Панковой И. А., с участием заявителя Горпенко С. А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Горпенко С. А. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и решения должностного лица органа местного самоуправления,

 У С Т А Н О В И Л:

     Горпенко С. А. обратился в суд с заявлением, оспаривая бездействия органа местного самоуправления и решение должностного лица органа местного самоуправления – администрации <адрес>. В обоснование указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 45,5 кв. м, ДД.ММ.ГГГГ постройки. ДД.ММ.ГГГГ Горпенко С. А. через сектор по рассмотрению обращений граждан управления делами администрации <адрес> обратился в городскую межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального жилого фонда непригодными для проживания, с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания, предоставив нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов и копии плана жилого помещения с техническим паспортом. На данное заявление получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № от первого заместителя мэра <адрес> по городскому хозяйству ФИО5 о невозможности рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о пригодности (непригодности) названного выше жилого помещения для проживания ввиду нахождения жилого дома в частной, а не в муниципальной собственности. Горпенко С. А. просит признать незаконным бездействия органа местного самоуправлении и отказ должностного лица органа местного самоуправления – администрации <адрес> в проведении оценки пригодности для проживания принадлежащего ему дома, а также обязать межведомственную комиссию администрации <адрес> для оценки муниципального жилищного фонда рассмотреть его заявление о признании пригодным (непригодным) для проживания принадлежащего ему жилого помещения и принять решение в соответствии с требованиями законодательства. Требования мотивированы тем, что в силу действующего жилищного законодательства оценка пригодности жилых помещений для проживания независимо от формы собственности на жилой дом проводится специально создаваемой для этого муниципальным образованием межведомственной комиссией, которая должна рассмотреть поступившее заявление и дать один из ответов, предусмотренных в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 47, что не было сделано по его обращению и повлекло необходимость подачи заявления в суд.

     В письменных возражениях представитель администрации <адрес> с требованиями заявителя не согласен, считает их незаконными и необоснованными, просит в требованиях отказать по тем основаниям, что Горпенко С. В. обратился к мэру города с просьбой дать поручение городской межведомственной комиссии признать жилое помещение по <адрес> непригодным для проживания, тогда как в соответствии со ст. ст. 42, 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» вопросы о признании помещений непригодными для проживания относятся к компетенции межведомственной комиссии. Главы органов местного самоуправления в соответствии с указанным Положением не наделены полномочиями по возложению обязанностей на городскую жилищную комиссию рассматривать вопросы пригодности или непригодности жилых помещений. Считает, что п. 7 Положения закреплена обязанность органа местного самоуправления создавать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, что согласуется с требованиями ст. 14 ЖК РФ. Пунктом 8 Положения органу местного самоуправления предоставлено право, а не возложена обязанность проводить оценку частных жилых помещений. Постановлением мэра города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по вопросам признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания» создана городская межведомственная комиссия, которой не делегировались полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений установленным в Положении требованиям по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В связи с чем довод заявителя о наличии у органа местного самоуправления обязанности, установленной жилищным законодательством по проведению оценки соответствия жилья считает несостоятельным. Кроме того, обращаясь с заявлением Горпенко С. В. не предоставил перечисленные в п. 45 Положения документы, а только правоустанавливающие документы на земельный участок, жилое помещение и технический паспорт.

     Заявитель в судебном заседании на требованиях настаивал, ссылаясь на доводы заявления. Указал, что имел право на проведение обследования принадлежащего ему жилого помещения, в связи с чем обратился в орган местного самоуправления, наделённый такими полномочиями. По его заявлению городская межведомственная комиссия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания заседания не проводила и заключения не выносила, в нарушение требований Положения решение по его заявлению об отказе в рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о пригодности жилого помещения принято должностным лицом органа местного самоуправления единолично. Данное решение противоречит действующему законодательству, является необоснованным и незаконным, затрагивает его прав, свободы и законные интересы, создаёт препятствия к их осуществлению, что подтверждается: Уставом городского округа «Город Хабаровск» п. 6 ст. 9 главы 3 которого на местные органы самоуправления возложена обязанность выполнять возложенные на них полномочия в соответствии с жилищным законодательством; постановлением мэра города Хабаровска № 663, на основании которого создана и действует городская межведомственная комиссия, которой мэром города делегированы полномочия по оценке соответствующих жилых помещений, находящихся на территории муниципального образования, установленным требованиям по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, и которой предписано при принятии решений руководствоваться требованиями Положения; распоряжением мэра города Хабаровск от 31 мая 2005 года № 1328-р, согласно которому утверждён состав городской межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, председателем которой назначен первый заместитель мэра города Хабаровска по городскому хозяйству ФИО5, который превысил свои должностные полномочия единоличным решением и письменным отказом в рассмотрении его заявления, без рассмотрения его коллегиальным органом – комиссией; должностным регламентов первого заместителя мэра города Хабаровска по городскому хозяйству ФИО5, согласно которому ФИО5 возглавляет городскую межведомственную комиссию по признанию жилых помещений муниципального фонда непригодными для проживания и обязан выполнять возложенные на него специальные обязанности по исполнению постановления Правительства Российской Федерации и распоряжения мэра. С заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания он предоставил все необходимые в его случае и предусмотренные Положением документы.

