Дело №2-149/ 2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 14 февраля 2017 года
Заводской районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области в составе председательствующего судьи Катусенко СИ.,
при секретаре Завориной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дела по иску ФИО1 к ООО «Водоканал», ООО «ЖКУ-4» о защите прав потребителей,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным выставление ему счетов за холодную воду на общедомовые нужды от ООО «Водоканал», обязать ООО «Водоканал» прекратить выставлять ему счета за холодную воду на общедомовые нужды (ОДН), взыскать с ООО «Водоканал» фактически уплаченные им денежные средства за холодную воду на ОДН с 01.06.2015 г. в размере 544 рубля 16 копеек, проценты за незаконное пользование его денежными средствами в размере 59 рублей 86 копеек, неустойку в размере 576 рублей 30 копеек, штраф в размере 50% от присужденной суммы, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей; обязать ООО «ЖКУ-4» заключить с ООО «Водоканал» договор на поставку коммунального ресурса (холодной воды) на ОДН; взыскать с ответчиков судебные расходы в размере 11 700 рублей; почтовые расходы в размере 37 рублей.
Свои требования мотивирует тем, что он является собственником квартиры по адресу: (ул...) С 01.11.2009 года обслуживанием их дома занималась по договору ООО «ЖКУ-4», с 01.06.2015 их дом находится под управлением Общества с ограниченной ответственностью «ЖКУ-4» на основании договора управления МКД №.... от 01.06.2015г.
С июня 2016 года стали поступать завышенные счета на холодную воду, потраченную на общедомовые нужды.
30 августа 2016 года обратился с претензией к ООО «ЖКУ-4» вх. № 141, на которую так и не получил ответа, при этом завышенные счета по ОДН на холодную воду продолжали поступать.
15.09.2016 года повторно обратился с претензией к ООО «ЖКУ-4» вх. № 146, в удовлетворении его требований было отказано, мотивировав отказ тем, что не снимают показания, не обслуживают общедомовые приборы учета, следовательно, не являются исполнителями коммунальных услуг.
Также, 15.09.2016 года, с аналогичной претензией обратился к ООО «Водоканал». В ответе ( исх.6185/2016 от 19.092016 года) также в удовлетворении требований фактически отказано, пояснив, что управляющая компания занимается обслуживанием общедомовых приборов учета, что УК снимает показания и передает показания. При изучении сложившейся ситуации выяснилось, что их дом находится на прямом абонировании по ОДН с ООО «Водоканал», после чего за консультацией обратился в предвыборный штаб справедливой России, где разъяснили, что все это время ОДН с них взимали с нарушением действующего законодательства, что выставлением счетов на ресурсы по ОДН должна заниматься Управляющая Компания, каково было сильное огорчение, узнать, что столько времени, начиная с момента управления их домом ООО «ЖКУ-4», их права нарушались.
С 01.06.2015 года плату за холодную воду на ОДН взимает непосредственно ООО «Водоканал». С переходом на непосредственное абонирование с ООО «Водоканал» не согласен, считает его незаконным.
Так как управляющая организация несет ответственность перед собственниками квартир за предоставление коммунальных услуг, включая коммунальные услуги на обще домовые нужды (далее ОДН). Жилищным законодательством не предоставлено право ресурсоснабжающим организациям производить начисление и требовать от собственников помещений плату за коммунальные услуги на ОДН. Такие обязанности ООО «ЖКУ-4» приобрело в момент подписания договора на управление их домом, а также с вступлением в действие нового Федерального закона, что также считается существенным условием договора на управление многоквартирного дома, от которого ООО «ЖКУ-4» не имела право отказываться.
Одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя.
Таким образом, УК ООО «ЖКУ-4» своими действиями нарушает его права и требования жилищного законодательства, тем самым оказывает некачественные услуги, так как Управляющая компания является потребителем коммунальных ресурсов на ОДН и именно ей ООО «Водоканал» должна выставлять счета и вести взаиморасчеты. Ресурсоснабжающая организация, по смыслу действующих правовых норм, не является исполнителем коммунальной услуги, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, не имеет договора с МКД и лицензии на занятие такой деятельностью, поэтому не вправе выставлять счета за холодную воду, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома - потребителям соответствующей коммунальной услуги. Расчет размера платы за коммунальные услуги на ОДН является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом -соответствующими подрядными организациями.
Право гарантирующего поставщика ООО «Водоканал» на получение оплаты за потребленную холодную воду на ОДН непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части холодной воды, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату же холодной воды, использованной на ОДН и компенсацию потерь во внутридомовых сетях, ООО «Водоканал» вправе получить только с управляющей организации. Как сторона по договору водоснабжения, гарантирующий поставщик ООО «Водоканал», не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за холодную воду, израсходованную на ОДН, а также на компенсацию потерь, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность водозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку холодной воды для использования на ОДН. Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию.
Это значит, что ООО «Водоканал» не имеет права выставлять счета собственникам помещений за коммунальные услуги на ОДН.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения. Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора ресурсоснабжения, допускает возможность необоснованного расходования коммунальных ресурсов управляющей компанией на ОДН, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленных им коммунальных ресурсов, в том числе, определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению ресурсозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения мер, направленных на рачительное в интересах жильцов дома расходование холодной воды, потребляемой на ОДН, тем самым не надлежаще выполняет свои обязательства по договору управления, возложенных на неё действующими нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 ЖК РФ.
ч.7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами -региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 201 1 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом (при отсутствии договора с подрядными организациями на обслуживание МКД);
в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация.... Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом. Порядок оплаты коммунальных услуг на ОДН в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления.
Согласно п. 44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой №10 приложения № 2 к Правилам.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем, продавцом в полном объеме.
Он не был уведомлен об условиях договора водоснабжения на ОДН с ООО «Водоканал», в том числе, о существенных условиях. В настоящее время вследствие самовольного перевода на непосредственное абонирование ООО «Водоканал», как и другие собственники и пользователи помещений, несет убытки, так как оплачивает полный объем холодной воды, исходя из показаний обще домового прибора учета.
Таким образом, прямое абонирование ООО «Водоканал», ущемляет его права как потребителя.
Законодательством РФ не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов на ОДН при наличии у потребителей договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией. Ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на ОДН, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на ОДН, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещении в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в частности, перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги а также порядок внесения такой платы.
Обязанностью управляющей организации по договору управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласно п. 2 Правил исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно письму министерства регионального развития РФ от 03 мая 2007 г. №8326-РМ/07 при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг является ООО «ЖКУ-4». Оплата им, а также проживающими в многоквартирном доме по ул. 40 лет ВЛКСМ 74, холодной воды на ОДН непосредственно ООО «Водоканал» не свидетельствует о возникновении договорных обязанностей между ресурсоснабжающей организацией и гражданами.
ООО «ЖКУ-4» несет ответственность за предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в названном доме.
Ресурсоснабжающая организация ООО «Водоканал» не является исполнителем и не может вступать в непосредственные отношения с гражданами.
Потребители коммунальных услуг не несут никаких обязанностей перед ресурсоснабжающей организацией, а ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от потребителей внесения платы.
Заключенный между ним и ООО «Водоканал» договор водоснабжения в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи управляющей компанией водоснабжающей организации полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае ему) платы за холодную воду, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией.
Тем самым, за период с 01.06.2015 года ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоканал» ему причинен ущерб в размере 544 рубля 16 копеек, что подтверждается квитанциями на оплату ОДН по холодной воде, также ущерб за незаконное пользование его денежными средствами в размере 59 рублей 16 копеек (исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ на сегодняшний день 11%).
Так же своими действиями ООО «ЖКУ-4» и ООО «Водоканал» причинили ему нравственные и физические страдания, поскольку на протяжении длительного времени ответчики игнорировали исполнения действующего законодательства и его законных прав и интересов, тем самым ему был причинён моральный вред в размере 5 ООО рублей, который подлежит взысканию в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 151 ГК РФ.
Согласно абз. 7 п. 1 ст. 29, п. 3 ст. 23.1 ФЗ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).
Согласно п. 3 ст. 23.1 этого же закона, неустойка составляет - 0.5%.
На 09.12.2016 г. неустойка составляет 576 рублей 30 копеек ( июнь 2015 г.-54.27 х 0.5% х 500 дней = 135 руб.00 коп.; декабрь 2015 г. - 81.62 х 0.5% х 360 дней 147 руб.60 коп.; январь 2016 г. - 28.38 х 0.5% х 300 дней 42 руб.00 коп; май 2016 г. - 57.57 х 0.5% х 210 дней 60 руб.90 коп.; июнь 2016 г. - 89.42 х 0.5% х 180 дней 81 руб.00 коп.; июль 2016 г. - 29.02 х 0.5% х 150 дней 22 руб.50 коп.; сентябрь 2016 г. - 173.95 х 0.5% х 90 дней 78 руб.30 коп.; октябрь 2016 г. -29.93 х 0.5% х 60 дней 9 руб.00 коп.)
