Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 31 января 2020 года
Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего Зинченко Ю.А., при помощнике судьи ФИО6, при секретаре ФИО7,
с участием представителя истцов ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1-Александра Яновича к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителя, в обоснование требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрел в авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» три авиабилета на себя и членов своей семьи. Таким образом, между истцом и ответчиком был заключен договор международной авиаперевозки пассажиров и багажа. Перелет в обе стороны был организован авиакомпанией АО «Авиакомпания «Сибирь» посредством стыковочного рейса, перевозка на части маршрута из аэропорта «Домодедово» <адрес> до <адрес> (на пути следования к месту отдыха) и из аэропорта «Арли» <адрес> до аэропорта «Домодедово» <адрес> выполнялись силами партнера перевозчика – авиакомпании AigleAzur (ZI). ДД.ММ.ГГГГ истец с супругой и сыном вылетели из аэропорта «Арли» в городе Париж, рейсом №ZI 515 (согласно маршрутной квитанции электронного билета рейс S7 4022) авиакомпании – партнера AigleAzur в аэропорт «Домодедово» <адрес>. При вылете из аэропорта «Арли» истцы сдали багаж три чемодана, которые были оформлены по одному на каждого пассажира. Багажные бирки были оформлены до аэропорта «Омск центральный». К аэропорту «Домодедово» ДД.ММ.ГГГГ истец с супругой и сыном пересели на рейс авиакомпании S7 Airlines № следовавший до аэропорта «Омск центральный». Прилетев в <адрес>, истцы обнаружили отсутствие багажа, в связи с чем обратились в авиакомпанию S7 Airlines, где им ответили, что их багаж, состоящий из трех чемоданов находится в таможенной зоне аэропорта «Домодедово», т.к. им при пересадке необходимо было туда обратиться для его переоформления на другой рейс и что для решения вопроса о его получении необходимо прилететь в таможенную зону аэропорта «Домодедово». Истец с супругой и сыном практически каждый год летают в <адрес> для семейного отдыха и не первый раз летели стыковочным рейсом, никогда ранее каких-либо проблем с багажом не возникало, они каждый раз сдавали его при посадке на первый рейс и получали багаж в пункте конечного назначения, дополнительно при пересадке на стыковочный рейс оформление багажа не производилось. Ни ответчиком, ни сотрудниками авиакомпании – партнера AigleAzur о необходимости каких-либо переоформления багажа при пересадке в аэропорту «Домодедово» <адрес> не сообщили, багажные бирки были оформлены до аэропорта «Омск-центральный» в <адрес>, в связи с чем истцы полагали, что багаж будет следовать до <адрес>. Таким образом, АО «Авиакомпания «Сибирь», как организатор перелета, несет ответственность за доставку багажа, которая составила 85 часов (багаж должен был прибыть в аэропорт «Омск-центральный» в 16 часов 35 минут ДД.ММ.ГГГГ, а прибыл в 05 часов 46 минут ДД.ММ.ГГГГ)., в том числе в части выплаты штрафа за просрочку доставки багажа и возмещения убытков в виде расходов, которые истец был вынужден понести для получения багажа в таможенной зоне аэропорта «Домодедово» <адрес>. Для получения багажа и его доставки в <адрес> истцам необходимо было прибыть в аэропорт «Домодедово» <адрес>, получить там свой багаж и вернулся с багажом в <адрес>. В связи с возвратом истцом в аэропорт «Домодедово» за багажом истцу ФИО1 пришлось приобретать 3 авиабилета (на каждого члена семьи) из <адрес> в аэропорт <адрес> «Домодедово» и обратно на сумму 56 955 рублей, нести расходы за перевозку 3-х мест багажа из аэропорта <адрес> «Домодедово» в аэропорт <адрес> «Омск-центральный» в сумме 8 400 рублей, нести расходы на проживание пока решался вопрос с багажом в сумме 12 000 рублей, нести расходы, на питание в сумме 2 266,25 рублей, нести расходы по упаковке багажа в сумме 2 250 рублей, нести расходы за парковку автомобиля в сумме 700 рублей, всего в общей сумме 82 571, 25 рублей. Для досудебного урегулирования спора истец ФИО1 направил претензию на электронный адрес ответчика, с которого получил ответ о необходимости направить претензию, заполненную по форме ответчика с приложением копий документов, ДД.ММ.ГГГГ истец ценным письмом направил в адрес ответчика претензию, заполненную на бланке, предоставленном ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ на претензию с отказом в удовлетворении требований о взыскании убытков. Таким образом, с ответчика в пользу истца полежат взысканию убытки в виде расходов, которые он произвел для получения им и его семьей багажа в таможенной зоне аэропорта «Домодедово» и возвращения его семьи с багажом в <адрес>.
