Дело №2-14/2019 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Земетчино 21 июня 2019 года
Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырьковой О.В.,
при секретаре Сорокиной В.С.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,
представителей ответчика УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области ФИО7, ФИО8,
представителя третьего лица администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО10 к Управлению социальной защиты населения Земетчинского района Пензенской области о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном Региональным стандартом стоимости жилищно - коммунальных услуг, предусмотренным для индивидуальных жилых домов, и перерасчёте ежемесячной денежной компенсации по региональному стандарту стоимости жилищно -коммунальных услуг, предусмотренному для индивидуальных жилых домов,
УСТАНОВИЛ:
истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО10 обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили понудить Управление социальной защиты населения Земетчинского района Пензенской области установить региональный стандарт по Раёвскому сельсовету Земетчинского района Пензенской области на уровне среднерайонного – 2396 рублей или уровня 2012 - 2017 годов – 2400 рублей и доплатить истцам: ФИО1, ФИО3, ФИО6, ФИО5 по 750 рублей за каждый недоплаченный месяц (апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года) по 3000 рублей, истцам: ФИО2, ФИО10 (за январь, февраль, марта, апрель, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года) по 5250 рублей каждому, или признать двухквартирные дома как индивидуальные постройки с соответствующим перерасчётом выплат. Свои требования истцы мотивировали следующими обстоятельствами.
Все они являются ветеранами труда федерального значения. В нарушение статей 22 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах труда и лиц, приравненных к ним» и закона Пензенской области от 20.12.2004 года №715-ЗПО, предусматривающих ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50% затрат, исходя из регионального стандарта, который в Раёвском сельсовете составляет 204 рубля для двухквартирного дома с проживанием в нем 2-х человек в 2018 году, то есть, согласно законодательству, сумма выплат должна составлять 102 рубля. Региональный стандарт по Раевскому сельсовету ниже среднерайонного в 10 раз в 2018 году, а также ниже уровня 2012-2017 г.г. тоже в 10 раз. Кроме того велика разница в оплате льгот в двухквартирном доме и в индивидуальном жилье в 13 раз (в двухквартирном - 240 рублей, в индивидуальном - 3100 рублей), хотя по другим сельсоветам Земетчинского района и Пензенской области разница эта не превышает 100-200 рублей. Истцы обращались в Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области и Управление коммунального хозяйства об изменении регионального стандарта по Раевскому сельсовету. В ответ им приходили явные отписки. Им назначали выплаты как ветеранам труда Пензенской области в размере 300 рублей в месяц и 120 рублей как ветеранам федерального значения, всего 420-450 рублей, по месяцам цифры разные. За период с 2012 по 2017 год выплаты составляли 1200 рублей, то есть региональный стандарт был 2400 рублей. Не соглашаясь с начислением указанных выплат, истцы обратились в суд.
Впоследствии истцы изменили исковые требования, просили принудить Управление социальной защиты населения Земетчинского района Пензенской области, Управление жилищно - коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, Правительство Пензенской области пересмотреть региональный стандарт стоимости жилищно - коммунальных услуг по Раёвскому сельсовету Земетчинского района, установить его на уровне 2016 - 2017 годов в размере 2400 рублей на период 2018 и 2019 годов и произвести перерасчёт по выплатам согласно региональному стандарту 2400 рублей.
В судебном заседании истцы отказались от исковых требований к Управлению жилищно - коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и Правительству Пензенской области пересмотреть региональный стандарт стоимости жилищно - коммунальных услуг по Раёвскому сельсовету Земетчинского района, установить его на уровне 2016-2017 годов в размере 2400 рублей на период 2018 и 2019 годов и произвести перерасчёт по выплатам согласно региональному стандарту 2400 рублей. Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном Региональным стандартом стоимости жилищно - коммунальных услуг, предусмотренном для индивидуальных жилых домов, и обязать УСЗН Земетчинского района Пензенской области произвести перерасчёт ежемесячной денежной компенсации с 01.07.2017 года по 31.12.2018 года по региональному стандарту стоимости жилищно - коммунальных услуг, предусмотренному для индивидуальных жилых домов.
