ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/2018 от 18.05.2018 Макушинского районного суда (Курганская область)

Гражданское дело № 2-149/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Макушино 18 мая 2018 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Бесовой Л.В.,

при секретаре Дубовой Е.С.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ФИО2 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МРИ ИФНС №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплат указанных сумм, морального вреда,

установил:

ФИО1 с учетом измененных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований обратилась в суд к МРИ ИФНС №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплат указанных сумм, морального вреда.

В обоснование иска указала, что с 06.08.2007 года она была принята в МИР ИМНС №5 по Курганской области главным государственным налоговым инспектором в отдел работы с налогоплательщиками. Приказом начальника МРИ от 02.05.2017 года служебный контракт с ней расторгнут, она была уволена в связи с сокращением должностей государственной службы. При увольнении ей выплачена компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 120261 рубль 92 копейки, денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 32,25 календарных дня в размере 30289 рублей 85 копеек. Считает, что в расчет денежного содержания необоснованно не включены суммы средств материального стимулирования и разовых премий, премии выплаченной при получении почетной грамоты в размере 1000 рублей, также при расчете компенсации за неиспользованный отпуск необоснованно не включены единовременные выплаты к отпуску, при расчете отпускных не включена материальная помощь в размере 15000 рублей, выплаченная в декабре 2016 года, а также единовременная выплата к отпуску в размере 15278 рублей 90 копеек, выплаченная в августе 2016 года. Также суммы средств материального стимулирования и премий не вошли в расчет денежного содержания при исчислении отпускных выплат с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года.

В связи с невозможностью воспользоваться причитающимися ей денежными средствами по выплате отпускных в 2017 году, а также выплат при увольнении по вине работодателя, ей причинены нравственные страдания, размер компенсации морального вреда оценивает 10000 рублей. МРИ ИИФНС №5 реорганизована путем присоединения к МРИ ИФНС №7 Курганской области, которая является полным правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов.

В связи с чем просила взыскать с ответчика 9101 рубль 46 копеек – задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года, 56199 рублей 56 копеек - задолженность ответчика по компенсации при увольнении (4-х месячное денежное содержание), 18267 рублей 37 копеек- задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, 15424 рубля 65 копеек проценты на день подачи заявления, после вынесения решения обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить сумму процентов с 24.03.2018 года по день фактического расчета. Моральный вред 10000 рублей, который причинен ей ввиду невозможности распорядиться недоплаченными денежными средствами..

На судебном заседании истица от части исковых требований отказалась, а именно от требований учесть при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск единовременные выплаты в размере 15278 рублей 90 копеек, выплаченные в августе 2016 года и апреле 2017 года, также отказалась от требований учесть при расчетах 1000 рублей –единовременное поощрение, выплаченное в ноябре 2016 года при получении почетной грамоты, соответственно от сумм 333 рубля 04 копейки –по единовременному 4-х месячному содержанию, от части недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 2894 рубля 76 копеек, от части компенсации денежного содержания на период нахождения в отпуске с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года в размере 487 рублей 09 копеек. В этой части производство по делу прекращено определением суда. Также истицей представлен измененный расчет по иску, а также процентов, при этом просила при вынесении решения произвести расчет компенсации ввиду несвоевременной выплаты требуемых сумм - по отпускной выплате представила с 06 апреля 2017 года, по выплате выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск с 06 мая 2017 года по день вынесения судебного решения.

В остальном истица дала пояснения согласно доводам измененного иска, пояснила, что суммы средств материального стимулирования и разовых премий, за исключением премии к почетной грамоте и единовременных выплат к отпуску, необоснованно не были включены ответчиком в расчет денежного содержания, что привело к необоснованному уменьшению сумм выплат. В расчет отпускных должна быть включена материальная помощь. Просит взыскать недополученные суммы, а также проценты. Ввиду отсутствия возможности своевременно воспользоваться недоплаченными денежными средствами, ей причинены нравственные страдания, переживания, размер компенсации морального вреда оценивает в 10000 рублей.

Представитель ответчика – ФИО2 исковые требования не признал, поддержал отзыв на иск, указал, что в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих от 06.09.2007 года, нормами Трудового Кодекса РФ – ст.11,129, 135 ТК РФ - суммы средств материального стимулирования и разовых премий не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов налоговой службы. Минфин РФ не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, рекомендации, изложенные в письме от 15.07.2014 года №14-04-05/34482 носят справочный характер. Полагает, что единовременная выплата к отпуску носит социальный характер, выплачивается при предоставлении отпусков дополнительно и не должна входить в расчет денежного содержания госслужащего при расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск. Премия при получении почетной грамоты также не входит в состав денежного содержания, поскольку является единовременным поощрением. Материальная помощь в размере 15000 рублей не была включена в расчет денежного содержания при исчислении отпускных ошибочно. Считает недоказанным размер морального вреда, так как не согласен в целом с доводами иска, выплаты при увольнении осуществляла МРИ ИФНС №5, требования о взыскании морального вреда связаны с первоначальными требованиями, в связи с чем просит в иске отказать полностью. Измененные расчеты истицы не оспаривал, просил не учитывать в расчете премию за получение почетной грамоты в размере 1000 рублей, в остальном согласен.