Кроме того, с целью восстановления его нарушенных прав, он вынужден был обратиться за юридической помощью, за оказание которой им было потрачено 11 700 рублей, которые также подлежат взысканию с ответчика в полном объеме, в соответствии со ст. 15 ГПК РФ, а также почтовые расходы на сумму 37 рублей.
Также в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителя» просит взыскать в его пользу штраф в размере 50% от присужденной суммы.
Истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал в полном объеме, привел доводы, изложенные в исковом заявлении. С 01.01.2017 года вступил в действие новый ЖК РФ, согласно внесенным изменениям - из структуры коммунальных платежей ОДН вывели в структуру содержания жилья, счет за содержание жилья и ОДН может выставлять только управляющая компания, потому как управляющая компания имеет на это лицензию и договор на управление домом, то есть фактически законодатель напрямую сказал, что с 01.01.2017 года ресурсоснабжающая организация не имеет право осуществлять начисление ОДН, однако согласно полученной квитанции на оплату коммунальных платежей за январь 2017 года строка ОДН не выведена. В Правилах № 354 прописано одним из основных условий управления домом - это получение ресурсов на обслуживание общедомового имущества, даже если этот пункт не включен в договор, он является для управляющей компании обязательным, таким образом, ООО «ЖКУ-4» обязано было такой пункт включить и заключить такой договор. Он, как владелец не может получать ресурсы на общедомовые нужды, т.к. он не занимается ремонтом инженерных сетей или обслуживанием придомовой территории, не занимается уборкой подъездов и мест общего пользования, соответственно за получение такого ресурса он не может оплачивать, поскольку этим занимается управляющая компания.
Представитель истца ФИО1 - ФИО2 пояснил, что с 01.06.2015 г. многоквартирный дом по адресу: (ул...) находится под управление ООО «ЖКУ-4», с данной управляющей организацией был заключен договор и домовые счетчики приняты на баланс ООО «ЖКУ-4», однако ресурсоснабжающая организация как начисляла ОДН, так и продолжает начислять. В договоре управления имеется ссылка на протокол общего собрания собственников жилья от 28.04.2016 г., а именно на п. 7, который говорит о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, действовавшего до принятия данного решения в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 07.05.2015 г., таким образом, ответчик сослался в договоре на указанные протоколы формально, а начисление ОДН осуществляется ООО «Водоканал», но ресурсоснабжающая организация не принимала на баланс никакие счетчики. Таким образом, ООО «Водоканал» начисляет ОДН, которые включают в себя и расходы за несвоевременную оплату коммунальных услуг. С учетом последних изменений законодательства ОДН должно быть выведено в отдельную строчку. Исковые требования заявлены только в той части, в которой они могут доказать, а квитанции за февраль, март, апрель утеряны, в связи с чем данные месяца не включены в расчет исковых требований. Истец получил квитанцию об оплате коммунальных платежей за январь 2017 года от ООО «Водоканал» и в данной квитанции указана оплата за ОДН, хотя в законе указано, что с 01.01.2017 г. ОДН ресурсоснабжающими организациями не начисляется. Представитель ответчика ООО «Водоканал» ссылается на протокол общего собрания собственников жилья МКД от 2016 года и говорит о каком-то непосредственном управлении, однако существует протокол общего собрания собственников жилья МКД от 2015 года, согласно, которому с управляющей компанией заключен договор, в котором четко написано, что начисление ОДН ложится на управляющую компанию ООО «ЖКУ-4», которое управляет многоквартирным домом, нет непосредственной формы управления. В договоре на управление МКД, прописаны (п. 3) права и обязанности сторон, согласно данному пункту, управляющая компания обязана принимать от собственников плату за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено решением общего собрания собственников в соответствии с ч. 7.1 ст. 165 ЖК РФ, производить расчеты и начисления в соответствии с п. 3.1.6 платежей собственников за жилищные и коммунальные и иные услуги с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам, в данном судебном заседании установлено, что договорные отношения между ООО «Водоканал» и ООО «ЖКУ-4» отсутствуют.