Суду показали, что проживают в двухквартирных домах. Каждая квартира имеет свой отдельный вход. В доме печное отопление. Ранее им выплачивались ежемесячные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг как для индивидуальных жилых домов, а в 2017 году и 2018 году выплаты стали производится как для многоквартирных домов и размер выплат уменьшился в десятки раз. Считают, что выплаты занижены необоснованно.
Истец ФИО10, извещённая о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть настоящее гражданское дело в её отсутствие. В письменном заявлении также изменила исковые требования, просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном Региональным стандартом стоимости жилищно - коммунальных услуг, предусмотренным для индивидуальных жилых домов, и обязать УСЗН Земетчинского района Пензенской области произвести перерасчёт ежемесячной денежной компенсации с 01.07.2017 года по 31.12.2018 года по региональному стандарту стоимости жилищно - коммунальных услуг, предусмотренному для индивидуальных жилых домов
От исковых требований к Управлению жилищно - коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и Правительству Пензенской области пересмотреть региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Раёвскому сельсовету Земетчинского района, установить его на уровне 2016-2017 годов в размере 2400 рублей на период 2018 и 2019 годов и произвести перерасчёт по выплатам согласно региональному стандарту 2400 рублей отказалась.
Представители ответчика Управления социальной защиты населения администрации Земетчинского района Пензенской области ФИО7, действующая на основании доверенности от 13.02.2019 года № 411, ФИО8 исковые требования истцов не признали, просили в иске отказать. Суду пояснили, что ежемесячная выплата за жилищно - коммунальные услуги истцам выплачивалась обоснованно в размере, установленном региональным стандартом, и в соответствии с правоустанавливающими документами на жилые помещения. Расчет регионального стандарта относится к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской обороны Пензенской области, а регистрация документов на жилые помещения и установление права собственности входит в полномочия Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области. Выплаты истцам производились в соответствии с Региональным стандартом стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию «Раевский сельсовет Земетчинского района Пензенской области» для собственников жилых помещений на 01.07.2017 года и на 01.07.2018 года как для многоквартирных домов на основании документов, подтверждающих право собственности (владения) на жилые помещения. Согласно представленным документам истцы проживают в квартирах, в связи с чем они отнесены к многоквартирным домам, и им производилась ежемесячная выплата ЖКУ без учета взносов на капитальный ремонт. Значительная разница в размере выплачиваемой истцам ежемесячной компенсации за ЖКУ с 01.07.2017 года объясняется отсутствием газоснабжения в многоквартирном доме, соответствующем средним условиям в Раевском сельсовете Земетчинского района, сведения на который были представлены администрацией Раевского сельсовета в Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской обороны Пензенской области для расчета регионального стандарта.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области ФИО9, действующая на основании доверенности от 20 февраля 2019 года № 15, с требованиями истцов не согласилась. Суду показала, что администрация Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области не осуществляет выплату ежемесячных денежных компенсаций за ЖКУ. Администрация только предоставляет Управлению жилищно-коммунального хозяйства общие сведения для расчета Регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчёте на одного человека в месяц по муниципальному образованию «Раевский сельсовет Земетчинского района Пензенской области» для пользователей многоквартирных и индивидуальных домов. Изменение соответствующих выплат ветеранам труда в сторону уменьшения с 01.07.2017 года произошло в связи с изменением регионального стандарта. Считает, что истцам все выплаты производились на законных основаниях.
Представитель Управления жилищно - коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, указав следующее.
В соответствии с пунктом 3.17 Постановления Правительства Пензенской области от 20.01.2015 года № 28-п «Об утверждении Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области», на Управление возложены полномочия по разработке региональных стандартов стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на территории Пензенской области.
При определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, которые предоставляются за счёт средств бюджета Пензенской области, а также для выплат отдельным категориям граждан (например, ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, инвалидам и другим федеральным льготникам), применяется постановление Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП «Об утверждении региональных стандартов, используемых для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно данному постановлению, размер регионального стандарта стоимости жилищно - коммунальных услуг для собственников жилых помещений в многоквартирном доме в Раевском сельсовете Земетчинского района Пензенской области для члена семьи из двух человек в отопительный период составляет 355 рублей 33 копейки, в индивидуальном доме 2060 рублей 80 копеек, в период без отопления в многоквартирном доме - 355 рублей 33 копейки, в индивидуальном – 302 рубля 64 копейки. Значительная разница в размере регионального стандарта в многоквартирном и индивидуальном домах обусловлена отсутствием газоснабжения в многоквартирном доме, соответствующем средним условиям в муниципальном образовании.
В расчете региональных стандартов дома блокированной застройки учитываются в жилом фонде как индивидуальные, а отдел социальной защиты Земетчинского района рассчитывает льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из размеров региональных стандартов для многоквартирных домов. Вопрос отнесения домов блокированной застройки к индивидуальным или многоквартирным является спорным. С 01.01.2019 года региональные стандарты будут изменены в связи с изменение тарифов. Сведения о жилом фонде Раевского сельсовета Земетчинского района так же будут изменены. На основании изложенной позиции, разрешение вопроса по настоящему делу Управление оставляет на усмотрение суда.
Представитель Правительства Пензенской области, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие. В возражениях на исковое заявление просил в удовлетворении заявленных требований истцов отказать, считая их необоснованными. В обоснование своих доводов указал, что Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г ода №715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» лицам, имеющим звание «Ветеран труда», в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взносов на капитальный ремонт, твердого топлива с учетом расходов по его доставке, в размере 50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц, дифференцированного по муниципальным образованиям, а также в зависимости от численности семьи, вида жилья, периода года, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Для расчёта размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2015 № 753-пП «Об утверждении региональных стандартов, используемых для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции постановления Правительства Пензенской области от 12.11.2018 года № 599-пП) установлены региональные стандарты. Для Раевского сельсовета Земетчинского района Пензенской области в семье из двух человек для многоквартирных домов в отопительный период и без отопления региональный стандарт составляет 211 рублей 45 копеек. Устанавливая региональные стандарты постановлением № 753-пП, Правительство Пензенской области действовало в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством, при этом нарушения прав истцов допущено не было.
Просило исключить Правительство Пензенской области из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу, так как полномочия по разработке региональных стандартов стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на территории Пензенской области принадлежит Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области.
Суд, выслушав истцов, ответчиков и представителя третьего лица, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые факты по делу, приходит к выводу, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
В соответствии со статьей 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определен перечень мер социальной поддержки, которые могут предоставляться различным категориям ветеранов, в том числе пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда и др.
Таким образом, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранов труда переданы Российской Федерацией в ведение ее субъектов, которые вправе устанавливать своими нормативными правовыми актами порядок и условия получения ветеранами этих мер социальной поддержки в определенной форме, средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Согласно части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1, пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области» лицам, имеющим звание «Ветеран труда», в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе твердого топлива с учетом расходов по его доставке, в размере 50 процентов от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 человека в месяц, дифференцированного по муниципальным образованиям, а также в зависимости от численности семьи, вида жилья, периода года, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок назначения и выплаты указанной компенсации определяется Правительством Пензенской области (часть 5 статьи 6 названного Закона Пензенской области).
В силу части 4 статьи 7, части 1 статьи 41 Устава Пензенской области, части 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Пензенской области является Правительство, которое в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Пензенской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии (часть 1 статьи 11 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 906-ЗПО).
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Правительство Пензенской области приняло постановление от 26 апреля 2007 года № 289-пП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, установленной Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области».
Данный нормативный правовой акт принят Правительством Пензенской области в установленной форме, в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 13.10.2014 года № 698-пП «О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 21.09.2012 года № 666-пП» внесены изменения: установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальным образованиям Пензенской области для собственников жилых помещений на 2014-2015 годы, начиная с 01 июля 2014 года; установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг из расчета на одного человека в месяц по муниципальным образованиям Пензенской области для собственников жилых помещений на 2014-2015 годы при уплате в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации взносов на капитальный ремонт, начиная с 01.11.2014 года.
Постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2015 года № 753-пП «Об утверждении региональных стандартов, используемых для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с последующими изменениями) установлены размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для многоквартирных жилых домов и для индивидуальных жилых домов.
В соответствии с приложением № 7 к постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП, региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района для собственников жилых помещений с 01.07.2016 года составляет для индивидуальных домов:
-для одиноко проживающего гражданина – 2939 рублей 53 копейки в отопительный период и 283 рубля 08 копеек в период без отопления;
-в семье из двух человек – 1936 рублей 32 копейки в отопительный период и 245 рублей 85 копеек в период без отопления;
- в семье из трех человек – 1677 рублей 30 копеек в отопительный период и 228 рублей 33 копейки в период без отопления;
- в семье из четырех человек – 1411 рублей 72 копейки в отопительный период и 204 рубля 24 копейки в период без отопления.
В соответствии с приложением № 9 к постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП и приложением № 3 к постановлению Правительства Пензенской области от 30.12.2016 года № 667-пП, Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района для собственников жилых помещений без учета взносов на капитальный ремонт с 01.07.2016 года составляет для многоквартирных домов:
- для одиноко проживающего гражданина – 1775 рублей 74 копейки в отопительный период и 191 рубль 74 копеек в период без отопления;
- в семье из двух человек – 1159 рублей 68 копеек в отопительный период, и 151 рубль 68 копеек в период без отопления;
- в семье из трех человек – 997рублей 45 копеек в отопительный период и 133 рубля 45 копеек в период без отопления;
- в семье из четырех человек - 828 рублей 66 копеек в отопительный период и 108 рублей 66 копеек в период без отопления.
В соответствии с приложением № 13 к постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП и приложением № 3 к постановлению Правительства Пензенской области от 26.01.2018 года № 23-пП, Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района для собственников жилых помещений без учета взносов на капитальный ремонт с 01.07.2017 года составляет для многоквартирных домов:
-для одиноко проживающего гражданина - 245 рублей 50 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления;
-в семье из двух человек – 204 рубля 13 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления;
- в семье из трех человек – 185 рублей 20 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления;
- в семье из четырех человек - 159 рублей 40 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления.
В соответствии с приложением № 11 к постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП и приложением № 1 к постановлению Правительства Пензенской области от 26.01.2018 года № 23-пП, Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района для собственников жилых помещений с 01.07.2017 года составляет для индивидуальных домов:
- для одиноко проживающего гражданина – 3104 рубля 44 копейки в отопительный период и 341 рубль 57 копеек в период без отопления;
-в семье из двух человек – 2060 рублей 83 копейки в отопительный период и 302 рубля 64 копейки в период без отопления;
- в семье из трех человек – 1791 рубль 34 копейки в отопительный период и 284 рубля 32 копейки в период без отопления;
- в семье из четырех человек – 1514 рублей 98 копеек в отопительный период и 259 рублей 13 копеек в период без отопления.
В соответствии с приложением № 14 к постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП и приложением № 1 к постановлению Правительства Пензенской области от 02.11.2018 года № 599-пП, Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района для собственников жилых помещений с 01.07.2018 года для индивидуальных домов составляет:
- для одиноко проживающего гражданина – 3203 рубля 28 копеек в отопительный период и 353 рубля 34 копейки в период без отопления;
-в семье из двух человек – 2126 рублей 65 копеек в отопительный период и 313 рублей 05 копеек в период без отопления;
- в семье из трех человек – 1848 рублей 60 копеек в отопительный период и 294 рубля 09 копеек в период без отопления;
- в семье из четырех человек – 1563 рубля 45 копеек в отопительный период 268 рублей 02 копейки в период без отопления.
В соответствии с приложением № 16 к постановлению Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП и приложением № 3 к постановлению Правительства Пензенской области от 12.11.2018 года № 599-пП, Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района для собственников жилых помещений без учета взносов на капитальный ремонт с 01.07.2018 года для многоквартирных домов составляет:
-для одиноко проживающего гражданина – 254 рубля 26 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления;
-в семье из двух человек – 211 рублей 45 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления;
- в семье из трех человек – 191 рубль 86 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления;
- в семье из четырех человек - 165 рублей 16 копеек, как на отопительный период, так и на период без отопления.