На основании изложенного, просил взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу истца ФИО3 убытки в виде расходов, которые он произвел для получения багажа в таможенной зоне аэропорта «Домодедово» и доставки багажа в <адрес> в сумме 82 571 руб. 25 коп., штраф за просрочку доставки багажа сумме 21 629 руб., компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в его пользу; взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу истца ФИО2 штраф за просрочку доставки багажа в размере 50% стоимости произведенной платы в сумме 21 629 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в его пользу; взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу истца ФИО1-ФИО4 Яновича в лице законного представителя – матери ФИО2 штраф за просрочку доставки багажа в размере 50% стоимости произведенной платы в сумме 18 111,5 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 20 000 руб., штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в размере 50% от суммы, присужденной в его пользу.
Истцы ФИО1, ФИО2 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1Я., просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО8 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ истцы следовали по маршруту Париж-Москва-Омск, когда истцы прилетели в <адрес> обнаружили отсутствие их багажа, составили коммерческий акт, по времени приземления 16-35 час.ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцы полетели за багажом обратно в Москву, поскольку он находился в таможенной зоне аэропорта Домодедово, истцам сказали, что на каждого истца зарегистрирован багаж, на каждый билет. Данные расходы являются вынужденными, так как ни ответчик, ни фактический перевозчик не сообщал истцам о необходимости осуществить перерегистрацию багажа. По утверждениям истцов с данным вопросом еще до вылета из Домодедово в <адрес> истцы обращались к представителям S7, их заверили, что багаж будет доставлен в <адрес>. Никаких объявлений в аэропорту Домодедово истцы не слышали. Оснований полагать, что им необходимо будет пройти таможенный контроль на обратном пути следования у истцов не было, так как при перелете по маршруту Омск-Домодедово-Париж, багаж был доставлен без прохождения таможенного контроля в аэропорту Домодедово.
Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Сибирь» в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что истцы ДД.ММ.ГГГГ следовали по маршруту Париж-Москва-Омск. Сотрудниками аэропорта Арли <адрес> багаж был оформлен до конечного пункта следования. Оператором по маршруту Париж-Москва являлась национальная авиакомпания Франции «AigleAzur». Оператором (перевозчиком) по маршруту Москва-Омск являлась авиакомпания S7 Airlines. 3 места багажа были оформлены к перевозке, перевозчику – авиакомпания «AigleAzur» Франция, т.е. был передан под его ответственность. Факт передачи багажа перевозчику подтверждается копиями багажных бирок. Между истцом и ответчиком был заключен договор воздушной перевозки пассажира и багажа только рейсом S7 169 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва-Омск. По прибытии в пункт назначения истцы заявили о неприбытии 3-х мест багажа, о чем сотрудниками аэропорта был составлен акт и справка о неприбытии багажа. Багаж был обнаружен в аэропорту Домодедово, как не востребованный с рейса ZI 515 Париж-Москва. Истец в адрес АО «Авиакомпания «Сибирь» направил претензионное заявление с требованием о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. После получения претензионного заявления ответчиком было проведено служебное расследование. Претензия была рассмотрена и отклонена. Информация о необходимости получения пассажирами своего зарегистрированного багажа для прохождения самостоятельного таможенного контроля в первом пункте посадки на территории РФ оглашается по громкой связи для прибывших трансферных пассажиров, обслуживающей компанией аэропорта Домодедово. После прохождения линии таможни, истцы должны были сдать багаж к дальнейшей перевозке перевозчику АО «Авиакомпания «Сибирь» на стойке «Прием Багажа», без дополнительной регистрации. По причине нарушения со стороны истцов данного требования 3 места багажа остались в таможенной зоне аэропорта Домодедово <адрес> как невостребованные с рейса ZI 515 Париж-Москва. Сотрудники представительства S7 Airlines в <адрес> проинформировали пассажиров о том, что багаж находится в таможенной зоне аэропорта Домодедово как невостребованный с рейса ZI 515. Багаж был получен истцами самостоятельно. В данном случае вины АО «Авиакомпания «Сибирь» в том, что багаж истцов остался в таможенной зоне аэропорта Домодедово, нет. Просит отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
Выслушав представителя истцов, изучив собранные и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом; перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Согласно ст. 103 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. В соответствии со ст. 105 Воздушного кодекса РФ к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты, могут быть оформлены в электронной форме (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Согласно ст. 100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации. Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).
Согласно ст. 101 Воздушного кодекса РФ международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
Статьей 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно п.п. 6-7 "Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил» (зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 10186) Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (далее - уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (далее - обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза. Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера). Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
Согласно п.15 Общих правил при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию о расписании движения воздушных судов данного перевозчика, наличии свободных пассажирских мест и провозных емкостей на рейсах данного перевозчика по маршруту перевозки, тарифах и условиях применения тарифов, включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы, правилах этого перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку.
Перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) назначения) несколькими перевозчиками по одному билету, багажной квитанции, грузовой накладной или оформленному(ым) вместе с ним дополнительному(ым) билету(ам), багажной(ым) квитанции(ям), грузовой(ым) накладной(ым), в котором(ых) указывается номер билета, багажной квитанции, грузовой накладной, к которому он(и) оформлены, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке (пункт 71 Правил).
Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна (пункт 80 Правил).
При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру (далее - зарегистрированный багаж) (пункт 87 Общих Правил).
Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации (пункт 121 Общих Правил).
Согласно пунктов 146-149 Общих правил перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.
Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки.
Выдача зарегистрированного багажа производится в аэропорту, до которого зарегистрированный багаж был принят к перевозке.
По просьбе пассажира зарегистрированный багаж может быть выдан также в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера, аэропорту транзита, аэропорту остановки, если выдача багажа в этих пунктах не запрещена международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации или законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, и если время и обстоятельства позволяют осуществить выдачу.
Если пассажир не может предъявить багажную квитанцию или отрывной талон номерной багажной бирки, перевозчик может выдать багаж такому пассажиру при условии предъявления доказательств своих прав на этот багаж.
Зарегистрированный багаж хранится в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира в течение двух суток, включая день прибытия воздушного судна, на котором доставлен зарегистрированный багаж, без взимания дополнительной платы.
Дальнейшее хранение зарегистрированного багажа обеспечивается перевозчиком или обслуживающей организацией. Расходы за хранение багажа, не полученного пассажиром в течение срока, установленного настоящим пунктом, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п.150 Правил).
Если зарегистрированный багаж, с надлежаще оформленной номерной багажной биркой, прибыл в аэропорт (пункт) назначения, трансфера или остановки и не был получен или востребован пассажиром, перевозчик обеспечивает розыск владельца зарегистрированного багажа.
Если розыск владельца зарегистрированного багажа дал положительные результаты, то перевозчик обеспечивает направление владельцу зарегистрированного багажа письменного уведомления о необходимости получения багажа и порядке получения или доставки багажа.
Зарегистрированный багаж хранится в течение шести месяцев со дня направления владельцу зарегистрированного багажа уведомления о необходимости получения багажа, а в случае, если владелец зарегистрированного багажа не найден - со дня прибытия воздушного судна в аэропорт. В случае неполучения пассажиром зарегистрированного багажа по истечении указанного срока багаж может быть реализован или уничтожен в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.151 Правил).
Хранение багажа, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации (п.153 Правил).
Если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багаж (п.154 Правил).
В случае прибытия в аэропорт зарегистрированного багажа, на номерной багажной бирке которого указан аэропорт (пункт), отличный от аэропорта(ов) (пункта(ов)), в который(е) согласно договору воздушной перевозки пассажира должен быть доставлен багаж (далее - засланный багаж), или зарегистрированного багажа, который прибыл в аэропорт без номерной багажной бирки и не был востребован пассажиром (далее - бездокументный багаж), перевозчик обеспечивает розыск владельца такого багажа и его хранение в течение всего времени розыска владельца багажа (п.155 Правил).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобрел в авиакомпании АО «Авиакомпания «Сибирь» три авиабилета №, 4212402914291, 4212402914289 на себя и членов своей семьи: ФИО2, несовершеннолетнего ФИО1-Александра Яновича.
Согласно маршрутной квитанции электронных билетов в их стоимость входил багаж (л.д. 38,39, 40 т. 1). Перевозчик АО «Авиакомпания «Сибирь» принял на себя обязательства по организации перевозки пассажиров и багажа по маршруту Омск-Москва-Париж, а также Париж-Москва-Омск.
Таким образом, перелет в обе стороны был организован авиакомпанией АО «Авиакомпания «Сибирь» посредством стыковочного рейса, перевозка на части маршрута из аэропорта «Домодедово» <адрес> до <адрес> (на пути следования к месту отдыха) и из аэропорта «Арли» <адрес> до аэропорта «Домодедово» <адрес> выполнялись силами партнера перевозчика – авиакомпании AigleAzur (ZI).
Оператором по маршруту Париж-Москва являлась национальная авиакомпания Франции «AigleAzur». Оператором (перевозчиком) по маршруту Москва-Омск являлась авиакомпания S7 Airlines.
Согласно маршрутной квитанции электронного билета рейс S7 4022ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ФИО2 и несовершеннолетним ФИО1Я. вылетели из аэропорта «Арли» в городе Париж, рейсом №ZI 515 авиакомпании – партнера AigleAzur в аэропорт «Домодедово» <адрес>. При вылете из аэропорта «Арли» истцы сдали багаж три чемодана, которые были оформлены по одному из каждого пассажира. Багажные бирки были оформлены до аэропорта «Омск центральный» одно место багажа по багажной бирке ZI 216002 весом 20 кг. на имя пассажира ФИО1, одно место багажа по багажной бирке ZI 215999 весом 22 кг. на имя пассажира ФИО1-Александра одно место багажа по багажной бирке ZI 215996 весом 18 кг. на имя пассажир. К аэропорту «Домодедово» (л.д. 129-134, т. 1).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ФИО2 и несовершеннолетним ФИО1Я. пересели в аэропорту Домодедова <адрес> на рейс авиакомпании S7 Airlines № следовавший до аэропорта «Омск центральный».
Прилетев в <адрес>, ФИО1 с ФИО2 обнаружили отсутствие багажа, что подтверждается справкой о неприбытии багажа (л.д. 73 т. 1).
После чего, обратились в авиакомпанию S7 Airlines, где им ответили, что их багаж, состоящий из трех чемоданов находится в таможенной зоне аэропорта «Домодедово» т.к. им при пересадке необходимо было туда обратиться для его переоформления на другой рейс и что для решения вопроса о его получении необходимо прилететь в таможенную зону аэропорта «Домодедово».
Ни АО «Авиакомпания «Сибирь», ни сотрудниками авиакомпании – партнера AigleAzur о необходимости каких-либо переоформления багажа при пересадке в аэропорту «Домодедово» <адрес> не сообщили, багажные бирки были оформлены до аэропорта «Омск-центральный» в <адрес>, в связи с чем истцы полагали, что багаж будет следовать до <адрес>.
Судом установлено, что между АО «Авиакомпания Сибирь» и AigleAzur заключено код-шеринговое соглашение.
Правовые основы для заключения соглашений "код-шеринга" (code-share - буквально "обмен кодом") регулирует Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Гвадалахарская конвенция).
Согласно ст. 1 Гвадалахарской конвенции от ДД.ММ.ГГГГ, участником которой является Российская Федерация, перевозчик по договору - лицо, являющееся стороной по договору перевозки, фактический перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку, предусмотренную договором перевозки. Статья 2 Гвадалахарской конвенции предусматривает, что и перевозчик по договору и фактический перевозчик являются перевозчиками в смысле Варшавской конвенции 1929 года.
Существо отношений код-шеринга предполагает, что в рамках данного соглашения его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу. Фактическим получателем услуги является авиапассажир, при этом авиапассажир вне зависимости от оформления авиабилетов тем или иным партнером имеет равные права, в том числе право на предъявление претензий фактическому перевозчику (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 305-КГ15-3206, А40-140893/2013).
Согласно авиабилетов рейс Париж-Домодедово <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являлся маркетинговым (код-шеринговым), фактическую перевозку осуществляло AigleAzur.
Таким образом, судом установлено, что между истцом и ответчиком был заключен договор перевозки, договор оформлен единой квитанцией, при этом перевозчик по код-шеринговому соглашению поручил AigleAzur осуществить фактическую перевозку истцов-пассажиров и их багажа по маршруту Париж-Домодедово.
Согласно положения п.п. 6-7 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, утв. Приказом Минтранса от ДД.ММ.ГГГГ№, перевозчик по договору имеет право поручить иному перевозчику выполнить часть перевозки, при этом остается ответственным за их действие (бездействие) перед пассажиром.
