ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/20 от 20.04.2020 Богородицкого районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кожуховой Л.А.,

при секретаре Соколовой М.Ю.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», филиалу Отдела социальной защиты населения по Воловскому району о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск гражданину, работающему в зоне радиоактивного загрязнения,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», филиалу Отдела социальной защиты населения по Воловскому району о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск гражданину, работающему в зоне радиоактивного загрязнения, в обоснование требований указав, что 5.12.2019 года решением Отдела социальной защиты населения по Воловскому району филиала ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» ей было отказано в назначении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, как гражданину, работающему в зоне радиоактивного загрязнения, в связи с тем, что в предоставленной ею справке о размере среднего заработка от 20.11.2019 года, выданной <данные изъяты>, указано фактическое место работы <адрес>, а согласно п. 4 ст. 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск выплачивается работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом; <адрес> к данной зоне не относится. С указанным решением она не согласна, считает его незаконным, нарушающим её право на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренное п. 4 ст. 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по следующим причинам. К своему заявлению, адресованному ответчику от 4.12.2019 года, она также приложила следующие документы: справку от 29.11.2019 года, выданную <данные изъяты>, подтверждающую её фактическое место работы: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, которые отнесены к зоне с льготным социально-экономическим статусом; копию приказа <данные изъяты> от 27.02.2019 года «О закреплении страховых участков», согласно которому за ней, как за страховым агентом, закреплены страховые участки: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; справку от 2.12.2019 года <данные изъяты>, подтверждающую отнесение указанных населённых пунктов к 4 зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, согласно перечню населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённому постановлением Правительства РФ № 1074 от 8.10.2015 года. Однако ответчик не принял во внимание указанные документы. По мнению истца, нахождение офиса <данные изъяты> в <адрес> не может умалять её права на оплату ей дополнительного ежегодного отпуска, поскольку место её работы не связано с местом нахождения центрального офиса, она осуществляет свою работу в вышеперечисленных населённых пунктах Воловского района, отнесённых к 4 зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом и, соответственно, подвергается негативному воздействию радиации. Полагающийся ей семидневный оплачиваемый отпуск за период её работы с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года был предоставлен ей работодателем - <данные изъяты>, и она этот отпуск использовала: с 12 по 18 ноября 2019 года, но ответчик отказывается ей его оплачивать. Ранее за прошедшие годы этот отпуск ей ответчиком оплачивался.

На основании изложенного истец просила суд признать за ней, ФИО1, право на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренное п. 4 ст. 19 Закона РФ № 1244 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ей ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и оплатить ей использованный с 12 по 18 ноября 2019 года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставленный ей за период работы с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года.

В уточнённом исковом заявлении от 10.03.2020 года истец ФИО1 просила суд признать за ней право на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренное п. 4 ст. 19 Закона РФ № 1244 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» оплатить ей использованный с 12 по 18 ноября 2019 года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставленный ей за период работы с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года в сумме 8384,88 руб.

В судебном заседании ФИО1 свои уточнённые исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, пояснила, что она проживает в <адрес>. 1.01.2011 года она устроилась на работу в <данные изъяты>, на обслуживании у неё находятся 6 населенных пунктов. В 2019 году она работала <данные изъяты>. Её рабочий день начинался с 8 час. 30 мин. и длился до 12 час. 00 мин. -13 час. 00 мин., работает на 0,5 ставки. Она звонила клиенту, и они договаривались о дне встречи, она приезжала к клиенту домой для заключения договоров. До обслуживаемых ею населённых пунктов она добиралась на поезде или на машине с мужем, когда как. Один день она могла работать в <адрес>, в <адрес>, на следующий день могла поехать в <адрес>, <адрес>, на участки она выезжает практически каждый день. Если клиент работал в рабочий день, то выезжала к нему в выходной день, у неё ненормированный рабочий день. Раз в месяц в офисе ПАО СК «Росгосстрах» в <адрес> она сдаёт отчёты по заключённым договорам. В офисе, расположенном в <адрес> у нее нет закрепленного за ней рабочего места.

Представитель ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

В ранее проведенном судебном заседании исковые требования ФИО1, не признала и просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в п. 4 ст. 19 говорится, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск назначается гражданам, работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом. По документам, представленным ФИО1, местом нахождения организации, в которой она работает, является <адрес>. Согласно перечню населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2015 года, <адрес> не относится к населенным пунктам, которые подвержены радиоактивному загрязнению. В связи с чем, ФИО1 право на дополнительный оплачиваемый отпуск не имеет. ФИО1 пояснила, что у нее ненормированный рабочий день, но ненормированный рабочий день обычно отражается в трудовом договоре. 4-х часовой рабочий день или 0,5 ставки в соответствии с Трудовым кодексом РФ должны отражаться в табеле учета рабочего времени, и человек, работающий на полставки, обязательно 4 часа должен находиться на рабочем месте. В 2019 году ФИО1 являлась получателем ежемесячного пособий за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом. В декабре 2019 года ей было отказано в выплате указанного пособия по тем же основаниям, что организация, в которой она работает не находится на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

В соответствии с абз. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006 года № 403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 настоящего Закона.

Кроме того, в силу п. 4 вышеуказанной статьи им гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что ФИО1 работает в <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, с 1.01.2011 года (приказ от 1.01.2011 года) по настоящее время в должности страхового консультанта, не числится офисным сотрудником, что подтверждается справкой <данные изъяты> от 5.02.2020 года.

29.01.2019 года <данные изъяты> заключило с ФИО1 трудовой договор , в соответствии с которым она принята на работу в страховой отдел <адрес> и выполняет работу в <данные изъяты>, но не является офисным сотрудником.

В соответствии с п. 1.3 указанного договора основным местом пребывания работника в период его работы у работодателя является обслуживание сельских населённых пунктов <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно п. 5.1.1 трудового договора работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 20 часов с двумя выходными днями в режиме гибкого рабочего времени. Характер работы – разъездной.

Выписками из табелей рабочего времени за январь-декабрь 2019 года подтверждается факт выхода ФИО1 на работу 5 дней в неделю по 4 часа.

Кроме того, приказом от 27.02.20019 года <данные изъяты> за ФИО1 закреплены следующие страховые участки: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 года «Об утверждении перечня населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> относится к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.

Данный факт также подтверждается справкой <данные изъяты> от 2.12.2019 года.

Приказом от 29.10.2019 года ФИО1 <данные изъяты> предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда (последствия катастрофы на ЧАЭС) с 12.11.2019 года по 18.11.2019 года.

Согласно справке <данные изъяты> от 20.11.2019 года размер оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного ФИО1 за период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года, составляет 8384 рубля 88 копеек, что не оспаривалось представителем ответчика.

На основании оценки и анализа перечисленных выше письменных доказательств суд приходит к выводу, что ФИО1, работая в должности <данные изъяты> в период с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года, постоянно осуществляла свою трудовую деятельность в населённых пунктах относящихся к территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом.

4.12.2019 года ФИО1 обратилась с заявлением в Отдел социальной защиты населения по Воловскому району филиал ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» об оплате ей использованного с 12.11.2019 года по 18.11.2019 года ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного за период работы с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года.

ФИО1 в Отдел социальной защиты населения по Воловскому району филиал ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» также были приложены следующие документы:

- справка о размере среднего заработка от 20.11.2019 года, выданная <данные изъяты>,

- справка от 29.11.2019 года, выданная <данные изъяты>, подтверждающая её фактическое место работы: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, которые отнесены к зоне с льготным социально-экономическим статусом;

- копия приказа <данные изъяты> от 27.02.2019 года «О закреплении страховых участков»,

- справка от 2.12.2019 года <данные изъяты>, подтверждающую отнесение указанных населённых пунктов к 4 зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, согласно перечню населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённому постановлением Правительства РФ № 1074 от 8.10.2015 года.

Как указано в решении Отдела социальной защиты населения по Воловскому району филиала ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» ФИО1 отказано в назначении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, как гражданину, работающему в зоне радиоактивного загрязнения, в связи с тем, что в предоставленной ею справке о размере среднего заработка от 20.11.2019 года, выданной <данные изъяты>, указано фактическое место работы <адрес>, а согласно п. 2 ст. 19 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск выплачивается работающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом; <адрес> к данной зоне не относится.

Однако, из представленных ответчиком - Отделом социальной защиты населения по Воловскому району филиалом ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» протокола и распоряжения от 21.09.2011 года, усматривается, что ФИО1 в период с 21.09.2011 года по 6.12.2019 года являлась получателем ежемесячного пособий за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Анализируя исследованные в суде доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь ст. ст. 3, 13, 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из того, что истец обладает правом на получение дополнительного оплачиваемого отпуска, считает, что у Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» отсутствовали правовые основания для отказа ФИО1 в предоставлении мер социальной поддержки в виде оплаты ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать за ФИО1 право на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренное п. 4 ст. 19 Закона РФ № 1244 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» оплатить ей использованный с 12 по 18 ноября 2019 года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставленный ей за период работы с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

уточнённые исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», филиалу Отдела социальной защиты населения по Воловскому району о признании права на дополнительный оплачиваемый отпуск гражданину, работающему в зоне радиоактивного загрязнения, удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на оплату ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренное п. 4 ст. 19 Закона РФ № 1244 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» оплатить ФИО1 использованный с 12 по 18 ноября 2019 года ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставленный за период работы с 1.01.2019 года по 31.12.2019 года в сумме 8384,88 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2020 года.