ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/18 от 25.01.2018 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-14/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре Кучерове З.В.,

с участием

представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу – ФИО1, действующей на основании доверенности №21-79/04 от 09.01.2018г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадыре гражданское дело №2-14/2018 по исковому заявлению ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, процентов (компенсации) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, процентов (компенсации) за задержку выплаты суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением, компенсации морального вреда,

установил:

в Анадырский городской суд поступило исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее – Управление Хабаровскстата, Хабаровскстат) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, процентов (компенсации) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований истица указала следующее. ФИО2 проходила гражданскую службу в должности заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (далее – Чукотстат) с 01.09.2004г. В органах Госстатистики работала с 1993г. В связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу образовано Управление Хабаровскстата, которому как правопреемнику переданы все права и обязанности Чукотстата. При проведении реорганизационных мероприятий должность истицы сокращена, от иной предложенной должности она отказалась. 09.01.2017г. истица уволена из Чукотстата в связи с сокращением ее должности. 27.12.2016г. Федеральной службой государственной статистики (далее - Росстат) издан приказ №194/к об увольнении истицы. Согласно приказу Чукотстата от 29.12.2016г. №269/к неиспользованный отпуск истицы составил 67 календарных дней. Приказом Хабаровскстата от 09.01.2017г. №1/к ФИО2 предоставлено 45 календарных дней неиспользованного отпуска. Выплата истице компенсации по сокращению должности федеральной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 календарных дней произведена Хабаровскстатом только 02.02.2017 года. На основании изложенного, ФИО2 просит взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней; проценты (компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней за период просрочки с 10.01.2017г. по день фактической выплаты; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 календарных дней за период просрочки с 10.01.2017г. по 01.02.2017г.; компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей; обязать ответчика выдать справку по расчету четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, заработной платы за 9 января 2017 года пересчета за задержку выплаты компенсаций.

Определением Анадырского городского суда от 29.06.2017г. исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному заседанию (л.д.77-79, т.1).

В ходе производства по делу истицей неоднократно уточнялись исковые требования. В окончательной редакции истица просила взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 53 календарных дней за период службы с 20.07.1993г. по 09.01.2017г.; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 53 календарных дней за период с 10.01.2017г. по день фактической выплаты; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 календарных дней, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты суммы четырехмесячного денежного содержания за период с 10.01.2017г. по 01.02.2017г.; компенсацию за причинение морального вреда в размере 50000 рублей (л.д.1-11, т.3).

Определением Анадырского городского суда от 19.12.2017г., вынесенным без удаления в совещательную комнату, в присоединении к исковым требованиям требования о взыскании с Хабаровскстата компенсации за неиспользованный отпуск за периоды с 20.07.1993г. по 09.01.2017г. в количестве 53 календарных дней, процентов (компенсации) за невыплату указанной компенсации за неиспользованный отпуск за периоды с 20.07.1993г. по 01.09.2007г. отказано.

В отзыве и возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал следующее. У Хабаровскстата отсутствуют Правила внутреннего служебного распорядка реорганизованного Чукотстата, коллективный договор данного территориального органа. Личное дело истицы не передано в Хабаровскстат бывшим руководством Чукотстата при реорганизации, в связи с чем сведения о наличии у истицы права на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день отсутствуют. Такие сведения отсутствуют в карточках Т-2 ГС (МС), подписанных истицей, в ее лицевых счетах, имеющихся в настоящее время у Хабаровскстата. С учетом изложенного, при исчислении дней неиспользованного истицей отпуска ответчик руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002г. №884, Федеральным законом от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; приказом Росстата от 08.08.2012г. №438. Согласно личной карточке формы Т-2 ГС (МС) государственного служащего ФИО2, подписанной ею и имевшейся на момент расчета всех выплат по увольнению у Хабаровскстата, за период с 20.07.1993г. по 01.09.2016г. использовано 1461 день отпуска, получена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в количестве 45 дней. Итого за период с 20.07.1993г. по 09.01.2017г. истицей использован отпуск в количестве 1506 дней. На момент расчета истице неиспользованных дней отпуска, подлежащих компенсации при увольнении, Хабаровскстат использовал в качестве материала для расчета таких дней объединенную базу АСУКР и собственноручно подписанную истицей личную карточку государственного служащего формы Т-2 ГС (МС). Иными сведениями Хабаровскстат на тот момент не располагал в связи с ненадлежащим исполнением бывшим руководством Чукотстата приказов Росстата от 09.08.2016г. №401, от 21.10.2016г. №672, Плана графика по реорганизации территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу, утвержденного 02.09.2016г. Указанные действия бывшего руководства Чукотстата привели к нарушению сроков расчета истицы по увольнению. Полагает представленные истицей копии приказов об отпусках, начиная с 1993 года, ненадлежащими доказательствами, поскольку они не заверены работодателем. Считает, что своими действиями Хабаровскстат не нарушил трудовые права истицы, просит суд в удовлетворении исковых требований истицы отказать в полном объеме.

