ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/20 от 09.01.2020 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2-149/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 января 2020 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Клименко Е.Г.,

при секретаре Ходжер А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по Восточному военному округу, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по оформлению лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в суд с настоящим исковым заявлением к филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по Восточному военному округу. В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре проведена проверка соблюдения юридическим лицом – ФГБУ «Центральное жилищное-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации законодательства об охране вод и атмосферного воздуха. Установлено, что на основании приказа министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года №155 филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному с целью оказания услуг водоснабжению объектов Минобороны России. Согласно акта приема-передачи недвижимого имущества приняло в оперативное управление скважины №№(№), расположенные в в/г (адрес) ((адрес)). Пунктом 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России установлено, что данное учреждение осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределения потребителям. Ссылаясь на положения ст. ст. 9, 11, 22, 29, 19 Закона РФ «О недрах», ст. 5 Водного кодекса РФ, п.3 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 №94, указал, что в нарушение приведенных норм лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод на скважинах у ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ отсутствуют. Ненадлежащее исполнение ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России своих обязанностей по охране вод на территории вышеназванных скважин влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства Российской Федерации оформить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод на скважинах №(№) на водонасосном горизонте расположенным в в/г Картель-2, (адрес) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением от 11 ноября 2019 года в качестве соответчика по делу привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны, в качестве третьего лица – Департамент по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу.

Представитель истца Явников И.Е., действующий на основании поручения, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков Урсова В.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что учреждение осуществляет безлицензионную деятельность в условиях крайней необходимости и предпринимает все меры по оформлению и получению лицензий на использование недр с целью добычи подземных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации. 22.11.2017 и 29.11.2017 Учреждением направлены заявки на предоставление права пользования по скважинам, расположенным, в том числе, в (адрес). Однако Департаментом по недропользованию по ДФО было отказано в приеме данных заявок в связи с отсутствием утвержденных заключением государственной экспертизы запасов. 08.05.2019 Учреждением направлена заявка на получение права пользования недрами для осуществления геологического изучения участков недр местного значения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, в том числе по скважинам, находящимся в (адрес). Письмом 11.06.2019 Департаментом по недропользованию по ДФО заявочные материалы возвращены. В настоящее время ведется подготовка по направлению в Департамент по недропользованию по ДФО заявочных материалов на получение права пользования недрами для осуществления геологического изучения участков местного значения с устраненными нарушениями. В декабре 2019 года направлены заявки на предоставление коммерческого предложения. Также обратила внимание суда, что срок проведения государственной экспертизы составляет 90 дней, который может быть продлен до 60 дней. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является бюджетным учреждением, в связи с чем при осуществлении закупок руководствуется нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым закупки осуществляются за счет субсидий, предоставленных из бюджетный системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ. По причине того, что поступившие в адрес Учреждения лимиты бюджетных обязательств, в том числе и в части расходов на обеспечение промышленной и экологической безопасности, значительно меньше заявленных Учреждением, проведение государственной экспертизы запасов подземных вод в полном объеме в ближайшее время затруднительно. Экспертиза будет проведена поэтапно по мере поступления соответствующего финансирования на основании контракта со специализированной организацией. В настоящее время осуществляете запрос коммерческих предложений на проведение экспертизы запасов подземных вод. Поскольку получение лицензии требует значительного времени и затрат, учитывая, что решение суда должно быть исполнимым, полагает, что требование прокурора об оформлении лицензии в шестимесячный срок неразумным и недостаточным для устранения нарушений.

Представитель третьего лица Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу о дате, времени месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 71 раздела Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 марта 2017 года 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение). Основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации 03 марта 2017 №607, учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.2). Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и учрежденное Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности (п.6). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.12).

Согласно п.14 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ Учреждение осуществляет деятельность по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, доведение ее до питьевого качества и распределение потребителям.

Согласно Акта приема-передачи филиалом ФГБУ «Центральное коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу с целью оказания услуг водоснабжения объектов Минобороны России приняты в оперативное управление скважины №№(№), расположенные в в/г Картель-2 ((адрес)).

В силу части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон) пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

Частью 7 статьи 9 Закона о недрах установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

В соответствии статьей 11 Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу п. 1 ст. 22 Закона пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр.

В соответствии со ст.5 Водного кодекса Российской Федерации подземные воды относятся к категории водных объектов.

Согласно п.3 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94 охрана подземных водных объектов осуществляется, в том числе, при разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе питьевых, технических, минеральных лечебных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод.

В силу ст.19 Закона землепользователи имеют право осуществлять в границах земельных участков использование для собственных нужд подъемные воды, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки.

Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам водозаборных скважин, объем извлечения воды из скважины №(№) составляет 600 кубических метров в сутки, из скважины №(№) составляет 1 128 кубических метров в сутки, из скважин (№) составляет 480 кубических метров в сутки.

Как следует из материалов дела военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка соблюдения филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ законодательства об охране вод и атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что у ответчика отсутствует лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод на скважинах №№(№), расположенных в в/г Картель-2 зак. (адрес).

По результатам проверки начальнику филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ внесено представление (исх. 2743 от 18.06.2018) о принятии в течение одного месяца со дня его вынесения мер, направленных на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод на скважинах №№(№), расположенных в в/г Картель-2 зак. (адрес).

В материалы дела представлены письма Федерального агентства по недропользованию от 29.05.2019, 11.06.2019 о возврате заявочных материалов ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ на получение права пользования недрами, от 05.12.2019 о стоимости работ, письмо ООО «Накбес» от 06.12.2019 о стоимости выполнения работ по составлению одной схемы участка недр и границ, письмо ООО «Научно-технический центр ЭКО-проект» о стоимости составления схемы участка недр и границ, из которых усматривается, что ответчиком предпринимаются меры, направленные на получение лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод.

Однако до настоящего времени лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод на скважинах №№(№) Учреждением не получена, что в судебном заседании представителем ответчиков не оспаривалось.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, на ответчике ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, лежит обязанность по оформлению лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод.

Поскольку филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу не является юридическим лицом, на него не может быть возложена обязанность по исполнению заявленных в исковом заявлении требований.

Принимая во внимание, что оформление лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод требует значительного объема времени и определенных финансовых затрат, учитывая объем проведенной работы по оформлению лицензии, а также учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, суд считает необходимым установить для ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ срок исполнения решения суда в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда разумным и достаточным для устранения нарушений.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанности в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу оформить лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод на скважинах №№(№) на водонасосном горизонте, расположенным в военном городке Картель-2, (адрес).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Г. Клименко