Гражданское дело № 2-149/2021
УИД 47RS0005-01-2020-001245-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 16 февраля 2021 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 20 февраля 2021 года.
16 февраля 2021 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,
при секретаре Ивановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию «Водоканал Ленинградской области» об урегулировании разногласий при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2019 года и понуждении заключить договор в редакции, предложенной истцом,
УСТАНОВИЛ:
истец, ФИО1, обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Государственному унитарному предприятию «Водоканал Ленинградской области», в котором просила:
урегулировать разногласия, возникшие между ФИО1 и ГУП «Водоканал Ленинградской области» при заключении договора № холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2019 года и понудить организацию водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор, в редакции предложенной Истцом,
принять п.4 договора в следующей редакции: «Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 29.04.2019 г.»
принять п.72 договора в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в силу с момента вступления в законную силу судебного акта об урегулировании разногласий при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения, по настоящему делу и распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 29.04.2019.»
принять п.82 договора в следующей редакции: «После вступления в силу настоящего договора, обязательства возникшие по оплате за фактическое потребление, поставленной холодной воды и водоотведения начинают действовать с момента фактического подсоединения к сетям холодного водоснабжения и ввода в эксплуатацию прибора учета (приложение №4)»
Свои требования мотивировала тем, что 08.03.2018 года за истцом зарегистрировано право собственности на объект недвижимости- помещения, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>. Право возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № от 19.02.2018 года между истцом и администрацией МО «Выборгский район» Ленинградской области.
09.03.2018 истец обратился в управляющую компанию ООО «Вектор» с запросом о предоставлении имеющегося договора холодного водоснабжения и водоотведения, в которой пояснили, что данный договор никогда не заключался в связи с нахождением помещения на балансе Администрации МО Выборгский район ЛО и отсутствием его эксплуатации, а также с установленной заглушкой на трубе водоснабжения и отсутствием части водоотвода, что подтверждается актом обследования от 09.03.2018 года.
26 апреля 2019 года, истец обратился в ГУП «Водоканал Ленинградской области», с заявлением вх. № от 29.04.2019 года, на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения.
29 апреля 2019 года истец обратился в ГУП «Водоканал Ленинградской области», с заявлением вх. № от 06.05.2019 года, о принятии в эксплуатацию прибора учета холодной воды, в связи с подключением к общедомовым сетям водоснабжения, установкой и пуском в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения, управляющей компанией ООО «ВЕКТОР», о чем составлен акт освидетельствования от 29.04.2019 года.
В нарушении Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", сотрудниками ГУП «Водоканал Ленинградской области» ее заявление не было рассмотрено в установленные сроки.
13.08.2019 года, повторно обратилась в ГУП «Водоканал Ленинградской области», с заявлением вх. № от 13.08.2019 года, о принятии в эксплуатацию прибора учета холодной воды, в связи с чем был составлен акт приемки водомерного узла от 13.08.2019 и 30.08.2019 составлен акт контрольного обследования.
«24» сентября 2019 г. ФИО1, был получен проект договора № от «10» сентября 2019 года,
14 октября 2019 года, не согласившись с пунктами договора, ею был составлен протокол разногласий, в котором были предложены изменить пункты 71 и 82 договора в редакции абонента. В обосновании изменения данных пунктов было направлено письмо с приложением документов подтверждающих дату фактического подключения к водопроводным сетям с установкой счетчика с 29.04.2019 года.
23 октября 2019 года были получены, согласованный ответчиком протокол разногласий составленный истцом от 14 октября 2019 года, а также протокол согласования разногласий от 18 октября 2019 года.
28.10.2019 не согласившись с пунктами договора, а также протоколом согласования разногласий от 18 октября 2019 года, был составлен протокол разногласий от 28.10.2019 года, в котором были предложены изменить пункты 4, 71 и 82 договора в редакции абонента. В обосновании изменения данных пунктов было направлено письмо, с пояснениями, даты подключения и начало подачи холодной воды и приема сточных вод, которая зафиксирована актом освидетельствования от 29.04.2019 в присутствии управляющей организации ООО «Вектор», о чем незамедлительно была проинформирована ресурсоснабжающая организация ГУП «Леноблводоканал».
05.11.2019 Истцом был получен проект договора № от «01» ноября 2019 года г., в котором пункт 82 проекта договора от «10» сентября 2019 года был удален, а пункты 4,71 оставлены без изменений. Каких либо пояснений для урегулирования данных спорных моментов, со стороны ГУП «Леноблводоканал» не поступало.
20.11.2019 не согласившись с пунктами договора, ею был составлен протокол разногласий от 20.11.2019 года, в котором были предложены изменить пункт 4, а именно пункт 4 договора принять в следующей редакции: «Датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 29.04.2019 г.»
28.11.2019, истцу был направлен ответ в отказе в согласовании предложенной абонентом, редакции договора, с разъяснением что урегулирование возникших разногласий будет производится через суд.
В заседании суда истец ФИО1 и третье лицо ФИО2 требования поддержали.
Ответчик в лице представителя ФИО3 возражала против удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644), абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В случае если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом), такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 13 Правил № 644 (в редакции, действовавшей на момент направления Договора) абонент в течение 30 дней со дня поступления проекта договора холодного водоснабжения, проекта договора водоотведения или проекта единого договора холодного водоснабжения и водоотведения вправе представить организации водопроводно- канализационного хозяйства, направившей такие проекты договоров, предложение об изменении представленных проектов договоров в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», настоящих Правил и условиям типовых договоров (в части условий договора, определяемых организацией водопроводно- канализационного хозяйства и абонентом).
В силу пункта 14 Правил № 644 (в редакции, действовавшей на момент получения ФИО1 проекта договора) в случае если организация водопроводно- канализационного хозяйства не направит абоненту в течение 10 рабочих дней новый проект договора (проекты договоров), абонент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации водопроводно-канализационного хозяйства заключить договор.
Таким образом, в случае, если предложения абонента по проекту договора не были приняты организацией водопроводно-канализационного хозяйства, абоненту не предоставляется право повторно и неоднократно направлять в адрес данной организации протоколы разногласий с прежними либо новыми предложениями и замечаниями.
Исходя из содержания пунктов 12, 13, 14 Правил № 644, передача абонентом разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда возможна только при условии соблюдения абонентом порядка и сроков предоставления организации водопроводно-канализационного хозяйства предложений об изменении проекта договора.
29.04.2019 (№) в ГУП «Леноблводоканал» поступило заявление ФИО1 о заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения по адресу: <...>.
Письмом ГУП «Леноблводоканал» от 18.09.2019 № в адрес ФИО1 был направлен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 10.09.2019 №, который был получен ФИО1 25.09.2019 г., что подтверждается распиской истца на данном письме ГУП «Леноблводоканал» от 18.09.2019 №.
Таким образом, учитывая вышеприведенные требования Правил № 644, предложения об изменении Договора № могли быть направлены ФИО1 в ГУП «Леноблводоканал» только в течение 30 дней с момента получения ею проекта Договора, а именно в срок до 25.10.2019.
ФИО1 был подготовлен протокол разногласий к договору № от 14.10.2019, содержащий предложение об изменении только двух пунктов Договора - №№ 71 и 82. Предложений об изменении пункта 4 Договора истцом в установленный законом срок (до 25.10.2019) в ГУП «Леноблводоканал» представлено не было.
Пункт 71 договора № от 10.09.2019 предусматривает следующее условие: «71. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 08.03.2018 г.».
ФИО1 в протоколе разногласий к Договору от 14.10.2019 была предложена следующая редакция пункта 71: «71. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания.».
В соответствии с пунктом 68 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», в данном пункте договора указывается дата вступления договора в силу.
Учитывая, что при заключении данного договора между сторонами возникли разногласия, в пункте 71 Договора от 10.09.2019 № указано о том, что данный договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, сложившиеся с 08.03.2018 (то есть с момента регистрации перехода права собственности на нежилое помещение).
Таким образом, предложенная ФИО1 редакция пункта 71 Договора от 10.09.2019 № необоснованна, поскольку не учитывает фактическое потребление ФИО1 услуг по водоснабжению и водоотведению, которое возникло намного ранее момента подписания договора, при этом указанный договор до настоящего времени еще не подписан со стороны ФИО1
Пункт 82 договора № от 10.09.2019 предусматривает следующее условие: «82. После вступления в силу настоящего договора договор от ***** № ******* утрачивает силу с 08.03.2018 г., при этом денежные обязательства, возникшие (возникающие) из указанного договора, продолжают действовать до их полного исполнения.».
ФИО1 в протоколе разногласий к Договору от 14.10.2019 была предложена следующая редакция пункта 82: «82. После вступления в силу настоящего договора обязательства, возникшие по оплате за фактическое потребление, поставленной холодной воды и водоотведения начинают действовать с момента фактического присоединения к сетям холодного водоснабжения и ввода в эксплуатацию прибора учета (приложение № 4).».
Таким образом, пункт 82 договора № от 10.09.2019 в редакции ГУП «Леноблводоканал» касается обязательств по ранее заключённым договорам в отношении того же нежилого помещения, тогда как предложенная ФИО1 редакция пункта 82 ничего общего с предметом регулирования данного пункта не имеет.
В соответствии с ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона Федеральный закон от 07.12.201 1 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) договор холодного водоснабжения и водоотведения является публичным договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 416-ФЗ договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645), утверждены типовые формы договоров, заключаемые в целях реализации Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Исходя из содержания статьи 426 ГК РФ, условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), ничтожны.
При этом согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» типовые договоры, утвержденные настоящим постановлением, могут быть дополнены по соглашению сторон иными положениями (в том числе приложениями), не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Пункт 82 договора № от 10.09.2019 в редакции ГУП «Леноблводоканал», а также пункт 82 данного договора в редакции ФИО1, изложенной в протоколе разногласий от 14.10.2019, не предусмотрен типовым договором.
Учитывая, что сторонами не было достигнуто соглашение относительно редакции пункта 82, данный пункт был исключен ГУП «Леноблводоканал» из договора № Вбг-ПЧ- 805/19-ВК от 10.09.2019, о чем указано в протоколе согласования разногласий от 18.10.2019, подготовленном ГУП «Леноблводоканал».
Также в данном протоколе согласования разногласий от 18.10.2019 пункт 71 принят в редакции ГУП «Леноблводоканал» по договору № от 10.09.2019.
Таким образом, протокол разногласий от 14.10.2019, составленный ФИО1, не был согласован ГУП «Леноблводоканал» в предложенной истцом редакции.
При этом протокол согласования разногласий от 18.10.2019, подготовленный ГУП «Леноблводоканал», был направлен в адрес ФИО1 письмом от 18.10.2019 № 18115/2019. Одновременно данным письмом в адрес ФИО1 повторно был направлен договор № от 10.09.2019.
Доводы ФИО1 о том, что направленный письмом ГУП «Леноблводоканал» от 18.10.2019 № договор № от 10.09.2019, якобы, являлся новым, не соответствуют действительности и имеющимся в деле документам, поскольку ранее оба экземпляра данного договора, направленные в адрес ФИО1 письмом от 18.09.2019, были возвращены ФИО1 без подписания письмом от 14.10.2019. Более того, в письме ГУП «Леноблводоканал» от 18.10.2019 № четко указано, что договор № от 10.09.2019 направлен повторно в связи с отказом ФИО1 от его подписания, и с повторной просьбой подписать данный договор и вернуть 1 экземпляр в адрес ГУП «Леноблводоканал».
28.10.2019 в ГУП «Леноблводоканал» поступило письмо ФИО1 от 28.10.2019 с приложением составленного ФИО1 протокола разногласий от 28.10.2019 и с возвратом повторно направленного в ее адрес договора № от 10.09.2019 и протокола согласования разногласий от 18.10.2019.
В протоколе разногласий от 28.10.2019, подготовленном ФИО1, снова представлены предложения по пунктам 71 и 82 договора, а также новое предложение но пункту 4 того же договора, которое не было заявлено ранее.
В протоколе разногласий от 28.10.2019 ФИО1 в нарушение установленного срока подготовки абонентом предложений предложена иная редакция пункта 71 договора, которая отличается от редакции, предложенной первоначально ФИО1 в протоколе разногласий от 14.10.2019.
Разногласия по пункту 4 договора не были заявлены ФИО1 в установленные сроки (то есть в протоколе разногласий от 14.10.2019 после получения ею договора 25.09.2019).
Таким образом, указание истцом в протоколе разногласий к договору от 28.10.2019, направленном повторно и за истечением 30-дневого срока, на разногласия по пункту 4 является нарушением сроков, установленных пунктами 12, 13, 14 Правил № 644, в связи с чем договор в данной части считается принятым в редакции ГУП «Леноблводоканал» на основании абз. 2 пункта 12 Правил № 644.
Также не могут быть приняты во внимание разногласия истца по пункту 71 договора, заявленные в протоколе разногласий от 28.10.2019, поскольку ранее в протоколе разногласий от 14.10.2019 ФИО1 была предложена другая редакция указанного пункта, в связи с чем редакция пункта 71 договора, указанная ФИО1 в протоколе разногласий от 28.10.2019, подготовлена с нарушением 30-дневого срока на представление предложений относительно договора, который истек 25.10.2019.
Более того, ФИО1 на рассмотрение суда не передавались разногласия по пункту 71 договора. В исковом заявлении ФИО1 содержится требование об урегулировании разногласий по пунктам 4, 72 и 82 договора. Требование об урегулировании разногласий по пункту 71 договора в судебном порядке истцом не заявлено, в связи с чем пункт 71 договора принят в редакции ГУП «Леноблводоканал».
Учитывая изложенное, в силу пунктов 12, 13 Правил № 644 Договор, за исключением пункта 82, по которому абонентом в установленный срок были заявлены разногласия в протоколе разногласий от 14.10.2019, заключен сторонами в редакции ГУП «Леноблводоканал», в том числе в редакции ГУП «Леноблводоканал» приняты пункты 4 и 71 Договора.
Требования об урегулировании условий пункта 4 Договора, не содержащиеся в протоколе разногласий от 14.10.2019, и о принятии пункта 71 в редакции истца согласно протоколу разногласий от 28.10.2019, не могут рассматриваться в рамках данного дела и не имеют отношения к предмету спора, поскольку по ним не осуществлялось урегулирование разногласий в установленные сроки (пункты 12, 13, 14 Правил № 644).
Таким образом, требование в отношении пункта 4 договора не подлежит рассмотрению в силу нарушения истцом срока направления протокола разногласий по данному пункту в организацию ВКХ (пункты 12, 13, 14 Правил № 644).
Более того, необходимо отметить, что истцом в исковом заявлении предъявлено требование об урегулировании разногласий по пункту 72 договора, по которому ФИО1 никогда не заявлялись разногласия и не направлялись предложения об изменении данного пункта. ФИО1 направлялись предложения и разногласия в разные сроки (в том числе с учетом пропуска этих сроков) только по 3 пунктам договора: 4, 71 и 82.
Следовательно, требование ФИО1 об урегулировании пункта 72 договора также не подлежит рассмотрению судом, поскольку поданному пункту между сторонами не возникали разногласия и данный пункт принят в редакции ГУП «Леноблводоканал».
Также следует отметить, что в ответ на письмо ФИО1 от 28.10.2019 письмом ГУП «Леноблводоканал» от 05.11.2019 № в адрес ФИО1 был направлен проект договора холодного водоснабжения и водоотведения № от 01.11.2019 в связи с отказом ФИО1 от неоднократного подписания направленного ранее договора от 10.09.2019 и протоколов согласования разногласий.
На основании протокола согласования разногласий от 18.10.2019, подготовленного ГУП «Леноблводоканал», пункт 82 был исключен из данного договора. В связи с этим пункт 82, по которому ранее возникли разногласия, в данном договоре от 01.11.2019 отсутствует, но при этом договор от 01.11.2019 имеет пункт под номером 82, который регламентирует иные условия договора и по которому между сторонами не возникало разногласий (условие относительно отведения сточных вод). Таким образом, требование истца о принятии пункта 82 договора в редакции истца, указанной в протоколе разногласий от 14.10.2019, повлечет исключение из договора пункта с иными условиями, по которым у сторон не имелось разногласий.
Относительно иных условий договор от 01.11.2019 полностью идентичен ранее направленному в адрес ФИО1 договору от 10.09.2019.
Договор от 01.11.2019 был получен ФИО1 11.11.2019, о чем свидетельствует подпись ФИО1 на письме ГУП «Леноблводоканал» от 05.1 1.2019 № 19353/2019.
В ответ на данное письмо ФИО1 письмом от 20.11.2019 в адрес ГУП «Леноблводоканал» снова возвращены оба экземпляра договора № от 01.11.2019 и направлен протокол разногласий от 20.11.2019.
При этом в протоколе разногласий от 20.11.2019 ФИО1 указаны разногласия только по пункту 4 договора, которые аналогичны ее разногласиям по данному пункту, изложенным в протоколе разногласий от 28.10.2019. Разногласий по пунктам 71 и 82, а также по пункту 72 договора, который указан в исковом заявлении, в протоколе разногласий от 20.11.2019 ФИО1 указано не было.
При этом необходимо учитывать, что договор № Вбг-ПЧ-805/19-ВК от 01.11.2019 не являлся новым, поскольку содержал те же самые условия, которые были указаны в договоре от 10.09.2019, который неоднократно направлялся в адрес ФИО1 в связи с ее отказом от подписания данного договора.
Таким образом, ни повторное направление Предприятием ФИО1 договора № от 10.09.2019, ни направление в ее адрес аналогичного по содержанию договора № от 01.11.2019 (из которого был исключен только пункт 82) не являются основаниями для продления установленного пунктом 13 Правил № 644 срока предоставления абонентом предложений об изменении проекта договора.
Более того, Правилами № 644 не предусмотрена возможность неоднократного направления абонентом протоколов разногласий к договору, условия которого не менялись, и, соответственно, не предусмотрена возможность неоднократного направления абонентом предложений и замечаний к такому договору.
Ссылка истца на договор управления многоквартирным домом № от 08.03.2018 как на основание составления актов от 09.03.2018 и от 29.04.2019 несостоятельна в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.201 I № 354 (далее - Правила № 354), внесены изменения, касающиеся регулирования правоотношений в сфере потребления коммунальных услуг собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 6 дополнен абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым, пункт 7 изложен в новой редакции). Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2017.
Так, согласно абз. 3, 4, 5 пункта 6 Правил № 354 поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Указанный способ определения количества потребленного ресурса предусмотрен Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (статьи 2, 20), Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (статьи 17, 22), Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261 -ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 13).
Анализ изменений в Правилах № 354 позволяет утверждать, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом. Договоры о предоставлении коммунальных услуг, ранее заключенные с управляющими компаниями, не действуют. Предъявление к оплате объемов коммунальных ресурсов собственникам нежилых помещений должно производиться напрямую ресурсоснабжающей организацией, установленный порядок в части поставки и оплаты коммунального ресурса в нежилое помещение многоквартирного дома не зависит от волеизъявления участников правоотношений.
Отсутствие у потребителя в рассматриваемый период заключенного с ресурсоснабжающей организацией письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение, также не является основанием для изменения установленного с 01.01.2017 порядка взаимоотношений между собственниками нежилых помещений и ресурсоснабжающими организациями.
В данном случае объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, установленными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования) (абзац 5 пункта 6 Правил № 354).
Анализ изменений, внесенных в Правила № 354, которые изложены как императивные, позволяет утверждать, что с 2017 года собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации независимо от способа управления домом.
Таким образом, после 01.01.2017 управляющие компании не имеют прав заключать договоры на поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение с собственниками таких нежилых помещений.
Более того, истцом не представлено доказательств того, что данным договором предусмотрено оказание услуг по водоснабжению и водоотведению в отношении нежилого помещения.
Так, согласно пункту 2.4 договора управления многоквартирным домом № от 08.03.2018 перечень коммунальных услуг, предоставление которых обеспечивает Управляющая организация, приведены в приложениях № 1 и № 2 к данному договору. Между тем приложения № 1 и № 2 к договору отсутствуют.
Доводы ФИО1 о неприменении Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), ввиду отсутствия аварийных ситуаций в работе внутридомовых инженерных систем, несостоятельны в силу следующего.
Согласно подп. «в» пункта 1 Правил № 416 данные Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями. При этом сфера применения данных Правил не ограничена только лишь возникновением авариных ситуаций.
Так, исходя из содержания раздела IV Правил № 416, аварийно-диспетчерская служба, помимо прочих функций, осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с исполнением обязательств управляющей организации.
Учитывая изложенное, тем истцом не представлено доказательств обращения в организацию водопроводно-канализационного хозяйства и в управляющую компанию с заявлениями о прекращении водоснабжения и водоотведения принадлежащего ей нежилого помещения, равно как и доказательств прекращения водоснабжения и водоотведения данного нежилого помещения в установленном законом порядке управляющей компанией в присутствии представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства и с опломбированием заглушки.
Подпунктом «е» пункта 35 Правил № 354 установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Любое вмешательство в центральные инженерные сети, в том числе установка заглушки на трубе холодного водоснабжения и демонтаж трубы водоотведения, равно как демонтаж заглушки на трубе холодного водоснабжения и установка демонтированной ранее трубы водоотведения требуют согласованного проекта и внесения изменений в техническую документацию, в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации подобные действия являются переустройством. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (часть 2 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем доказательств полученного в установленном порядке решения органа местного самоуправления о согласовании проекта переустройства нежилого помещения, а также о наличии такого проекта переустройства истцом не представлено, что также опровергает доводы ФИО1 о том, что, якобы, в период с 08.03.2018 по 28.04.2019 услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении спорного нежилого помещения не оказывались.
Принимая во внимание, что доказательств соблюдения установленной законом процедуры переустройства спорного помещения истцом не представлено, ФИО1 не может быть освобождена от обязанности по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению за период с 08.03.2018 по 28.04.2019.
Сведений о том, что приобретению ФИО1 нежилого помещения предшествовало произведенное в указанном порядке переустройство нежилого помещения по настоящему спору не представлено.
Учитывая, что изменений в техническую документацию внутридомовых инженерных систем по результатам переоборудования спорного помещения не внесено до настоящего времени, переоборудование принадлежащего истцу нежилого помещения, о котором она заявляет и факт осуществления которого не доказан, произведено в нарушение установленного законом порядка.
Следовательно, действия по внесению изменений в расположенную в нежилом помещении систему водоснабжения и водоотведения без соблюдения установленного законом порядка переустройства не могут порождать правовых последствий в виде освобождения собственника нежилого помещения от обязанности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения нежилого помещения.
Таким образом, истцом не доказан факт неполучения услуг по водоснабжению и водоотведению.
Истцом не представлено доказательств того, что фактическое подключение нежилого помещения к системе водоснабжения и водоотведения было произведено только 29.04.2019.
Представленный ФИО1 акт от 29.04.2019 данное обстоятельство не подтверждает, поскольку в данном акте указано лишь об установке прибора учета в нежилом помещении, а не об осуществлении технологического присоединения к инженерным сетям многоквартирного дома.
Позиция ответчика нашла подтверждение в ходе рассмотрения спора.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1 к Государственному унитарному предприятию «Водоканал Ленинградской области» об урегулировании разногласий при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2019 года и понуждении заключить договор в редакции, предложенной истцом- отказать.
На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.
Судья Ю.С. Грачева