ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-150 от 03.02.2012 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

                                                                                    Ухтинский городской суд Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ухтинский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело 2-150/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе судьи Найдиной Г.В.,

при секретаре Ивановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 03 февраля 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора г.Ухты в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МОГО «Ухта», МУ «Управление ЖКХ» МОГО «Ухта» о запрещении осуществлять действия по размещению муниципального заказа и об обязании организовать приют для помещения и содержания бродячих животных,

установил:

Прокурор г.Ухты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МОГО «Ухта», МУ «Управление ЖКХ» МОГО «Ухта»о запрещении осуществлять действия по размещению муниципального заказа на выполнение работ по отлову транспортировке, передержке и утилизации бродячих животных незаконным способом (путем уничтожения животных), об обязании администрации МОГО «Ухта» разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок отлова и содержания бродячих животных на территории МОГО «Ухта» в специализированных приютах для их содержания и об обязании организовать приют для помещения бродячих животных и их содержания с учетом всех нормативных требований к приютам и с учетом климатических условий г.Ухты.

В настоящем судебном заседании прокурор Володина В.А. заявила отказ от требований в части обязания администрации МОГО «Ухта» разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок отлова и содержания бродячих животных на территории МОГО «Ухта» в специализированных приютах для их содержания. Определением суда производство по делу в этой части прекращено.

В обоснование заявленных требований указано следующее.   МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» и МУП «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта» заключен муниципальный контракт   на оказание услуг по отлову транспортировке, передержке и утилизации бродячих животных. Из заключенного муниципального контракта следует, что порядок отлова, транспортировки и утилизации безнадзорных животных заказчиком не установлен, порядок захоронения не отражен, место содержания бродячих животных в течение 6 месяцев не определено, участие специалиста - врача ветеринара не оговаривается, меры, принимаемые к поиску владельца животного не прописаны. МУП «Ухтаспецавтодор»   заключило договор   с индивидуальным предпринимателем Н. на выполнение работ по отлову безнадзорных животных. В силу требований Закона РФ от 14.05.1993 «О ветеринарии» право на занятие ветеринарной деятельностью имеют специалисты в области ветеринарии с высшим или средним ветеринарным образованием, усыпление (эвтаназия) может осуществляться только указанными в законе ветеринарными специалистами. В ходе проведенной проверки установлено, что отлов безнадзорных животных производится с применением исключительно механических средств отлова (петли, сети), применение каких-либо лекарственных препаратов путем выстрелов дротиками при отлове животных непосредственным исполнителем работ индивидуальным предпринимателем Н. отрицается, однако данный факт опровергается обращениями граждан в прокуратуру города, а также публикациями в средствах массовой информации, согласно которым отловленных животных не представляется возможным установить и забрать в дальнейшем на производственной базе МУП «Ухтаспецавтодор», поскольку они усыпляются непосредственно при отлове, и не передерживаются исполнителем работ в течение 5 (пяти) дней. Порядок исполнения муниципального заказа по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак, а также сам факт его размещения незаконны по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 16, 16.1 и 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по отлову и умервщлению безнадзорных животных органам местного самоуправления не переданы. В силу требований ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Частью 1 ст. 4 ФЗ от 24.04.1995 «О животном мире» животный мир в пределах Российской Федерации находится в государственной собственности и согласно ст.27 Закона органы местного самоуправления не наделены никакими полномочиями в данной сфере. В силу ст.230 ГК РФ безнадзорное животное не подлежит уничтожению, а должно быть возвращено владельцу. Также постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10» пунктом 9.5. разрешен только отлов и содержание безнадзорных животных. Размещение муниципальных заказов на отлов и уничтожение безнадзорных животных противоречит требованиям федерального законодательства. Размещение муниципальных заказов производится за пределами представленных органам местного самоуправления полномочий и с незаконным использованием для этих целей средств местного бюджета. Также, при проведении процедуры отлова и усыпления животных нарушаются требования федерального законодательства о животном мире, в связи с чем, данная деятельность не может осуществляться до устранения нарушений. Таким образом, в силу действующего законодательства, основным законным способом отлова и содержания безнадзорных животных является организация (строительство) приюта для содержания бродячих (безнадзорных) животных на период до 6 месяцев с передачей животных в дальнейшем их владельцам, либо с последующей передачей новым владельцам.

В судебном заседании прокурор Володина В.А. поддержала уточненные требования в полном объеме.

Ответчики - представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Бойко Е.И. и представитель МУ «Управление ЖКХ» МОГО «Ухта» с иском не согласились, полагая, что оснований для его удовлетворения не имеется. Действия администрации МОГО «Ухта» по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных животных вызваны участившимися случаями нападения безнадзорных собак на жителей г.Ухты и стремлением улучшить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения города.

Третьи лица – представитель МУП «Ухтаспецавтодор» МОГО «Ухта» по доверенности и ИП Н. также считали, что иск прокурора г.Ухты удовлетворению не подлежит. Дополнительно Н. пояснил, что условия договора об отлове, передержке безнадзорных собак им соблюдаются. Передержка собак осуществляется частично на базе МУП «Ухтаспецавтодор» и на базе ИП Н.

Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что  г. между МУ «Управление ЖКХ» МОГО «Ухта» и МУП «Ухтаспецавтодор» заключен муниципальный контракт   на оказание услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО «Ухта» на период с  г. по  г.

Аналогичный контракт между указанными юридическими лицами был заключен  г. на период с  г. по  г.

 г. МУП «Ухтаспецавтодор» заключило договор с индивидуальным предпринимателем Н. на выполнение работ, предусмотренных муниципальным контрактом, на  г.

 г. между указанными лицами был заключен аналогичный договор на  г.