Выслушав истицу, представителя ответчика, учитывая показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) согласно статье 5 Федерального закона от 27.05.2003г. N58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27.07.2004г. N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N79-ФЗ, Федеральный закон о государственной гражданской службе) является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) в соответствии со статьей 13 Федерального закона о государственной гражданской службе является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Названными федеральными законами (пункт 2 статьи 2 и статья 5 Федерального закона от 27.05.2003г. N58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона о государственной гражданской службе) предусмотрено, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также - федеральная гражданская служба); государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также - гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Должности федеральной государственной гражданской службы согласно статье 8 Федерального закона №79-ФЗ учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 9 Федерального закона №79-ФЗ должности гражданской службы руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти относятся к категории «руководители».

На основании части 4 данной статьи Федерального закона о государственной гражданской службе должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

В приложении 9 Указа Президента РФ от 03.09.1997г. №981 «Об утверждении перечней государственных должностей государственной гражданской службы» приведен перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, в котором в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации приведена ведущая должность - заместитель руководителя территориального органа, код 336.

Как следует из приказа от 10.09.2004г. №354/к, ФИО2 назначена с 01.09.2004г. заместителем руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (л.д.65, т.2).

Исходя из пункта 1.3 служебного контракта, заключенного с ФИО2 29.04.2005г., на дату заключения данного контракта замещаемая ею должность федеральной гражданской службы «заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу» отнесена к ведущей группе должностей.

Каких-либо дополнительных соглашений к данному контракту в материалах дела не представлено.

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005г. N1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Согласно пункту 2 данного Указа Президента Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, подлежат включению в Реестр.

В подразделе 2 раздела 11 Перечня должностей в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти указанного Реестра (в редакциях, действующих в период с 02.09.2007г.) должность «заместитель руководителя территориального органа» отнесена к категории «руководители», «ведущая группа должностей».

С учетом изложенного, согласно указанному Реестру должность заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу, замещаемая истицей с 2004г. по дату увольнения, отнесена к категории «руководители», «ведущая группа должностей».

В соответствии со статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

Статьей 33 Федерального закона №79-ФЗ устанавливаются общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

В силу положений пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно пункту 13 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

На основании части 5 ст.36 Федерального закона о государственной гражданской службе в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

Исходя из части 3.1 ст.37 Федерального закона о государственной гражданской службе в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

По общему правилу, установленному статьей 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника; в случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Распоряжением Правительства от 27.07.2016г. №1602-р утверждена схема размещения территориальных органов Росстата, согласно которой на территории Дальневосточного Федерального округа образуется территориальный орган Росстата межрегионального уровня - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу, местонахождение г.Хабаровск.

Согласно приказу Росстата от 09.08.2016г. №401, изданному на основании вышеуказанного распоряжения, территориальные органы Росстата России по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу подлежат реорганизации путем слияния (л.д.7-9, т.1).

30.12.2016г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу путем слияния Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу.

В ходе проведения мероприятий по реорганизации приказом Росстата №672 от 21.10.2016г. руководителю Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю П.С.И. (до его вступления с 01.01.2017г. в должность руководителя реорганизованного Управления Хабаровскстата) даны полномочия по совершению в реорганизуемых территориальных органах действий, связанных с проводимой реорганизацией (л.д.10-13,т.1, т.1).

Приказом Росстата от 27.12.2016г. №194/кт ФИО2 освобождена от замещаемой должности заместителя руководителя Чукотстата и уволена 09.01.2018г. с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона о государственной гражданской службе (л.д.64, т.3).

Приказом Хабаровскстата от 09.01.2017г. №1/к ФИО2 уволена 09.01.2017г., ей предоставлено 45 календарных дней неиспользованного отпуска (л.д.65, т.3).

Таким образом, в последний день исполнения гражданским служащим ФИО2 должностных обязанностей ответчик должен был произвести с ней окончательный расчет, в том числе, в части компенсации за неиспользованный отпуск, четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением. В случае спора о размере компенсации за неиспользованный отпуск ответчик был обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Оценивая требование истицы о взыскании компенсации неиспользованного отпуска за периоды с 02.09.2007г. по 09.01.2017г. в количестве 22 календарных дней, суд приходит к следующим выводам.

Вопросы служебного времени и времени отдыха, предоставления отпусков на гражданской службе регулируются статьями 45 и 46 Федерального закона о государственной гражданской службе.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.06.2016г. N176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе», (вступившего в силу 02.08.2016г.), предусмотрено сохранение для государственных гражданских служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

Частью 2 статьи 2 данного Федерального закона (вступившего в силу 02.08.2016г.) установлено исчислять продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы на день вступления в силу настоящего Федерального закона, начиная с их нового служебного года.

Согласно разъяснениям Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 20.10.2016г. N18-4/В-676 статьей 2 Федерального закона N176-ФЗ предусмотрена переходная норма, согласно которой новая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы на день вступления в силу предусмотренных изменений, исчисляется, начиная с их нового служебного года.