В соответствии с пунктом 10.13 Положения «Об управлении социальной защиты населения администрации Земетчинского района Пензенской области (в новой редакции), утвержденного решением собрания представителей Земетчинского района от 21.12.2017 года № 50-6/4, к полномочиям УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области относится прием документов для назначения пособия, предусмотренного статьей 3-4 Закона Пензенской области от 3 декабря 2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области», его назначение (перерасчёт), подготовка платежных документов, ведение базы данных получателей пособия и хранение документов, явившихся основанием для назначения пособия.
Из сообщения Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области № К-399 от 23.05.2018 года следует, что ФИО1 обращался в Министерство по вопросу выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате ЖКУ и ему было разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ему предоставляются в полном объёме в отопительный и летний период в размере 102,02 рублей в соответствии с действующим законодательством, а именно в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2015 года № 753-пП «Об утверждении региональных стандартов, используемых для расчета размеров субсидий граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с последующими изменениями) для семьи из двух человек, проживающей в многоквартирном доме в Раевском сельсовете Земетчинского района Пензенской области, с 01.07.2017 года. По сообщению УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в свидетельстве о государственной регистрации права на жилое помещение от 03.04.2012 г. 58 АБ № 175825 объектом права является трехкомнатная квартира.
Из сообщения Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области № Кол-766 от 14.11.2018 года следует, что ФИО1 направлял в Министерство коллективное обращение о выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате ЖКУ. Данное обращение было направлено по компетенции в Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области коллективное обращение ФИО1 было перенаправлено в Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин Пензенской области, в Управление жилищно - коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и в администрацию Земетчинского района Пензенской области для рассмотрения обращения в рамках их компетенции.
Из ответа администрации Земетчинского района Пензенской области от 04.12.2018 года № 2785/01-16 на обращение ФИО1 следует, что ФИО1 является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда в соответствии с Законом № 715-ЗПО от 20.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан проживающих на территории Пензенской области». Денежная компенсация назначена в соответствии с региональным стандартом стоимости жилищно-коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области по Раевскому муниципальному образованию. Выплата назначена как владельцу 3-х комнатной квартиры в двухквартирном жилом доме. Размер ежемесячной денежной компенсации составляет 105 рублей 73 копейки, то есть 50% от размера регионального стандарта, как в отопительный период, так и в период без отопления.
Из сообщения отдела экономики, имущественных и земельных отношений администрации Земетчинского района Пензенской области, направленных в адрес ФИО11, проживающей в с. Долгово и ФИО3, проживающей в <...>, следует, что УСЗН по сложившейся практике в соответствии инструкцией применяет для возмещения затрат ЖКУ в двухквартирных домах величину регионального стандарта, сложившегося для многоквартирных домов.
Ответом Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области № К-1657 от 07.12.2018 года на обращение ФИО1 заявителю разъяснен порядок и основания выплаты стоимости жилищно - коммунальных услуг ветеранам труда. Значительная разница размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений в многоквартирном доме в Раевском сельсовете Земетчинского района для члена семьи из двух человек в отопительный период - 355 рублей 33 копейки, в индивидуальном доме 2060 рублей 83 копейки, в период без отопления в многоквартирном доме - 355 рублей 33 копейки, в индивидуальном – 302 рубля 62 копейки объясняется отсутствием газоснабжения в многоквартирном доме, соответствующем средним условиям в муниципальном образовании. В расчете региональных стандартов дома блокированной застройки учитываются в жилом фонде как индивидуальные. Отдел социальной защиты Земетчинского района рассчитывает льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из размеров региональных стандартов для многоквартирных домов. Вопрос отнесения домов блокированной застройки к индивидуальным или многоквартирным является спорным. Министерство регионального развития России письмом от 26.08.2010 года № Д23-3390 закрепляет положение о том, что жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным домам несмотря на то, что принципиальным отличием блоков в домах блокированной застройки от квартир является возможность выхода на территории общего пользования, а также в ряде случаев отсутствие помещений общего пользования многоквартирного дома. В связи с тем, что дом зарегистрирован как многоквартирный, администрации Земетчинского района рекомендовано при предоставлении в Управление сведений о жилом фонде для расчета региональных стандартов учитывать дома блокированной застройки как многоквартирные, в связи с чем пересмотреть дома, соответствующие средним условиям в муниципальном образовании. С 01.01.2019 года региональные стандарты будут изменены в связи с изменением тарифов, а также будут пересмотрены сведения о жилом фонде Раевского сельсовета Земетчинского района. В настоящее время в регионе ведется работа по корректировке механизма начисления льгот федеральным льготникам без применения региональных стандартов с учетом фактических начислений платы за ЖКУ.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в трехкомнатной квартире, принадлежащий ему на праве собственности. Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учеёе в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области от 21.12.2012 года ФИО1 в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи из двух человек, проживающих в индивидуальном доме, в размере 731 рубль 40 копеек на отопительный период и 88 рублей 05 копеек на период без отопления из расчёта 50% регионального стандарта.
