ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14/2022 от 19.01.2022 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0018-01-2021-001128-63

Дело № 2-14/2022

Решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2022 г. город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего по делу судьи Ю.М. Поздеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Давыдовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников жилья «Самойло,15», публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о понуждении ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem FHKV radio4, установленные в жилом помещении, понуждении осуществлять расчет платы за тепловую энергию в квартире с даты начала приема и ввода в эксплуатацию электронных устройств для вычисления тепловой энергии Techem FHKV radio4, исходя из показаний данных приборов (на дату приема),

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Самойло,15» (далее – ТСЖ «Самойло,15»), публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее – ПАО «ТГК - 2») о понуждении ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem FHKV radio4 с номерами 03756609, 03756601, установленные в жилом помещении по адресу: <адрес>, понуждении осуществлять расчет платы за тепловую энергию в квартире по адресу: <адрес> с даты начала приема и ввода в эксплуатацию электронных устройств для вычисления тепловой энергии Techem FHKV radio4 с номерами 03756609, 03756601, исходя из показаний данных приборов (на дату приема).

В обоснование требования указала, что является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Управление домом осуществляет ТСЖ «Самойло,15». В квартире по адресу: <адрес> установлены индивидуальные приборы учета тепловой энергии марки Techem FHKV radio4 с номерами 03756609, 03756601. 23 февраля 2020 г. обратилась в ТСЖ «Самойло,15», но в ответ ответчик отказался принимать в эксплуатацию приборы учета. Отмечает, что указанные устройства являются именно приборами учета тепловой энергии, а не распределителями, что отражено в описании средств измерений, поскольку они вычисляют и отображают объем потребленной тепловой энергии. Полагает, что ответчик, отказываясь принять в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии, нарушает ее права и законные интересы.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и в письменных пояснениях.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований, указав, что прибор FHKV radio 4 является устройством распределения тепла. Осуществлять расчеты с использованием показаний устройства FHKV radio 4, установленного в квартире истца можно будет, когда в доме более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений будут оборудованы распределителями тепла.

Представитель ПАО «ТГК-2» в судебное заседание не явился, в судебном заседании 04-10 июня 2021 г. представитель ПАО «ТГК-2» ФИО4 с исковыми требованиями не согласилась.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц.

Изучив исковое заявление, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги установлен Разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила №354).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

Таким образом, под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.

Распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абз. 16 п. 2 Правил № 354).

Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.

Согласно пункту 80 Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

В силу абз. 2 п. 81 Правил № 354, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки, поданной исполнителю.

Следовательно, полномочиями по вводу в эксплуатацию индивидуального прибора учета наделен только исполнитель коммунальной услуги, при этом Правила №354 не регламентируют процедуру введения в эксплуатацию распределителей.

Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил № 354, под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пункт 8 указанных Правил предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в подпунктах 9 и 10 данных Правил (то есть, как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации).

В соответствии с п.1 ст.157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 11-13).

Управление домом осуществляет ТСЖ «Самойло,15».

23 февраля 2020 г. обратилась в ТСЖ «Самойло,15» с заявкой на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета и в установленный законом срок начать осуществлять расчеты с использованием показаний установленных в квартире устройств для вычисления тепловой энергии TECHEM radio 4. (л.д. 26, том 1).

В ответ ТСЖ «Самойло,15» отказался принимать в эксплуатацию приборы учета, мотивируя тем, что данные вычислители не являются индивидуальными приборами учета, соответствующими Постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (л.д. 28, том 1).

С 01 июня 2021 г. осуществлен переход на прямые договоры теплоснабжения и ГВС с собственниками жилых помещений с ПАО «ТГК-2» в соответствии с п.4.4 ст. 44 и ст. 157.2 ЖК РФ на основании протокола общего собрания собственников помещений дома по адресу: <адрес> от 12 апреля 2021 г. (л.д. 46 том 1).

Исходя из ч. 1 ст.9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Порядок отнесения технических устройств к средствам измерений в соответствии с требованиями ст. 9 п. 3 Федерального закона от 26 июня
2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлен Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по отнесению технических средств к средствам измерений (утвержден приказом Минпромторга РФ от 25 июня 2013 г. N 971 и зарегистрирован Минюстом РФ от 06 августа 2013 г. № 29274).

