ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/18 от 19.04.2018 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-149/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Киреева С.А., при секретаре судебного заседания Кашиной Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ> в городе Фурманове Ивановской области гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога к Шаламоновой Н.В. о взыскании платежей за хранение груза, встречный иск Шаламоновой Н.В. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ОАО «Российские железные дороги» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога обратилось в суд с иском к Шаламоновой Н.В. о взыскании платежей за хранение груза в сумме 1193638,91 рублей.

Исковые требования обоснованы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> на станцию <данные изъяты> Северной железной дороги по железнодорожным накладным <№>, <№> в адрес Шаламоновой Н.В. прибыл вагон <№> с контейнерами <№>, <№> с грузом домашние вещи. Согласно ст.25 Устава железнодорожного транспорта РФ, указанные транспортные железнодорожные накладные и выданная на ее основании перевозчиком грузополучателю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки. В силу ст.34 УЖТ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия.

Руководствуясь п.3.10 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом по прибытии груза на станцию назначения и грузополучателя, работники обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. <ДД.ММ.ГГГГ> вместе с перевозочными документами было передано грузополучателю Шаламоновой Н.В.. Перевозчиком завершен внутренний транзит, что подтверждается штампом <данные изъяты> таможни, с отметкой товар поступил.

На основании п.1.2 Временной технологии, все грузы, ввозимые на таможенную территорию РФ и ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые за ее пределы, подлежат таможенному оформлению.

Согласно п.3.9 Временной технологии, прибывшие из-за границы таможенные грузы, размещаются на станциях назначения в складах временного хранения, расположенных в местах общего пользования или подаются на подъездные пути предприятий, имеющих склады временного хранения.

На основании ст.97 ТК ТС и ст.ст. 163,198 ФЗ №311 от 27.11.2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ОАО «РЖД» обратилось к начальнику <данные изъяты> таможенного поста с обращением о создании временной зоны таможенного контроля на участке пути <№> длиной 18 м для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Таможенным органом вынесено распоряжение от <ДД.ММ.ГГГГ>. <№> о создании временной зоны таможенного контроля в месте расположения железнодорожной станции <данные изъяты> и установлен срок функционирования временной зоны таможенного контроля с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>

Распоряжением от <ДД.ММ.ГГГГ> таможенным органом создана временная зона таможенного контроля в месте расположения железнодорожной станции <данные изъяты> с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> срок действия временной зоны таможенного контроля продлен распоряжением <данные изъяты> таможенного поста от <ДД.ММ.ГГГГ> до <ДД.ММ.ГГГГ>

Факт оказания услуг, связанных с размещением грузов, находящихся под таможенным контролем в зоне таможенного контроля после завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита, предоставления путей общего пользования ОАО «РЖД» для нахождения в зоне ТТ подвижного состава, независимо от его принадлежности, с грузом и товаром подтверждается актами общей формы.

Сбор за хранение грузов в зоне таможенного контроля начислен по истечении 12 часов с момента завершения ОАО «РЖД» таможенной процедуры таможенного транзита по договорным ставкам сборов, утвержденных протоколом заседания правления ОАО «РЖД» от <ДД.ММ.ГГГГ> и Распоряжением начальника Северного ТЦФТО от <ДД.ММ.ГГГГ>.

Согласно заявления Шаламоновой Н.В. от <ДД.ММ.ГГГГ> на завершение процедуры ТТ, оформления документов на помещение и выдачу грузов с ВЗТК, ответчик согласился с оплатой за пользование вагоном и плату за нахождение контейнера на путях общего пользования, оформление документов учета на помещение и выдачу грузов, ведение учета и формирование отчетов, хранение грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля. Указанная заявка является соглашением на оказание услуг.

На основании изложенного ответчику начислены сборы и платы, которые перечислены в накопительных ведомостях <№>, <№> на общую сумму 1193638,91 рублей. В адрес ответчика была направлена претензия от <ДД.ММ.ГГГГ>., которая осталась до настоящего времени без удовлетворения.

Шаламонова Н.В. обратилась в суд со встречным иском к ОАО «Российские железные дороги» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда.