     Представитель администрации города Хабаровска в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

     Выслушав участвующее лицо, изучив материалы дела, суд находит заявление Горпенко С. А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

 Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ч. 1 ст. 249 ГПК РФ).

 Выяснению по делу подлежит: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т. п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

     Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Горпенко С. А. обратился с заявлением на имя мэра <адрес> для рассмотрения на межведомственной комиссии вопроса о признании его дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, приложив к нему соответствующие документы. На данное заявление получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ № от первого заместителя мэра <адрес> по городскому хозяйству ФИО5 о невозможности рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о пригодности (непригодности) названного выше жилого помещения для проживания ввиду нахождения жилого дома в частной, а не в муниципальной собственности. Бездействие администрации <адрес> и решение муниципального служащего, которым заявление Горпенко С. А. не было рассмотрено по существу, послужило основанием для обращения заявителя в суд.

 По мнению суда, доводы заявителя заслуживают внимания.

 В соответствии с ч. 11 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

 В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

 Частью 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом не указано, что это касается только муниципального и государственного жилищного фонда.

 Единственным нормативным правовым актом, принятым по данному вопросу Правительством Российской Федерации, является Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённое Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение).

 Пунктами 2 и 7 Положения установлено, что оно применяется ко всем жилым помещениям, находящимся в Российской Федерации, независимо от формы собственности, а признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения и дома установленным в Положении требованиям.

 Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Данное правомочие является обязанностью органа, так как он является единственным компетентным органом, обладающим полномочиями принятия решения по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания.

 Постановлением мэра города Хабаровска от 25 апреля 2005 года № 663 «Об организации работы по вопросам признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания» создана городская межведомственная комиссия, которой делегированы полномочия по оценке соответствия жилых помещений установленным в Положении требованиям по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

 С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что принадлежность принадлежащего Горпенко С. А. жилого помещения к частному жилищному фонду не свидетельствует об отсутствии обязанности его обследования специальной комиссией, создаваемой органом местного самоуправления, и разрешения вопроса о пригодности для проживания, о чём просил заявитель.

 Принадлежность жилого помещения гражданина к частному жилищному фонду не снимает обязанности с органа местного самоуправления по его обследованию и оценке на предмет пригодности (непригодности) для проживания, а поскольку разрешение этого вопроса должно производиться специально создаваемой межведомственной комиссией, включающей в себя специалистов в разных областях, заявление Горпенко С. А. должно было быть передано на рассмотрение межведомственной комиссии, сформированной администрацией города Хабаровска. Принятие по заявлению Горпенко С. А. единоличного решения муниципальным служащим противоречить требованиям Положения.

 Судом достоверно установлено, что администрация города Хабаровска имеет полномочия на принятие решения по заявлению Горпенко С. А. о признании жилого помещения непригодным для проживания; должностным лицом – муниципальным служащим при рассмотрении заявления Горпенко С. А. существенно не соблюдён порядок принятия решения, установленный Положением – заявление не передано на рассмотрение полномочного коллегиального органа, а принято им единолично; содержание оспариваемого решения-ответа муниципального служащего не соответствует требованиям закона. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности бездействия администрации города Хабаровска и принятого решения, которые привели к нарушению прав Горпенко С. А. и создали препятствия к осуществлению им своих прав и свобод.

 Суд не принимает доводы администрации города Хабаровска об отсутствии полномочий у мэра по возложению обязанности на городскую жилищную комиссию рассматривать вопросы пригодности или непригодности жилых помещений для проживания, о наличии в силу п. 8 Положения у орган местного самоуправления права, но не обязанности принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными для проживания, так как они основаны на неверно толковании закона. Довод о непредставлении Горпенко С. А. с заявлением полного пакета документов, предусмотренного п. 45 Положения, также не принимается судом постольку, поскольку как верно указал заявитель, им представлены все необходимые для разрешения поставленного вопроса документы.

 Администрация города Хабаровска обязана устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов Горпенко С. А. На межведомственную комиссию администрации города Хабаровска для оценки муниципального жилищного фонда должна быть возложена обязанность рассмотреть заявление Горпенко С. А. о признании непригодным (пригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по <адрес> в <адрес> и принять решение в соответствии с требованиями законодательства.

 С учётом требований ст. 258 ГПК РФ решение должно быть исполнено в течение месяца со дня вступления в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Удовлетворить полностью требования Горпенко С. А..

 Признать незаконным бездействие администрации <адрес> и решение муниципального служащего – первого заместителя Мэра города по городскому хозяйству, отказавшим в рассмотрении на межведомственной комиссии для оценки муниципального жилищного фонда заявления Горпенко С. А. о соответствии (несоответствии) помещения, расположенного по <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодность (непригодность) для проживания.

 Обязать администрацию города Хабаровска устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов Горпенко С. А..

 Возложить на межведомственную комиссию администрации <адрес> для оценки муниципального жилищного фонда обязанность рассмотреть заявление Горпенко С. А. Сергея Алексеевича о признании непригодным (пригодным) для проживания жилого помещения, расположенного по <адрес> в <адрес> и принять решение в соответствии с требованиями законодательства в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.

 В суд и Горпенко С. А. должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда.

 Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

 Судья                                             И. А. Тур