В силу частей 1 и 2 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в редакции, действующей до 02.08.2016г.), гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания, ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

На основании части 3 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в редакции, действующей до 02.08.2016г.), гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Частью 4 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в редакции, действующей до 02.08.2016г.), предусмотрено, что гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

В силу положений части 3 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в ред. Федерального закона от 02.06.2016г. N176-ФЗ, действующей с 02.08.2016г.), гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Исходя из части 5 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в редакции, действующей до 02.08.2016г.), продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

Абзацем 1 части 6 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в редакции, действующей до 10.01.2016 г.) установлено, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Согласно абзацу 1 части 6 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (в редакции, действующей с 10.01.2016 г.), при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2015г. N418-ФЗ, (действующей с 10.01.2016 г.), предусмотрено сохранить для гражданских служащих, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

Согласно пунктам 3 и 4 части 5 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе (ред. Федерального закона от 02.06.2016г. N176-ФЗ) гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью при стаже гражданской службы от 10 до 15 лет - 7 календарных дней; при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

В силу части 3 статьи 45 Федерального закона о государственной гражданской службе ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Исходя из части 4 статьи 45 Федерального закона о государственной гражданской службе, (действующей в редакции до 02.08.2016г.), гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней.

Согласно части 6.1 статьи 46 Федерального закона о государственной гражданской службе, (введенной Федеральным законом от 02.06.2016г. N176-ФЗ), гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

В соответствии со ст.101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

На основании ст.119 Трудового кодекса Российской Федерации работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе, в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 46 Федерального закона №79-ФЗ).

Статья 321 Трудового Кодекса РФ предусматривает предоставление лицам, работающим в районах Крайнего Севера, дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительностью 24 календарных дня, кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях.

Согласно пунктам 1 и 2 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002г. N884, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам федеральных государственных учреждений, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом учреждения (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.09.2014г. N993).

Исходя из п.3 Правил, продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней.

Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня (п.4 Правил).

Во исполнение данного Постановления Правительства РФ согласно пункту 3 приказа Госкомстата России №154 от 30.12.2002г. в правила внутреннего трудового распорядка коллективов подлежали внесению соответствующие изменения.

Согласно пункту 2 Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N1090, дополнительный отпуск предоставляется гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба). Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, дополнительный отпуск предоставляется в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого гражданским служащим, в соответствии с Федеральным законом о государственной гражданской службе не может быть менее 3 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям гражданской службы определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и зависит от объема и сложности исполняемых гражданским служащим должностных обязанностей, интенсивности, напряженности и других условий гражданской службы.

В соответствии с пунктом 5 данных Правил при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Приказом Росстата от 03.08.2009г. N157 утвержден Служебный распорядок центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики.

Пунктом 6 данного приказа Росстата предусмотрено руководителям территориальных органов Росстата в месячный срок со дня официального опубликования настоящего приказа утвердить Служебный распорядок территориального органа Федеральной службы государственной статистики с учетом положений настоящего приказа.

Приказом Росстата от 08.08.2012г. N438 утвержден Служебный распорядок Федеральной службы государственной статистики, согласно пункту 1 которого он регламентирует режим службы и время отдыха для федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, в том числе, в территориальных органах Федеральной службы государственной статистики (далее - территориальные органы Росстата).

Согласно пункту 16 Служебного распорядка гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а замещающим должности гражданской службы иных групп предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

В соответствии с пунктом 17 данного Служебного распорядка продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.

Положениями пункта 19 данного Служебного распорядка предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх основного ежегодного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и суммируется с ними.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих должности ведущей группы должностей в территориальном органе Росстата:

категории «руководители»: для заместителей руководителей территориальных органов Росстата - в количестве 5 календарных дней.

Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день для гражданских служащих, замещающих иные должности гражданской службы в территориальных органах Росстата, устанавливается приказом руководителя территориального органа Росстата.

Приказом Росстата от 02.08.2016г. N377 утвержден Служебный распорядок Федеральной службы государственной статистики, согласно пункту 3 которого данный Служебный порядок распространяется на территориальные органы Росстата.

Согласно пункту 6 данного Служебного распорядка гражданским служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

В силу подпункта 4 пункта 17 данного Служебного распорядка гражданским служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью при стаже гражданской службы 15 лет и более - 10 календарных дней.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет (пункт 18 Служебного распорядка).

Пункт 19 Служебного распорядка устанавливает, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня предоставляется гражданским служащим, указанным в пункте 7 служебного распорядка.

Согласно пункту 7 служебного распорядка ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

В соответствии со служебным контрактом ненормированный служебный день устанавливается также для гражданских служащих, замещающих должности ведущей группы должностей.

Гражданским служащим, замещающим иные должности гражданской службы в территориальном органе Росстата, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии с перечнем, который устанавливается приказом руководителя территориального органа Росстата, и в соответствии со служебным контрактом.

Согласно пункту 20 Служебного распорядка ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх основного ежегодного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и суммируется с ними.

Учитывая отнесение замещаемой истицей должности гражданской службы к категории «руководители», «ведущая группа должностей», ей за каждый отработанный служебный год в периоды с 02.09.2007г. по 01.09.2016г. положен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на 02.09.2007г. истица имела стаж гражданской службы более 10 лет, на 02.09.2016г. более 15 лет.

В соответствии с пунктом 5.2.3 служебного контракта, заключенного с ФИО2 29.04.2005г., ей положен дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации и Перечнем должностей с ненормированным служебным (рабочим) днем, прилагаемым к Служебном распорядку Чукотстата.

В материалах дела отсутствуют Служебные распорядки Чукотстата, действующие в спорный период, а также Перечень должностей с ненормированным служебным (рабочим) днем к данным распорядкам, устанавливающие количество дней дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002г. №884, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N1090 установлено минимальное количество дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день – 3 календарных дня.

