ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/2012 от 22.02.2012 Северо-эвенского районного суда (Магаданская область)

 Дело №2-14/2012 г.                                   

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 пос. Эвенск                                  «22» февраля 2012 г.

     Северо-Эвенский районный суд Магаданской области в составе:

 председательствующего судьи Тешабаевой О. В.,

 при секретаре Осокиной Н. Н.

 с участием представителя ответчика - руководителя ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» ФИО1

 рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Северо-Эвенского районного суда, расположенного по адресу: <...> дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора к областному государственному унитарному предприятию «Аэропорт «Северо-Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области о признании деятельности не соответствующей требованиям федерального законодательства, возложении обязанности совершить определенные действия,

 У С Т А Н О В И Л :

 Магаданский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к областному государственному унитарному предприятию «Аэропорт «Северо-Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области (далее ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск») указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения воздушного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, связанные с обеспечением охраны аэропорта. Так, в нарушение требований п. 6 ст. 84 ВК РФ и п. 4 Правил охраны и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 42 от 01.02.2011г, охрана аэропорта и объектов его инфраструктуры осуществляется без привлечения подразделений ведомственной охраны Минтранса России, силами службы авиационной безопасности ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск».

 Просит признать деятельность ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» по охране аэропорта Северо-Эвенск и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства, в части обеспечения авиационной безопасности. Обязать ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта «Северо-Эвенск».

 В судебное заседание истец не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В своем заявлении от 22.02.2012г. уточняет исковые требования в части срока исполнения и просит признать деятельность ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» по охране аэропорта Северо-Эвенск и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства, в части обеспечения авиационной безопасности. Обязать ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта «Северо-Эвенск».

 С учетом мнения представителя ответчика - руководителя ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» ФИО1, не возражавшего против рассмотрения настоящего дела в отсутствие истца, суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии, надлежащим образом уведомленного истца, заслушав ответчика и исследовав материалы дела.

 В судебном заседании представитель ответчика руководитель ОГУП Аэропорт Северо-Эвенск» ФИО1 пояснил, что авиационную безопасность осуществляет служба авиационной безопасности аэропорта, в том числе и охрану периметра аэропорта. Охрана периметра аэропорта двумя постами осуществляется силами отделения охраны службы авиационной безопасности аэропорта круглосуточно. Актов незаконного вмешательства в деятельность ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» не зарегистрировано. Досмотр пассажиров и багажа осуществляется с привлечением работников ОМВД по Северо-Эвенскому району. Затраты аэропорта на содержание двух постов охраны составляет 94 000 рублей в месяц. Стоимость услуг по охране объектов Приморским филиалом ФГУП «УВО Минтранса России» составляет 336 900 рублей на один пост, соответственно 673 800 рублей в месяц на два поста. ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» является хозяйствующим хозрасчетным субъектом, дотаций из бюджета не имеет. Месячный фонд оплаты труда аэропорта составляет 665 000 рублей. Заключение договора с ФГУП «УВО Минтранса России» приведет к банкротству аэропорта. В настоящее время проводятся процедуры ликвидации аэропорта.

 Выслушав мнение представителя ответчика – руководителя ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» ФИО1, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.

 В соответствии с преамбулой Воздушного Кодекса РФ (далее ВК РФ), государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан в воздушных перевозках, а также на обеспечение, безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности.

 Согласно ч. 3 ст. 40 ВК РФ, п. 1.3.2, 1.3.3 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры» утвержденных и введенных в действие Приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 N 98 " аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром (участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

 В соответствии со ст. 83 ВК РФ, п. 8, п.53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 18.04.2008 N 62, под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность, то есть защищенности от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо угрозу наступления таких последствий. Авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов (далее - служба авиационной безопасности), организациями аэронавигационного обслуживания, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности. При этом охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Согласно ст. 84 ВК РФ обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 П. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42 охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

     Как следует из п.п. 1.1, 1.4, 2.2. Устава ОГУП «Аэропорт«Северо-Эвенск», утвержденного приказом департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области от 22.09.2006г. № 48, свидетельства о внесении в реестр государственного имущества Магаданской области № 000133 от 25.07.2001 г., свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия серии ГП № 302 от 07.06.2002г., предприятие является правопреемником областного государственного унитарного предприятия ОГУП «Аэропорт«Северо-Эвенск», созданного в соответствии с постановлением администрации Северо-Эвенского национального района от 01.03.1993 № 40, зарегистрированного 29.11.2002 г. Учредителем предприятия является Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации Магаданской области. К основным видам деятельности предприятия относится обеспечение авиационной безопасности как одного из ее видов. Территория и объекты имущества аэропорта являются государственным имуществом Магаданской области, закрепленными на праве хозяйственного введения за ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск».

     ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск» осуществляет аэропортовую деятельность на основании единого Сертификата соответствия № ФАВТ СВ.А.00012 от 19.12.2011г., сроком действия до 19.12.2014г.

     В соответствии с Сертификатом соответствия № ФАВТ СВ.А. 07.00022 от 02.12.2010г. (срок действия до 02.12.2012г.) ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск», осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

     Согласно п. 3 Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 24.11.2008 N 192, ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для охраны объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере его ведения.

 Согласно п. 617 Перечня охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 15.03.2011 N 83, в него включен ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск».

 В соответствии со ст.421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ законом или добровольно принятым обязательством.

 Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств для заключения договора с ФГУП «УВО Минтранса России», обеспечения охраны территории (периметра) аэропорта «Северо-Эвенск» службой авиационной безопасности ОГУП «Аэропорт «Северо-Эвенск», не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что обязанность по охране территории (периметра) аэропорта «Северо-Эвенск» на основании договора, заключенного с ФГУП «УВО Минтранса России», предусмотрена вышеприведенными нормативно-правовыми актами.

     Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФГУП «УВО Минтранса России» является государственной организацией, которая осуществляет функции по охране аэропорта и объектов его инфраструктуры, включенных в перечень объектов, подведомственных Министерству транспорта РФ, на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с администрациями предприятий, обязанность заключить такой договор предусмотрена законом в связи с чем суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Прокурор в соответствии с п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

 В соответствии ч. 1 ст.103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в доход соответствующего бюджета.

 Размер государственной пошлины по рассматриваемому делу составит 4000 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район».

 Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Магаданского транспортного прокурора к областному государственному унитарному предприятию «Аэропорт» Северо-Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области удовлетворить.

 Признать деятельность областного государственного унитарного предприятия «Аэропорт «Северо-Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области по охране аэропорта Северо-Эвенск и объектов его инфраструктуры не соответствующей требованиям федерального законодательства, в части обеспечения авиационной безопасности.

 Обязать областное государственное унитарное предприятие «Аэропорт» Северо-Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу передать под охрану подразделению ведомственной охраны Минтранса России на основании возмездного договора, территории (периметр) аэропорта «Северо-Эвенск».

 Взыскать с областного государственного унитарного предприятия «Аэропорт «Северо-Эвенск» Северо-Эвенского района Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский район» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

     Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 22.02.2012г., с подачей апелляционной жалобы, представления через районный суд.

 Судья                                            О. В. Тешабаева