Дело № 2-149/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Неман 03 июля 2019 года
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Марочкович Л.А.
с участием помощника
военного прокурора Гусевского гарнизона Лубнина Р.А.
при секретаре Самуховой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Гусевского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании проведения кадастровых (межевых) и землеустроительных работ по установлению границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Проведенной в декабре 2018 года военной прокуратурой Гусевского гарнизона с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской проверкой по соблюдению земельного законодательства в отношении участка с кадастровым номером № расположенного в <адрес>, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, выявлено наличие на данном участке ограждения.
Вместе с тем, установить факт нарушения границ земельного участка с кадастровым номером № не представляется возможным в связи с тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы данного участка являются декларированными, т.е. не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
28.12.2018 года за исх. № начальнику ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» направлена информация о необходимости проведения работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного в <адрес>, внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
07.02.2019 года в военную прокуратуру Гусевского гарнизона поступил ответ заместителя начальника ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» из которого следует, что проведение кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером № невозможно, так как срок государственного контракта «На оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации» истек.
Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного в <адрес>, относящегося к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, до настоящего времени не установлены, в связи с чем привлечь к ответственности лицо, виновное в незаконном ограждении участка, не представляется возможным.
Ссылаясь на ст.ст. 6, п.1,2 ст.7, п.2 ст.8 Земельного кодекса РФ, п.4 ст.7, ст.13, ч.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч.1 ст.42.8 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п.1 ч.2 ст.43 Градостроительного кодекса РФ военный прокурор Гусевского гарнизона обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести кадастровые (межевые) и землеустроительные работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного в <адрес>, составить межевой план данного земельного участка, направить сведения об установлении границ данного земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании помощник военного прокурора Гусевского гарнизона Лубнин Р.А. заявленные исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Иванова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще уведомлена. В представленных возражениях просила отказать военному прокурору Гусевского гарнизона в удовлетворении иска. Мотивируя тем, что военный прокурор, предъявляя настоящий иск, вторгается в экономические полномочия органа исполнительной власти. В сфере обороны Российской Федерации именно Министерство обороны Российской Федерации представляет интересы государства, в соответствии с действующим законодательством.
Военным прокурором не доказано, а в иске не указано, какие именно интересы Российской Федерации, а не Министерства обороны Российской Федерации, затронуты предметом спора.
Поскольку настоящее исковое заявление предъявлено военным прокурором в защиту интересов Российской Федерации, на него возлагается обязанность доказать, а суду необходимо установить факт нарушения либо наличия угрозы нарушения интересов Российской Федерации.
Вместе с тем, из искового заявления не усматривается какими именно действиями/бездействием должностных лиц Минобороны России нарушаются законные интересы Российской Федерации. Государственная регистрация права собственности в силу закона не является обязательной и носит исключительно заявительный характер согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Более того, согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, доводы военного прокурора о нарушении интересов Российской Федерации несостоятельны, поскольку спорные объекты недвижимости принадлежат Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации независимо от постановки их на кадастровый учет либо государственной регистрации права собственности.
Из искового заявления военного прокурора усматривается, что прокурор требует устранить выявленные недостатки определенным способом - путем совершения Министерством обороны Российской Федерации действий в отношении принадлежащего ему имущества, то есть требует разрешения в судебном порядке конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны Российской Федерации в отношении содержания и использования принадлежащих ему зданий и помещений.
Вместе с тем правомочий на заявление указанных требований у военного прокурора не имеется, такие правомочия принадлежат лишь собственнику указанного имущества - Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 ГК РФ обладает правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Министерство обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по указанному делу в силу следующего.
Реализацию полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 года № 110. Департамент имущественных отношений Минобороны России осуществляет свои функции через территориальные управления.
К одному из таких управлений относится Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ).
ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ является самостоятельным юридическим лицом, может быть истцом и ответчиком в суде, поэтому надлежащим ответчиком по указанному делу будет являться ФГКУ «СЗТУИО» МО РФ.
Представитель ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Михалева Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще уведомлена. В представленных возражениях просит военному прокурору Гусевского гарнизона в удовлетворении иска отказать, указывая при этом, что земельный участок с КН № по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности, полномочия собственника в отношении которого осуществляет Минобороны России и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждению.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на земельный участок с кадастровым номером 39:07:030003:66 произведена государственная регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исходя из вышеуказанного, судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право.
Однако в материалах дела отсутствуют удовлетворяющие требованиям закона об относимости и допустимости доказательства, подтверждающие нарушение прав или охраняемых законом интересов Российской Федерации, а также не имеется указаний на то, в чем заключается нарушение прав Российской Федерации отсутствием в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельного участка, принадлежащего Российской Федерации. Само по себе отсутствие установленных границ земельного участка на местности не является нарушением действующего законодательства, поскольку действующее законодательство не содержит норм об обязательности уточнения границ в отношении уже состоящих на государственном кадастровом учете земельных участков.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает только кадастровый инженер. В Учреждении нет сотрудников, обладающих специальным правом на проведение кадастровых работ.
Кроме того, выполнение работ по уточнению границ земельных участков осуществляется в рамках заключенных Министерством обороны Российской Федерации как собственником земельных участков государственных контрактов. При этом Учреждение стороной вышеуказанных государственных контрактов не является, в соответствии с Уставом не обладает полномочиями по их заключению.
В настоящий момент между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (исполнитель) заключен государственный контракт № от 21.07.2016 года, срок действия которого истек 31.12.2016 года. По сведениям, имеющимся в Учреждении, Департаментом имущественных отношений Минобороны России планируется заключение нового государственного контракта. Однако по состоянию на 18.04.2019 года в Учреждении отсутствуют сведения о его заключении.
Следовательно, возложение обязанности по уточнению местоположения границ земельного участка на Учреждение, которое не уполномочено на осуществление такого деятельности, необоснованно и не исполнимо.
Кроме того, согласно п.4 ст.69 Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Из смысла вышеуказанного положения законодательства сведения о ранее учтенных земельных участках могут быть внесены в реестр при отсутствии описания местоположения его границ, т.е. без установления границ на местности, а собственник земельного участка вправе в порядке, установленном ч.1 ст.43 Закона № 218-ФЗ уточнить местоположение границ принадлежащего ему земельного участка. Необходимо отметить, что ни в указанной статье, ни в других положениях Закона № 218-ФЗ, регулирующего отношения по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не содержится положении об обязанности правообладателей уточнять границы «ранее учтенных» земельных участков.
По смыслу положений п.3 ст.6 ЗК РФ и ст.ст.5, 8 Закона 218-ФЗ земельный участок считается сформированным и может быть объектом права, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 39:07:030003:66 является объектом земельных правоотношений, поскольку индивидуализирован в качестве объекта недвижимого имущества посредством осуществления его государственного кадастрового учета. Кроме того, данный земельный участок имеет иные характеристики, позволяющие определить последний в качестве индивидуально-определенной вещи, такие как кадастровый номер, адрес, площадь, категория земель, вид разрешенного использования и др. Кроме того, данный земельный участок является объектом зарегистрированного права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования. Учитывая вышеизложенное, отсутствие у земельного участка с кадастровым номером 39:07:030003:66 такой характеристики как установленные границы не умаляет его статус как объекта гражданских прав.
Выслушав помощника военного прокурора, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
По смыслу положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 ГПК Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты.
В силу ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании п.3 ч.1, ч.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного социального назначения. Земли указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначение. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами требованиями специальных федеральных законов.
Формирование земельного участка включает в себя выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, в том числе установление его границ, то есть территориальное землеустройство (часть 1 статьи 68 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 1,2 ст.69 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 1 ст.93 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприконовенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания частей 4-4.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) следует, что кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее – кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее – кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также – объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с актом на право пользования землей, выданным исполнительным комитетом Неманского городского Совета народных депутатов трудящихся и планом земель в государственной книге записей государственных актов на право пользования землей за № 15 декабря 1977 года сделана запись о передаче в постоянное пользование КЭЧ Советского района Калининградской области земельного участка площадью 617 гектаров земли, к которому приложен план земельного участка.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от 11 февраля 2009 года следует, что на основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Калининградской области № от 30 марта 2004 года за Российской Федерацией на праве собственности зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером № площадью 6113431 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес местоположения: <адрес>. Полномочия собственника в отношении которого осуществляет Министерство обороны РФ и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России (далее – Учреждение).
Согласно выписке из ЕГРН от 18 сентября 2018 года земельный участок с кадастровым номером № площадью 6113431 кв.м., имеет статус «актуальные, ранее учтенные», датой присвоения кадастрового номера 15 декабря 1997 года, в особых отметках указан вид ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, срок действия с 08.04.2015 года. Из переписки с ответчиками следует, что границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 6113431 кв.м., расположенного в <адрес> не установлены в соответствии с действующим законодательством. Проведение кадастровых работ по уточнению границ земельных участков невозможно до момента заключения нового Государственного контракта на оказание услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, так как срок предыдущего Государственного контракта истек.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
При этом согласно ч.4 ст8 вышеуказанного закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики как вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, площадь и др.
По смыслу указанных положений ЗК РФ и Закона № 218-ФЗ земельный участок считается сформированным и может быть объектом права, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером № является объектом земельных правоотношений, поскольку индивидуализирован в качестве объекта недвижимого имущества посредством осуществления его государственного кадастрового учета. Кроме того, данный земельный участок имеет иные характеристики, позволяющие определить последний в качестве индивидуально-определенной вещи, такие как кадастровый номер, адрес, площадь, категория земель, вид разрешенного использования и др. Данный земельный участок является объектом зарегистрированного права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, отсутствие у земельного участка с кадастровым номером № такой характеристики как установленные границы не умаляет его статус как объекта гражданских прав.
В соответствии с п.1, п.2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Исходя из смысла данных положений, совершение любых действий в отношении принадлежащего конкретному лицу имущества не должно противоречить закону и нарушать права и законные интересы других лиц. Помимо осуществления прав собственники земельных участков несут бремя содержания принадлежащего им имущества, а также обязанности, предусмотренные ст.42 ЗК РФ, и иными федеральными законами, среди которых отсутствует обязанность по уточнению границ земельных участков уже существующих на государственном кадастровом учете.
На основании изложенного, действующее законодательство не содержит нормативных положений, предусматривающих обязанность собственника или иного правообладателя уточнять местоположение земельного участка, в связи с чем, государственный кадастровый учет при уточнении границ земельного участка проводится на усмотрение собственника или иного правообладателя и носит добровольный, заявительный характер. Таким образом, обязание Минобороны России к представлению в ЕГРН документов и сведений для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка неправомерно.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что военным прокурором Гусевского гарнизона выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права по факту самовольного ограждения земельного участка, поскольку возможен иной способ защиты права, а именно в порядке ст.304 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска военному прокурору Гусевского гарнизона отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2019 года.
Судья Л.А. Марочкович