Представитель ответчика ООО «ЖКУ-4» - ФИО3 с исковыми требования не согласен, представил письменный отзыв на требования ФИО1, суду пояснил, истец не правильно трактует положение ч. 7.1 ст 155 ЖК РФ, данная норма применяется, когда управляющая компания является поставщиком коммунальных ресурсов. Истец пытается убедить участников процесса, что управляющая компания должна была заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, в протоколе собрания собственников жилья сказано, что собственник оплачивают полученный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации. ООО «ЖКУ-4» с 01.11.2009 обслуживало многоквартирный дом по адресу: (ул...), в котором проживает истец на основании решения общего собрания собственников помещений и договора на содержание и ремонт общего имущества при непосредственном способе управления многоквартирным домом. С 01.06.2015 способ управления указанным многоквартирным домом изменен на управление управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений (протокол № 2 от 07.05.2015). Между собственниками помещений и ООО «ЖКУ-4» заключен договор управления многоквартирным домом. До заключения указанного договора управления с управляющей организацией ООО «ЖКУ-4» между собственниками, пользователями помещений в указанном доме и ресурсоснабжающими организациями в соответствии с ч. 2 ст. 164 ЖК РФ и п.п. 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, были заключены прямые договоры на предоставление коммунальных услуг. В соответствии с ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до 30.06.2015 между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями (РСО), в том числе, при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора. В связи с вступлением в силу указанного положения закона договоры о предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения, в том числе, на общедомовые нужды и водоотведение, заключенные ответчиком ООО «Водоканал» с собственниками (пользователями) помещений в указанном доме по состоянию на 30.06.2015 на основании пунктов 6, 9,14,15,17 Правил N 354, в том числе, путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора. Договоры о предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения между жителями дома и ООО «Водоканал» не расторгались. При этом согласно ч. 18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации. Соответствующее решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги было принято собственниками помещений на общем собрании (вопрос № 7 повестки дня протокола общего собрания № 1 от 28.04.2016). Таким образом, с момента заключения договора управления многоквартирным домом (01.06.2015) и до настоящего времени коммунальные услуги истцу и другим жителям многоквартирного дома оказывают непосредственно РСО, которые являются исполнителями коммунальных услуг. Договоры поставки коммунальных ресурсов между ООО «ЖКУ-4» и ООО «Водоканал» (РСО) в отношении рассматриваемого дома не заключались ввиду наличия вышеуказанных обстоятельств.
Исходя из официальной позиции Минстроя России, выраженной в письмах от 05.11.2015 № 35750-ОЛ/04, от 30.12.2016 № 45097-А4/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг», отсутствие у управляющей организации договоров поставки коммунальных ресурсов не является нарушением закона и лицензионных требований. А во всех случаях, когда РСО в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления, такая РСО осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные пунктами 31, 32 и 40 Правил № 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов РСО.
Информация об исполнителях коммунальных услуг, в том числе, на общедомовые нужды, была доведена до истца в письмах, направленных на его запросы. Истцу было предложено обратиться к исполнителям коммунальных услуг для получения запрашиваемой информации о количестве коммунального ресурса. С учетом изложенного, доводы ФИО1 о незаконности договорных отношений между ним и ООО «Водоканал» являются несостоятельными.
Необоснованны также и утверждения истца о том, что управляющая организация оказывает некачественные коммунальные услуги, поскольку ООО «ЖКУ-4» не предоставляет коммунальные услуги истцу. Вопреки доводам истца, ООО «Водоканал» выставляет платежные документы (квитанции) потребителям коммунальных услуг на законных основаниях, поскольку это прямая обязанность исполнителя коммунальных услуг. Ссылка истца на ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ в обоснование своих требований основана на неправильном толковании норм жилищного законодательства, поскольку данная норма применяется лишь в тех случаях, когда управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг. В вышеупомянутом письме Минстроя России от 30.12.2016 № 45097-АЧ/04 прямо указано, что положения частей 5, 6, 7, 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ не применяются в случаях, когда исполнителем коммунальных услуг выступает РСО.
Аналогично является необоснованной ссылка истца на п. 17 Правил № 354.
В соответствии с подпунктами «г» и «д» п. 17 Правил № 354, ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида не только в приведенных истцом случаях, но и в случаях, предусмотренных частями 17, 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ.
Доводы истца о том, что его права как потребителя нарушены ответчиками вследствие того, что он вынужден оплачивать полный объем холодной воды, исходя из показаний общедомового прибора учета, являются необоснованными.
Закон устанавливает единый порядок расчета платы за коммунальные услуги, одинаковый для всех исполнителей коммунальных услуг, будь то управляющая организация, или РСО. Обязанность исполнителя использовать показания общедомового прибора учета коммунального ресурса при расчете платы за коммунальные услуги установлена ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, разделом VI Правил № 354. Истцом же не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «Водоканал» производит ему начисления за холодную воду, в том числе на общедомовые нужды, в большем размере, чем это делало бы ООО «ЖКУ-4», если бы являлось исполнителем данных коммунальных услуг. Таким образом, истец не обосновал, чем реально нарушаются его права со стороны ответчиков. Каким образом будут восстановлены его права, в том случае, если иск будет удовлетворен, также неясно - ведь если по решению суда на ООО «ЖКУ-4» будет возложена обязанность производить ему начисления за холодную воду ОДН, то ему будет производиться начисление точно в таком же размере, что и при производстве начисления ООО «Водоканал». Правомерность действий ООО «ЖКУ-4» по вопросу предоставления коммунальных услуг была подтверждена органом государственного жилищного надзора, уполномоченного в силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ осуществлять надзор за исполнением договоров управления многоквартирными домами, предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах.
Так, истец в октябре 2016 года обратился в Государственную жилищную инспекцию Кемеровской области с жалобой на действия ответчика, в связи с чем у ООО «ЖКУ-4» были истребованы документы и информация, в том числе, по вопросу наличия у управляющей организации заключенных договоров на поставку коммунальных ресурсов. Вся запрашиваемая информация была предоставлена ООО «ЖКУ-4» в орган жилищного надзора, разъяснены причины отсутствия договоров ресурсоснабжения. Доводы истца о нарушениях его права при предоставлении коммунальных услуг на ОДН являлись непосредственным предметом проверки. По результатам проверки нарушений выявлено не было, о чем был составлен акт, а также сообщено ФИО1 Управляющая организация не обязана заключать договор с ресурсоснабжающей организацией.
В договоре управления МКД не сказано, что управляющая организация должна заключать такой договор. Договор управления многоквартирным домом от 01.06.2015 года является действующим, он пролонгирован на 2016 г. ООО «ЖКУ-4» не обязано было заключить договор с ООО «Водоканал», в указанном пункте говорится, если иное не принято собственниками жилых помещений. В данном случае собственниками принято решение в 2015 году платить непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, что отражено в протоколе собрания собственников жилых помещений МКД. В протоколах собрания собственников жилых помещений МКД указано, в связи с тем, что отсутствуют договорные отношения между управляющей компанией и ООО «Водоканал», а ООО «Водоканал» является поставщиком коммунальных услуг, ООО «Водоканал» начисляет оплату, как за поставленные ресурсы, так и за ОДН. В протоколе № 2 собрания собственников жилых помещений МКД от 07.05.2015 года указано - выбрать управляющую компанию ООО «ЖКУ-4», заключить с ней с 01.06.2015 года договор управления многоквартирным домом на следующих условиях, далее идут перечисления всех условий, которые он не будет зачитывать. Пункт № 9 протокола № 2 собрания собственников жилых помещений МКД от 07.05.2015 года распространяется только в том случае, если между управляющей компанией и ООО «Водоканал» заключен договор, такого договора они не заключали, и не обязаны были это делать. Управляющие компании обязаны заключать данные договоры только с 01.01.2017 года. В отношении ООО «ЖКУ-4» проведена проверка ГЖИ, по результатам проверки нарушений не было выявлено. Письмо Минстроя не противоречит действующему законодательству, а разъясняет, как исполнять закон. В функцию управляющей компании входит обеспечение жизнедеятельности дома, в том числе, и для того, чтобы собственники меньше платили, управляющая компания ведет работу по установке счетчиков, кроме того, они ведут работу по отслеживанию ОДН.