Правилами содержания животных на территории МО «Город Ухта», утвержденными решением Совета МО «Город Ухта»      , предусмотрена обязанность организаций жилищно-коммунального хозяйства МОГО «Ухта» проводить мероприятия по отлову и временному содержанию безнадзорных животных на территории МОГО «Ухта».

Постановлением администрации МОГО «Ухта»     утвержден стандарт муниципальной услуги «Отлов и утилизация безнадзорных животных», в состав которой входит организация работ по отлову безнадзорных животных; транспортировка и доставка в территориальные пункты приема и передержки отловленных животных; содержание в течение 5 календарных дней в пункте приема и передержки отловленных животных; клинический осмотр и освидетельствование ветеринарными специалистами отловленных животных, помещенных в пункт приема и передержки, для решения вопроса об их дальнейшей судьбе; вакцинация, эвтаназия, захоронение в скотомогильнике безнадзорных животных (кремация).

Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к вопросам местного значения отлов и передержку безнадзорных животных, а также не регулирует полномочия органов местного самоуправления в этой области.

Вместе с тем, в силу ч.2 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных несомненно должны быть отнесены к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ по организациям и территориям, обслуживаемым федеральным медико-биологическим агентством,     указано, что эпизоотологическая и эпидемиологическая обстановка по бешенству в Российской Федерации продолжает ухудшаться и в связи с этим в целях совершенствования мероприятий по профилактике бешенства и предупреждения заболеваний среди обслуживаемого населения этой инфекцией рекомендовано главам муниципальных образований выполнить мероприятия по профилактике бешенства; принять нормативные правовые акты, регулирующие правила содержания домашних животных; активизировать проведение мероприятий по сокращению числа безнадзорных животных, создать и оснастить бригады для их отлова.

В соответствии с п.2.1.1 Требований к качеству оказания услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО «Ухта» (Приложение к муниципальному контракту) отлову подлежат агрессивные, с признаками бешенства собаки, а также безнадзорные собаки. Бригадам по отлову безнадзорных собак запрещается изымать собак из квартир и частных территорий, снимать собак с привязи, производить отлов собак в присутствии детей и совершать иные действия (бездействие), нарушающие требования действующего законодательства по обеспечению безопасности населения и гуманного обращения с домашними животными (п.2.1.4 Требований).

Принятие обязанностей по отлову и утилизации безнадзорных животных со стороны администрации МОГО «Ухта» за счет доходов местного бюджета не противоречит требованиям законодательства о местном самоуправлении и, напротив, при отсутствии правового регулирования этого вопроса на уровне субъекта Российской Федерации, способствует поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории МОГО «Ухта».

При таких обстоятельствах и с учетом положений ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» суд не находит нарушений требований законодательства в факте размещения администрацией МОГО «Ухта» и МУ «Управление ЖКХ» МОГО «Ухта» муниципального заказа на выполнение работ по отлову, транспортировке, передержке и утилизации безнадзорных животных.

В обосновании к исковому требованию о запрещении размещения муниципального заказа прокурор указал, что порядок отлова, транспортировки и утилизации безнадзорных животных заказчиком не установлен, порядок захоронения не отражен, место содержания безнадзорных животных не определено, участие специалиста – врача-ветеринара не оговаривается.

В материалах дела имеется муниципальный контракт на оказание услуг по отлову, передержке, усыплению и утилизации безнадзорных собак на территории МОГО «Ухта» с приложением «Требования к качеству оказания услуг по отлову, …», договор на выполнение работ по отлову безнадзорных животных, в соответствии с которым услуги по отлову, передержке и усыплению безнадзорных собак на территории МОГО «Ухта» должны быть оказаны в соответствии с Правилами содержания животных на территории МО «Город Ухта». Указанные документы в совокупности содержат все позиции, на которые в своем заявлении указал прокурор.

Доказательств того, что уничтожение животных производится незаконным способом в судебное заседание не представлено. Ненадлежащее исполнение условий муниципального контракта не является предметом настоящего судебного разбирательства.

По мнению прокурора г.Ухты, в соответствии со ст.230 ГК РФ, безнадзорное животное не подлежит уничтожению, а должно быть возвращено владельцу. В связи с этим, законным способом отлова и содержания безнадзорных животных является организация (строительство) приюта для содержания безнадзорных животных на период до 6 месяцев с передачей животных в дальнейшем их владельцам, либо с последующей передачей новым владельцам.

В соответствии с ч.1,2 ст.230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления.

Указанная правовая норма распространяет свое действие только на домашних животных, оставшихся без надзора, при этом содержание безнадзорных животных в обязанности органов местного самоуправления не входит.

Вопросы организации приютов для безнадзорных животных, их финансирования и деятельности действующим законодательством не регулируются.

В соответствии с п.2 ст.26.1 ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

В силу ст.2 Закона РФ от 14.05.1993г. «О ветеринарии», а также статей 3, 4 ФЗ от 30.04.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 26.3 (пункт 1) ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 49 п.2 ст.26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона РФ от 14.05.1993г. «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.2 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, следовательно указанные полномочия отнесены к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время вопрос установления порядка и содержания безнадзорных животных на уровне Республики Коми не урегулирован, в связи с чем оснований для обязания администрации МОГО «Ухта» организовать (построить) приют для помещения и содержания безнадзорных животных не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора г.Ухты следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований прокурора г.Ухты к администрации МОГО «Ухта», МУ «Управление ЖКХ» о запрещении осуществлять действия по размещению муниципального заказа на выполнение работ по отлову, транспортировке, передержке и утилизации бродячих животных незаконным способом и об обязании организовать приют для помещения бродячих животных и их содержания отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, то есть с 08.02.2012года.

Судья Г. В. Найдина