ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/18 от 10.01.2018 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Гражданское дело №2-14/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.А.

при секретере ФИО1

с участием

истца ФИО2

представителя ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» ФИО3, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Петровский ФИО7 к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» об оспаривании решения об отказе в признании малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский» об оспаривании решения в виде уведомления от 20.10.2017г. №3869 об отказе в признании семьи или одного проживающего гражданина малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании малоимущей от 11 октября 2017 года входящий регистрационный номер №6032.

В обоснование заявленных требований указано о том, что истец получила гражданство Российской Федерации в порядке программы добровольного переселения от 08.09.2016г. Правом пользования жилым помещением не обладает. Истец и ее дочь зарегистрированы по месту регистрации по адресу: <адрес>. ФИО2 обратилась 11 октября 2017 года к ответчику с заявлением признании малоимущей в целях получения жилья, предоставив все необходимые документы, однако, ответчиком в признании малоимущей ей отказано по причине не предоставления документов, предусмотренных подразделом 2.6. административного регламента. Полагает, что данный ответ противоречит требованиям федерального закона №57-ФЗ от 02.05.2006 года, федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 года.

В судебном заседании истец ФИО2 настаивала на удовлетворении исковых требований, дала пояснения, соответствующие изложенным выше обстоятельствам, дополнительно пояснив, что из текста уведомления администрации МО ГО «Смирныховский» от 20.10.2017 года №3869 не ясно, какие именно документы ею не представлены. Она и ее дочь, Петровсикий ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее имели гражданство Республики Молдова, и переехали из Молдавии в Россию по программе добровольного переселения, и в сентябре 2016 года обе приобрели гражданство Российской Федерации. Ни она, ни дочь правом пользования жилым помещение на территории России на праве собственности или договора социального найма, других договоров не обладают. Также они не имеют регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что в признании истца на состав семьи два человека: она и ее дочь, малоимущей с целью представления жилого помещения по договору социального найма отказано, в связи с непредоставлением ФИО2 паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Смирныховского района, т.к. в соответствии с п.п.1.2.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденного Постановлением администрации МО ГО «Смирныховский» №1529 от 07.12.2015 года (далее Административный регламент), получателем муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации проживающие и зарегистрированных по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» в соответствии с действующим законодательством РФ о регистрационном учете граждан. В связи с тем, что истец регистрации по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» не имеет, паспорт гражданина России с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Смирныховского района не представила, ей отказано в признании малоимущей. После установления факта отсутствия у истца и ее дочери постоянной регистрации на территории МО ГО «Смирныховский», ей было отказано в признании малоимущей, и предоставленные ею иные документы, в том числе расчет ее дохода, проверка иных оснований признаний ее малоимущей не проводилась.

Ранее в судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, указывала, что истцу отказано в признании малоимущей в связи с тем, что дочь истца не обладает гражданством Российской Федерации, а также не предоставлением справки о месте жительства, пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина, предусмотренной подп.3 п.2.6.1 Административного регламента, документы, подтверждающие не получение истцом алиментов, и степень родства истца и ее дочерью и лицами, у которых они зарегистрированы.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ч.2, ч.3 ст.40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.3 ст.51 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане Российской Федерации, которые могут быть признаны по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В силу положений п.2 ч.2 ст.2 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» одним из документов, необходимым для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принятое в соответствии с Законом Сахалинской области от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО "О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".

Частью 5 ст.4 Закона Сахалинской области от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО "О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" определен перечень документов, граждане или лица, уполномоченные гражданами на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в орган местного самоуправления для решения вопроса о признании малоимущими. К таким документам относятся:

1) заявление о признании гражданина малоимущим;

2) справку о месте жительства, пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;

3) справку о доходах каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина;

4) документ о степени родства совместно проживающих лиц;

5) справку о стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению;

6) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина.

В силу ч.5.1 ст.4 указанного выше Закона Сахалинской области от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО орган местного самоуправления вправе определить перечень документов, получение которых осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия на основании межведомственного запроса в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Гражданин вправе представить указанные в перечне документы по собственной инициативе.

Основания для отказа в признании граждан малоимущими предусмотрены ч.7 ст.4 Закона Сахалинской области от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО, одним из оснований для отказа является не представление документов, предусмотренных частью 5 ст.7 настоящего Закона.

В силу ч.8. Закона Сахалинской области от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней с момента подачи документов сообщает заявителю о принятом решении.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденным администрации МО ГО «Смирныховский» №1529 от 07.12.2015 года предусмотрено, что получателями муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, проживающие и зарегистрированные по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» в соответствии с действующим законодательством РФ о регистрационном учете граждан (п.1.2.2).

Перечень документов, которые должен предоставить заявитель определены п.2.6.1 административного регламента, к ним относятся:

1) заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущим по утвержденному образцу в приложении №2 к Административному регламенту;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;

3) справку о месте жительства, пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина ( в соответствии с п.2.6.3 может быть запрошена ответчиком в порядке межведомственного информационного взаимодействия);

4) документы о доходах каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период;

5) документы о степени родства совместно проживающих лиц;

6) документы о стоимости имущества, находящегося в собственности каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.

7) справку БТИ о наличии либо отсутствии объектов недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов (строений) на праве собственности.

Все указанные выше документы, за исключением указанного подпункте 3 должны быть предоставлены заявителем самостоятельно (п.2.6.2 Административного регламента).

Административным регламентом основания для отказа в приеме документов не предусмотрены (п.2.7.1 Административного регламента).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги предусмотрены п.2.8.1 (Административного регламента), к ним относятся:

- не предоставление документов, предусмотренных подразделом 2.6. административного регламента;

- предоставление документов, не подтверждающих статус малоимущего;

- сведения, указанные в документах, предусмотренных п.2.6.1 Административного регламента являются недостоверными.

В судебном заседании установлено, что граждане Республики Молдова - Петровский ФИО9 и ее несовершеннолетняя дочь Петровский ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приехали на постоянное место жительства на территорию России в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ №637 от 22 июня 2006 года, и в мае 2017 года они обе приобрели гражданство Российской Федерации, ФИО2 05.07.2017 года выдан паспорт гражданина РФ. ФИО2 и ее несовершеннолетняя дочь ФИО5 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: - <адрес> с 21 июня 2017 года по 27.12.2018 года, при этом обе регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеют.

Установленные в судебном заседании обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются пояснениями истца и материалами дела: свидетельством о рождении ФИО5 с отметкой о получении гражданства, паспортом гражданина России ФИО2, адресными справками, справками администрации МО ГО «Смирныховский» от 04.10.2017г., от 10.01.2018г.

Также в судебном заседании установлено, что через Отделение по городскому округу «Смирныховский» ГБУ Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее МФЦ) ФИО2 обратилась 10 октября 2017 года в администрацию МО ГО «Смирныховский» с заявлением о признании малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда. Истец вместе с заявлением предоставила паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации по месту пребывания, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, справку ГУП «РБТИ» №192С от 01.08.2017г., справку Министерства Юстиции Преднестровской Молдавской республики №606 от 10.08.2017г., СНИЛС <***> Петровский ФИО11, СНИЛС <***> Петровский ФИО12, свидетельство о рождении Петровский ФИО13, справку о начисленной заработной плате (2-НДФЛ) на имя петровский ФИО14, справку о составе семьи, ИНН на имя Петровский ФИО15

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, распиской МФЦ, заявлением ФИО2 о признании малоимущей.

Уведомлением главы МО ГО «Смирныховский» от 20.10.2017г. №3869 ФИО2 отказано в удовлетворении заявления от 11.10.2017г. вх.6031 в соответствии с п.7 ст.4 Закона Сахалинской области от 16.12.2005г. №97-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», подп.1 п.2.8.1 Административного регламента в связи с непредоставлением документов, предусмотренных подразделом 2.6 Административного регламента. При этом не указано, какие именно документы, не предоставлены истцом.

Поскольку в уведомлении ответчика об отказе в признании истца малоимущей не указано, какие именно документы, из обширного перечня указанного в подразделе 2.6. Административного регламента не представлены ФИО2, суд при определении указанных документов, исходит из пояснений представителей ответчиков в судебном заседании, из которых следует, что основанием для отказа послужило не предоставление паспорта гражданина РФ с отметкой о постоянной регистрации на территории МО ГО «Смирныховский», поскольку получателем муниципальной услуги являются только гражданине России имеющие регистрацию по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский», документов свидетельствующих о наличии у дочери истца ФИО5 гражданства России, справки о не получении алиментов, справки о степени родства совместно проживающих лиц.

В отношений основания для отказа в признании истца малоимущей - не предоставление паспорта гражданина России с отметкой о постоянной регистрации на территории МО ГО «Смирныховский», поскольку таковыми администрацией МО ГО «Смирныховский» в силу п.1.2.2 Административного регламента могут быть признаны только граждане Российской Федерации проживающие и зарегистрированные по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о регистрационном учете граждан, суд приходит к следующему.

В силу п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года №23 если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с ч.2 ст.120 Конституции РФ, ч.3 ст.5 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ч.2 ст.11 ГПК РФ нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.

Кроме того, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.7 Постановления от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Конституцией РФ (ст.27) и ст.3 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободе передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» закреплена свобода передвижения и выбора места жительства, и положение о том, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кроме того, ч.3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Аналогичное положение закреплено в ч.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Таким образом, указание в п. 1.2.2 Административного регламента на то, что получателем муниципальной услуги являются, только лица, зарегистрированные по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о регистрационном учете не соответствует требованиям ч.2 ст.3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации», а также ч.3 ст.52 ЖК РФ, ч.2 ст.1 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», которые не ставят вопрос о признании гражданина малоимущим в целях признания нуждающимся в улучшении жилищных условий от места регистрации, определяя возможность подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления по месту жительства.

Поскольку положения п.1.2.2 Административного регламента не соответствуют указанным выше положениям Конституции РФ и федеральным законам, суд не находит оснований для их применения при рассмотрении данного спора.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признает место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, признает место жительства их родителей.

В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что ни истец, ни ее несовершеннолетняя дочь регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеют, зарегистрированы по месту пребывания в пгт.Смирных на период с 21 июня 2017 года по 27.12.2018 года.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2 и ее несовершеннолетняя дочь, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянной регистрации на территории России не имеют, постоянно проживают на территории пгт.Смирных, входящего в состав муниципального образования городской округ «Смирныховский», положение п.1.2.2 Административного регламента, определяющее, что малоимущим может быть признано только лицо, имеющее регистрацию по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» не соответствует требованием действующего законодательства и следовательно, не подлежит применению.

При таких обстоятельствах, основание для признания отказа в признании малоимущей как непредставление паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства на территории МО ГО «Смирныховский» является незаконным.

Требование о предоставлении справки о не получении алиментов, не соответствует требованиям действующего законодательства, не предусмотрено указанными выше нормативно-правовым актами, в том числе и п.2.6.1 административного регламента и не могут быть признаны обоснованным основанием отказа в признании истца малоимущей по причине непредставления необходимых документов.

Указание ответчиком о не предоставлении документов о степени родства с совместно проживающими лицами как основание для отказа в признании истца малоимущей, также не может быть признано законным, поскольку документы подтверждающие родственные отношения между истцом и ее дочерью предоставлены – свидетельство о рождении, а необходимость предоставления данных документов в отношении лиц, у которых они зарегистрированы по месту пребывания, действующим законодательством не предусмотрена, поскольку данные обстоятельства не имеют значения для рассмотрения вопроса об обеспеченности жилым помещением как члена семьи нанимателя или члена семьи собственника.

Доводы ответчика о том, что несовершеннолетняя дочь истца не имеет гражданства Российской Федерации, не нашли своего подтверждения в судебном заседании и опровергаются соответствующей отметкой на ее свидетельстве о рождении.

Кроме того, исходя из вышеизложенного, с учетом пояснений представителя ответчика ФИО3, текста уведомления от 20.10.2017 года, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления вопрос о признании заявителя малоимущим или об отказе в признании его таковым для целей предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального фонда фактически не рассмотрен.

Таким образом, отказ администрации МО ГО «Смирныховский» в признании ФИО2 малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма является незаконным, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Петровский ФИО18 к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» об оспаривании решения об отказе в признании малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о признании малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма – удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» об отказе в признании малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма Петровский ФИО16 (уведомление от 20 октября 2017 года №3869).

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» повторно рассмотреть заявление Петровский ФИО17 о признании малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма от 11.10.2017 года (входящий регистрационный номер 6032).

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Михайлова

Решение в окончательной форме принято 15 января 2017 года.

Судья О.А. Михайлова