Представитель ответчика ООО «Водоканал» - ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в соответствии с протоколом собрания собственников жилья от 26.04.2016 г., управление домом осуществляется при непосредственной форме правления, ОДН выставляется управляющей компанией. В случае, если не заключался договор на поставку ресурса, то они могут требовать плату за предоставленный ресурс и ОДН. Кроме того, истцом заявлены две меры гражданской ответственности и неустойка и пеня, что не допустимо. Требование о понуждении к заключению договора не правомочно. Недостатки по поставленному ресурсу не подтверждены - работы были выполнены в полном объеме, поставка ресурса осуществлена, в связи с чем, данное требование не обоснованно заявлено. Исполнителем услуги по ресурсоснабжению является ООО «Водоканал». С 01.01.2017 г. данная услуга выводится в отдельную строку в квитанциях. Договор с ООО «ЖКУ-4» еще не заключен, идут переговоры. У ООО «Водоканал» с ООО «ЖКУ-4» нет договорных отношений на поставку ресурса. Жители дома ежемесячно передают в Водоканал показания своих счетчиков. Согласно правил №354, постановлениям Минстроя и ЖК РФ - в случае, если не заключен договор на поставку ресурса, то исполнителем является ООО «Водоканал». Управляющая компания должна была заключить договор на поставку ресурса, но никто не понуждал к заключению данного договора, договор не заключен между ООО «Водоканал» и ООО «ЖКУ-4». При непосредственной форме управления многоквартирным домом ОДН начисляется собственникам поставщиком услуги, что отражено и в протоколе собрания собственников МНК от 07.05.2016 г., и в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В материалах дела имеется протокол собрания собственников жилья МКД, в котором сказано, что собственники оплачивают ОДН и все поставленные им ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации, поскольку ООО «Водоканал» является исполнителем услуг, а договорные отношения между ООО «Водоканал» и ООО «ЖКУ-4» отсутствуют. Считает, что данный период, а именно январь 2017 г. не относится к предмету спора, данный период в исковых требованиях не был заявлен. На основании ФЗ № 176 и Правил №354, а также основываясь на протоколе собрания собственников жилья МКД, который имеется в материалах дела, ОДН начисляется только в некоторых случаях, а именно при отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией, и при непосредственной форме управления МКД. В протоколе № 1 собрания собственников жилья МКД от 28.04.2016 указано, что сохраняется порядок предоставления коммунальных услуг, т.е. как при непосредственном способе управления многоквартирным домом, а именно в данном случае ОДН начисляется ресурсоснабжающей организацией, кроме того новый ЖК РФ содержит исключительные случаи в отношении вопросов начисления ОДН. Между ООО «Водоканал» и ООО «ЖКУ-4» не заключен договор о поставке ресурса, п. 14,15,16 Правил № 354 предусматривают случаи при которых ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем коммунальных услуг, а также имеются письма Минстроя, согласно, которым ресурсоснабжающая организация, являясь исполнителем коммунальной услуги должна взимать, в том числе, и плату за коммунальные услуги предоставленную на общедомовые нужды. С 01.01.2017 года ОДН осталось именно в коммунальной услуге начисляемой ООО «Водоканал». Согласно ФЗ № 176-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс» - ч. 17ст. 12 предусмотрено, что при принятии собственниками помещений в доме изменений в управлении МКД, либо о выборе управляющей организации может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчета за коммунальные услуги, то есть те ресурсы, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг, действовавшего до принятия решения об изменении управления МКД, о чем и принято решение собственниками и отражено в протоколе № 1 общего собрания собственников жилых помещений МКД, в связи с чем с 01.01.2017 года включена плата за коммунальные услуги -ОДН. На основании письма Минстроя от 30.12.2016 года № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017 расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества», если в многоквартирном доме выбран тип управления -непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной и горячей воды, электроэнергии, осуществляется потребителями в составе платы за коммунальные услуги, которые в указанном случае включают плату за услуги, предоставленные потребителям при содержании общего имущества в многоквартирном доме, так в данном случае способ управления определен, как непосредственное управление. Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 года № 45097-АЧ/04 - в случае отсутствия договоров между РСО и управляющей организацией исполнителем услуг является РСО, данная позиция согласуется и с мнением Верховного суда, что управляющая компания не осуществляет предоставление услуги без заключения договора с РСО, а функции в таком случае осуществляет РСО. Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 года, никто не вправе обязать ресурсоснабжающую организацию, либо управляющую организацию заключать такой договор, поскольку есть договор между собственниками, пусть он заключен не в письменной форме, а путем совершения конклюдентных действий, что предусмотрено законодательством, поэтому в данном случае при наличии договора между РСО и потребителем на предоставление коммунальных услуг, никто не вправе обязывать и понуждать к заключению договора РСО с управляющей компанией, в том числе это касается ОДН. Судом исследованы письменные материалы дела:
договор № 1-В74/15 управления многоквартирным домом от 01.06.2015 г., заключенный между ОО «ЖКУ-4» и собственными помещений многоквартирного дома по адресу: (ул...). Согласно п. 3.1.5 Управляющая компания обязана принимать от собственников плату за коммунальные услуги, если иное не установлено решением общего собрания Собственников в соответствии с. ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (л.д. 10-20);
претензия ФИО1 от 30.08.2016 года на имя руководителя ООО «ЖКУ-4», в которой он требует расшифровать попунктно все данные из формулы, по которой были начислены ОДН по каждому ресурсу (услуге), а именно:
количество коммунального ресурса (услуги), поставленного (начисленного) в дом,
количество коммунального ресурса (услуги), потребленного помещениями (жилыми нежилыми), не оборудованными индивидуальными приборами учета,
количество коммунального ресурса (услуги) потребленного помещениями (жилыми и нежилыми), не оборудованными индивидуальными приборами учета,
а также общую площадь всех жилых помещений в их доме.