Согласно копии свидетельства об утверждении типа средств измерений, выданному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, приборы Techem FHKV radio4 являются устройствами для вычисления и распределения тепловой энергии, предназначены для измерений температур поверхности отопительного прибора и воздуха. Устройство Techem FHKV radio4 на основе измеренных температур и дополнительных внесенных в память устройства коэффициентов, вычисляют количество тепловой энергии, отданной прибором. Устройства применяются в жилищном фонде и на объектах городской инфраструктуры с однотрубными или двухтрубными вертикальными и горизонтальными системами разводки контуров отопления. Принцип действия устройств основан на вычислении отдаваемого отопительным прибором количества тепловой энергии путем обработки измерительной информации о температуре поверхности отопительного прибора и температуре окружающего воздуха с логарифмическим вычислением разности этих температур и умножением полученного результата на коэффициенты, учитывающие конструкцию отопительных приборов, направление движения теплоносителя, а также габариты и номинальную мощность конкретного отопительного прибора. Устройства программируют в соответствии с теплотехническими данными отопительного прибора на месте установки. Устройства в данных модификациях вычисляют и отображают количество потребленной тепловой энергии в киловатт-часах.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил № 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Критерии).

Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Вместе с тем, сторона истца утверждает, что установленные в квартире устройства являются современными индивидуальными приборами учета тепла, для установки которых не требуется наличие только горизонтальной разводки системы отопления. При этом они являются именно приборами учета тепловой энергии, а не распределителями, поскольку вычисляют и отображают объем потребленной тепловой энергии в абсолютных физических величинах.

В данном случае не имеет значение то обстоятельство, что спорные устройства отображают объем потребленной тепловой энергии в абсолютных физических величинах - киловатт-час, а не в условных единицах. Тем более при расчете размера платы в отношении объемов коммунального ресурса «тепловая энергия» используются другие единицы измерения, а именно - Гкал (подпункт «а» пункта 1 Примечания к Правилам № 354).

Согласно ответу Росстандарта № 8686-АК/05 от 01 июня 2021 г. (л.д. 79, том 1) устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии FHKV (varioS, vario4. datalll, radio4), изготавливаемые "Techem Energy Services" GmbH, Германия, регистрационный номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений 65036-16, (далее - устройства), являются распределителями тепловой энергии. Учитывая, что устройства FHKV не могут непосредственно измерять потребленную тепловую энергию, они не являются индивидуальными приборами учета.

В соответствии с абз.7 п.42.1 Правил № 354 если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями.

Наличие в многоквартирном доме, в котором расположена квартира истца, вертикальной разводки систем отопления сторонами не оспаривается, судом установлен факт отсутствия в большинстве квартир и нежилых помещениях МКД распределителей тепла (более 50%), что подтверждается актами осмотра.

По ходатайству истца по делу назначена судебная экспертиза, производства которой поручено индивидуальному предпринимателю ФИО5

На разрешение экспертизы поставлены следующие вопросы:

1. Являются ли устройства Techem FHKV radio4 с заводскими номерами 03756609, 03756601, установленные в жилом помещении по адресу: <адрес>, индивидуальными приборами учета в многоквартирном жилом доме в понимании Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")?

2. Возможно ли в доме с вертикальной системой разводки отопления, определить объем (количество) потребленной в отдельно взятой квартире тепловой энергии по показаниям этих устройств, установленных только на радиаторах отопления?

В выводах экспертов (заключение № 112-21 от 10 декабря 2021 г.) указано:

По вопросу № 1:

Устройства Techem FHKV radio4 (вычислители тепла), с номерами 03756609, 03756601, установленные в жилом помещении по адресу: <адрес>, являясь по факту распределителями тепла, при установке лишь в одном или некоторых отдельных жилых и нежилых помещениях, общая площадь которых не превышает 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в понимании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, индивидуальными приборами учета не являются.

По вопросу № 2:

Определить объем (количество) фактически потребленной тепловой энергии в отдельно взятой квартире в доме с вертикальной системой разводки отопления по показаниям вычислителей тепла Techem FHKV radio4, установленных только на радиаторах отопления невозможно.

Показания вычислителей тепла Techem FHKV radio4, являющимися по факту распределителями тепла, могут быть использованы при определении размера платы за коммунальную услуг по отоплению, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями.

При этом распределители тепла должны обеспечивать единство измерений, то есть все установленные в многоквартирном доме распределители тепла должны отображать показания единообразно.

Частью 1 ст. 79 ГПК РФ установлено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с п.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда обязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ. Эксперты до начала производства экспертизы предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эксперты имеют необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальности. Сомнений в объективности и обоснованности экспертного заключения у суда не имеется.

Показания устройств FHKV (выраженные не в гигакалориях, а в иных единицах) не могут применяться в расчетах в качестве показаний приборов учета теплоэнергии, поскольку порядок перевода одних единиц измерения в другие (например, кВт-часов в гигакалории) действующим жилищным законодательством не установлен, в том числе не определено лицо, осуществляющее такой перевод (потребитель, исполнитель услуги или иное лицо), не утверждены переводные коэффициенты.

В силу п. п. 3.5, 4.8 Методики распределения общедомового потребления тепловой энергии на отопление между индивидуальными потребителями на основе показаний квартирных приборов учета теплоты МДК 4-07.2004, рекомендованной Решением Госстроя РФ от 13 сентября 2003 г. N 01-НС-12/1, квартирные приборы учета теплоты - это приборы для регистрации необходимых параметров теплопотребления в соответствии с п. 3.4. В качестве квартирных приборов учета, в зависимости от регистрируемого набора параметров, в настоящий момент допускается использование квартирных счетчиков теплоты или радиаторных устройств для распределения тепловой энергии (далее по тексту - распределителей теплоты).

Имеются всего две физические возможности измерить относительную величину потребления тепловой энергии в отапливаемых помещениях. Первая - измерение температуры и расхода теплоносителя на входе и выходе трубопровода системы отопления в данном помещении (или группе помещений). В этом случае для измерений и расчета потребления тепловой энергии используются квартирные счетчики теплоты. Вторая - измерение и интегрирование температурного напора между поверхностью отопительного прибора и воздухом в помещении с учетом размеров отопительного прибора и распределения температуры по его поверхности. В этом случае для измерений используются приборы, снабженные датчиками температуры, а затем на основе интегрированного по времени температурного напора производится расчет не абсолютной, а относительной величины потребления тепловой энергии. Эта расчетная схема реализована в устройствах по распределению тепловой энергии (распределителях теплоты) и связанной с ними системе коэффициентов для различных типов отопительных приборов

В судебном заседании истцом не предоставлено доказательств того, что установленные ею приборы относятся к предусмотренным действующим законодательством индивидуальным приборам учета и распределителям, и подлежащими вводу в эксплуатацию, а также последующему начислению платы по их показаниям, возможности принятия их показаний для целей расчета платы за потребленную тепловую энергию

Таким образом, руководствуясь статьями 30, 154, 155, 539, 540 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, суд приходит к выводу о том, что установленные в квартире истца устройства FHKV radio4 не являются индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в связи с чем отказ в приемке спорных устройств в эксплуатацию в качестве приборов учета тепловой энергии является законным. Указанная правовая позиция также изложена в судебных актах Третьего Кассационного суда общей юрисдикции (кассационные определения от 16 июня 2021 г. N 88-9599/2021, от 23 сентября 2020 г. N 88-14047/2020).

От ИП ФИО5 представлено заявление о взыскании расходов на проведение экспертизы в размере 12 000 рублей, приложен счет на оплату.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст.85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до её проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учётом положений ч. 1 ст. 96 и ст. 98 Кодекса.

Рассматривая ходатайство о взыскании расходов на проведение экспертизы по настоящему делу в размере 12 000 рублей, суд учитывает, что согласно абз. 2 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

Учитывая то, что истцу отказано в удовлетворении требований, расходы на проведение судебной экспертизы подлежат взысканию с истца.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к товариществу собственников жилья «Самойло,15», публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 2» о понуждении ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии Techem FHKV radio4, установленные в жилом помещении, понуждении осуществлять расчет платы за тепловую энергию в квартире с даты начала приема и ввода в эксплуатацию электронных устройств для вычисления тепловой энергии Techem FHKV radio4, исходя из показаний данных приборов (на дату приема) - отказать.

Взыскать с ФИО1 в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 овича расходы на проведение судебной экспертизы в размере 12 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 г.

Судья Ю.М. Поздеева