ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/19 от 01.03.2019 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№ 2-149/2019

64RS0047-01-2018-004041-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 марта 2019 года

Октябрьский районный суд г.Саратова

в составе председательствующего судьи Шушпановой О.В.,

при секретаре Маркове Г.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о возложении обязанности переоформить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры,

у с т а н о в и л:

истец Саратовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»
(далее по тексту - ФГП ВО ЖДТ России) на Приволжской железной дороге
о возложении обязанности по переоформлению лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры ( л.д.4-11, т1), мотивировав свои требования тем, что Саратовской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения филиалом ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге, Саратовским отрядом ведомственной охраны - структурного подразделения данного филиала законодательства в сфере безопасности на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Проверкой установлено, что ФГП ВО ЖДТ России в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге осуществляет деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии от <дата> за , выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», согласно которой адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес данного юридического лица : <адрес>.

Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге осуществляет лицензируемый вид деятельности, связанный с тушением пожаров, в том числе на территории Саратовской области, посредством своих структурных подразделений - пожарных поездов на станциях:

-<адрес>

-<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Указанные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от <дата>, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», не указаны, что свидетельствует о нарушении ответчиком статей 2, 3, 12, 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99.03 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности условий выдачи лицензии.

Отсутствие в лицензии от <дата> ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», адресов мест осуществления данным юридическим лицом лицензируемого вида деятельности является недопустимым, поскольку, не позволяет в полной мере оценить соблюдение им лицензионных требований, своевременно предупредить, выявить, пресечь нарушения требований законодательства о лицензировании.

Полагает, что данные нарушения не позволяют достичь целей лицензирования отдельных видов деятельности, которые выражаются в предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением ФГП ВО ЖДТ России в лице филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Допущенные нарушения затрагивают интересы значительного количества граждан, круг которых определить не представляется возможным, могут повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде причинение вреда жизни или здоровью граждан, а также ущерба предприятиям и окружающей среде.

При таких обстоятельствах, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Саратовский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» по месту нахождения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской Железной дороге, в котором просит обязать ответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в нее адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности свои структурные подразделения - пожарные поезда на станциях:

-<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

-Котельниково по адресу: Волгоградская область ст. Котельниково, путь
.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Литвинцева К.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» ведущий юрисконсульт филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге ФИО1 в судебном заседании поддержал ранее представленные письменные возражения по иску ( л.д.124-126, 175-176, т.1), в удовлетворении исковых требований Саратовскому транспортному прокурору просил отказать по изложенным в возражениях основаниям. Поддержал изложенную ГУ МЧС России по г.Москве в письме от <дата> позицию о том, что юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров, вправе осуществлять данную лицензируемую деятельность на всей территории Российской Федерации.

Представитель 3-его лица ГУ МЧС России по Саратовской области ФИО2 в разрешении спора полагался на усмотрение суда, дополнительно пояснил, что представители ГУ МЧС России по Саратовской области для получения ФГП ВО ЖДТ России лицензии от <дата> не осуществляли проверку пожарных поездов, дислоцируемых на станциях Приволжской железной дороги на территории Саратовской области на готовность осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, проверка данных поездов на соответствии лицензионным требованиям не проводилась ни для переоформления лицензии, ни после ее получения.

Представитель 3-его лица Приволжской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» о рассмотрении дела извещен, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск ( л.д.189-191, т.1), который просил учесть при вынесении решения, рассмотреть спор без участия представителя Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

3-и лица Гласное управление МЧС России по г.Москве, Министерство Российской Федерации про делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей 3-их лиц Приволжской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», ГУ МЧС России по г.Москве, Министерства Российской Федерации про делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в силу ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителей истца, ответчика, 3-его лица, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования Саратовского транспортного прокурора удовлетворить.

В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Статьей 45 ГПК РФ, прокурору предоставлено право на обращение в суд, в том числе, в защиту в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте, индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования, установлены Федеральным законом от 10.01.2003 №17-ФЗ
«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Согласно статье 1 указанного Закона, железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации (ч.1).

Одним из наиболее важных принципов функционирование железнодорожного транспорта является его безопасность (ч.3 ст.1), в том числе пожарная, обеспечение которой достигается системой экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами, и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц (ст.2). Работы по обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте осуществляются, прежде всего, владельцем данной транспортной инфраструктуры, федеральный государственный пожарный надзор - уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 22.1).

Владелец инфраструктуры и перевозчик принимают незамедлительные меры по ликвидации последствий транспортных происшествий, стихийных бедствий (заносов, наводнений, пожаров и других), вызывающих нарушение работы железнодорожного транспорта. Для принятия указанных в настоящем пункте мер владелец инфраструктуры и перевозчик за счет собственных средств должен содержать специализированные подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иметь запас материальных и технических средств, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, или заключить соответствующие договоры со сторонними специализированными организациями (ч.1 ст. 24).

Специализированным подразделением по ликвидации чрезвычайных ситуаций владельца инфраструктуры и перевозчика является ведомственная охрана.

Ведомственная охрана – это совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (статья 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»).

Согласно ст.5 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране», нормы численности работников ведомственной охраны, структура органов ведомственной охраны, порядок организации деятельности ведомственной охраны определяются положениями о ведомственной охране, которые разрабатываются имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 №540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, которое в соответствии с Федеральными законами «О ведомственной охране», «О транспортной безопасности» и «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», определяет структуру органов ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, нормы численности работников ведомственной охраны, а также порядок организации их деятельности (п.1). Ведомственная охрана состоит из органа управления и территориальных подразделений ведомственной охраны (п.3). В состав территориальных подразделений ведомственной охраны наряду с другими подразделениями могут входить пожарные команды и поезда (п.5). Профессиональная подготовка работников ведомственной охраны проводится в порядке, определяемом Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.15).

В судебном заседании по делу установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с распоряжением Министерства путей сообщения РФ от 30.01.2003 №109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации» создано Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской федерации» (л.д.72, т.1), которое в настоящее время осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от <дата> (л.д. 177-185, т.1) и строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на договорной основе ( п.4.1. Устава).

Согласно Уставу местом нахождения предприятия является: <адрес> ( п.1.9 Устава).

В соответствии с п. 1.12 Устава, предприятие имеет 17 филиалов, в том числе, филиал федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Приволжской железной дороге ( далее по тексту – филиал ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге) по адресу: <адрес>
(п. 1.12.8.Устава).

Саратовской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка соблюдения филиалом ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге законодательства в сфере безопасности на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Факт проведения данной проверки ответчиком не оспаривался.

Данной проверкой установлено, что филиал ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге, в лице Саратовского, Волгоградского, Астраханского отрядов, осуществляет лицензируемый вид деятельности, связанный с тушением пожаров, в том числе на территории Саратовской области, посредством своих структурных подразделений - пожарных поездов, на станциях:

<адрес>

Указанные места осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии от <дата>, выданной ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», отсутствуют, что свидетельствует о нарушении ответчиком ст. ст. 2, 3, 12, 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99.03 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности условий выдачи лицензии.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Саратовского транспортного прокурора в суд с иском к ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в защиту прав неопределенного круга лиц по настоящему делу.

Как следует из пункта 2.1 Устава ФГП ВО ЖДТ России, данное коммерческое предприятие создано для осуществления различных видов охранной деятельности, в том числе по соблюдению противопожарного режима, по тушению пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на охраняемых объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта.

Одним из видов деятельности, предусмотренных Уставом, является организация ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта
( п.2.2.7.).

В соответствии с п.1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее по тексту- ГК РФ), юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Для достижения, предусмотренных уставными документами целей, коммерческая организация может заниматься любыми видами деятельности, не запрещенных законом, при этом, отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Отношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 2 указанного Закона, лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (ч.1).

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ч.2)

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием ( ч.3).

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа ( п.2 ст.3 Закона о лицензировании).

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в силу п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности.

Порядок лицензирования данной деятельности определяется Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012 года № 69 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.11.2015 №403) ( далее по тексту – Положение №69).

Согласно п.8 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, применительно к рассматриваемому спору, лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности (ч.1). До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (ч.2). При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу ( ч.7).

При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в соответствии с п.7 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ и п.9 Положения № 69 от 31.01.2012, лицензиат направляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, заявление о переоформлении лицензии, в котором указывается этот адрес и предусмотренные указанным пунктом сведения.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, <дата> на основании приказа от <дата> Главным управлением МЧС России по г. Москве Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» переоформлена бессрочная лицензия - на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в которой местом осуществления лицензируемого вида деятельности указан адрес: <адрес>, т.е. адрес юридического лица ( л.д.23, т1).

Между Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги»
(далее по тексту - ОАО «РЖД») – Заказчиком, и ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» - Исполнителем, <дата> заключен Договор об оказании услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО «РЖД» ( л.д.197-213, т.1), согласно которому ответчик принял на себя обязательства по оказанию услуг в области пожарной безопасности на объектах структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося в собственности Заказчика и ином законном владении
( лизинг, аренда, субаренда и т.п.), а также в полосе отвода железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», в пределах тактико-технических возможностей пожарных подразделений ( поездов), согласно Перечню пожарных подразделений ( поездов) (Приложение №4).

