Гр.дело № 2-14/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2021 г. г. Белозерск Вологодской области
Белозерский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Михеева Н.С.,
при секретаре Войновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области, администрации муниципального образования «Город Белозерск», Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района о возложении обязанности по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с исками к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения «Церковь <данные изъяты> и «<данные изъяты> церковь, <данные изъяты> В обоснование заявленных требований указано, что решением Вологодского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О взятии на государственную охрану памятников и утверждении проекта охраняемых территорий памятников истории и культуры г.Белозерск» указанные объекты поставлены под государственную охрану. В Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственной регистрации прав на них отсутствуют, кадастровый номер не присвоен. Объекты не числятся в муниципальной собственности, реестре собственности Вологодской области, в территориальной базе данных реестра федерального имущества. В связи с этим данные объекты являются бесхозными, так как собственник их не определен. Разрешением вопроса о постановке объектов на учет в качестве бесхозных должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему полномочий. Непринятие мер по постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия влечет разрушение памятника истории культуры, изменение его облика в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды либо иных негативных последствий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия.
В заявлении об уточнении исковых требований представитель Комитета по охране объектов культурного наследия просил возложить обязанность по постановке объектов культурного наследия на учет в качестве бесхозяйных на администрацию муниципального образования «Город Белозерск».
21 декабря 2020 г. определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования «Город Белозерск», Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района.
13 января 2021 г. дела по исковым заявлениям Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Анисимова Ф.В. уточненные исковые требования поддержала. Суду пояснила, что на территории г. Белозерска находятся два объекта культурного наследия регионального значения: «Церковь <данные изъяты> и <данные изъяты> церковь». Так как их собственник неизвестен они должны быть поставлены на учет в качестве бесхозных. Данная обязанность законодательством возложена на орган местного самоуправления, на территории которого они находятся, то есть в данном случае – на администрацию города Белозерска. Постановка на учет объектов в качестве бесхозных позволит ускорить оформление на них прав в случае выявления желающих лиц, а также оформить охранное обязательство.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Белозерск» Фомина Ю.Б. исковые требования не признала. Суду пояснила, что объекты культурного наследия регионального значения «Церковь <данные изъяты> церковь, <данные изъяты> не находятся в собственности муниципального образования «Город Белозерск», располагаются на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. На органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обращению такого имущества в свою собственность. Дополнительно суду пояснила, что по «<данные изъяты> церкви» уже утверждены охранные обязательства.
Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзывах на исковые заявления указал, что администрация района не является органом, уполномоченным принимать предусмотренные законом меры по постановке на учёт объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества в качестве бесхозяйной вещи. Администрация района ненадлежащий ответчик по делу.
Представитель ответчика Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзывах на исковые заявления указал, что обязанность обратиться с заявлением о принятии на учёт объекта культурного наследия в орган регистрации прав возлагается на орган местного самоуправления – муниципальное образование «Город Белозерск». Финансовые затраты Управления будут неправомерны, оно не может являться надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ТУ Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзывах на исковые заявления указал, что в реестре данные объекты не числятся. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Территориальное управление не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзывах на исковые заявления указал, что невыполнение действий по постановке объектов культурного наследия и учёт как бесхозяйных препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности, надлежащему содержанию, приводит к дальнейшему разрушению, не исключает возможности утраты физической целостности, может повлечь за собой нарушение права граждан на доступ к культурным ценностям. Учитывая, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом и обязанным подавать заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В отзывах на исковые заявления указал, что сведения об объектах недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт таких объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном Законом. Оставила рассмотрение дела на усмотрение суда.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости оставления исковых требований Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на территории города Белозерска расположены памятники истории и культуры: <данные изъяты> церковь, <данные изъяты> Церковь <данные изъяты> На основании Решения исполнительного комитета Вологодского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, данные памятники взяты под государственную охрану.
Согласно ч.3 ст. 64 Федерального закона РФ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закон
Истцом заявлены требования о возложении на администрацию города Белозерска обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения: <данные изъяты> церковь, <данные изъяты> Церковь <данные изъяты>
В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как следует из информации администрации Белозерского муниципального района, Департамента имущественных отношений Вологодской области, Территориального управления Росимущества в Вологодской области, указанные объекты не числятся в реестрах муниципальной, областной и федеральной собственности.
Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, данные о собственниках данных объектов недвижимости отсутствуют.
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что данное имущество является бесхозным.
В силу положений Федерального Закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
В соответствии с решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О взятии на государственную охрану памятников и утверждении проекта охраняемых территорий памятников истории и культуры г. Белозерска» памятники <данные изъяты> церковь, <данные изъяты> и Церковь <данные изъяты> приняты на государственную охрану, как памятники местного значения, культовые и гражданские здания г. Белозерска, имеющие историко-архитектурное и художественное значение.
Согласно действовавшему в тот период законодательству, памятники истории и культуры, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, находились в собственности государства (ст. 4 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»).
В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в соответствующих Приложениях к данному Постановлению, передаются в государственную собственность краев, областей и республик в составе РФ, а до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности. Памятники истории и культуры регионального значения в Приложении к данному Постановлению не указаны. Следовательно, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта РФ, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.
Из анализа данных норм следует, что здания <данные изъяты> церкви и Церкви <данные изъяты> как памятники истории и культуры регионального значения должны были быть переданы в государственную собственность Вологодской области, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью. Не оформление государственными органами соответствующих прав не может свидетельствовать о выбытии указанного объекта из государственной собственности и служить основанием для признания его бесхозяйным.
При этом, согласно ответу от 21 августа 2018 г. руководителя территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на запрос руководителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, отсутствие объектов в территориальной базе реестра федерального имущества не означает, что указанные объекты не находятся в собственности Российской Федерации.
Кроме того, сама по себе постановка зданий на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, что составляет сущность исковых требований, сама по себе не может обеспечить надлежащее содержание и уход за данными памятниками истории и культуры, не определяет их принадлежность и собственника.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области, администрации муниципального образования «Город Белозерск» Вологодской области, Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимости с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> церковь, <данные изъяты> «Церковь <данные изъяты>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 15 января 2021 года.
Судья Н.С. Михеев