Представитель третьего лица, привлеченного для участия в деле Управления ФНС по Курганской области - на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.

В порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии не явившегося третьего лица.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованные и подлежат удовлетворению частично.

Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 1988 года состояла в трудовых отношениях с государственной налоговой инспекцией по Макушинскому району на должностях налогового инспектора, главного налогового инспектора отдела камеральных проверок, специалиста 2 категории, специалиста 1 категории, с 06.08.2007 года главным государственным налоговым инспектором в отдел работы с налогоплательщиками (л.д.-13-16,39, 40-43). Налоговая инспекция была преобразована в МРИ №6, затем МРИ №5 по Курганской области.

Приказом руководителя УФНС по Курганской области от 06.02.2017 года №01-04/01-048 МРИ ИФНС №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к МРИ ФНС №7 по Курганской области. МРИ ИФНС №7 является правопреемником МРИ ИФНС №5 в отношении задач, функций, прав, обязанностей иных вопросов деятельности МРИ ИФНС №5 по Курганской области (л.д.-37-38).

С ФИО1 был заключен служебный контракт №86 от 06.08.2007 года, согласно которому оплата труда работника состоит из должностного оклада, надбавок за классный чин, особые условия гражданской службы 90% должностного оклада, за выслугу лет – 30% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада, ежемесячной процентной надбавки к окладу, премии по результатам работы (л.д.-44-49). Дополнительным соглашением к служебному контракту от 12.01.2015 года ФИО1 установлен должностной оклад 5044 рубля, надбавка за классный чин 1599 рублей, надбавка за выслугу лет -1514 рублей, ежемесячное денежное поощрение -5044 рубля, в состав денежного содержания также вошли премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, другие выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами (л.д.-49).

Приказом и.о.начальника МРИ ИФНС №5 по Курганской области от 02.05.2017 №02-03/02-024 с ФИО1 расторгнут служебный контракт ввиду сокращения должности государственной службы, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 32,25 календарных дней, компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания (л.д.-69).

Ввиду увольнения ФИО1 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 32,25 дней - в размере 30289 рублей 85 копеек, а также 4-х месячное денежное содержание в размере 120261 рубль 92 копейки (л.д.-70-72).

Приказом от 16.03.2017 года №02-03/03-040 ФИО1 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 05 апреля 2017 года по 21 апреля 2017 года за период с 06 августа 2015 года по 05 августа 2016 года сроком на 14 дней с единовременной выплатой и материальной помощью (л.д.-61-63). Выплаченная сумма отпускных составила 14166 рублей 10 копеек (л.д.-64-68).

Приказами УФНС России по Курганской области от 01.06.2016 года №03-05/199, от 20.07.2016 года №03-05/236, от 14.04.2017 года №03-05/132, от 15.09.2016 года №03-05/302, утверждено распределение бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда (л.д.-82,88,96).

На основании приказов УФНС изданы приказы ИМНС №5 по Курганской области о выплате средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда.

На основании приказа МРИ ИФНС №5 по Курганской области от 08.06.2016 года №02-03/02-042 «О выплате средств материального стимулирования» ФИО1 выплачено- 27811 рублей и 1150 рублей (л.д.-84-85).

На основании приказа МРИ ИФНС №5 по Курганской области от 22.06.2016 года №02-03/02-044 «О выплате средств материального стимулирования» ФИО1 выплачено – 18748 рублей (л.д.87).

На основании приказа от 12.07.2016 года №02-03/02-015 истице выплачено 11991 рубль (л.д.-91-92).

На основании приказа от 21.07.2016 года №02-03/02-053 –выплачено 23535 рублей 56 копеек (л.д.89-90).

На основании приказа от 08.08.2016 года №02-03/02-056 истице выплачено 23106 рублей, 4000 рублей (л.д.-93-95).

На основании приказа от 27.09.2016 года №02-03/02-068 истице выплачено 16589 рублей, 3000 рублей (л.д.97-99).

На основании приказа от 16.12.2016 года №02-03/02-088 истице выплачено 25032 рубля, 2000 рублей (л.д.100-102).

На основании приказа от 21.04.2017 года №02-03/02-015 истице выплачено 8037 рублей 50 копеек, 2600 рублей (л.д.104).

В соответствии с ч.1 ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч.1 ст.135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частями 1 и 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам в соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ отнесены ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Составные части денежного содержания государственного гражданского служащего и порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего определены Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, которыми в том числе установлен Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (подп. «д» п. 1), а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (подп. «а» п. 1) (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил, согласно которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

При этом не учитывается единовременная выплата к отпуску, поскольку указанными правилами не предусмотрен учет данной выплаты при исчислении указанных сумм. Что также отражено в письме Минфина РФ от 23 ноября 2007 г. N ВЕ-6-16/906@.

В соответствии с п.3.1 ч.3 ст.37 ФЗ №79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п.8.1-8.3 ч.1 ст.37 государственному служащему выплачивается компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания.

В случаях, предусмотренных подп. «д» и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз. 1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

Как следует из ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, предусматривающее в 2014 году объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Постановлениями Правительства РФ от 31.03.2015года № 302-12, от 23.04.2016г. № 347-7, от 23.02.2017г. № 228-7, предусмотрены объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов в 2015-2017годах.

Из вышеизложенного следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Из материалов дела, следует, что истице выплачивались суммы средств материального стимулирования, при этом, данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении отпускных за период с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года, расчете компенсации при увольнении с государственной службы, компенсации за неиспользованный отпуск. В декабре 2016 года выплачена материальная помощь- 15000 рублей, которая необоснованно не учтена ответчиком при расчете отпускных за период с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и подтверждается материалами дела л.д. (24, 25,64-67, 70-72, 115-119).

В соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от 27 июля 2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченные ФИО1 средства материального стимулирования, материальная помощь, должны учитываться при расчёте для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном отпуске, а также компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п.1,п.5.5).

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 №14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 №238-7.

Принимая во внимание, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, довод ответчика о том, что Министерство финансов РФ не наделен полномочиями в сфере оплаты труда, либо в сфере государственной гражданской службы, суд считает несостоятельным.

Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.

Таким образом, при увольнении истца в расчет размера денежного содержания ответчиком необоснованно не была включена сумма выплаты дополнительного материального стимулирования.

Поскольку МРИ ИФНС №7 является правопреемником МРИ ИФНС №5 в отношении задач, функций, прав, обязанностей иных вопросов деятельности МРИ ИФНС №5 по Курганской области суд не соглашается с доводами ответчика о неправомерности заявленных исковых требований.

Поскольку сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, суд приходит к выводу о включении указанной суммы в расчет для исчисления денежного содержания ФИО1 при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных. Также в расчет отпускных входит материальная помощь.

Согласно расчетам истицы недополученное денежное содержание на период нахождения в отпуске составило 8314 рублей 70 копеек.

Суд, проверив расчет, приходит к следующему выводу:

220123 рубля 28 копеек (сумма премий и средств материального стимулирования, материальная помощь за период с апреля 2016 года по март 2017 года за исключением единовременной выплаты -15278 рублей 90 копеек и поощрения 1000 рублей)*1/12=18343 рубля 60 копеек.

Расчет отпускной выплаты составляет :

(5044+1514+1599+4540+5044+2661,15+18343,60):29,3*17)=22480 рублей 47 копеек.

22480 рублей 47 копеек – 14166 рублей 10 копеек (сумма фактически выплаченная истице) =8314 рублей 37 копеек- недоплаченная сумма отпускных. Таким образом, в этой части расчет истицы судом уточняется.

Расчет отпускной выплаты за неиспользованный отпуск согласно расчету истца составил:

Сумма премий, материального стимулирования, материальной помощи за период с мая 2016 года по апрель 2017 года без учета единовременных выплат и единовременного поощрения составила- 253001 рубль 68 копеек.

1/12 материальной помощи и премий составила 253001 рубль 68 копеек *1/12=21083 рубля 48 копеек.

Расчет компенсации составляет : (5044 руб+1514+1599+4540+5044+2661,15+21083 рубля 48 копеек):29,3*32,25 дня=45662 рубля 46 копеек.

Ответчиком выплачено истице 30289 рублей 85 копеек, таким образом, недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск составила 45662 рубля 46 копеек– 30289 рублей 85 копеек=15372 рубля 61 копейку. С данным измененным истицей расчетом суд соглашается, расчет также не оспаривался ответчиком.

По расчету истицы задолженность по компенсации по сокращению составила 56199 рублей 56 копеек.

Суд, проверив расчет истицы, приходит к следующему выводу:

Сумма всех премий, материального стимулирования, единовременные выплаты, материальная помощь за период с мая 2016 года по апрель 2017 года без учета единовременного поощрения в размере 1000 рублей, от включения которого в расчет истица отказалась, составил 283559 рублей 48 копеек.

1/12 от данной суммы составила 23629 рублей 96 копеек (283559,48*1/12).

Расчет компенсации по сокращению составил: (5044+1514+1599+4540+5044+2661,15+23629,96)=44115,44*4 месяца=176128 рублей 44 копейки.