В приложении №4 к данному договору (л.д.214-237, т.1) указан перечень пожарных подразделений ( поездов) филиалов ФГП ВО ЖДТ России, в том числе созданных в Саратовском, Волгоградском и Астраханском отрядах филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге 14-ть пожарных подразделений
( поездов) на станциях дислокации: Нефтяная<адрес> ( л.д. 41-58, т.1).

Приказом Филиала ОАО «РЖД» Приволжская железная дорога от <дата> за указанными выше пожарными поездами:

- закреплены места постоянной дислокации – на станциях: <адрес>

- и участки обслуживания указанных пожарных поездов ( л.д.69-70, т.1)

Согласно пункту 17 совместного ФГП ВО ЖДТ России и ОАО «РЖД» Положения об эксплуатации и содержании пожарных поездов в ОАО «РЖД» от <дата> года, пожарные поезда проходят аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ (148-150, т.1).

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал факта осуществления ФГП ВО ЖДТ России деятельности по тушению пожаров по указанным выше адресам мест дислокации пожарных поездов.

Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о том, что организация ответчика – ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта», осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров по месту дислокации указанных выше пожарных поездов Саратовского, Волгоградского и Астраханского отряда филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной без указания их адресов в лицензии от <дата>.

Доводы представителя ответчика о том, что место дислокации пожарных поездов не является местом осуществления деятельности по пожаротушению, т.к. пожарные поезда используются по назначению в пределах обслуживаемых ими участков, по всей Приволжской железной дороге и другим дорогам ОАО «РЖД», суд находит несостоятельными, поскольку вся организация работы пожарных поездов привязана непосредственно к месту их дислокации. Мобильность передвижения и способность осуществлять деятельность по пожаротушению в данном случае обеспечивается надлежащей технической подготовкой, оснащением и укомплектованием кадровым составом данных поездов именно по месту их дислокации.

Доводы представителя ответчика о невозможности указания в лицензии на адреса мест дисклокации пожарных поездов в связи с тем, что в лицензии может бьпъ указан адрес объекта недвижимого имущества, каковым пожарный поезд не является, суд находит несостоятельным, поскольку:

- в силу п.5 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта пожарные поезда могут входить в состав территориального подразделения ведомственной охраны наряду с другими подразделениями;

- и как указано в решении выше со ссылкой на п.8 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ, местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию помимо помещения, здания, сооружения может быть, иной объект, который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используемый при его осуществлении, соответствующий лицензионным требованиям, принадлежащий соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеющий данные, позволяющие его идентифицировать.

К таким данным суд полагает возможным отнести адреса дислокации пожарный поездов, как иных объектов, непосредственно осуществляющих лицензируемую деятельность по пожаротушению.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика со ссылкой на положения ч.2 ст.9 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ о том, что ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» на основании полученной лицензии от <дата> может осуществлять деятельность по тушению пожаров на всей территории Российской Федерации в связи со следующим.

Как указано выше, в соответствии с п.7 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензионные требования при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры указаны в пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.01.2012
№ 69 (в данной редакции действовало на дату переоформления лицензии ответчиком).

Лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров осуществляло в части тушения пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( п.2)

Согласно пояснениям, данным в судебном заседании представителем
3-его лица ГУ МЧС России по Саратовской области, каких-либо проверок пожарных поездов, дислоцирующихся на территории Саратовской области, на соответствие предъявляемым лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры для переоформления (выдачи) ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» лицензии от <дата> и после данной даты, а также каких-либо их плановых проверок, ГУ МЧС России по Саратовской области не проводилось.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что наличие лицензии от <дата> у юридического лица ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» не может гарантировать соблюдение лицензионных требований пожарными поездами, адреса которых в лицензии не отражены, как на дату выдачи данной лицензии, так и дату рассмотрения дела.

Поскольку пожары в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры представляют серьезную опасность для неопределенного круга лиц, своевременное реагирование на возгорания, эффективная профессиональная борьба с пожаром в работе ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» имеет первостепенное значение и обеспечивается прежде всего соблюдением лицензиатом требований, предъявляемых к деятельности по тушению пожаров, установленных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

Указание в лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности в виде мест дислокации пожарных поездов, по мнению суда, будет способствовать осуществлению контроля со стороны лицензирующего органа за соответствием пожарных поездов лицензионным требованиям.

С учетом вышеизложенного, суд находит обоснованными исковые требования Саратовского транспортного прокурора, предъявленные в защиту неопределенного круга лиц, и полагает необходимым в силу ст. 206 ГПК РФ, п.7 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
п.9 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 № 403) обязать ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию от <дата>, включив в нее адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Предоставленный срок суд находит разумным и достаточным для совершения всех юридически значимых действий по исполнению решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Саратовского транспортного прокурора, предъявленные в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу переоформить лицензию от <дата> на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, включив в нее адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г.Саратова.

Судья ( подпись)