Исковые требования обоснованы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> она из г. <данные изъяты> Республики Узбекистан переселилась на постоянное место жительства в город <данные изъяты>. При прибытии ее б/у вещей на ж.д. станция <данные изъяты> (Северная железная дорога филиал ОАО «РЖД») <ДД.ММ.ГГГГ> она приехала в г. <данные изъяты>, где ей сообщили о прибытии ее вещей и попросили вписать ее паспортные данные в заявку от <ДД.ММ.ГГГГ>., которая уже была напечатана. В заявке было указано, что она якобы согласна с оплатой за декларацию и хранение груза. Работник станции С.. пояснила, что прибывший груз выдается только по заявке. Данную заявку она отнесла начальнику таможенного поста г. <данные изъяты>М.М.. взял заявку, но разрешение на выдачу ей вещей не дал без указания причин, сказал, что ничего не докажешь. Как потом выяснилось, никакой заявки не должно было быть, т.к. груз выдается только по накладным, а заявка разработана ОАО «РЖД», чтобы взыскать с грузополучателя огромные суммы денег, якобы, за хранение груза под открытым небом, о чем свидетельствуют накопительные ведомости, составленные только <ДД.ММ.ГГГГ>. подписывать эти ведомости она отказалась. По заявке от <ДД.ММ.ГГГГ>. таможня должна была перегрузить ее домашние вещи из Узбекских контейнеров в Российские и это, как указано в заявке от <ДД.ММ.ГГГГ> дополнительно взять с нее огромные деньги.

<ДД.ММ.ГГГГ> ей ж.д. станция <данные изъяты> выдала письмо, в котором указана сумма 1192161,55 рублей, которые она должна заплатить им за хранение ее вещей. Она платить отказалась. На словах ей сказали, что больше не увидишь своих вещей, они останутся у них на погашение накопительных ведомостей.

<ДД.ММ.ГГГГ> ей позвонила зам. начальника станции <данные изъяты>Ф. и попросила приехать в <данные изъяты> и забрать вещи бесплатно.

Ранее в консульском отделе Посольства РФ в Узбекистане ей сообщили, что вещи ей выдадут сразу. Из - за ж.д. станция <данные изъяты> (ОАО «РЖД») ее лишили страховки, т.к. она не смогла воспользоваться страховым полисом от <ДД.ММ.ГГГГ> по страхованию грузов на сумму 20000000 + страховая премия 440000, т.к. когда <ДД.ММ.ГГГГ> она на ж.д. станции <данные изъяты> вскрыла контейнеры, в них не оказалось очень много вещей и коробок с вещами, они были украдены еще в <данные изъяты> в накопительном периоде. Из-за заявки от <ДД.ММ.ГГГГ>. контейнера простояли под открытым небом с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и почти все, что находилось в старых дырявых контейнерах, сгнило.

ОАО «РЖД» не имеют право взыскивать с нее 1193638,91 рублей, так как в накопительных ведомостях не указана ее фамилия. К тому же в накопительных ведомостях не указан точно период, с какого года составлена накопительная ведомость.

Просит взыскать с ОАО «РЖД» материальный ущерб в сумме 2478951,91 рублей, в счет компенсации морального вреда – 100000 рублей.

В материальный ущерб она включает не стоимость вещей, а те огромные материальные железнодорожные сборы, которые на много сделали дороже ее вещи. Поэтому железнодорожные квитанции за перевозку вещей из Узбекистана до России нельзя сбрасывать со счетов. Предъявить счет <данные изъяты> за украденные там ее вещи не смогла по вине ОАО «РЖД». Они лишили ее этого права, не отдав во время вещи.

Общая сумма материального ущерба состоит из трех пунктов:

1. Сборы за выполнение транспортно-экспедиционных операций по квитанциям от

<ДД.ММ.ГГГГ> – 771720 рублей.

2. Дополнительный расчет провозных платежей по двум контейнерам в сумме

543595 рублей.

3. Сумма, выставленная ей ОАО «РЖД» за хранение контейнеров с ее

домашними вещами - 1193638,91 рублей.