Ответчиком выплачено 120261 рубль 90 копеек.

Таким образом, недоплаченная истице сумма составила 176128 рублей 44 копейки – 120261 рубль 92 копейки=55866 рублей 52 копейки.

В соответствии со ст.136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истицей заявлены требования о взыскании процентов в связи с задержкой выплаты требуемых сумм с 06.04.2017 года, с 06.05.2017 года, что следует из представленных ею расчетов. В порядке ст.196 ГПК суд принимает во внимание указанные даты, несмотря на более ранние сроки выплат требуемых сумм.

Расчет процентов по задолженности с учетом просрочки выплаты задолженности на день вынесения решения суда – 18.05.2018 компенсация (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных с 05.04.2017 по 21.04.2017 года за период просрочки исходя из суммы 8314 рублей 37 копеек

- с 06.04.2017 года по 01.05.2017 года : 8314,37*26 дней*1/150*9,75%=140 рублей 51 коп.

- с 02.05.2017 года по 18.06.2017 года: 8314,37*48 дней*1/150*9,25%=246 рублей 11 коп.

- с 19.06.2017 года по 17.09.2017 года :8314,37*91день*1/150*9%=453 рубля 96 коп.

- с 18.09.2017 года по 29.10.2017 года : 8314,37*42дня*1/150*8,5%=197 рублей 88 копе.

-с 30.10.2017 года по 17.12.2017 года : 8314,37*49 дней*1/150*8,25%=224 рубля 07 коп.

- с 18.12.2017 года по 11.02.2018 года : 8314,37*56 дней*1/150*7,75%=240,56 коп.

- с 12.02.2018 года по 25.03.2018 года : 8314,37*42 дня*1/150*7,5%=174 рубля 60 коп.

- с 26.03.2018 года по 18.05.2018 года : 8314,37*54 дня*1/150*7,25%=217 рублей 01 копеек.

Итого -1894 рубля 70 копеек.

-

Недоплаченная сумма компенсации за задержку недоплаченных сумм компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск составила 71239 рублей 13 копеек (15372,61+55866,52).

Расчет процентов за период с 06 мая 2017 года по 18 мая 2018 года составил:

- с 06.05.2017 по 18.06.2017 года : 71239,13*44дня*1/150*9,25%=1932 рубля 96 копеек.

- с 19.06.2017 года по 17.09.2017 года : 71239,13*91 день*1/150*9%=3889 рублей 66 копеек.

- с 18.09.2017 года по 29.10.2017 года : 71239,13*42 дня*1/150*8,5%=1695 рублей 49 копеек.

- с 30.10.2017 года по 17.12.2017 года : 71239,13*49 дней*1/150*8,25%=1919 рублей 89 коп.

- с 18.12.2017 года по 11.02.2018 года : 71239 рублей, 13 копеек*56 дней*1/150*7,5%=2061 рубль 19 копеек.

- с 12.02.2018 года по 25.03.2018 года : 71239,13 руб.*42 дня*1/150*7,5%=1496 рублей 02 коп.

- с 26.03.2018 года по 18.05.2018 года: 71239,13*54 дня*1/150*7,25%=1859 рублей 34 копейки.

Итого- 14854 рубля 55 копеек.

Общая сумма процентов на день вынесения решения суда составила 16749 рублей 25 копеек.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 17.03.2004года «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», разъяснено, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истицы, поскольку не начислены и не выплачены вовремя заработанные ФИО1 деньги, что лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. В связи с чем суд не соглашается с доводами ответчика о необоснованности заявленных истицей требований. Кроме того, МРИ ИФНС №7 является правопреемником МРИ ИФНС №5, в том числе в части исполнения обязанностей, в связи с чем обязанность по возмещению морального вреда должна быть возложена на ответчика.

Исходя из обстоятельств дела, объема и характера причиненных истице нравственных и физических страданий, суд полагает возможным взыскать в пользу истицы моральный вред в сумме 2000 рублей.

В соответствии со ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных ст.226 НК РФ.

Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации (процентов) за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области в пользу ФИО1 8314 рублей 37 копеек (восемь тысяч триста шестьдесят два) рубля 37 копеек– задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном отпуске с 05.04.2017 года по 21.04.2017 года,

15372 (пятнадцать тысяч триста семьдесят два) рубля 61 копейку - задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении,

55866 (пятьдесят пять тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 56 копеек – задолженность по компенсации при увольнении с государственной службы (четырехмесячное денежное содержание).

Компенсацию морального вреда в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области в пользу ФИО1 денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 18 мая 2018 года - в сумме 16749 (шестнадцать тысяч семьсот сорок девять) рублей 25 копеек, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 19 мая 2018 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.

Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым Кодексом РФ налогов и сборов.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: Л.В. Бесова