ФИО10 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в двухкомнатной квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО15 Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учёте в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области без номера и даты ФИО10 с 01.05.2007 года в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи один человек, проживающий в индивидуальном доме, в размере 813 рублей на отопительный период и 44 рубля 10 копеек на период без отопления из расчета 50% регионального стандарта.
ФИО2 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в трехкомнатной квартире, принадлежащей ему на праве собственности. Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учете в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области без даты и номера ФИО2 с 01.05.2007 года в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи из двух человек, проживающих в индивидуальном доме, в размере 285 рублей 80 копеек на отопительный период и 47 рублей 50 копеек на период без отопления из расчета 50% регионального стандарта.
ФИО6 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО16 Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учете в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области от 27.11.2013 года ФИО6 с 21.11.2013 года в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи из трех человек, проживающих в многоквартирном доме, в размере 729 рублей 50 копеек на отопительный период и 96 рублей 11 копеек на период без отопления из расчета 50% регионального стандарта.
ФИО5 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в двухкомнатной квартире, принадлежащей на основании договора на передачу квартир в собственность граждан. Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учёте в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области без даты и номера ФИО5 с 01.05.2007 года в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи из двух человек, проживающих в индивидуальном доме, в размере 285 рублей 80 копеек на отопительный период и 47 рублей 50 копеек на период без отопления из расчета 50% регионального стандарта.
ФИО4 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в двухкомнатной квартире, принадлежащей на основании договора на передачу квартир в собственность граждан. Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учете в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области от 23.07.2013 года ФИО4 в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи из четырех человек, проживающих в индивидуальном доме, в размере 629 рублей 75 копеек на отопительный период и 78 рублей 30 копеек на период без отопления из расчета 50% регионального стандарта.
ФИО3 является ветераном труда, проживает по адресу: [адрес] . в двухкомнатной квартире, принадлежащей ей на праве собственности. Квартира истца расположена в двухквартирном жилом доме с газовым отоплением. Как ветеран труда состоит на учете в УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области в качестве получателя ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области от 19.08.2010 года ФИО3 в соответствии с Законом Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО назначена ежемесячная денежная выплата на оплату ЖКУ на состав семьи из двух человек, проживающих в индивидуальном доме, в размере 564 рубля 15 копеек на отопительный период и 93 рубля 50 копеек на период без отопления из расчета 50% регионального стандарта.
При определении размеров компенсации истцам УСЗН руководствовалось Региональным стандартом стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц по муниципальному образованию Раевский сельсовет Земетчинского района Пензенской области для индивидуальных домов за исключением ФИО6, которой ежемесячная денежная выплата ЖКУ назначена из расчета регионального стандарта для многоквартирных домов.
Согласно справкам УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области о выплаченных суммах за период с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года ежемесячная денежная компенсация выплачена истцам в полном объёме в соответствии с установленным региональным стандартом для собственников жилых помещений без учета взносов на капитальный ремонт.
Решением УСЗН от 19.10.2014 года о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО1 произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта, при этом изменен вид жилого помещения с индивидуального дома на многоквартирный.
