ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/19 от 17.01.2019 Большеуковского районного суда (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Кользиной А.Г., с участием сторон, рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки Омской области 17 января 2019 года гражданское дело № 2-14/2019 по иску ФИО1 к государственному учреждению - Отдел Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости

установил:

ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском. В его обоснование указывает, что 05.09.2018 года обратился в ГУ – Отдел Пенсионного Фонда РФ в Большеуковском районе Омской области с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с тем, что достиг 50-летнеего возраста и полагал, что имеет необходимый для этого специальный стаж на должностях Федеральной противопожарной службы продолжительностью 25 лет. Решением ответчика от 12.12.2018 года в этом ему было отказано в связи с отсутствием специального трудового стажа, в который не включен период прохождения им военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 1 месяц 14 дней). С данным решением он не согласен, поскольку полагает, что включение военной службы по призыву в специальный стаж, необходимый в том числе для назначения страховой пенсии по старости досрочно предусмотрено п. 5 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, обратил внимание, что пунктом 1.3 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 1901.3., в подтверждение военной службы в составе Вооруженных Сил СССР, органах государственной безопасности и внутренних дел, пребывания в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн принимаются военные билеты. На основании изложенного просил признать его право на назначение досрочной страховой пенсии, обязать ответчика назначить и выплачивать ему пенсию с 05.09.2018 г.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании посчитала исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, поскольку на момент обращения истец не имел специального стажа работы в учреждениях Федеральной противопожарной службы продолжительностью 21 год 11 месяцев и 26 дней. Полагала, что включение военной службы по призыву в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно, за которой обращался истец, законом не предусмотрено. Представила письменный отзыв на иск.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и оценив заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) установлено, что с 1 января 2015 г. Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, в части, не противоречащей указанному федеральному закону.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закон № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федеральный закон № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Материалами дела установлено, что 05.09.2018 истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Большеуковском районе Омской области с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости досрочно в связи с работой в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы более 25 лет в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 7, 16, 25-27).

Решением ответчика от 12.12.2018 № 563305/18 в назначении страховой пенсии по старости истцу отказано. Его специальный стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на день обращения за пенсией исчислен продолжительностью 21 год 11 месяцев 26 дней. В него не включен период прохождения истцом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 1 месяц), что следует из расчета специального стажа, произведенного ответчиком по различным критериям: в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, по правилам Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 7, 22-24).

Оспаривая такое решение ответчика, истец полагает, что включение периода военной службы по призыву в специальный стаж работы в подразделениях Государственной противопожарной службы предусмотрено частью 2 статьи 38 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а в подтверждение военной службы может быть представлен военный билет, как то предусмотрено пунктом 1.3 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утв. Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 1901.3.

Такое толкование истцом закона суд находит ошибочным в связи со следующим.

Из военного билета истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных сил СССР (л.д. 8-10).

Пунктом 5 части 2 и пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются в том числе период прохождения гражданином военной службы.

В стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).

Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ, действовавшего до 01.01.2015 Федерального закона № 173-ФЗ, статями 12, 90 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», следует, что как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный стаж не предусмотрена.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 октября 2006 года № 380-О, определении от 23 сентября 2010 года № 1152-О-О решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями, труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

Так, в соответствии с п. 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах «к» и «л» (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В подпунктах «а», «б» пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.

Таким образом, период военной службы до 20 ноября 1990 года (дата вступления в силу Закона № 340-1) подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07. 2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Вышеназванными правилами не предусмотрено включение периода прохождения военной службы в армии по призыву в специальный стаж работы в должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Применение норм Закона РФ от 12.02. 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для реализации права на страховую пенсию ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в данном случае недопустимо, а ссылка истца на положения статьи 38 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - несостоятельна, так как вышеуказанные нормы регулируют право на обеспечение пенсии по выслуге лет, в то время как истец обратился за назначением ему досрочной страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Не подлежат применению в данном случае и положения п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05. 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что в спорный период с 26.10.1978 по 01.12.1981 истец проходил военную службу в должности, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а по смыслу п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденных постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, действовавшего до вступления в силу Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР», время службы в армии приравнивалось лишь к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение по соответствующим Спискам, и при условии, что службе предшествовала или следовала работа с тяжелыми условиями труда, то в силу выше приведенных норм права данный период не мог быть засчитан в специальный стаж истца.

Поэтому решение ответчика от 12.12.2018, которым специальный стаж истца общей продолжительностью 21 год 11 месяцев 26 дней исчислен без учета периода военной службы ФИО1, суд полагает основанным на нормах законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 о признании права на досрочное назначение пенсии по старости оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированное форме путем подачи жалобы через суд, вынесший решение. Мотивированное решение изготовлено 17.01.2019 г.

Судья: И.М. Шуплецов