Просит предоставить ему ответ на претензию в течение 3 дней со дня получения данного заявления (л.д. 33);
претензия ФИО1 от 15.09.2016 года на имя руководителя ООО «ЖКУ4» (л.д. 34-35);
ответ ФИО1 от 23.09.2016 года от ООО «ЖКУ 4» многоквартирный дом по ул. 40 лет ВЛКСМ, 74 находится в управлении 000»ЖКУ 4» с 01.06.2015 года на основании решения общего собрания собственников помещений и договора управления многоквартирным домом. До указанного момента дом обслуживался при непосредственном способе управлении.
Между жителями и ресурсоснабжающими организациями ранее были заключены прямые договоры на предоставление коммунальных услуг.
Управляющая компания не является исполнителем коммунальных услуг, а потому не вправе производить расчет, начисления и сбор платы по этим услугам. В связи, с чем его требование о проведении перерасчета не может быть удовлетворено (л.д. 36-37);
претензия ФИО1 от 15.09.2016 года на имя ООО «Водоканал» (38-
ответ ООО «Водоканал» в адрес ФИО1 (л.д. 40);
чеки об уплате коммунальных услуг (л.д. 41-44);
квитанции о начислении коммунальных платежей (л.д. 45-48);
протокол № 1 годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.04.2016 года. Оплата всех коммунальных услуг производится собственниками, нанимателями и иными пользователями помещений в многоквартирном доме непосредственно в ресурсоснабжающие организации (л.д. 67-68);
- протокол № 2 от 07.05.2015 года на голосовании поставлен вопрос с 01.06.20ё15 года собственники МКД вносят плату за все коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающими организациям (л.д. 87-89).
Суд принимает решение по заявленным истцом ФИО1 требованиям, истец в ходе судебного разбирательства не изменял ни предмет, ни основание иска.
Суд, принимая во внимание доводы истца и его представителя, доводы представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, считает, что ФИО1 следует отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 154 ЖК РФ : 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме,.. . плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ: 2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2.1. При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Федеральным Законом № 176-ФЗ от 29.06.2015г. «О внесении изменений в Жилищный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»:
п. 17. Договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
п. 18. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"):
п. 14 - управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
п. 15 - товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
п. 16 - организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг. Организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации.
п. 17 - Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут;
г) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", - до отказа одной из сторон от исполнения договора;
д) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме – в случае принятия такими собственниками решения, предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
е) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в своем письме от 30.12.2016г. г. N 45099-АЧ/04 « Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 01.01.2017г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» разъясняет:
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении. В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на обще домовые нужды в 2016 году.
Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в случае если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, учитываются.
В судебном заседании установлено, что собственником квартиры, расположенной по адресу: (ул...) являются в равных долях ФИО1, З.А.И., З.Т.Г. что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д. 9).
Истец ФИО1, настаивая на иске, полагает, что поскольку услуги по управлению домом оказывает ООО «ЖКУ-4», с которой заключен договор, домовые счетчики приняты на баланс ООО «ЖКУ-4», соответственно именно ООО «ЖКУ-4» обязано начислять плату за ОДН, однако, за данную услугу продолжает начислять ресурсоснабжающая организация - ООО « Водоканал».
При этом истец ссылается на п. 7 протокола общего собрания собственников жилья от 28.04.2016 г., который говорит о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг, действовавшего до принятия данного решения в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 07.05.2015 г.
В протоколе общего собрания собственников от 07.05.2015 г. (л.д.89), п.9, указано с 01.06.2015г. собственники и наниматели помещений вносят плату за все коммунальные услуги ( за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества) ресурсоснабжающими организациями.
В протоколе общего собрания собственников от 28.04.2016г. (л.д.91), п.7 закреплено, сохранить порядок предоставления коммунальных услуг, в том числе, потребляемых при использовании общего имущества дома, и расчетов за коммунальные услуги.
Истец полагает, что ООО «Водоканал» незаконно начислял ОДН в 2016г. (доводы истца о незаконности начисления ООО «Водоканал» плату за ОДН в 2017г. суд не оценивает, так как истец не менял основание иска).
Суд полагает, что данная позиция истца не основана на нормах действующего законодательства.
Указанные выше нормы права предоставляют ресурсоснабжающим организациям, в данном случае ООО «Водоканал», которое является поставщиком коммунальных услуг, начислять плату, как за поставленные ресурсы, так и поставленные ресурсы на общедомовые нужды.
В договоре управления (л.д.92-97) в главе 3, п.3.1.2 указано, что управляющая организация обязана организовать предоставление коммунальных услуг собственникам нанимателям помещений, для чего от своего имени по поручению и за счет собственников заключать договоры на предоставление коммунальных услуг.
Как установлено судом, между ООО «ЖКУ-4» и ООО «Водоканал» договор о предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения для многоквартирного дома по (ул...) не заключался.
Договор о предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения между жителями дома и ООО «Водоканал» не расторгался.
На основании изложенного суд полагает, что отсутствие между ООО «ЖКУ-4» и ООО «Водоканал» договора о предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения для многоквартирного дома по (ул...) не нарушает прав и законных интересов истца.
Как верно отметил представитель ООО «ЖКУ-4», законодатель устанавливает единый порядок расчета платы за коммунальные услуги как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации. При расчете исполнитель услуг обязан использовать показания общедомового прибора учета коммунального ресурса и Правил № 354 о предоставлении коммунальных услуг. Истец не представил доказательств того, что ООО «Водоканал» производит начисление за холодную воду и за общедомовые нужды с нарушением требований действующего законодательства, расчет за ОДН истец не оспорил, не представил доказательств, что расчет за ОДН, производимый ООО «Водоканал» был бы иной, если такой расчет производил ООО «ЖКУ-4».
В договоре управления МКД не сказано, что управляющая организация должна заключать договор с ООО «Водоканал», в договоре предусмотрено, что такой договор можно заключить в интересах собственников по их поручению, однако, истец не представил суду доказательств, что такое поручение было.
Жители дома ежемесячно передают в Водоканал показания своих счетчиков. Согласно правил №354, постановлениям Минстроя и ЖК РФ - в случае, если не заключен договор на поставку ресурса, то исполнителем является ООО «Водоканал». Управляющая компания должна была заключить договор на поставку ресурса, но никто не понуждал к заключению данного договора, договор не заключен между ООО «Водоканал» и ООО «ЖКУ-4».
Действующим законодательством предусмотрено, что даже при непосредственной форме управления многоквартирным домом ОДН может начисляться поставщиком услуги, а то что услуга по предоставлению холодной воды и водоотведению оказывается собственникам дома, никто не оспаривал.
На основании вышеизложенного следует отказать ФИО1 в иске к ООО «Водоканал» о признании незаконным выставление счетов за холодную воду на общедомовые нужды от ООО «Водоканал», об обязании ООО «Водоканал» прекратить выставлять счета за холодную воду на общедомовые нужды, о взыскании с ООО «Водоканал» 544 рубля 16 копеек, процентов - 59 рублей 86 копеек, неустойки 576 рублей 30 копеек, штрафа, морального вреда, судебных расходов, а также отказать в иске к ООО «ЖКУ-4» об обязании ООО «ЖКУ-4» заключить договор с ООО «Водоканал» на поставку коммунального ресурса (холодной воды) на общедомовые нужды, о взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Отказать ФИО1 в иске к ООО «Водоканал» о признании незаконным выставление счетов за холодную воду на общедомовые нужды от ООО «Водоканал», об обязании ООО «Водоканал» прекратить выставлять счета за холодную воду на общедомовые нужды, о взыскании с ООО «Водоканал» 544 рубля 16 копеек, процентов - 59 рублей 86 копеек, неустойки 576 рублей 30 копеек, штрафа, морального вреда, судебных расходов.
Отказать ФИО1 в иске к ООО «ЖКУ-4» об обязании ООО «ЖКУ-4» заключить договор с ООО «Водоканал» на поставку коммунального ресурса (холодной воды) на общедомовые нужды, о взыскании судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья С.И. Катусенко
Решение принято в окончательной форме 20.02.2017 года
Судья С.И. Катусенко