Согласно ответу Домодедовской таможни в отношении багажа прибывшего ДД.ММ.ГГГГ в аэропорт Домодедово рейсом № сообщением Париж-Москва (Домодедово) не применялся «Упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты перевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже» утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с невыполнением авиаперевозчиком и (или) уполномоченным им оператором аэропорта условий, указанных в п. 3,4 указанного Постановления Правительства. Таким образом, данный багаж не является трансферным, таможенные операции и таможенный контроль осуществлялись в порядке установленном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза. В связи с неполучением указанного багажа пассажирами для совершения таможенных операций, багаж был размещен на временное хранение в комнату невостребованного багажа службой аэропорта Домодедово соответствии со ст. 259 ТК ЕАЭС. После чего службой розыска багажа аэропорта Домодедово пассажиры были приглашены для получения багажа и совершения в отношении него таможенных операций.
Суд обращает внимание на то, что из данного ответа не следует, что к багажу, принадлежащему истцам, не мог быть применен «Упрощенный порядок совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты перевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже» утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного ответа следует, что авиаперевозчиком и (или) уполномоченным им оператором аэропорта не соблюдены условия, указанных в п. 3,4 указанного Постановления Правительства.
Таким образом, АО «Авиакомпания «Сибирь», как организатор перелета, выдавший единый билет, несет ответственность перед истцами за доставку багажа.
Согласно п.2 "Положения об упрощенном порядке совершения таможенных операций в отношении товаров, которые приняты авиаперевозчиком к перевозке в сопровождаемом багаже ", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 637, "трансферный багаж " - багаж трансферного пассажира, содержащий товары, не подлежащие в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле таможенному декларированию в письменной форме, зарегистрированный в аэропорту отправления на территории Российской Федерации (за пределами таможенной территории Таможенного союза) до места назначения и принятый авиаперевозчиком к воздушной перевозке в сопровождаемом багаже рейсом внутренних воздушных линий (рейсом международных воздушных линий) до аэропорта трансфера с целью его вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза рейсом международных воздушных линий (с целью его ввоза на территорию Российской Федерации для дальнейшей перевозки рейсом внутренних воздушных линий) того же или иного авиаперевозчика по маршруту перевозки в соответствии с договором воздушной перевозки пассажира; "номерная багажная бирка" - документ, размещаемый на трансферном багаже и позволяющий его идентифицировать, а также установить принадлежность такого багажа трансферному пассажиру.
В соответствии с п.п. 5-6 указанного Положения основанием для предъявления авиаперевозчиком трансферного багажа трансферных пассажиров таможенному органу для осуществления таможенного контроля в аэропорту трансфера являются наличие у таможенного органа сведений о трансферном пассажире, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 настоящего Положения, и наличие на трансферном багаже номерной багажной бирки, подтверждающей факт регистрации авиаперевозчиком трансферногобагажа на территории Российской Федерации (за пределами таможенной территории Таможенного союза) до места назначения. Таможенный контроль трансферного багажа осуществляется таможенным органом без его предъявления трансферным пассажиром.
Таким образом, багаж пассажира, совершающего авиаперелет с пересадкой, может быть зарегистрирован как до пункта назначения пассажира (конечного пункта), так и до промежуточного пункта (аэропорта-трансфера).
В порядке ст.56 ГПК РФ ответчик должен был представить суду доказательства того, что он или фактический перевозчик уведомил истцов о необходимости прохождения самостоятельно таможенного контроля, доказать, что им или фактическим перевозчиком соблюдены требования, предъявляемые к трасферному багажу.
Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, так же как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность перевозчика, которая не может быть переложена на пассажира (положения пункта 2 статьи 401 ГК РФ и пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей").
В свою очередь перевозчик не доказал наличие таких обстоятельств.
Для досудебного урегулирования спора истец ФИО1 направил претензию на электронный адрес ответчика, из которого получил ответ о необходимости направить претензию, заполненную по форме ответчика с приложением копий документов.
ДД.ММ.ГГГГ истец ценным письмом направил в адрес ответчика претензию, заполненную на бланке, предоставленном ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ на претензию с отказом в удовлетворении требований о взыскании убытков (л.д. 45-47 т. 1).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в адрес АО «Авиакомпания «Сибирь» претензию с требованием о выплате денежной компенсации за задержку багажа и компенсацией расходов, которые он понес для получения багажа (л.д. 26 т. 1).
В связи с возвратом истцом в аэропорт «Домодедово» за багажом истцу ФИО1 пришлось приобретать 3 авиабилета (на каждого члена семьи) из <адрес> в аэропорт <адрес> «Домодедово» и обратно на сумму 56 955 рублей, нести расходы за перевозку 3-х мест багажа из аэропорта <адрес> «Домодедово» в аэропорт <адрес> «Омск-центральный» в сумме 8 400 рублей, нести расходы на проживание пока решался вопрос с багажом в сумме 12 000 рублей, нести расходы, на питание а сумме 2 266,25 рублей (л.д. 22 т. 1), нести расходы по упаковке багажа в сумме 2 250 рублей (л.д. 23 т. 1), нести расходы за парковку автомобиля в сумме 700 рублей (л.д. 21 т. 1), всего в общей сумме 82 571, 25 рублей.
Суд отмечает, что ответчик, ссылаясь на то, что ответственность за данное нарушение лежит на AigleAzur не представил доказательств того, что направлял уведомление в адрес AigleAzur в соответствии с п.14.5 код-шериногового соглашения.
На основании изложенного, суд удовлетворяет требование истцов о взыскании убытков, поскольку такая обязанность перевозчика предусмотрена ст. 120 ВК РФ.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.
В соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.
Как следует из доказательств в деле, для получения багажа истец вынужден был осуществить перелет маршрутом Париж-Москва-Омск и вернуться в Москву.
Кроме того, истцами заявлено требование о взыскании штрафа за доставку багажа.
В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса Российской Федерации за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, с ДД.ММ.ГГГГ производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Истец просит взыскать штраф за 85 часов, до того времени, как багаж был разыскан работниками аэропорта и прибыл в <адрес>.
Однако, суд считает верным произвести расчет штрафа до времени фактического получения багажа истцами в <адрес>, так как по смыслу приведенных правовых норм обязательство считается исполненным при вручении багажа пассажиру. При этом суд обращает внимание на то, что плата за последующую перевозку багажа судом взыскана с ответчика в качестве убытков истца.
Как следует из материалов дела, рейс S7 ДД.ММ.ГГГГ прибыл в <адрес> в 16 часов 33 минуты по Омскому времени. С учетом разумного времени необходимого для выгрузки багажа, истцы должны были получить багаж в 17 часов по Омскому времени (или в 16 часов по Московскому).
Как следует из пояснений представителя истца, истцы получили багаж в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов по Московскому времени.
Таким образом, штраф за просрочку доставки багажа составляет 1050 рублей за 42 часа просрочки. (25 руб.*42 часа).
Соответственно в пользу каждого из истцов надлежит взыскать штраф за просрочку доставки багажа в сумме 1050 рублей.
Истец обращался к ответчику АО «Авиакомпания «Сибирь» с претензией, в которой предлагал оплатить ему указанный перелет, однако в удовлетворении претензии ему было отказано в связи с отсутствием оснований к этому.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Таким образом, согласно ст. 15 Закона моральный вред компенсируется потребителю в случае установления самого факта нарушения его прав.
Поскольку факт нарушения прав истцов как потребителей услуг судом установлен, а доказательств отсутствия вины ответчика суду не предоставлено, суд приходит к мнению, что истцу ненадлежащим исполнением обязательств по договору воздушной перевозки причинен моральный вред.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10).
Принимая во внимание характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, связанных с нарушением его прав как потребителя услуг, суд приходит к выводу, что разумным и справедливым будет компенсация морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого истца.
Согласно с ч.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд определяет размер штрафа от взысканной судом суммы материальных убытков в пользу истца ФИО1 в сумме 82 571 рубль, штрафа за просрочку доставки багажа в сумме 1050 рублей и компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, в связи с чем взысканию в пользу ФИО1 подлежит штраф за нарушение прав потребителя в размере 44 310 рублей ((82571+1050+5000)*50%), в пользу ФИО1 и ФИО1-А.Я. подлежит взысканию штраф в сумме 3025 руб. (1050+5000)*50%.
Оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ суд не усматривает.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 4 109 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу ФИО1 убытки в сумме 82 571 рубль, штраф за просрочку доставки багажа в сумме 1050 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, штраф в сумме 44 310 рублей 50 копеек.
Взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу ФИО2 штраф за просрочку доставки багажа в сумме 1050 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, штраф в сумме 3025 рублей.
Взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу ФИО1-Александра Яновича в лице законного представителя ФИО2 штраф за просрочку доставки багажа в сумме 1050 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, штраф в сумме 3025 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с АО «Авиакомпания «Сибирь» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4 109 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.А. Зинченко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Решение (определение) не вступил (о) в законную силу
«____» _________________ 20 г.
УИД 55RS0№-72
Подлинный документ подшит в материалах дела 2-149/2020 (2-6455/2019;) ~ М-6786/2019
хранящегося в Кировском районном суде <адрес>
Судья __________________________Зинченко Ю.А.
подпись
Секретарь_______________________
подпись