В судебном заседании:

Представитель истца-ответчика ОАО «РЖД» филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога (по доверенности) Ольнев А.Л.. исковые требования ОАО «РЖД» поддержал по основаниям, изложенным в иске, встречные исковые требования Шаламоновой Н.В. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога не признал, указав на то, что суть таможенного транзита содержится в ст.167 и ст.168 ТК ТС, а также в главе 22. В частности ст.222 указано: какое место доставки груза, в том числе и физических лиц. В ст.223 говорится, что перевозчик не имеет право выдавать грузы грузополучателю без разрешения таможенного органа, т.е. до окончания основного таможенного оформления. Пункт 6 ст.225 предписывает через три часа после завершения транзита продекларировать груз, что не было сделано. В таком случае перевозчик перемещает груз на временное хранение. Место временного хранения определяет таможенный орган. Если бы от ответчика поступило ходатайство от таможенного органа об избрании нового места временного хранения груза, то тогда таможенный орган дает указание перевозчику выдать груз, а грузополучатель обязан переместить свой груз в место в течение определенного срока. Поскольку ничего этого сделано не было, груз остался на временном хранении на площадях железной дороги, за что и начислялся сбор. Хранить груз их обязывает таможенное законодательство, поскольку Шаламонова не смогла продекларировать товар, так как не являлась резидентом страны. Порядок учреждения создания временной зоны таможенного контроля оговорен в законодательстве. Если что-то было бы не законно, таможенный орган не разрешил бы создать временную зону таможенного контроля. У них временное хранение происходит не на складе временного хранения, а в иных местах. И «нахождение» и «хранение» - это два юридически значимых термина, различные между собой по содержанию, и, по сути. Шаламонова путает две процедуры: процедуру таможенного транзита и основное - таможенное оформление. Процедура таможенного оформления была завершена буквально через два дня после поступления груза, и сразу наступила фаза временного хранения по причине того, что таможня не выпускала груз, потому что у нее не было документов, которые давали бы им основание для выпуска груза без пошлины. Документ с отметкой РВП - разрешение на временное переселение из Республики Узбекистан, это документ Республики Узбекистан, и он не дает ей ни каких льгот на территории РФ.

Статья 71 оговаривает порядок хранения товара на складе временного хранения. Но по таможенному законодательству по ТК ТС и по Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" хранение допускается также и в иных местах, также и на железнодорожной станции на путях, в том числе подъездных.

Согласно ст.225 п.6 ТК ТС в течение трех часов после завершения таможенного транзита груз должен быть продекларирован. Они продекларировать груз не могут, это должен сделать грузополучатель. Если этого не произошло, то перевозчик принимает меры к помещению груза для временного хранения. По их заявлению временное хранение груза осуществлялось до конца мая, до того момента, когда таможня разрешила выпуск груза.

Представитель истца-ответчика ОАО «РЖД» филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога (по доверенности) Полтавский Д.И. исковые требования ОАО «РЖД» поддержал по основаниям, изложенным в иске, встречные исковые требования Шаламоновой Н.В. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога не признал, указав на то, что зона таможенного контроля создается распоряжением таможенного органа. До завершения процедуры таможенного оформления они не вправе распоряжаться грузом и обязаны сохранить его в зоне таможенного контроля. Поскольку Шаламоновой в установленный срок не были совершены определенные действия для завершения таможенного оформления груза, Шаламоновой было направлено в их адрес заявление, в котором она просит их хранить груз в зоне таможенного контроля, в котором указаны нормативные акты, по которым начисляется плата, формула расчета, в том числе и за хранение груза. Они не вправе были распоряжаться ее грузом, пока не завершена процедура таможенного оформления, и тем более не вправе были выдавать его ей.

В соответствии со ст.22 Устава железнодорожного транспорта РФ: расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование принадлежащими перевозчику вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. Поэтому, грузоперевозчик, не участвуя в процессе таможенного оформления, не может знать причину, по которой чаще всего это происходит. А причина – это чаще всего отсутствие, каких – либо документов, либо проблемы грузоотправителя, либо грузополучателя, а грузоперевозчик только продолжает хранить груз.

Распоряжением от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, срок временной зоны таможенного контроля был установлен с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. Далее издавались распоряжения о продлении этого срока, поскольку процедура таможенного оформления не была завершена, по вине, не зависящей от переводчика. Возникли основания для начисления платы, которые приложены к расчетам и накопительным ведомостям. Срок изначально устанавливался минимальный, чтобы максимально быстро провести процедуру и выдать груз. Грузоперевозчик в этом процессе непосредственно не участвует, это взаимоотношения ответчика с таможенным органом. Согласно ст.22 Устава железнодорожного транспорта, они вправе взыскать с грузополучателя все суммы за перечисленные и оказанные услуги по хранению и другие. Они могут выдать груз только по окончанию таможенного оформления.

