ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/2017 от 10.03.2017 Красноселькупского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-14/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи - Шанкиной Л.Т.,

при секретаре судебного заседания - Лазаревой О.В.,

с участием истца Церенова Ю.В., его представителя Сайфуллиной А.М.,

представителя ответчика - директора муниципального учреждения дополнительного образования «Красноселькупская районная детско-юношеская спортивная школа» ФИО4,

представителей третьего лица - начальника Управления по физической культуре и спорту Администрации МО <адрес>ФИО5 и экономиста Управления ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Церенова Юрия Владимировича к муниципальному учреждению дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» и Департаменту по физической культуре и спорту <адрес> о взыскании единовременного и ежемесячного пособия молодому специалисту,

УСТАНОВИЛ:

Церенов Ю.В. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» о взыскании единовременного и ежемесячного пособия молодому специалисту.

В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с приказом -к от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в муниципальное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа» на должность тренера-преподавателя по греко-римской борьбе на 1,0 ставку постоянно, имеет высшее профессиональное образование, что подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ. До поступления на работу не имел стажа работы в организациях спортивной направленности, по окончании ДД.ММ.ГГГГ Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма был призван в армию и ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился к работодателю с заявлением о выплате ему как молодому специалисту единовременного и ежемесячного пособия, предусмотренных Положением о порядке оказания мер социальной поддержки работникам государственных учреждений спортивной направленности ЯНАО. ДД.ММ.ГГГГ в выплате пособий ему было отказано на основании доводов Департамента по физической культуре и спорту ЯНАО о том, что он был принят на работу в период действия постановления Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П, а в настоящее время действует постановление Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П. Данный отказ считает незаконным, противоречащим положениям закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «О физической культуре и спорте в ЯНАО» и Положению о порядке оказания мер социальной поддержки работникам государственных учреждений ЯНАО спортивной направленности и муниципальных учреждений спортивной направленности в ЯНАО, утвержденному постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П. Просит взыскать с ответчика единовременное пособие в размере 100000 рублей и ежемесячное пособие за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 176000 рублей, а также обязать ответчика производить выплату ежемесячного пособия, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Церенов Ю.В. и его представитель Сайфуллина А.М. в судебном заседании увеличили размер исковых требований, просили взыскать с ответчика ежемесячное пособие за период с января 2015 года по февраль 2017 года в размере 200000 рублей. Дополнительно указали, что при трудоустройстве в 2015 году Церенову Ю.В. было выплачено единовременное пособие и ежемесячно выплачивалось пособие молодому специалисту до декабря 2015 года. В декабре 2015 года в Управлении по физической культуре и спорту проведена проверка контрольно-ревизионным управлением администрации района, в ходе которой установлена незаконность данных выплат за счет местного бюджета. Полученные денежные выплаты ФИО8 возвращены в Управление по культуре и спорту. Управлением в Департамент по физической культуре и спорту ЯНАО была направлена заявка о перечислении денежных средств за счет окружного бюджета для выплат ФИО8, однако, Департамент в перечислении выплат отказал, ссылаясь на отсутствие заблаговременно направленной заявки. На удовлетворении остальной части исковых требований настаивали.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, указав, что имеются предусмотренные законом ЯНАО основания для выплаты молодому специалисту Церенову Ю.В. единовременного и ежемесячного пособий. Пояснения Церенова Ю.В. подтвердил. Дополнительно указал, что в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ адрес Департамента по физической культуре и спорту ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос на выплату пособий молодым специалистам. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент с аналогичной заявкой обратилось Управление. ДД.ММ.ГГГГ был получен письменный отказ в выплате пособия молодым специалистам, с которым под роспись были ознакомлен Церенов Ю.В.

Представитель ответчика Департамента по физической культуре и спорту <адрес> в судебное заседание, проводимое по его ходатайству посредством видеоконференцсвязи с Салехардским городским судом, не явился, о времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайство об отложении слушания дела не заявил, в письменном ходатайстве указал, что с исковыми требованиями не согласен с учетом правовой позиции статьи 15.1 Закона ЯНАО «О физической культуре и спорте в <адрес>» и постановления Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П. Кроме того, в силу части 1 статьи 1 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в ЯНАО отдельными государственными полномочиями ЯНАО в области физической культуры и спорта» (далее Закон 150-ЗАО) органы местного самоуправления, в частности Управление по физической культуре и спорту Администрации МО <адрес> (далее - управление) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений спортивной направленности муниципальных районов в автономном округе и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов в автономном округе. Частью 2 статьи 1 Закона 150-ЗАО установлено, что отдельные государственные полномочия автономного округа по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений спортивной направленности муниципальных районов в автономном округе и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов в автономном округе, а также работникам муниципальных учреждений спортивной направленности городских округов в автономном округе включают в себя:

1) осуществление выплаты единовременного пособия лицам в возрасте до 30 лет включительно, имеющим документ об образовании и о квалификации, принятым на основное (постоянное) место работы по трудовому договору в муниципальные учреждения спортивной направленности в автономном округе на должности специалистов, связанные с организацией тренировочного процесса и (или) воспитанием спортсменов, не имеющим стажа работы в государственных учреждениях автономного округа спортивной направленности, муниципальных учреждениях спортивной направленности в автономном округе, независимо от организационно-правовой формы, на данных должностях (далее - молодые специалисты);

2) осуществление выплаты ежемесячного пособия молодым специалистам в течение первых трех лет работы в муниципальных учреждениях спортивной направленности в автономном округе.

Таким образом, Департамент не может выступать в качестве соответчика по данному исковому производству, поскольку не обладает полномочиями, установленными частью 2 статьи 1 Закона 150-ЗАО. Данные полномочия осуществляет Управление. Вместе с тем, Департамент, как распорядитель бюджетных средств, который выделяет субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, прокомментировал нормы действующего законодательства на запрос управления о возможности предоставления мер социальной поддержки истцу в январе 2016 года.

Представители третьего лица - Управления по физической культуре и спорту Администрации МО <адрес>ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании показали, что выплаты молодым специалистам назначаются приказом работодателя, который направляет в Управление письмо на оплату пособий молодым специалистам, а Управление, в свою очередь, направляет заявку на выделение бюджетных средств округа в Департамент по физической культуре и спорту ЯНАО, который является главным распорядителем этих средств. Заявка обосновывается соответствующими документами, обозначенными в нормативных актах ЯНАО. Департамент выделяет денежные средства либо отказывает. В данном случае Департамент отказал в выплате пособий Церенову Ю.В., пояснив, что он не впервые поступает на работу по данной специальности. Управление с этим отказом не согласно, поскольку ФИО8 ранее не работал, отвечает всем установленным законом критериям как молодой специалист, имеющий право на получение единовременного и ежемесячного пособий. Полномочия муниципального образования (Управления) заключаются в организационном обеспечении исполнения закона ЯНАО – принять заявление, издать приказ, начислить пособия и направить заявку в округ для выделения денежных средств за счет средств окружного бюджета. В 2015 году с января по октябрь молодым специалистам ДЮСШ, в том числе и Церенову Ю.В., за счет средств местного бюджета были выплачены спорные пособия. В результате проверки контрольно-ревизионным управлением в ноябре 2015 года было выявлено нарушение в выплате указанных пособий с указанием о необходимости их выплаты за счет средств окружного бюджета. В связи с этим в декабре 2015 года ФИО8 полученные в качестве пособий денежные средства возвращены в бюджет района. Заявки на финансирование из окружного бюджета принимались с июля по октябрь 2015 года, и поскольку такой потребности в этот период не было, заявка в Департамент не направлялась. ДД.ММ.ГГГГ в адрес и. о. директора Департамента по физической культуре и спорту ЯНАО было направлено письмо-обращение о выплате пособий молодому специалисту Церенову Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором сообщалось об отказе в указанных выплатах. ФИО8 было рекомендовано обращаться в суд.

Выслушав стороны, представителей третьего лица, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Меры социальной поддержки спортсменов и работников физической культуры и спорта в <адрес> определяются ст.ст. 5-7, 15 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «О физической культуре и спорте в <адрес>» -ЗАО.

Частью 5 статьи 15 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что лицам в возрасте до 30 лет включительно, имеющим документ об образовании и о квалификации, принятым на основное (постоянное) место работы по трудовому договору в государственные учреждения автономного округа спортивной направленности, муниципальные учреждения спортивной направленности в автономном округе (далее – учреждения спортивной направленности) на должности специалистов, связанные с организацией тренировочного процесса и (или) воспитанием спортсменов, не имеющим стажа работы в организациях спортивной направленности независимо от организационно-правовой формы на данных должностях (далее -молодые специалисты), предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) в течение первых трех лет работы ежемесячное пособие в размере, установленном постановлением <адрес>;

2) единовременное пособие в размере, установленном постановлением <адрес>.

В силу ч. 9 ст. 15 Закона ЯНАО «О физической культуре и спорте в ЯНАО» меры социальной поддержки, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, предоставляются за счёт средств окружного бюджета.

Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, устанавливается постановлением <адрес> (ч. 8 ст. 15 Закона).

Постановлением Правительство ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждено Положение о порядке оказания мер социальной поддержки работникам государственных учреждений спортивной направленности ЯНАО и муниципальных учреждений спортивной направленности в ЯНАО (далее - Положение).

Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства «Об утверждении Положения о порядке оказания мер социальной поддержки работникам государственных учреждений <адрес> спортивной направленности и муниципальных учреждений спортивной направленности в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 1308-П признано утратившим силу постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ-П.

В силу п. 2 Положения, действовавшего на день возникновения спорных правоотношений, молодой специалист - лицо в возрасте до 30 лет включительно, имеющее документ об образовании и о квалификации, принятое на основное (постоянное) место работы по трудовому договору в государственные учреждения автономного округа спортивной направленности, муниципальные учреждения спортивной направленности в автономном округе на должность специалиста, связанную с организацией тренировочного процесса и (или) воспитанием спортсменов, не имеющее стажа работы на данной должности в организациях спортивной направленности независимо от организационно-правовой формы;единовременное пособие - единовременное пособие молодым специалистам;ежемесячное пособие - выплата молодым специалистам в течение первых трех лет работы в учреждении спортивной направленности.

Пунктом 3 и 4 Положения определены условия выплаты единовременного пособия. Так, единовременное пособие молодым специалистам выплачивается в размере, установленном постановлением <адрес>. Право на получение единовременного пособия предоставляется молодому специалисту один раз за весь период трудовой деятельности в учреждениях спортивной направленности. Право на получение единовременного пособия у работников, имеющих стаж работы в учреждениях спортивной направленности и вновь принятых в учреждения спортивной направленности, не возникает.

В силу пункта 8 Положения ежемесячное пособие выплачивается молодому специалисту в размере, установленном постановлением <адрес>, в течение первых трех лет работы в учреждении спортивной направленности.

Право на получение ежемесячного пособия возникает с месяца, в котором заключен трудовой договор между работодателем и работником.

Выплата ежемесячного пособия осуществляется с месяца, следующего за месяцем подачи заявления о его предоставлении, в том числе за период с момента заключения трудового договора до момента подачи заявления о предоставлении пособия.

Пунктом 9 Положения установлено, что ежемесячное пособие выплачивается на основании документа об образовании, соответствующего полученной специальности, трудового договора, заключенного между работодателем и работником, приказа (распоряжения) работодателя о приеме на работу (назначении на должность) и оформляется приказом (распоряжением) работодателя о выплате ежемесячного пособия в течение 5 рабочих дней со дня подачи письменного заявления работником.

Приказ (распоряжение) работодателя о выплате ежемесячного пособия объявляется работнику под подпись в течение 3 рабочих дней со дня оформления приказа (распоряжения) работодателем.

Согласно п. 11 Положения молодые специалисты имеют право на выплату ежемесячного пособия при одновременном соблюдении на день обращения следующих условий:

1) учреждение спортивной направленности является основным (постоянным) местом работы молодого специалиста;

2) наличие в заключенном на неопределенный срок трудовом договоре с руководителем учреждения спортивной направленности обязательства отработать в учреждении спортивной направленности не менее трех лет на должностях специалистов, связанных с организацией тренировочного процесса и (или) воспитанием спортсменов.

Из копии трудовой книжки Церенова Ю.В., 1991 года рождения, (запись ) и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ он впервые ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в муниципальное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская школа» тренером-преподавателем по греко-римской борьбе на неопределенный срок (раздел 9 трудового договора), с установлением ежемесячной надбавки к должностному окладу в размере 2271,62 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (выплата молодому специалисту) (п.6.1 трудового договора) (л.д. 11, 12-16).

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между МУ ДО «КРДЮСШ» и Цереновым Ю.В., установлена обязанность работника отработать в учреждении спортивной направленности не менее трех лет на должностях специалистов, связанных с организацией тренировочного процесса и (или) воспитанием спортсменов.

С заявлением о выплате единовременного и ежемесячного пособий истец обратился к работодателю ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Дипломом о высшем образовании серии КХ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается наличие у истца специальности «Физическая культура и спорт» (л.д.10).

Таким образом, истец Церенов Ю.В. является молодым специалистом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, установленных Правительством ЯНАО, с момента заключения дополнительного соглашения, то есть с января 2016 года.

Согласно постановления Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ N 1109-П «Об определении размера ежемесячных и единовременных пособий работникам государственных и муниципальных учреждений в <адрес>» единовременное пособие молодым специалистам государственных и муниципальных учреждений в <адрес> в сфере физической культуры и спорта, культуры и искусства определено в размере 100 000 рублей, ежемесячное пособие определено в размере 8000 рублей в месяц.

Судом установлено, что истцу в период с января 2016 года по февраль 2017 года (14 месяцев) на день разрешения спора ежемесячное пособие в общем размере 112 000 рублей (8000 рублей в месяц х 14 месяцев) и единовременное пособие в размере 100 000 рублей не выплачены.

При указанных обстоятельствах, заявленные исковые требования о возложении обязанности выплачивать ежемесячное пособие молодого специалиста и взыскании невыплаченных единовременного и ежемесячного пособий молодого специалиста являются законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд считает обоснованными доводы ответчика - Департамента по физической культуре и спорту <адрес> о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу и считает необходимым в удовлетворении требований к Департаменту по физической культуре и спорту <адрес> истцу отказать.

Надлежащим ответчиком по делу является работодатель истца - муниципальное учреждение дополнительного образования «<адрес> детско-юношеская спортивная школа».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Церенова Юрия Владимировича к муниципальному учреждению дополнительного образования «Красноселькупская районная детско-юношеская спортивная школа» о взыскании единовременного и ежемесячного пособия молодому специалисту и возложении обязанности выплачивать ежемесячное пособие молодого специалиста, удовлетворить.

В удовлетворении исковых требований к Департаменту по физической культуре и спорту Ямало-Ненецкого автономного округа отказать.

Взыскать с муниципального учреждения дополнительного образования «Красноселькупская районная детско-юношеская спортивная школа» в пользу Церенова Юрия Владимировича невыплаченные единовременное пособие молодого специалиста в размере 100 000 (сто тысяч) рублей и ежемесячное пособие молодого специалиста за период с января 2016 года по февраль 2017 года включительно в размере 112 000 (сто двенадцать тысяч) рублей.

Обязать муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа» производить Церенову Юрию Владимировичу выплату ежемесячного пособия молодого специалиста в соответствии с Положением о порядке оказания мер социальной поддержки работникам государственных учреждений спортивной направленности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В апелляционной жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, или прокурора, приносящего апелляционное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанных в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судья Л.Т. Шанкина

Решение в окончательной форме принято 13 марта 2017 года.