Согласно приказам Чукотстата №79-1/к от 02.06.2008г., №65/к от 28.04.2009г. за каждый служебный год в периоды 02.09.2007г.-01.09.2008г., 02.09.2008г.-01.09.2009г. истице предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день на 4 календарных дня.

Исходя из анализа данных, указанных в приказах Чукотстата №155/к от 09.11.2009г., №60/к от 17.05.2010г., №75/к от 04.05.2011г., №115/к от 04.06.2012г., №81/к от 20.05.2013г., №111/к от 11.06.2013г., в служебные периоды с 02.09.2007г. по 01.02.2012г. истице предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день также в количестве 4 календарных дня.

Свидетель М.Н.И. указала в судебном заседании, что отпуск за ненормированный служебный день для заместителя руководителя Чукотстат составлял после 2002 года 4 календарных дня, потом были изменения (л.д.234, оборот.стор., т.2).

ФИО2 уведомлена об изменении с 02.08.2016г. существенных условий контракта, заключении с ней дополнительного соглашения к служебному контракту. В соответствии с измененной редакцией служебного контракта гражданскому служащему устанавливается ненормированный служебный день, предоставляются ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день, установленный Служебным распорядком Росстата, продолжительностью три календарных дня, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями продолжительностью 24 календарных дня.

С учетом данных обстоятельств, общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет ФИО2, замещающей должность гражданской службы категории «руководители», «ведущая группа должностей», составляет 40 календарных дней за каждый отработанный ею служебный год в периоды службы с 02.09.2007г. по 09.01.2017г.

Поскольку государственную гражданскую службу ФИО2 проходила в условиях Крайнего Севера, за каждый отработанный служебный год в периоды службы с 02.09.2007г. по 09.01.2017г. ей положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи со службой в местности с особыми климатическими условиями продолжительностью 24 календарных дня.

Истице положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью за периоды с 02.09.2007г.-01.09.2008г., 02.09.2008г.-01.09.2009г., 02.09.2009г.-01.09.2010г., 02.09.2010г.-01.09.2011г. – 4 календарных дня, 02.09.2011г.-01.09.2012г., 02.09.2012г.-01.09.2013г., 02.09.2013г.-01.09.2014г., 02.09.2014г.-01.09.2015г., 02.09.2015г.-01.09.2016г. - 5 календарных дней, за период с 02.09.2016г. – 01.09.2017г.- 3 календарных дня.

Итого, за периоды с 02.09.2007г. по 01.09.2016г. истице положено 617 дней ежегодного очередного отпуска.

В соответствии с ч.1 п.28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930г. N169, при увольнении работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

Из данного пункта Правил следует, что работник, проработавший менее 5,5 месяцев, независимо от причин увольнения, получает компенсацию за отпуск пропорционально отработанному времени.

Излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие более половины месяца, округляются до полного месяца (п.35 указанных Правил, Письма Роструда от 18.12.2012г. N1519-6-1 и от 31.10.2008г. N5921-ТЗ).

За период с 02.09.2016г. по 01.09.2017г. ФИО2 положено 67 календарных дней отпуска, истица до увольнения отработала в указанном служебном периоде с 02.09.2016г. по 09.01.2017г., т.е. менее 4,5 месяца.

Соответственно, исходя из отработанного времени, истице за период с 02.09.2016г. по 09.01.2017г. положено 22 календарных дня отпуска.

Итого, общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, подлежащих предоставлению истице за периоды службы с 02.09.2007г. по 09.01.2017г. составила 639 календарных дней (617+22).

Приказом Чукотстата №269/к от 29.12.2016г. установлено, что количество дней неиспользованного отпуска, подлежащих компенсации на 09.01.2017г., составляет 67 календарных дней (л.д.15, т.1).

Исходя из приказа Хабаровскстата №1/к от 09.01.2017г., ФИО2 положена компенсация за 45 неиспользованных дней отпуска.

Согласно приказу №79-1/к от 02.06.2008г. за период работы с 02.09.2007г. по 01.09.2008г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск за 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день на 4 календарных дня, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на 10 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 18 календарных дней, всего 62 календарных дня (л.д.17-18, т.1).

Приказом №65/к от 28.04.2009г. за период 02.09.2008г. по 01.09.2009г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день на 4 календарных дня, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на 10 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 14 календарных дней, всего 58 календарных дней (л.д.19-20, т.1).

Приказом №155/к от 09.11.2009г. за период 02.09.2009г. по 01.09.2010г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 26 календарных дней, всего 26 календарных дней (л.д.21, т.1).

Приказом №60/к от 17.05.2010г. за период 02.09.2009г. по 01.09.2010г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 19 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах Крайнего Севера на 20 календарных дней, всего 39 календарных дней (л.д.22-23, т.1).

Согласно приказу №75/к от 04.05.2011г. ФИО2 за период работы с 02.09.2009г. по 01.09.2011г. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск 25 календарных дней, всего 25 календарных дней (л.д.24, т.1).

Аналогичные сведения содержит лицевая карточка за 2011г. в части количества дней и вида предоставленного отпуска (л.д.151, т.2).

Согласно приказу №115/к от 04.06.2012г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период работы с 02.09.2010г. по 01.09.2011г. на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на 10 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день на 4 календарных дня, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 8 календарных дней, всего 52 календарных дней (л.д.25, т.1).

Аналогичные сведения содержит лицевая карточка за 2012г. в части количества дней предоставленного отпуска (л.д.154, т.2).

Приказом №81/к от 20.05.2013г. за период 02.09.2011. по 01.09.2012г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 19 календарных дней, всего 19 календарных дней (л.д.26, т.1).

Согласно приказу №111/к от 11.06.2013г. за период работы с 02.09.2011г. по 01.09.2013г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день 9 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 24 календарных дней, всего 63 календарных дней (л.д.27, т.1).

Приказом №235/к от 02.12.2013г. за период 02.09.2012г. по 01.09.2013г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 6 календарных дней, всего 6 календарных дней (л.д.28, т.1).

Аналогичные сведения содержит лицевая карточка за 2013г. в части количества дней отпуска, предоставленного приказом №81/к от 20.05.2013г., приказом №235/к от 02.12.2013г. (л.д.156, т.2).

Приказом №4/к от 09.01.2014г. за период 02.09.2012г. по 01.09.2013г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 10 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 12 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на 10 календарных дней, всего 32 календарных дня (л.д.29, т.1).

Согласно приказу №71/к от 30.04.2014г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск за период работы с 02.09.2012г. по 01.09.2014г. на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 24 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на 6 календарных дней, всего 60 календарных дней (л.д.30, т.1).

Приказом №248/к от 26.11.2014г. за период 02.09.2012г. по 01.09.2014г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 13 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 10 календарных дней, всего 23 календарных дней (л.д.31, т.1).

Аналогичные сведения содержит лицевая карточка за 2014г. в части количества дней отпуска, предоставленного приказом №4/к от 09.01.2014г., приказом №71/к от 30.04.2014г.,№248/к от 26.11.2014г. (л.д.159, т.2).

Приказом №101/к от 01.06.2015г. за период 02.09.2014г. по 01.09.2015г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 15 календарных дней, всего 45 календарных дней (л.д.32, т.1).

Аналогичные сведения содержит лицевая карточка за 2015г. в части количества дней отпуска, предоставленного приказом от 01.07.2015г. При этом указание в лицевой карточке даты приказа №101/к как «01.07.2015г.» суд оценивает как описку, поскольку все иные данные совпадают (л.д.162, т.2).

Приказом №33/к от 01.03.2016г. за период 02.09.2014г. по 01.09.2015г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 2 календарных дней, всего 2 календарных дней (л.д.33, т.1).

Приказом №88/к от 06.04.2016г. за период 02.09.2014г. по 01.09.2015г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 7 календарных дней, всего 7 календарных дней (л.д.34, т.1).

Приказом №150/к от 01.06.2016г. за период 02.09.2014г. по 01.09.2016г. ФИО2 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за службу в районах с особыми климатическими условиями (районы Крайнего Севера) на 23 календарных дня, всего 53 календарных дня (л.д.35, т.1).

Аналогичные сведения содержит лицевая карточка за 2016г. в части количества дней отпуска, предоставленного приказами №33/к от 01.03.2016г., №88/к от 06.04.2016г., №150/к от 01.07.2016г. При этом иное указание номеров приказов по отпускам в лицевой карточке суд оценивает как описку, поскольку служебные периоды предоставления отпусков, сроки предоставления отпусков совпадают с данными приказов №33/к от 01.03.2016г., №88/к от 06.04.2016г., №150/к от 01.07.2016г. (л.д.165, т.2).

Кроме того, представленные представителем ответчика копии приказов №60/к от 17.05.2010г., №75/к от 04.05.2011г., №115/к от 04.06.2012г., №81/к от 20.05.2013г., №111/к от 11.06.2013г., №235/к от 02.12.2013г., №4/к от 09.01.2014г., №71/к от 30.04.2014г., №248/к от 26.11.2014г., №101/к от 01.07.2015г., №88/к от 06.4.2016г. идентичны копиям данных приказов, представленным ФИО2(л.д.190-203, т.2).

Всего согласно данным приказам истицей использовано 572 дня ежегодного оплачиваемого отпуска за период с 02.09.2007г. по 09.01.2017г.

Стороны не оспаривали количество дней отпуска, использованных истицей.

Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 05.01.2004г. N1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе, NТ-2ГС(МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего» относятся к первичной документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда.

Сведения обо всех отпусках в личной карточке работника по унифицированной форме NТ-2 отражаются в разд. VIII (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004г. N1).

Как указала истица в иске, согласно данным карточки Т-2 (ГС), сформированной в системе АСУКР, количество дней неиспользованного отпуска на день увольнения составило 72 календарных дня. Согласно данным карточки Т-2 (ГС) на ФИО2, сформированной в системе EXCEL и ведущейся специалистами административно-финансового отдела Чукотстата, количество дней неиспользованного отпуска на день увольнения составило 67 календарных дня.

Свидетель М.Н.И. подтвердила в судебном заседании ведение в Управлении Чукотстата до реорганизации учета отпусков в системе АСУКР, а также в карточках, сформированных в электронной форме в EXCEL. М.Н.И. указала на наличие неточностей в карточках Т-2 (ГС) госслужащих Чукотстата, сформированных в системе АСУКР, в результате сбоя, при издании приказов по отпускам подсчет дней по отпускам проводился лично ею (л.д.69-70, т.2).

Свидетель Т.Н.А. в судебном заседании указала, что в Чукотстате карточки Т-2(ГС) велись в электронном виде в системе АСУКР и на бумажных носителях. С бумажными носителями Т-2(ГС) их ознакомили перед отправкой личных дел служащих Чукотстата в январе 2017 г. в Хабаровскстат (л.д.72-73, т.2).

С.Н.В., допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании, также указала, что в карточки Т-2(ГС) велись в Чукотстате в электронном виде в системе АСУКР и на бумажных носителях, в системе АСУКР имел место сбой, в связи с чем в карточках Т-2(ГС) имелись ошибки, карточки Т-2(ГС) на бумажном носителе и из системы АСУКР могли быть не идентичны (л.д.73-74, т.2).

Представленные в материалах дела карточки Т-2 (ГС) на ФИО2, сформированные в системе EXCEL, в части количества дней использованного отпуска за период с 02.09.2007г. по 01.09.2016г. совпадают с представленными приказами за тот же период (л.д.47-55, т.1).

В карточке Т-2 (ГС) ФИО2, сформированной в системе АСУКР и представленной 30.01.2017г. ответчику, данные в части количества дней использованного отпуска за период с 02.09.2007г. по 01.09.2016г. совпадают с данными карточки Т-2 (ГС) на ФИО2, сформированной в системе EXCEL(л.д.168-176, т.2).

Сведения обо всех отпусках в период с 02.09.2007г. по 01.09.2016г. в карточке Т-2 (ГС) на ФИО2, сформированной в системе EXCEL, и карточках Т-2 (ГС), сформированных в системе АСУКР, от 06.02.2017г., совпадают(л.д.177-185, т.2).

С учетом изложенного, суд расценивает указанные карточки Т-2 (ГС) в части сведений об отпусках в период с 02.09.2007г. по 01.09.2016г. как надлежащие доказательства.

Поскольку в настоящем гражданском деле не подлежат разрешению требования о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск за периоды, предшествующие 02.09.2007г., суд не входит в обсуждение доводов ответчика о незаконности количества дней отпуска, предоставленных истице за период ее работы до 02.09.2007г. и использованных ею.

По тем же основаниям суд не входит в обсуждение доводов ответчика о наличии различных данных в карточке Т-2 (ГС) на ФИО2, сформированной в системе EXCEL, и карточек Т-2 (ГС), сформированных в системе АСУКР, от 30.01.2017г., 06.02.2017г. за период работы истицы до 02.09.2007г.

Относительно довода представителя ответчика о том, что копии приказов по отпускам, представленные истицей за период с 2008 года по 2010г., являются ненадлежащими доказательствами, суд полагает следующее.

Судом неоднократно запрашивались у ответчика заверенные копии приказов об отпусках истицы за спорный период.

В подтверждение количества использованных и неиспользованных дней ежегодного отпуска в спорный период ФИО2 представлены незаверенные копии приказов по отпускам за периоды службы с 2007 по 2017г.г.

Представители ответчика неоднократно заявляли об отсутствии у Хабаровскстата приказов об отпусках истицы (л.д.96, 126-129,228-229,230-231,т.1, л.д.1, т.2,).

Между тем, сведения об отпусках госслужащего в карточку Т-2 (ГС) вносятся на основании приказов об отпусках.

Из показаний свидетеля Н.Р.В. следует, что указанные приказы были у него на хранении после реорганизации Чукотстата. В феврале 2017г. он выдал ФИО2 копии ее приказов по отпускам с 2008г. по 2016г, данные копии не были заверены из-за отсутствия в реорганизованном Чукотстате печати и лица, уполномоченного заверять указанные документы. О том, где находятся приказы об отпусках, его спрашивали сотрудники Хабаровскстата ФИО3 и ФИО4, находившиеся в командировке в Чукотстате после реорганизации в г.Анадыре в январе 2017г. Приказы об отпусках, в том числе по ФИО2, хранились в Чукотстате вплоть до сентября 2017г. и в сентябре 2017г. были отправлены в контейнере в Хабаровскстат (л.д.74,237-238, т.2).

Свидетель М.Н.И. подтвердила в судебном заседании, что приказы об отпусках хранились на момент ее увольнения в Управлении, личные дела сотрудников, которые собирались после реорганизации работать в Хабаровскстате, были направлены ею в декабре 2016г. в Хабаровскстат. До увольнения в декабре 2016г. ею было дано распоряжение Н.Р.В. подшить приказы об отпусках сотрудников, передать в Хабаровскстат после реорганизации.

Свидетель Т.Н.А. в судебном заседании указала, что личные дела сотрудников, уволившихся из Чукотстата в связи с сокращением, были направлены по почте в Хабаровскстат, с бумажными носителями Т-2 (ГС) их ознакомили перед отправкой личных дел в январе 2017 г. в Хабаровскстат.

Однако, ответчиком суду запрашиваемые приказы представлены только в судебном заседании от 15-17.11.2017г. и только за период с 2010г. (л.д.220,т.2)

При этом представитель ответчика указала, что приказы и иная документация недавно доставлены в Хабаровскстат в контейнере из г.Анадырь, при этом приказы за периоды до 2010г. отсутствуют.

Поскольку трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность по хранению первичной документации по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, и с 09.01.2017г. Хабаровскстат являлся правопреемником Чукотстата, то на момент увольнения истицы именно на него возложена обязанность по сохранению приказов по личному составу, служебных распорядков, карточек Т-2, личных дел, иных документов, подтверждающих служебное время гражданских служащих, периоды их отпусков, расчеты с персоналом.

Проявив должную степень заботливости и осмотрительности Хабаровскстат в лице его представителей, в том числе, присутствовавших в Чукотстате на момент рассмотрения работодателем вопроса по неиспользованной части отпуска, в ходе производства по настоящему делу, ответчик не лишен был возможности в срок исчислить истице компенсацию за неиспользованный отпуск в полном объеме.

С учетом изложенного, отсутствие у Хабаровскстата личного дела истицы, ее служебного контракта, карточки Т-2 (ГС), иных документов, независимо от причин, приведших к отсутствию данных документов у ответчика, не освобождает представителя нанимателя от должного исполнения возложенных на него законодательством обязанностей по исчислению отпуска сокращаемым сотрудникам, выплате им компенсации за неиспользованный отпуск, соблюдения срока выплат, установленных законодательством.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным оценивать представленные истицей копии приказов по отпускам как надлежащее доказательство.

Обязанность произведения окончательного расчета госслужащего в день его увольнения безусловно возложена на представителя нанимателя, в связи с чем суд не входит в обсуждение доводов представителя ответчика о невозможности выплаты истице компенсации за неиспользованный отпуск в связи с отсутствием в бюджетной отчетности Чукотстата за 2016 г. сведений о кредиторской задолженности по расчетам заработной платы, иным выплатам компенсационного характера, отсутствием у ответчика личного дела истицы, приказов по отпускам ФИО2 на момент увольнения ФИО2

Довод представителя ответчика о невозможности исчисления компенсации неиспользованного отпуска истице на день увольнения в связи с отсутствием карточки Т-2 (ГС) противоречит материалам дела, поскольку 09.01.2017г. Хабаровскстатом издан приказ №1, которым истице установлена выплата компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 дней.

Таким образом, истице не выплачена компенсация за 22 календарных дня неиспользованного отпуска (639 дней – 617 дней, где 639 дней - общее количество дней отпуска положенных истице за период службы с 02.01.2007г. по 09.01.2017г., 617 дней - количество календарных дней отпуска, использованных в спорный период, из них 572 календарных дня – ежегодный оплачиваемый отпуск, использованный за период службы с 02.01.2007г. по 09.01.2017г., 45 дней – компенсация за неиспользованный отпуск, выплаченная по увольнению,).

Согласно расчету денежного содержания, не оспариваемого сторонами, сохраняемое денежное содержание за один день составило 5044,64 рулей (л.д.150, т.1).

Соответственно, денежная компенсация за 22 дня неиспользованного отпуска составит 5044,64 х 22 =110666 рублей.

С учетом изложенного, требование истицы о взыскании в ее пользу компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней в сумме 110666 рублей подлежит удовлетворению в полном объеме.

Требования ФИО2 о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 календарных дней, суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением за период с 10.01.2017г. по 01.02.2017 г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу положений ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Как следует из материалов дела, компенсация за 45 неиспользованных календарных дней ежегодного очередного отпуска, четырехмесячное денежное содержание в связи с сокращением ответчиком выплачены истице только 02.02.2017г. (л.д.180, 181, т.2).

В судебном заседании ФИО2 подтвердила, что компенсация за неиспользованный отпуск за 45 календарных дней, четырехмесячное денежное содержание в связи с сокращением всего составили 834552,88 руб. (без учета НДФЛ), что соответствует расчетному листку за январь 2018г. (л.д.149,150,151,152, т.1).

Истица размер данных выплат не оспаривала.

Представитель ответчика не оспаривал факт выплаты истице денежной компенсации при увольнении только 02.02.2017г.

Истицей заявлено требование о взыскании указанной компенсации за период с 10.01.2017г. по 01.02.2017г.

Между тем, с учетом требований ст.236 ТК РФ о взыскании процентов за каждый день задержки по день фактического расчета включительно, п.3 ст.196 ГПК РФ, суд полагает возможным выйти за пределы заявленных требований в части определения периода взыскания процентов по день фактического расчета включительно – 02.02.2017г.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за нарушение срока выплаты указанных сумм за период с 10.01.2017г. по день их фактической выплаты истице 02.02.2017г.

Период просрочки с 10.01.2017г. по 02.02.2017г. составляет 24 дня.

С 31.12.2016г. по 26.03.2017г. размер ключевой ставки составил 10,0%.

Расчет взыскиваемых процентов производится в следующем порядке: 834552,88 х (10,0% х1/150) х 24дней = 13352,28руб.

Соответственно, общая сумма взыскиваемых процентов за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 45 календарных дней, четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением за период с 10.01.2017г. по 02.02.2017г. составляет 13352,28 руб.

С учетом положений ст.236 ТК РФ, требование истицы о взыскании процентов (компенсации) за просрочку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск за период с 02.09.2007г. по 09.01.2017г. за 22 календарных дня, начиная с 10.01.2017г. по день фактической выплаты, также подлежит удовлетворению.

Период просрочки с 10.01.2017г. по 25.01.2018г. составляет 381 день.

