ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-149/2022 от 31.05.2022 Уметского районного суда (Тамбовская область)

Гр.дело

68RS0-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р. 31 мая 2022 года

Уметский районный суд в составе:

председательствующего и.о. судьи Уметского районного суда судьи Кирсановского районного суда Королевой Н.Б.,

при секретаре Поповой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому обществу «Уметхлеб» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л :

обратился в Уметский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ПО «Уметхлеб» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В обоснование своих требований истец суду указал, что прокуратурой по информации ЦентральноЧерноземного межрегионального управления Росприроднадзора проведена плановая проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ПО «Уметхлеб», касающегося принятия мер, направленных на охрану атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта (ПО «Уметхлеб»), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №ВDRG7VTR от ДД.ММ.ГГГГ объекту негативного воздействия на окружающую среду присвоена III категория.

Вместе с тем, по состоянию на 2021 год при наличии периодов НМУ (38), в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды ПО «Уметхлеб» не имели согласования с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию .

Следовательно, ПО «Уметхлеб» не соблюдались требования по охране атмосферного воздуха, установленные ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.1. КоАП РФ в отношении председателя Совета ПО «Уметхлеб» Х.Н.В., которое вместе с материалами направлено для рассмотрения по существу в Управление по охране окружающей среды и природопользованию , ДД.ММ.ГГГГ прокурором района председателю Совета ПО «Уметхлеб» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения руководством ПО «Уметхлеб» не устранены, в связи с отсутствием денежных средств на проведение указанных мероприятий.

Просит суд обязать Потребительское общество «Уметхлеб» разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию , уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора Щекина Е.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ПО «Уметхлеб» Х.Н.В. не возражала об удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Управления по охране окружающей среды и природопользованию в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По требованию ч. 1. ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 названного федерального закона при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Руководящему документу 5ДД.ММ.ГГГГ-85 Методические указания, регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, утв. Госкомгидрометом СССР ДД.ММ.ГГГГ, загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое промышленными предприятиями, транспортом, другими объектами в большей степени зависит от метеорологических условий. Неблагоприятными считаются периоды, когда метеоусловия, такие как скорость ветра, температурный режим, относительная влажность воздуха способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, при этом концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. В связи с этим большое значение приобретает разработка и осуществление мероприятий по временному сокращению вредных выбросов в атмосферу в периоды НМУ.

Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

При первом режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 15-20%. При втором режиме работы предприятия мероприятия должны обеспечить сокращение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 20-40%. При третьем режиме работы предприятий мероприятия должны обеспечить сокращение концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы примерно на 40-60%.

На основании положений п.7 РД 52.04-52-85 предприятия на согласование представляют реальные планы мероприятий и план-график контроля выбросов вредных веществ непосредственно на источниках в периоды НМУ. При согласовании также устанавливают наличие средств контроля технологических процессов и выбросов загрязняющих веществ на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования).

Пунктами 1, 2, 3, 4, 19 Требований предусмотрено, что Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМЦ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.

По требованию ч. 2 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа.

Как установлено в судебном заседании, истец в обоснование своих требований ссылается на доказательства, которые являются относимыми и допустимыми, при этом, ответчик ПО «Уметхлеб» исковые требования признал и не возражал об их удовлетворении. В настоящее время ответчиком ведутся работы по разработке и согласованию мероприятий по уменьшению выбросов вредных веществ.

В силу ст.173 ГПК РФ – при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание ответчиками иска, так как это не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно части 4.1. статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

При таких обстоятельствах, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом объема работ, подлежащих выполнению, суд считает установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора - удовлетворить.

Обязать Потребительское общество «Уметхлеб» (юридический адрес: 393130, , р., ИНН 6823000977; ОГРН 1056852885143) разработать и согласовать с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию , уполномоченным на проведение регионального государственного экологического надзора, мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уметский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: