ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1500/2016 от 22.12.2016 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Железногорск-Илимский 22 декабря 2016г. Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Родионовой Т.А., при секретаре Горбуновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1500/2016 по исковому заявлению Прокурора Нижнеилимского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рудногорского городского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд с иском к администрации Рудногорского городского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в обоснование которого указал, что Прокуратурой Нижнеилимского района проведена проверка исполнения администрацией Рудногорского городского поселения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в том числе связанных с реализацией инвестиционных проектов и прохождении других разрешительных процедур.

По результатам проверки установлено следующее.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту - Закона № 210-ФЗ) определено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Пунктом 3 статьи 5 Закона № 210-ФЗ закреплено право заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Из ч. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ следует, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009 г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям данного распоряжения. В силу приложения № 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации органу местного самоуправления до 1 января 2013 года необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до 1 января 2014 года обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований законодательства администрацией поселения муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются. Администрацией поселения не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, что подтверждается письменной информацией администрации поселения и отсутствием размещенных сведений о предоставляемых муниципальных услугах на Портале Государственных и муниципальных услуг Иркутской области в сети Интернет (http://***.ru).

В силу требований п.п. 5, 7, 13 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, в данном случае установление порядка предоставления муниципальных услуг, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, устранение необоснованных запретов и ограничений относится к мерам по противодействию коррупции. Возможность получения муниципальных услуг в электронном виде предусмотрена законодателем для минимизации непосредственного контакта заявителей и муниципальных служащих с целью недопущения коррупционных проявлений. Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронном виде может повлечь за собой коррупционные проявления со стороны муниципальных служащих. Подобная ситуация лишает субъекты предпринимательской деятельности возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства установленным ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечение благоприятных условий, для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Таким образом, неисполнение администрацией поселения требований федерального законодательства в сфере оказания муниципальных услуг гражданам и иным заявителям влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, так как нарушение законодательства влечет невозможность достижения основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, таких как правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя и.т.д.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами.

Согласно ч.2 ст.4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит суд обязать администрацию Рудногорского городского поселения устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем размещения на сайте http://38.gosuslugi.ru Реестра муниципальных услуг и обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бобрик А.А. поддержала исковые требование, в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Рудногорского городского поселения, в судебное заседание не явился, были надлежащим образом извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменно отзыве адресованном суду указали, что в настоящее время Администрацией Рудногорского городского поселения оформлен и получен доступ на электронную площадку ФРГУ (Федеральный реестр государственных услуг) и специалистами администрации ведется работа по размещению услуги на сайте для обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме.

Суд выслушав старшего помощника прокурора Бобрик А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В п.3 ст.5 Закона № 210-ФЗ закреплено право заявителей на получение муниципальных услуг в электронной форме. Вместе с тем, в соответствии п.2 ч.1 ст.6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Из ч. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ следует, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме осуществляется подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.12.2009г. № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» утвержден сводный перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в электронном виде, а также рекомендовано органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных муниципальных услуг руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложениям данного распоряжения. В силу приложения № 2 указанного распоряжения Правительства Российской Федерации органу местного самоуправления до 1 января 2013 года необходимо обеспечить возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг мониторинг хода предоставления услуги, а до 1 января 2014 года обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом.

В материалы дела было представлено постановление Администрации Рудногорского городского поселения от ***. *** «О внесении изменений в Реестр муниципальных услуг муниципального образования «Рудногорское городское поселение», с приложением Реестра муниципальных услуг (функций) муниципального образования «Рудногорское городское поселение».

Между тем по сообщению Главы Рудногорского городского поселения ФИО1 администрацией Рудногорского городского поселения ведется процесс внесения в ФРГУ (Федеральный реестр государственных услуг) Реестра муниципальных услуг, предоставляемых населению.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Прокурора Нижнеилимского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рудногорского городского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рудногорского городского поселения о понуждении к устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, удовлетворить.

Обязать администрацию Рудногорского городского поселения устранить нарушения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг путем размещения на сайте http://***.ru Реестра муниципальных услуг и обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 29.12.2016г.

Судья: Т.А. Родионова