С 31.12.2016г. по 26.03.2017г. размер ключевой ставки составил 10,0%, с 10.01.2017г. по 26.03.2017г. – 76 дней просрочки, сумма компенсации составит: 110666 х (10% х 1/150) х 76дн. = 5607,07 рублей.

С 27.03.2017г. размер ключевой ставки составил 9,75%, с 27.03.2017г. по 01.05.2017г. – 36 дней просрочки, сумма компенсации составит: 110666 х (9,75% х 1/150) х 36дн. = 2589,58 рублей.

Со 02.05.2017г. размер ключевой ставки составил 9,25%, с 02.05.2017г. по 18.06.2017г. – 48 дней просрочки, сумма компенсации составит: 110666 х (9,25% х 1/150) х 48дн. = 3275,71 рублей.

С 19.06.2017г. размер ключевой ставки составил 9 %, с 19.06.2017г. по 17.09.2017г. – 91 день просрочки, сумма компенсации составит: 110666 х (9% х 1/150) х 91дн.= 6042,36 рублей.

С 18.09.2017г. размер ключевой ставки составил 8,5%, с 18.09.2017г. по 29.10.2017г. – 42 дня просрочки, сумма компенсации (процентов) составит: 110666 х (8,5% х 1/150) х 42дн. = 2633,85 рублей.

С 30.10.2017 г. размер ключевой ставки составил 8,25 %, с 30.10.2017г. по 17.12.2017г. – 49 дней просрочки, сумма компенсации (процентов) составит: 110666 х (8,25% х 1/150) х 49дн. = 2982,44 рубля.

С 18.12.2017 г. размер ключевой ставки составил 7,75 %,. с 18.12.2017 по 25.01.2018г. – 39 дней просрочки, сумма компенсации (процентов) составит: 110666 х (7,75% х 1/150) х 39дн. = 2229,91 рублей.

Соответственно, общая сумма взыскиваемых процентов за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 22 календарных дней за период с 10.01.2017г. по 25.01.2018г. составляет 25360,92 рубля.

Расчет суммы процентов за просрочку выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск за период с 02.09.2007г. по 09.01.2017г. за 22 календарных дня, начиная с 26.01.2017г. по день фактической выплаты подлежит осуществлению в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, с учетом размера ключевой ставки, действующей на день задержки выплаты.

В силу положений ст.236 ТК РФ обязанность по выплате денежной компенсации возникает у работодателя в случае несвоевременности выплаты положенных сумм независимо от наличия вины работодателя.

Учитывая данные законоположения, при разрешении требований истицы о взыскании процентов за просрочку причитающихся истице при увольнении выплат суд не входит в обсуждение доводов представителя ответчика об отсутствии вины Хабаровскстата в задержках выплаты ФИО2 компенсации за ежегодный очередной оплачиваемый отпуск в количестве 45 календарных дней, суммы четырехмесячного денежного содержания.

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004г. №2 (ред. от 24.11.2015г.) размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлен факт нарушения трудовых прав ФИО2, выразившийся в невыплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск за 22 календарных рабочих дня при увольнении, несвоевременной выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск за 45 календарных рабочих дней, суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением.

При таких обстоятельствах суд признает убедительными доводы истицы о причинении ей в результате действий работодателя нравственных страданий, полагая это очевидным и не требующим доказывания в силу положений ч.1 ст.61 ГПК РФ.

При определении размера компенсации морального вреда, причиненного ФИО2, суд также принимает во внимание существенный характер допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истицы.

С учетом всех обстоятельств дела, объема, характера нравственных страданий, причиненных истице, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости в пользу ФИО2 с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10000 руб.

В соответствии с частью 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче искового заявления истица в силу п.1ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины.

В силу подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 100001 рубля до 200000 рублей государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: - 3200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100000 рублей.

На основании подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 333.19 НК РФ положения этой статьи применяются с учетом особенностей, указанных в статье 333.20 НК РФ.

Как следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Принимая во внимание частичное удовлетворение исковых требований истицы, госпошлина за требования имущественного характера подлежит взысканию с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в доход бюджета городского округа Анадырь в размере 4487,58руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней; процентов (компенсации) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней за период просрочки с 10.01.2017г. по день фактической выплаты; процентов (компенсации) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере 45 календарных дней, процентов (компенсации) за задержку выплаты суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением за период просрочки с 10.01.2017г. по 01.02.2017г.; компенсации морального вреда в размере 50000 рублей – удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в пользу ФИО2 компенсацию за неиспользованный отпуск за период службы с 02.09.2007г. по 09.01.2017г. в количестве 22 календарных дней в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в пользу ФИО2 проценты (компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней за период просрочки с 10.01.2017г. по 25.01.2018г. в размере <данные изъяты> рубля.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в пользу ФИО2 проценты (компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 22 календарных дней за период просрочки с 26.01.2018г. по день фактической выплаты.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в пользу ФИО2 проценты (компенсацию) за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 45 календарных дней, суммы четырехмесячного денежного содержания в связи с сокращением за период просрочки с 10.01.2017г. по 02.02.2017г. в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу – отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу в доход бюджета городского округа Анадырь государственную пошлину в размере 4487,58руб.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья(подпись)

Н.О.Бугаева

Копия верна:Судья

Н.О.Бугаева

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2018г.

Судья

Н.О.Бугаева