В письменном отзыве на встречные исковые требования Шаламоновой Н.В. представитель ОАО «РЖД» Полтавский Д.И. указал на то, что, исходя из текста искового заявления, Шаламонова Н.В.. требует взыскания с ОАО «РЖД» ущерба, причиненного при перевозке багажа и груза на основании ст.796 ГК РФ. В соответствии со ст.120 Устава железнодорожного транспорта (УЖТ) до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозов груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Согласно ст.123 УЖТ претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение шести месяцев.

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении, в том числе, возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа. Поскольку груз был выдан Шаламоновой Н.В.<ДД.ММ.ГГГГ>, шестимесячный срок для предъявления претензий к перевозчику истек <ДД.ММ.ГГГГ>.

Суть требований Шаламоновой Н.В. сводится к голословным утверждениям о том, что ее груз был испорчен по вине перевозчика, при этом не представляет доказательств в обоснование своих требований. При получении груза претензий со стороны Шаламоновой Н.В. не поступило, что подтверждает необоснованность предъявленного иска к перевозчику. Шаламонова Н.В. необоснованно просит взыскать с ОАО «РЖД» уплаченные ею провозные платежи в Узбекистане. Шаламонова Н.В. просит взыскать с ОАО «РЖД» 1193638,91 рублей, указывая причину данных требований – факт обращения ОАО «РЖД» с иском к ней на указанную сумму. Доказательств обоснованности данных требований Шаламонова Н.В. не предоставляет.

Истец-ответчик Шаламонова Н.В. иск ОАО «РЖД» не признала, поддержав свой встречный иск по основаниям, изложенным в иске, указала на то, что переселилась из Узбекистана по государственному переселению через Посольство РФ. У нее имеются все подлинники документов за подписью атташе. На основании этих документов ей вещи обязаны были выдать сразу же, как только они пришли. Вещи пришли <ДД.ММ.ГГГГ>, а ее вызвали только <ДД.ММ.ГГГГ> на станцию <данные изъяты>. Ей сунули в окошко для оформления заявку и сказали, чтобы вписала данные паспорта для получения вещей. Заявку отнесла на таможенный пост. Начальник таможенного поста вещи ей не отдал. На железнодорожной станции ей сказали, что вещи она вообще не получит.

В ст.71 ФЗ-311 от 27.11.2010 говорится, что запрещено хранить товар в вагонах на рельсах. А это было все на рельсах. У них не могут быть претензии к ней. На основании ГК РФ и ТК ТС таможня должна была заключить с РЖД договор, а не с ней. Контейнеры не вскрывались, они стояли на таможенной зоне, у РЖД. Это зона РЖД, это государственная таможенная зона. И контейнеры там стоят бесплатно.

Таможня схитрила, сообщила, что у нее нет РВП, и велела делать вид на жительство. Вид на жительство оформлялся два месяца. На основании ст.215 ТК ТС они обязаны были ей сразу отдать вещи. На момент поступления груза у нее в паспорте Узбекистана стоит отметка об РВП. Считает, что железная дорога влезла сюда незаконно. А раз они влезли, пускай отвечают вместо таможни. Таможне она не предъявила иск. Если бы РЖД не подала на не исковое заявление, она бы и сейчас не подала это исковое заявление к ним. Претензию не направляла. 543595,00 рублей, которые просит взыскать с РЖД, оплатила в <данные изъяты>. Свой иск она предъявила к РЖД только потому, что они к ней предъявили иск. Она это все должна была предъявлять к таможне, потому что все вещи испортились. 1193638,91 рублей указала в иске, поскольку ОАО «РЖД» ей без всего, без договора выставили эту сумму, и она, ее, приплюсовала. Не оплатила железной дороге хранение груза, поскольку с ней нет никакого договора. 100000 рублей просит взыскать за муки, которые испытала.

В письменном отзыве на иск ОАО «РЖД» Шаламонова Н.В. пояснила, что Северной железной дороге – филиал ОАО «РЖД» она ничего не должна, она все оплатила <ДД.ММ.ГГГГ>. Все накопительные ведомости были сделаны при ней <ДД.ММ.ГГГГ>. То, что ОАО «РЖД» без уплаты 1192161 рублей 55 копеек выдали ей вещи, свидетельствует и то, что она <ДД.ММ.ГГГГ> передала заявление на имя начальника Северного ТЦФТО С. об отказе платить 1192161,55 рублей, так как она переселилась в Россию через Посольство России в Узбекистане – Государственное переселение. В посольстве РФ атташе принял ее заявление на выдачу разрешения на временное проживание в России, в связи с переездом на постоянное место жительство в Россию. В консульском отделе Посольства РФ в Узбекистане ей дали электронный документ Федерального таможенного управления «О порядке ввоза из Узбекистана на территорию РФ личного, бывшего в употреблении имущества на льготных условиях при переезде на постоянное место жительство в течение 18 месяцев с даты получения разрешения на временное проживание в РФ. В Посольстве сообщили, что на основании этого вещи выдадут сразу на льготных условиях. Поэтому никакого хранения ее вещей и никаких накопительных ведомостей у ж.д. станции <данные изъяты> не могло быть. Раз зам. начальника станции <данные изъяты>Ф. бесплатно, только за уплату подъемного крана, выдала ей <ДД.ММ.ГГГГ> вещи, это свидетельствует о том, что ее заявление на имя начальника Северного ТЦФТО рассмотрено и на основании этого начальник Северного ТЦФТО С. выдал ей вещи без уплаты 1192161 рублей (л.д. 118-120).

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела и все представленные суду доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу ст.785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В силу ст.36 Устава железнодорожного транспорта РФ по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.

Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления

На основании ст.34 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В силу ст.35 Устава железнодорожного транспорта РФ грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 29 (далее - Правила N 29), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

Для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом (пункты 6 и 20.1 Правил N 29). Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.

Таким образом, доставка груза считается завершенной после уведомления таможни о прибытии груза на станцию назначения и на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами до исполнения перевозчиком обязанности по доставке груза.

Вместе с тем, согласно ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.

В силу ст. 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) таможенный контроль производится в зонах таможенного контроля и иных местах в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.

Статьей 163 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что перемещение товаров, транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных указанным Законом и иными федеральными законами, когда доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов (часть 4).

Согласно ч.1 ст.163 названного Федерального закона места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и этим Федеральным законом.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза (ст.97 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таким образом, из анализа действующего законодательства следует, что стоимость платы за пользование вагонами и услуг хранения в ЗТК должна рассчитываться с момента завершения процедуры таможенного транзита до момента предоставления грузополучателем перевозчику железнодорожной накладной с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен". До завершения процедуры таможенного транзита простой вагона в ЗТК связан не с виной грузополучателя, а с объективным требованием закона, возлагающим на таможенного перевозчика обязанность завершить процедуру таможенного транзита в месте доставки. Именно после завершения процедуры таможенного транзита у грузополучателя появляется объективная возможность преступить к таможенному оформлению указанного груза.

В соответствии со ст.22 Устава железнодорожного транспорта РФ расходы перевозчиков, в том числе связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии со ст.37 Устава, прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем. В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по соглашению с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.

Согласно п.17 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст.22 УЖТ РФ, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства размера понесенных расходов, времени задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора). Таким образом, обязательным условием применения ст.22 УЖТ РФ является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженных в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.

<ДД.ММ.ГГГГ> на станцию <данные изъяты> Северной железной дороги по железнодорожным накладным <№>, <№> в адрес Шаламоновой Н.В. прибыл вагон <№> с контейнерами <№>, <№> с грузом домашние вещи (л.д.8-17).

<ДД.ММ.ГГГГ> на основании заявления начальника железнодорожной станции <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, в целях осуществления таможенных операций по завершению таможенной процедуры таможенного транзита, распоряжением начальника <данные изъяты> таможенного поста создана временная зона таможенного контроля в месте расположения железнодорожной станции <данные изъяты> с <ДД.ММ.ГГГГ>. по <ДД.ММ.ГГГГ>. (л.д.18,19-20).