Решением УСЗН от 19.10.2014 года о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО10 с 01.07.2017 года произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта, при этом изменен вид жилого помещения с индивидуального дома на многоквартирный.
Решением УСЗН о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО2 с 01.07.2017 года произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта, при этом изменен вид жилого помещения с индивидуального дома на многоквартирный.
Решением УСЗН о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО6 с 01.07.2017 года произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта.
Решением УСЗН о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО5 с 01.07.2017 года произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта, при этом изменен вид жилого помещения с индивидуального дома на многоквартирный.
Решением УСЗН от 19.10.2014 года о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО4 произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта, при этом изменен вид жилого помещения с индивидуального дома на многоквартирный.
Решением УСЗН от 19.10.2014 года о перерасчете ежемесячной выплаты на оплату ЖКУ ФИО3 произведен перерасчет ежемесячной денежной выплаты в сторону уменьшения в связи с изменением регионального стандарта, при этом изменен вид жилого помещения с индивидуального дома на многоквартирный.
Документы, являющиеся основанием изменения вида жилых помещений, в которых проживали истцы на момент перерасчета выплат, в материалах личных дел ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО10 отсутствуют.
При перерасчете выплаты УСЗН применен соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Раевскому сельсовету для собственников жилых помещений без учета взносов на капитальный ремонт как для многоквартирных жилых домов.
Из свидетельства о государственной регистрации права №... от 3 апреля 2012 года, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 07.02.2018 года (имеется в материалах личного дела ФИО1), и технического паспорта следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО1, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Из свидетельства о государственной регистрации права №... от 22 июля 2015 года, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 07.02.2018 года (имеется в материалах личного дела ФИО10) и кадастрового паспорта следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО10, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Из свидетельства о государственной регистрации права №... от 11 декабря 2009 года, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 08.02.2018 года (имеется в материалах личного дела ФИО2), и технического паспорта следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО2, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Из свидетельства о государственной регистрации права №... от 27 января 2015 года и технического паспорта следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО6, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 17 мая 1993 года, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 07.02.2018 года (имеется в материалах личного дела ФИО5) следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО5, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Из договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 14 мая 1993 года, уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 08.02.2018 года (имеется в материалах личного дела ФИО4) следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО4, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 28.12.2016 года (имеется в материалах личного дела ФИО3) и технического паспорта следует, что жилое помещение, в котором проживает истец ФИО3, является квартирой. Сведений, определяющих вид жилого помещения как многоквартирного дома, указанные документы не содержат.
Проанализировав положения приведенных выше нормативных правовых актов, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области при отсутствии соответствующего нормативного обоснования отнесло жилые помещения истцов к многоквартирным домам, что повлекло занижение размера ежемесячной денежной выплаты по жилищно-коммунальным платежам с 01.07.2017 года и нарушение прав истцов на получение ежемесячной денежной выплаты за ЖКУ в установленном для индивидуальных домов размере.
Понятие многоквартирного дома закреплено в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, согласно которому многоквартирным домом является совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Из исследованных в судебном заседании правоустанавливающих документов на жилые помещения, в которых проживают истцы, следует, что квартиры истцов расположены в двухквартирных жилых домах блокированной застройки, имеют самостоятельные выходы и многоквартирными домами не являются.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исходя из размера подлежащего применению регионального стандарта, истцы в оспариваемый период должны были получать денежную выплату как собственники индивидуальных жилых домов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО10 к Управлению социальной защиты населения Земетчинского района Пензенской о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном Региональным стандартом стоимости жилищно-коммунальных услуг, предусмотренным для индивидуальных жилых домов, и перерасчете ежемесячной денежной компенсации по региональному стандарту стоимости жилищно- коммунальных услуг, предусмотренному для индивидуальных жилых домов, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО10 право на получение ежемесячной денежной выплаты компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном Региональным стандартом стоимости жилищно - коммунальных услуг, предусмотренным для индивидуальных жилых домов.
Обязать УСЗН Земетчинского района Пензенской области произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 01.07.2017 года по 31.12.2018 года по региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг, предусмотренному для индивидуальных жилых домов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2019 года.
Судья: