ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/2014 от 28.01.2014 Уренского районного суда (Нижегородская область)

 Дело № 2- 14-2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 28 января 2014 года

 Уренский районный суд Нижегородской области в составе

 председательствующего судьи Смирновой Н.В.

 При секретаре Аксеновой Е.В.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова Андрея Александровича к ГУ-Управление Пенсионного фонда по Уренскому району Нижегородской области о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов службы в Военно-Морском Флоте.

 УСТАНОВИЛ:

 Тихонов А.А. обратился в суд с иском ГУ-Управление Пенсионного фонда по Уренскому району Нижегородской области о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов службы в Военно-Морском Флоте, указав, что он обратился ДД.ММ.ГГГГ года к ответчику с заявлением о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов службы в Военно-Морском Флоте, времени нахождения на курсах повышения квалификации. В период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ работал на предприятиях «Интауголь». Истец обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", в удовлетворении которого ответчиком отказано ввиду отсутствия у него необходимого стажа работы в угольной промышленности.

 Полагая отказ пенсионного органа незаконным, Тихонов А.А. просит о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов службы в Военно-Морском Флоте, нахождения на курсах повышения квалификации, произвести перерасчет пенсии с момента назначения с ДД.ММ.ГГГГ года, признать за ним право на получение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ, произвести индексацию не дополученных сумм пенсии на день рассмотрения иска.

 В судебном заседании истец Тихонов А.А. отказался от части требований, а именно: о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации. В этой части производство по делу прекращено.

 Ответчик представитель ГУ-Управление Пенсионного фонда по Уренскому району Нижегородской области Басова О.В. с иском не согласен, считает, что пенсия Тихонову А.А. назначена в соответствии с действовавшим на момент назначения пенсии законодательством и с учетом выбора истца на основании его письменного заявления, отказ пенсионного фонда о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов службы в Военно-Морском Флоте, нахождения на курсах повышения квалификации обоснованный. Кроме того Тихоновым А.А. пропущен срок исковой давности.

 Тихонов А.А. не имеет права на получение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ в связи с тем, что у него не достаточно для этого стажа работы..

 Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Из материалов дела и объяснения сторон следует, что период с ДД.ММ.ГГГГ год истец работал на предприятиях «Интауголь». С ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем трудовой пенсии по старости, которая назначена по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

 В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

 Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

 На момент рассмотрения иска общий трудовой стаж Тихонова А.А. исчисленный пенсионным фондом, составил 23 года 14 дней, специальный стаж составил 19 лет 7 месяцев.

 Периоды службы в армии по действовавшему до 1 января 1992 г. законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях.

 Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

 В соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР также засчитывается в стаж работы. Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

 Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

 Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

 Из этого следует, что требования истца о включении в специальный стаж периода службы в Военно-Морском Флоте с 10.11.1978 года по 24.10.1981 года, предшествовавшие периоду работы на шахте в размере 2 лет 11 месяцев 14 дней подлежат зачету в специальный стаж и требования о перерасчете пенсии с учетом включения службы в Военно-Морском Флоте с момента назначения пенсии с 01.12.2004 года подлежат удовлетворению.

 В ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" предусмотрено право работников организаций, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ежемесячную доплату к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В качестве условия назначения такой доплаты предусматривается наличие длительного стажа работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт - не менее 25 лет, а также в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин - не менее 20 лет.

 Этой же нормой установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

 Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

 Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

 Суд учитывает, что пункт 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

 Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

 Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.

 Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.

 На момент рассмотрения иска Тихонов А.А. имеет необходимый стаж с учетом службы в Военно-Морском Флоте для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности".

 Позиция Пенсионного Фонда в том, что истцом пропущен срок исковой давности по обращению в суд, так как пенсия была назначена в 2004 году, не состоятельна. Трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине территориального органа ПФР, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком независимо от того, на каком этапе была допущена вина (при назначении, перерасчете или выплате пенсии).

 Требования Тихонова А.А. о проведении индексации недополученных сумм на день рассмотрения иска подлежат удовлетворению, поскольку права истца были нарушены ответчиком.

 Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 УПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Тихонова Андрея Александровича к ГУ-Управление Пенсионного фонда по Уренскому району Нижегородской области о включении в специальный подземный стаж при определении размера пенсии периодов службы в Военно-Морском Флоте, перерасчете и индексации пенсии, и назначении доплаты – удовлетворить.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уренскому району Нижегородской области включить Тихонову Андрею Александровичу в специальный стаж периода службы в Военно-Морском Флоте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, и произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года.

 Признать за Тихоновым А.А. право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уренскому району Нижегородской области в порядке, предусмотренном статьей 4 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", назначить Тихонову А.А. ежемесячную доплату к пенсии.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уренскому району Нижегородской области произвести Тихонову Андрею Александровичу индексацию недополученных сумм на день рассмотрения иска

 Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в месячный срок удовлетворить.

 Судья: