ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/17 от 02.05.2017 Чаунского районного суда (Чукотский автономный округ)

№ 2-14/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 мая 2017 года г. Певек

Чаунский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Пугачёва В.В.,

при секретаре Лисовской О.И.,

с участием:

прокурора – помощника прокурора Чаунского района Артамонова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чаунского района Чукотского автономного округа в интересах Российской Федерации к муниципальному предприятию «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа о возложении обязанности оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек и села Биллингс городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами,

установил:

прокурор Чаунского района Чукотского автономного округа, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к муниципальному предприятию «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа (далее – МП «ЧРКХ») о возложении обязанности оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек и села Биллингс городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами соответственно на водохранилище без названия в п. Валькумей и озере без названия в с. Биллингс в срок до 01 мая 2017 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Чаунского района проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Арктической зоне Российской Федерации за период 2015-2016 гг. установлено, что МП «ЧРКХ» использует водные объекты – водохранилище без названия в п. Валькумей и озеро без названия в с. Биллингс – в целях забора (изъятия) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Певек и с. Биллингс (нецентрализованное водоснабжение) в отсутствии разрешительных документов на право пользования водными объектами. Водохранилище без названия в п. Валькумей и Озеро без названия в с. Биллингс отнесены к поверхностным водным объектам, находящимся в федеральной собственности. Уполномоченным органом на предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чукотского АО, в пользование на основании договоров водопользования является Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского АО (далее–Департамент). Договоры водопользования заключаются на основании поступивших в Департамент заявлений на предоставление водного объекта в пользование. Договор водопользования на вышеуказанные водные объекты МП «ЧРКХ» с Департаментом не заключался. Осуществление ответчиком деятельности по забору воды в отсутствие правоустанавливающих документов, ведёт к бесконтрольному использованию водного объекта, опасности причинения вреда окружающей среде, а также нарушаются интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и установленного порядка пользования водными объектами.

В возражениях на иск ответчик указал, что 7 февраля 2017 года в Департамент направлен комплект документов для заключения договора водопользования озером безымянным с. Биллингс. Забор воды из водохранилища без названия в п. Валькумей осуществляется во исполнение решений, принятых на Рабочем заседании при первом заместителе Думы Чукотского АО по вопросу аварийной ситуации на гидротехническом сооружении «Плотина на ручье Певек» (протокол от 19.02.12), заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при Администрации Чаунского муниципального района (протокол № 12 от 24.09.12), распоряжения Губернатора Чукотского АО <К.Р.В.> № 11-рг от 22.01.16 «О мерах по нормализации водоснабжения населения и организаций города Певек», совместного рабочего заседания по вопросу системы теплоснабжения (протокол от 21.07.16), пп. 4 п. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ (л.д.28).

В отзыве на иск Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Амурское БВУ) поддержало исковые требования истца, как законные и обоснованные, просило иск удовлетворить (л.д.70-71).

Во мнении от 28 февраля 2017 года Департамент указал, что в настоящее время в Департаменте на рассмотрении находятся документы МП «ЧРКХ» для заключения договора водопользования в отношении озера без названия с. Биллингс. Документы для заключения договора водопользования в отношении водохранилища без названия (п. Валькумей) в Департамент от ответчика не поступали (л.д.118).

Согласно письму Департамента от 24 марта 2017 года, МП «ЧРКХ» отказано в предоставлении водного объекта озеро без названия с. Биллингс, в связи с отсутствием у МП «ЧРКХ» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (л.д.158-159).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор уточнил исковые требования и просил обязать МП «ЧРКХ» в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек и села Биллингс городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами соответственно на водохранилище без названия в п. Валькумей (код водного объекта №00) и озере без названия в с. Биллингс (код водного объекта №00).

В отзыве от 25 апреля 2017 года на уточнённые исковые требования, Департамент с учетом сроков, установленных Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, а также необходимости получения МП «ЧРКХ» санитарно-эпидемиологического заключения на водный объект - озеро без названия в с. Биллингс, просит суд, при удовлетворении иска и возложении на МП «ЧРКХ» определенных обязанностей учесть установленные нормативно-правовым актом сроки, необходимые для оформления договоров водопользования, а также сроки, необходимые для получения санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзоре (л.д.166-167)

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Ответчик МП «ЧРКХ» о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Департамент и Амурское БВУ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу п. 4 ст. 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

В силу ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 11 ВК РФ предусмотрено, что на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе: для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

В силу п. 14 ст. 3 ВК РФ, водное законодательство основывается на принципе платности использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.

Согласно ч. 1, 3 ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 данного Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 12.03.2008 №165 «О подготовке и заключении договора водопользования» утверждены «Правила подготовки и заключения договора водопользования» (далее – Правила).

Перечень документов и материалов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования, определён п. 7 и 8 вышеуказанных Правил.

Согласно п. 1.1, 4.1. Устава МП «ЧРКХ», Предприятие создано на основании распоряжения Администрации Чаунского муниципального района от 26 марта 2014 года № 63-рг, предприятие является юридическим лицом.

В соответствии с п. 3.1, пп. 3.2.1, 3.2.2, п. 3.2 Устава, целями создания Предприятия являются удовлетворение спроса населения организаций на коммунально-бытовые и жилищно-коммунальные услуги в соответствии с предметом деятельности, извлечение прибыли. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет основные виды деятельности, в том числе оказание услуг по водоснабжению, оказание бытовых услуг населению и юридическим лицам.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, МП «ЧРКХ» в целях холодного водоснабжения населения и организаций осуществляется водопользование (забор (изъятие) воды) водными объектами, расположенными на территории городского округа Певек Чукотского автономного округа - водохранилище без названия в п. Валькумей и озеро без названия в с. Биллингс (л.д. 9, 11, 12, 13, 28).

Таким образом, деятельность ответчика по осуществлению забора (изъятие) воды из водных объектов предполагает наличие оформленного права пользования водными объектами, а именно договора водопользования на платной основе, зарегистрированного в установленном порядке в государственном водном реестре.

В ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в Арктической зоне Российской Федерации, прокуратурой Чаунского района установлено, что МП «ЧРКХ» использует водные объекты водохранилище без названия в п. Валькумей и озеро без названия в с. Биллингс – в целях забора (изъятия) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Певек и с. Биллингс (нецентрализованное водоснабжение) в отсутствии разрешительных документов на право пользования водными объектами (л.д. 3, 7-8).

Согласно сведениям Амурского БВУ в государственном водном реестре о водных объектах - озеро без названия (с. Биллингс) имеет код водного объекта - №00, а водохранилище без названия (п. Валькумей) – №00. По состоянию на 15 февраля 2017 года в государственном водном реестре (далее - ГВР) нет зарегистрированных разрешительных документов (договор водопользования, решение о предоставлении водного объекта в пользование) по водным объектам: водохранилище без названия (п. Валькумей), озеро без названия (с. Биллингс). При этом в ГВР не содержится информации о праве собственности на вышеуказанные водные объекты (л.д.4-6, 27).

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 24.02.2016 № 80 утверждено Положение о Департаменте промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (далее-Положение) (л.д.120-121).

Согласно пп. 31 п. 3.4 раздела 3 Положения, последний осуществляет переданные в установленном федеральным законодательством порядке полномочия Российской Федерации, в том числе предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Чукотского автономного округа, в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в ч. 1 ст. 21 ВК РФ (л.д.122-151).

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, в феврале 2017 года ответчик направил в Департамент пакет документов в целях предоставления в пользование водного объекта – озера без названия, расположенного на территории городского округа Певек Чукотского автономного округа в сельском поселении Биллингс (л.д. 28, 37, 89-91, 160, 161-162).

Вместе с тем, в связи с отсутствием санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, ответчику Департаментом отказано в предоставлении водного объекта - озеро без названия с. Биллингс в пользование на основании договора водопользования (л.д. 87, 92, 118-119,158-159, 163, 164).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела судом, у ответчика отсутствуют надлежащим образом оформленные права пользования водными объектами (договоры водопользования) - водохранилище без названия в п. Валькумей (код водного объекта №00) и озеро без названия в с. Биллингс (код водного объекта №00).

Суд находит несостоятельным довод ответчика об отсутствии оснований для оформления договора водопользования на водохранилище без названия п. Валькумей, в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 11 ВК РФ.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ни в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ни в судебном заседании сторонами не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о принятии главой городского округа Певек решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в пределах территории городского округа Певек.

Между тем, как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, ответчик осуществляет забор воды в целях холодного водоснабжения населения и организаций города Певек городского округа Певек Чукотского автономного округа из водохранилища без названия п. Валькумей.

При этом доказательства, на которые ответчик ссылается в своих возражениях от 28 февраля 2017 года, на момент рассмотрения дела судом не представлены.

При таких обстоятельствах, вышеуказанный довод ответчика является недоказанным и удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что осуществление ответчиком деятельности по забору (изъятию) воды в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек и села Биллингс городского округа Певек в отсутствие разрешительной документации, при установленной законом обязательности договорного регулирования использования водных ресурсов, ведёт к бесконтрольному использованию водных объектов, а равно нарушению интересов Российской Федерации - принципа платности использования водных объектов.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению исковое требование прокурора о возложении на МП «ЧРКХ» обязанности оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек и села Биллингс городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами - Водохранилище без названия в п. Валькумей (код водного объекта №00) и Озеро без названия в с. Биллингс (код водного объекта №00).

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Рассматривая требование прокурора в части срока исполнения настоящего решения суда, суд находит указанный истцом в просительной части иска трёхмесячный срок для оформления МП «ЧРКХ» в установленном законом порядке права пользования водными объектами, не обоснованным, а решение, в случае удовлетворения требования в данной части, не исполнимым, в силу нижеследующего.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии с абз. 7 п. 2 «Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», утверждённого Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224, санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации

В силу п. 6 Приложения № 1 к Приказу Роспотребнадзора РФ от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев.

В силу пп. «б» п. 3 Правил, подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, на основании обращения юридического лица осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных пп. «а» п. 3 Правил.

В п. 1 данных Правил указано, что Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с ч. 1 ст. 11 ВК РФ водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование, в том числе: для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов (пп. «а» п.1).

В силу п. 17 Правил, документы представляются заявителем в уполномоченный орган непосредственно или направляются по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Документы могут быть направлены в уполномоченный орган в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - информационная система). В этом случае заявление и прилагаемые к нему документы подписываются электронной подписью уполномоченного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Правил уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов: а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; б) определяет условия использования водного объекта по согласованию со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в случае использования водного объекта для целей, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящих Правил - в случае забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

Согласно п. 28 Правил заявитель или его уполномоченный представитель (при наличии документов, подтверждающих полномочия на подписание договора водопользования) в течение 30 дней с даты получения 2 экземпляров подписанного уполномоченным должностным лицом договора водопользования, подписывает их и направляет в уполномоченный орган или извещает об отказе от подписания этого договора.

В силу п. 29 Правил после подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В соответствии с п. 10 «Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования» утверждённых Приказом МПР России от 22.08.2007 № 216, в случае соответствия внесенных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, правомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также полномочий лиц, подписавших договор водопользования, орган регистрации в течение 10 рабочих дней с даты представления документов осуществляет их государственную регистрацию в государственном водном реестре.

Таким образом, вышеуказанные сроки, установленные для оформления права пользования водными объектами, значительно превышают трёхмесячный срок, указанный прокурором в иске.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также принцип разумности, суд в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика МП «ЧРКХ» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Певек Чукотского автономного округа государственная пошлина в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 204 ГПК РФ,

решил:

исковое заявление прокурора Чаунского района Чукотского автономного округа в интересах Российской Федерации к муниципальному предприятию «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа о возложении обязанности оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек и села Биллингс городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами – удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Певек городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами - водохранилище без названия в п. Валькумей (код водного объекта №00).

Обязать муниципальное предприятие «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения села Биллингс городского округа Певек в установленном законом порядке право пользования водными объектами - озеро без названия с. Биллингс (код водного объекта №00).

Взыскать с муниципального предприятия «Чаунское районное коммунальное хозяйство» Чаунского муниципального района Чукотского автономного округа государственную пошлину в доход бюджета городского округа Певек Чукотского автономного округа в размере 600 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено представление в суд Чукотского автономного округа через Чаунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

04.05.2017

Судья В.В. Пугачёв