<ДД.ММ.ГГГГ>Шаламонова Н.В. обратилась с письменным заявлением на имя начальника ст. <данные изъяты> Северной ж.д. Л. с просьбой о том, что прибившие в ее адрес контейнера <№>, <№> в вагоне <№> с грузом домашние вещи, подать в зону таможенного контроля станции <данные изъяты> Северной ж.д. (путь <№>), производить доставку документов в таможенный орган для завершения процедуры ТТ, оформлять документы на помещение и выдачу грузов на/с ВЗТК. (л.д.30). В своем заявлении Шаламонова Н.В. указала на свое согласие с оплатой, в том числе, за пользование вагоном и за нахождение контейнера на ж.д. путях общего пользования в ВЗТК ст. <данные изъяты> Северной ж.д согласно Тарифного руководства №2; хранение грузов и транспортных средств в зонах таможенного контроля, расположенных в местах общего пользования железнодорожной и на железнодорожных путях общего пользования станции <данные изъяты> 118,00 руб.*Т*m*, где Т- время хранения груза в ЗТК, m- количество вагонов (без учета НДС 18%).

<ДД.ММ.ГГГГ> перевозчиком (ОАО «РЖД») завершена процедура внутреннего таможенного транзита, в связи с чем Шаламоновой Н.В. подписаны акты обшей формы <№>, <№> о завершении процедуры таможенного транзита и об ожидании завершения грузополучателем процедуры таможенного оформления товара (л.д.40,44).

<ДД.ММ.ГГГГ> начальником <данные изъяты> таможенного поста, на основании заявления начальника ж.д. станции «<данные изъяты>» от <ДД.ММ.ГГГГ> о получении разрешения на временное хранение товаров находящихся под таможенным контролем в контейнерах в адрес грузополучателя Шаламоновой Н.В.. в целях временного хранения товаров издано распоряжение <№> о создании временной зоны таможенного контроля в месте расположения железнодорожной станции «<данные изъяты>» на срок с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.21-22,23-24).

<ДД.ММ.ГГГГ> срок действия временной зоны таможенного контроля продлен распоряжением начальника <данные изъяты> таможенного поста до <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.25).

<ДД.ММ.ГГГГ> временная зона таможенного контроля, созданная распоряжением <данные изъяты> таможенного поста <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> ликвидирована в связи с осуществлением выпуска товаров в свободное обращение (л.д.31).

Начальником <данные изъяты> таможенного поста письмом от <ДД.ММ.ГГГГ>Шаламоновой Н.В. на ее заявление от <ДД.ММ.ГГГГ> было сообщено, что товары «домашние вещи», находящиеся в контейнерах находятся на временном хранении в зоне таможенного контроля железнодорожной станции «<данные изъяты>». Никаких договоров с железнодорожной станцией «<данные изъяты>» <данные изъяты> таможенный пост не заключал.

<ДД.ММ.ГГГГ>Шаламонова Н.В. была уведомлена о том, что груз – домашние вещи, прибывший в ее адрес в контейнерах, в отношении которых завершена процедура таможенного контроля <ДД.ММ.ГГГГ> в 09 часов 40 минут, будет выдан грузополучателю после внесения причитающихся перевозчику ОАО «РЖД» платежей в сумме 1192161,55 рублей (л.д.29).

Таможенные операции, связанные с выпуском товаров для личного пользования, совершаются в месте прибытия (месте доставки) на таможенную территорию Таможенного союза и (или) в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо.

Каких-либо особенностей при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, ввозимых физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы, ни Таможенный кодекс Таможенного союза, ни Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" не содержат.

Как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения, датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.

По сообщению Федеральной таможенной службы для таможенных целей датой прибытия на постоянное жительство в Российскую Федерацию лица, являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, является дата проставления на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы отметки о регистрации в территориальном органе по вопросам миграции МВД России.

Из письма Посольства РФ в Узбекистане на имя Шаламоновой Н.В. от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что ее обращение относительно участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, рассмотрено (л.д.192). <ДД.ММ.ГГГГ> Посольством России в Узбекистане принято заявление Шаламоновой Н.В. о выдаче разрешения на временное проживание в РФ (л.д.189). В паспорте гражданки Республики Узбекистан Шаламоновой Н.В. имеется штамп УФМС России по Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> о разрешении временном проживании до <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.232). Согласно справки УВД <данные изъяты> района МВД Республики Узбекистан Шаламонова Н.В.. <ДД.ММ.ГГГГ>. сдала документы по вопросу выхода из гражданства Узбекистана (л.д.198).

Товары для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, беженца, вынужденного переселенца могут размещаться на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих его прибытие (переселение) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, признание лица беженцем, вынужденным переселенцем (п.27 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 311).

Таких документов при таможенном оформлении товара Шаламоновой Н.В. не представлено, что исключало возможность считать ее прибывшей в Российскую Федерацию на постоянное местожительство.

Документы, которые косвенно могут свидетельствовать о намерении лица переселиться на новое постоянное место жительства, например, такие как листок убытия, документы о снятии с регистрационного учета по месту жительства в иностранном государстве, штампы иностранных государственных органов в иностранном паспорте лица о переселении на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, документы об увольнении с работы в иностранном государстве, разрешение на временное проживание в Российской Федерации и другие не подтверждают тот факт, что лицо переселяется на постоянное место жительство именно в Российскую Федерацию.

По причине не завершения таможенной процедуры по вине грузополучателя перевозчик (ОАО «РЖД») не имел возможности выдать Шаламоновой Н.В. вещи.

Как следует из проведенной <данные изъяты> транспортной прокуратурой проверки, <ДД.ММ.ГГГГ>Шаламонова Н.В. получила вид на жительство в РФ.

Ею <ДД.ММ.ГГГГ> выполнена таможенная декларация и в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. №115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.8 раздела 1 приложения 3 к Соглашению от 18.06.2010 года завершена таможенная процедура с освобождением от уплаты таможенных платежей. <ДД.ММ.ГГГГ>Шаламоновой Н.В.. работнику станции <данные изъяты> предъявлен документ с отметкой таможенного органа о завершении процедуры таможенного контроля. <ДД.ММ.ГГГГ> перевозчиком (ОАО «РЖД») Шаламоновой Н.В. согласно приемо-сдаточных актов <№>,<№> выдан товар (л.д.212-215).

Из показаний свидетеля Ф. следует, что по прибытии груза РЖД до грузополучателя доводит договорную ставку под роспись.

Поскольку вагон стоит в зоне таможенного контроля, то ведутся акты общей формы, в которых фиксируется, где стоит вагон, в каком месте, с какого времени под роспись грузополучателя. Через 12 часов после того как завершится таможенный процесс, наступает время хранения. На это также оформляется документ грузоперевозчиком. У Шаламоновой Н.В. не было: вида на жительство, гражданства и постоянной прописки. Поэтому она должна заплатить 4 евро за 1 кг. веса в таможню. Для Шаламоновой это очень дорого. Поэтому, груз стоял до оформления Шаламоновой гражданства. Из-за того, что этот груз стоял длительное время, она (свидетель) вынуждена была обратиться к руководству по вопросу выдачи груза.

Факт оказания услуг, связанных с размещением грузов, находящихся под таможенным контролем в зоне таможенного контроля после завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита, предоставления путей общего пользования ОАО «РЖД» для нахождения в зоне ТТ подвижного состава с грузом и товаром подтверждается актами общей формы (л.д.40-47).

Основанием для внесения платы за пользование вагонами, принадлежащими ОАО «РЖД» и железнодорожным администрациям государств-участников СНГ допущенных к перевозке по российским дорогам при нахождении их в ЗТК являются акты общей формы.

Согласно накопительной ведомости <№>, составленной ОАО «РЖД», сборы и платы, оставшиеся неоплаченными по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> составляют 1192161,55 рублей (л.д.38-39).

Расчет судом проверен, он произведен с учетом перечня работ и услуг, оказываемых Северной железной дорогой в *** году, связанной с перевозкой грузов и соответствует соглашению между ОАО «РЖД» и Шаламоновой Н.В.. от <ДД.ММ.ГГГГ>

Оплачивать 1192161,55 рублей Шаламонова Н.В. отказалась.

В соответствии со ст.35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем.

<ДД.ММ.ГГГГ> перевозчиком ОАО «РЖД» Шаламоновой Н.В. был выдан груз- домашние вещи, что не оспаривается сторонами.

<ДД.ММ.ГГГГ> претензией Шаламонова Н.В. была уведомлена ОАО «РЖД» о необходимости в течение семи дней со дня получения претензии перечислить 1193638,91 рублей за услуги, оказанные ОАО «РЖД» на станции <данные изъяты> (л.д.32-33,34,35). Однако данное требование Шаламоновой Н.В. не исполнено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что факт неоплаты Шаламоновой Н.В. причитающихся ОАО «РЖД» платежей за хранение груза, за пользование вагонами, за нахождение на ж.д. путях общего пользования контейнеров в перевозочном процессе нашел свое подтверждение, исковые требования ОАО «РЖД» подлежат удовлетворению.

Доводы Шаламоновой Н.В.., касающиеся непризнания иска ОАО «РЖД», в том числе отсутствия договора на оказание услуг, не состоятельны

Встречные исковые требования Шаламоновой Н.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 478-0-0 указано, что норма части 1 статьи 12 ГПК РФ, в силу которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, конкретизируется в части 1 статьи 56 того же Кодекса, в силу которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Обязанность по доказыванию приведенных обстоятельств возложена процессуальным законом (ст.56 ГПК РФ) на заинтересованное лицо, обратившееся в суд за защитой права.

Истец-отвечтик Шаламонова Н.В. просит взыскать с ОАО «РЖД» 2478951,91 рублей, которые состоят из платы за выполнение транспортно-экспедиционных операций в сумме 771720 рублей, уплаченных ею <ДД.ММ.ГГГГ> в Узбекистане, платы за провоз контейнеров в сумме 543595 рублей, а так же 1193638,91 рублей, заявленных ОАО «РЖД» к взысканию с Шаламоновой Н.В. При этом как следует из встречного искового заявления Шаламоновой Н.В. и ее пояснений, данных в судебном заседании, данные требования связаны исключительно с поданным ОАО «РЖД» в суд иском к ней.

При этом требования о взыскании с ОАО «РЖД» 771720 рублей и 543595 рублей, уплаченных ею в Республике Узбекистан за выполнение транспортно - экспедиционных операций и провоз контейнеров Шаламонова Н.В. не направлены на оспаривание указанных платежей.

В качестве оснований заявленных требований Шаламонова Н.В. ссылается на исковые требования ОАО «РЖД», обосновывая их своими доводами, касающимися не признания предъявленного ОАО «РЖД» к ней иска.

Других каких-либо доказательств в обосновании своих исковых требований в части возмещения материального вреда Шаламонова Н.В. не предоставила.

Правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований Шаламоновой Н.В. в части возмещения материального ущерба не имеется, поскольку судом не установлено причинение ОАО «РЖД» материального ущерба на заявленную Шаламоновой Н.В. сумму.

Согласно п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.15 Закона "О защите прав потребителей" от 07.02.1992, N 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку нарушений прав Шаламоновой Н.В. ОАО «РЖД» не установлено, не подлежат удовлетворению исковые требования Шаламоновой Н.В. о компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей.

В силу ст.797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

В соответствии со ст. 121 Федерального закона от 10.01.2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия в случае: утраты багажа; недостачи или повреждения (порчи) багажа; просрочки доставки багажа; задержки отправления или опоздания поезда.

Поскольку встречный иск Шаламоновой Н.В. не содержит требований, названых в указанной статье, доводы ОАО «РЖД» о несоблюдении Шаламоновой Н.В. претензионного порядка, не состоятельны.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования ОАО «Российские железные дороги» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога к Шаламоновой Н.В. о взыскании платежей за хранение груза, и отказывает во встречном иске Шаламоновой Н.В. к ОАО «РЖД» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом Северный ТЦФТО ОАО «РЖД» при подаче искового заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 14168 рублей (л.д.7).

Суд считает, необходимым удовлетворить требования истца ОАО «РЖД» о взыскании с ответчика Шаламоновой Н.В. судебных расходов в полном объеме в сумме 14168 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога удовлетворить.

Взыскать с Шаламоновой Н.В. в пользу ОАО «Российские железные дороги» 1193638 (один миллион сто девяносто три тысячи шестьсот тридцать восемь) рублей 91 копейку в счет оплаты за хранение груза.

Взыскать с Шаламоновой Н.В. в пользу ОАО «Российские железные дороги» 14168 (четырнадцать тысяч сто шестьдесят восемь) рублей в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины.

В иске Шаламоновой Н.В. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» Филиал ОАО «РЖД» Северная железная дорога о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>